СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пейзаж как самостоятельный жанр в изобразительном

Категория: ИЗО
Тема: Пейзаж

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пейзаж как самостоятельный жанр в изобразительном искусстве

 

Уже в раннем полотне Тициана "Бегство в Египет" (Эрмитаж, Санкт-Петербург) изображение природы на заднем плане затмевает печальную сцену бегства Святого семейства в Египет. (рис.7)

Традиции венецианской школы нашли отражение в живописи испанского художника Эль Греко. Грек по происхождению (настоящее имя — ДоменикосТеотокопулос), он оставил свою родину, Кипр, и уехал в Венецию, а затем поселился в Испании.

Среди самых известных картин мастера — пейзаж "Вид Толедо" (1610–1614, Метрополитен-Музей, Нью-Йорк). (рис.8)Эль Греко очень живо и эмоционально передает природу в момент грозы. Освещаемые вспышками молний, по небу несутся свинцовые тучи.

ВXVII веке появилось множество национальных школ, сформировались новые жанры и их разновидности. Это время было весьма удачным для дальнейшего развития пейзажного жанра.

 Традиции Брейгеля, который своим творчеством стремился доказать что окружающая действительность является частицей мироздания, единого и вечного.(рис.9), в области пейзажной живописи подхватили представители голландской школы.  Произведения таких художников, как Х. Аверкамп, Э. ван дер Пул, Я. Порселлис, С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. ванРейсдал и Ян.ванРейсдал, передают гордость человека за свою землю, восхищение красотой моря, родных полей, лесов и каналов. Во всех произведениях голландских пейзажистов  чувствуется  искренняя  и безграничная  любовь к  окружающему миру(рис.10).  Ян ванГойен, основоположник реалистического пейзажа в голландской живописи, равно как и другой голландский пейзажист, Филипс Конинк, с большой достоверностью показывал вересковые дюны, берега и речные заводи, деревья, ветряные мельницы, болота, каналы, морские просторы (рис.11) из которых, в последствии, сложился жанр «Марина». «Драматические пейзажи» создал  художник МейндертХоббема. Главная особенность пейзажей другого голландского мастера, Альберта Кейпа, — соединение пейзажа с анималистическим жанром. Его картины восхищают зрителя своими насыщенными и звучными красками.большой популярностью пользовались космополитические пейзажи, авторы которых специализировались на создании воображаемых ландшафтов в итальянском стиле.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции также сыграло свою роль в развитии пейзажной живописи. В творчестве Диего Веласкеса есть пейзажи, отразившие тонкую наблюдательность великого испанского мастера (Вид виллы Медичи, 1650–1651, Прадо, Мадрид). (рис.13)Картины Веласкеса свидетельствуют о зарождении «пленэрной живописи».

ВXVII веке в искусстве, именуемое  «классицизм», сложились принципы создания идеального пейзажа который подчинён законам разума. Французский художник, живописец Никола Пуссен, работавший в Италии, стал прародителем «героического пейзажа». Картины Пуссена, показывающие грандиозность природы, которая населена мифологическими героями, вызывающие  в зрителе возвышенные чувства. Он писал произведения с четко выстраиваемыми   пространственными планами, следовал строгим правилам при  распределении  цвета.

Другой мастер пейзажного жанра, Клод  Лоррен разработал  концепцию«идиллического пейзажа». В его картины –это пример   идеальной гармонии. Художник  выстраивает планы — памятники античности, древние руины, деревья с густыми кронами, что на полотне остается достаточно места для передачи широких пространств моря, земли и воздушных далей.

Совершенно иной предстает природа на полотнах мастеров барокко. В отличие от классицистов они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, пейзажи фламандца Питера Пауля Рубенса передают мощь и красоту земли, утверждают радость бытия, вселяя в зрителей чувство оптимизма. Примером такого позитивного пейзажа является   "Пейзаж с радугой"(Эрмитаж, Санкт-Петербург),(рис.14).Отразились барочные традиции, у итальянского мастера начала XVII века АлессандроМаньяско. В его картинах нет ничего идиллического. Полные тревожного чувства, они показывают сложность мироустройства. На полотне «Морской берег» зритель  видит  хаотичное расположение деталей.

В XVIII веке дальнейшее развитие пейзажная живопись получила и в искусстве Франции. Антуан Ватто, которого называли "живописцем галантных праздников", писал «бытовые сцены» на фоне чудесных парков. («Паломничество на остров Киферу», 1717, Лувр, Париж).(рис.15)Французский художник Франсуа Буше, создавал «лирические  пейзажи». (рис.16). Многие живописцы, работавшие в этот период, обращались к античности, видя в ней прообраз свободы личности, открыли миру «исторический пейзаж».  Монументальные  руины Древнего Рима воссоздают картины ЮбераРобера.

