№ П.п | Кол. час./ дата | Тема | Основное содержание | Планируемые результаты |
Решаемая проблема | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные |
1 | . | Введение (1ч). Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Знать цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства. | Понимать природу художественного образа и своеобразие художественной действительности. | Уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку. | Осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
2 | | Французский и карело-финский мифологический эпос. «Калевала». Мудрость народов. (пословицы и поговорки народов мира) | Как научиться подбирать цитатные примеры басни? | Научиться понимать цитатные примеры из эпоса, иллюстрирующие понятия «героический пафос» | Уметь искать и выделять необходимую информацию из предложенного текста; уметь выделять учебные действия; уметь определять общую цель и пути ее достижения. | | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
3 | | Из русской литературы XVIII в. (2ч). М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого». Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок). | Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды. | Понимать особенности поэтического языка М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы. | Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов). | | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4. | | Г.Р.Державин – Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание» | Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений. | Понимать философский и иносказательный смысл стихотворений. | Уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»). | Осваивать биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
5. | | Из русской литературы XIX в. А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок) Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла II | Знать биографию поэта | Понимать особенности творческого процесса поэта (с.95-96). | Уметь создавать монологическую речь | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
6. | | Самостоятельная работа А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге. в./ч. «Во глубине сибирских руд». | Знать историческую основу, особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка. | Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Петра. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев. | Формировать навыки исследовательской деятельности; | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
7. | | А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов». | Знать историческую основу поэмы, определение понятия «поэма», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка | Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Петра, оценивать отношение автора к изображаемому. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст находить средства художественной выразительности. | Осваивать художественное воспроизведение быта Петербурга. Смысл прославления деяний Петра. Особенности композиции, своеобразие языка. Понятие о жанре поэмы (развитие представлений) | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
8 | | Михаил Юрьевич Лермонтов М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. Смысл Столкновения Калашникова с Кирибеевичем. | Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу. | Понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе. | Уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы. | Осваивать картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
9 | | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Ангел», «Молитва». | Как научиться анализировать Поэтический текст? | Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. | Навыки исследова тельской деятель ности | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
10 | | НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (5 ч). Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства | Знать факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве Н.В. Гоголя, замысел писателя. | Понимать роль исторического фона в повествовании. | Уметь сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное. | | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
11 | | Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (Домашнее сочинение) | Знать основное содержание глав 3-4. | Понимать нравы и обычаи Запорожской Сечи как символа доблести и мужества казачества. | Уметь отбирать материал описания природы и Сечи, оценивать нравы и поступки запорожцев. | Развитие умений рассуждать, анализировать. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
12 | | Контрольная работа по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Знать содержание прочитанного произведения. | Понимать нравственную проблематику повести. | уметь составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | Развитие умений рассуждать, анализировать | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
13 | | ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ Изображение крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк» | Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк». | Составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей. | Уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу (составление словаря, характерного для речи Пимена). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
14 | | Николай Алексеевич Некрасов. Н.А. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая. Историческая основа поэмы. | Знать факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). | Понимать жанровые особенности поэмы. | Уметь определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора. | Осваивать в процессе выразительного чтения предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
15 | | Алексей Константинович Толстой. (1ч). А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады | Знать факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад; | Понимать конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания. | Уметь анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад. | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
16 | | СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ ИЛИ УРОКИ ЩЕДРИНА М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке. | Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки, определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика. | объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина | уметь: составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, | Освоить сатиру и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
17 | | ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. Главы из повести «Детство» (взаимоотношения детей и взрослых). | Знать отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна. | Понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье. | Уметь анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний. | Осваивать история создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
18 | | «Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н. Толстого. | Как научиться выстраивать внутренний монолог? | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгорим от- вета | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
19 | | СМЕШНОЕ И ГРУСТНОЕ РЯДОМ, ИЛИ УРОКИ ЧЕХОВА А.П.Чехов. Страницы биографии. «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова | Знать оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа | Понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета, авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев | Уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной ,задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
20 | | Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» | Знать содержание рассказа, расширить представление о «юморе» и «сатире», понимать и уметь объяснить особенности композиции рассказа. | Понимать идейно-тематическую направленность произведения. | Уметь анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи. | Выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
21 | | Из русской литературы ХХ века. И.А. Бунин . Воспитание детей в семье в рассказе И.А. Бунина «Цифры». | Знать сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе. | Понимать содержание рассказа, его проблематику. | Уметь составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу (составление сравнительной таблицы по текстам «Песни» и романа). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
22 | | Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти». | Знать специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, деду, Цыганку, Хорошему Делу. | Понимать поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом. | Уметь видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
23 | | МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Романтические рассказы: «Старуха Изергиль» «Легенда о Данко», «Челкаш». | Знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения. | Понимать поступки литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою. | Уметь оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд. | | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
24 | | Владимир Владимирович Маяковский В.В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | Знать факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира». | Понимать роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе. | Уметь выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного. | Выразительно читать. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по реализации | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
25 | | ПРОВЕРОЧНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА по творчеству В.В. Маяковского. Леонид Николаевич Андреев Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака». (Д.З. Письменный отзыв). | Знать сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения. | Понимать нравственную проблематику произведения. | Уметь сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения. | Формирование мотивации учения |
| | | | | | | | | |
26 | | Федор Александрович Абрамов (1 ч) Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Проверочно-диагностическая работа по творчеству Ф. Абрамова. | Знать факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции. | Понимать особенности жанра, композиции, темы произведения. | Уметь анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
27 | | ЧАС МУЖЕСТВА. Евгений Иванович Носов (2 ч) Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла» ( «Акимыч») | Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа. | Понимать, что такое «тема» и «идея», план анализа эпического произведения. | Уметь анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа. | Формирование Навыков Взаимодействия в группе | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
28 | | Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя». | Знать план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами. | Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры. | Формирование Мотивации к кол- лективной и творческой деятельности | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
29 | | ПРОВЕРОЧНАЯ ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч) Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «Я вновь пришел сюда...». ( Из цикла «Восьмистишия») «О моей Родине», Возвращение к истокам, основам жизни. | Знать: факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения | Понимать особенности художественной образности дагестанского поэта | Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст. | Осваивать выразительное чтение стихотворения, анализировать лирическое произведение. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
30 | | Из зарубежной литературы Р. Р.Представления народа о о справедливости и честности в стихотворение «Честная бедность». Роберта Бернса | Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть. | Объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта. | Уметь выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
31 | | Ощущение трагического разлада с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!..» Дж. Г. Байрона | Знать автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона. | Понимать художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении. | уметь анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении. | Осваивать анализ лирического произведения. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
32 | | Японские трехстишия ( хокку) Изображение жизни природы человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года | Как научиться анализировать поэтический текс? | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | Научиться определять идейно-художественное своеобразие текста | Уметь синтезировать полученную информацию | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Осознавать свои трудности и стремиться их преодолеть. |
33 | | О. ГЕНРИ. Сила любви и преданности в рассказах. «Дары волхвов». Итоговый тест | Каков алгоритм проведения анализа текста? | Формировать способности к рефлексии коррекционно-конроль- ного типа | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа; уметь выполнять учебные действия. | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | |
34 | | Фантастические рассказы Р. Д. Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. | Знать: биографические сведения о Р.Брэдбери, понятие «фантастический рассказ-предупрежден. | Понимать стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле. | уметь: объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками . | Формирование мотивации учения |