«Марина» как пейзажное искусство вызывали восторг современников.  Основанные на натурных наблюдениях морские бури и порты Клода Жозефа Верне с их яркими эффектами освещения.  В том же  XVIII веке первые пейзажи, появившиеся и в России, они являли собой документальное изображение дворцов и парков. Представляя тем самым «Архитектурный пейзаж».  Во времена царствования Елизаветы Петровны  издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М. И. Махаева. В этих рисунках был передан характер «городского пейзажа».   В Живописном исполнении пейзажи появились только с произведениями Семена Федоровича Щедрина.И только с этим художником связано начало формирования русского пейзажного жанра.(рис.22)

В европейском и американском искусстве в первой половине XIX века Жосеф Верне был вдохновителем художников –  романтического направления.Ярчайшими представителями «романтического пейзажа» в Англии были Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер и Джон Констебл, в Германии — Каспар Давид Фридрих. (рис.17)

       «Сельский пейзаж» открыли для зрителя французские пейзажисты — представители барбизонской школы: Теодор Руссо, Жюль Дюпре и др. (рис18)Мастер пейзажного жанра - КамильКоро,         сумел передать  пространственную, воздушную среду с помощью валеров.

КамиляКоро считали своим предшественником французские импрессионисты. Пленэрные пейзажи Клода Моне, КамиляПиссарро, Альфреда Сислея демонстрируют научный интерес художников к изменчивой световоздушной среде. Произведения импрессионистов показывают не только сельскую природу, но и по настоящему  «городской пейзаж».  (рис.19)

           Видоизменённые традиции  импрессионистов использовали в своей живописи художники-постимпрессионисты. Поль Сезанн с позиций «монументального  пейзажа.  «Драматические пейзажи» Винсента ван Гога полны мрачного, трагического чувства. И Напротив очень романтично отображена природа в пейзажах Жоржа Сёра и Поля Синьяка.  В XX веке к пейзажному жанру обращались фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Рауль Дюфи и др.(рис.20)

       Кубисты:  Пабло Пикассо, Жорж Брак, Робер Делоне и др. выполняли свои пейзажи с помощью расчлененных геометрических форм. Художников-сюрреалистов к примеру: Сальвадор Дали пейзажный жанр интересовал не меньше.и абстракционистов (Василий Кандинский, Хелен Франкенталер), писавших декоративные композиции, в которых главное — впечатление непосредственной импровизации в передаче образов природы. (рис.21) Преданными реалистическим традициям оставались такие мастера пейзажной живописи как: Рокуэлл Кент, Джордж Уэсли Беллоуз,  Ренато Гуттузо.

 

 

                                                       

 

Просмотр содержимого документа
«Пейзаж как самостоятельный жанр в изобразительном»

Пейзаж как самостоятельный жанр в изобразительном искусстве



Уже в раннем полотне Тициана "Бегство в Египет" (Эрмитаж, Санкт-Петербург) изображение природы на заднем плане затмевает печальную сцену бегства Святого семейства в Египет. (рис.7)

Традиции венецианской школы нашли отражение в живописи испанского художника Эль Греко. Грек по происхождению (настоящее имя — ДоменикосТеотокопулос), он оставил свою родину, Кипр, и уехал в Венецию, а затем поселился в Испании.

Среди самых известных картин мастера — пейзаж "Вид Толедо" (1610–1614, Метрополитен-Музей, Нью-Йорк). (рис.8)Эль Греко очень живо и эмоционально передает природу в момент грозы. Освещаемые вспышками молний, по небу несутся свинцовые тучи.

ВXVII веке появилось множество национальных школ, сформировались новые жанры и их разновидности. Это время было весьма удачным для дальнейшего развития пейзажного жанра.

Традиции Брейгеля, который своим творчеством стремился доказать что окружающая действительность является частицей мироздания, единого и вечного.(рис.9), в области пейзажной живописи подхватили представители голландской школы. 
Произведения таких художников, как Х. Аверкамп, Э. ван дер Пул, Я. Порселлис, С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. ванРейсдал и Ян.ванРейсдал, передают гордость человека за свою землю, восхищение красотой моря, родных полей, лесов и каналов. Во всех произведениях голландских пейзажистов чувствуется искренняя и безграничная любовь к окружающему миру(рис.10). Ян ванГойен, основоположник реалистического пейзажа в голландской живописи, равно как и другой голландский пейзажист, Филипс Конинк, с большой достоверностью показывал вересковые дюны, берега и речные заводи, деревья, ветряные мельницы, болота, каналы, морские просторы (рис.11) из которых, в последствии, сложился жанр «Марина». «Драматические пейзажи» создал художник МейндертХоббема. Главная особенность пейзажей другого голландского мастера, Альберта Кейпа, — соединение пейзажа с анималистическим жанром. Его картины восхищают зрителя своими насыщенными и звучными красками.большой популярностью пользовались космополитические пейзажи, авторы которых специализировались на создании воображаемых ландшафтов в итальянском стиле.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции также сыграло свою роль в развитии пейзажной живописи. В творчестве Диего Веласкеса есть пейзажи, отразившие тонкую наблюдательность великого испанского мастера (Вид виллы Медичи, 1650–1651, Прадо, Мадрид). (рис.13)Картины Веласкеса свидетельствуют о зарождении «пленэрной живописи».

ВXVII веке в искусстве, именуемое «классицизм», сложились принципы создания идеального пейзажа который подчинён законам разума.
Французский художник, живописец Никола Пуссен, работавший в Италии, стал прародителем «героического пейзажа». Картины Пуссена, показывающие грандиозность природы, которая населена мифологическими героями, вызывающие в зрителе возвышенные чувства. Он писал произведения с четко выстраиваемыми пространственными планами, следовал строгим правилам при распределении цвета.

Другой мастер пейзажного жанра, Клод Лоррен разработал концепцию«идиллического пейзажа». В его картины –это пример идеальной гармонии. Художник выстраивает планы — памятники античности, древние руины, деревья с густыми кронами, что на полотне остается достаточно места для передачи широких пространств моря, земли и воздушных далей.

Совершенно иной предстает природа на полотнах мастеров барокко. В отличие от классицистов они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, пейзажи фламандца Питера Пауля Рубенса передают мощь и красоту земли, утверждают радость бытия, вселяя в зрителей чувство оптимизма. Примером такого позитивного пейзажа является "Пейзаж с радугой"(Эрмитаж, Санкт-Петербург),(рис.14).Отразились барочные традиции, у итальянского мастера начала XVII века АлессандроМаньяско. В его картинах нет ничего идиллического. Полные тревожного чувства, они показывают сложность мироустройства. На полотне «Морской берег» зритель видит хаотичное расположение деталей.

В XVIII веке дальнейшее развитие пейзажная живопись получила и в искусстве Франции. Антуан Ватто, которого называли "живописцем галантных праздников", писал «бытовые сцены» на фоне чудесных парков. («Паломничество на остров Киферу», 1717, Лувр, Париж).(рис.15)Французский художник Франсуа Буше, создавал «лирические пейзажи». (рис.16). Многие живописцы, работавшие в этот период, обращались к античности, видя в ней прообраз свободы личности, открыли миру «исторический пейзаж». Монументальные руины Древнего Рима воссоздают картины ЮбераРобера.

«Марина» как пейзажное искусство вызывали восторг современников. Основанные на натурных наблюдениях морские бури и порты Клода Жозефа Верне с их яркими эффектами освещения. В том же XVIII веке первые пейзажи, появившиеся и в России, они являли собой документальное изображение дворцов и парков. Представляя тем самым «Архитектурный пейзаж». Во времена царствования Елизаветы Петровны издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М. И. Махаева. В этих рисунках был передан характер «городского пейзажа». В Живописном исполнении пейзажи появились только с произведениями Семена Федоровича Щедрина.И только с этим художником связано начало формирования русского пейзажного жанра.(рис.22)

В европейском и американском искусстве в первой половине XIX века Жосеф Верне был вдохновителем художников – романтического направления.Ярчайшими представителями «романтического пейзажа» в Англии были Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер и Джон Констебл, в Германии — Каспар Давид Фридрих. (рис.17)

«Сельский пейзаж» открыли для зрителя французские пейзажисты — представители барбизонской школы: Теодор Руссо, Жюль Дюпре и др. (рис18)Мастер пейзажного жанра - КамильКоро, сумел передать пространственную, воздушную среду с помощью валеров.

КамиляКоро считали своим предшественником французские импрессионисты. Пленэрные пейзажи Клода Моне, КамиляПиссарро, Альфреда Сислея демонстрируют научный интерес художников к изменчивой световоздушной среде. Произведения импрессионистов показывают не только сельскую природу, но и по настоящему «городской пейзаж».  (рис.19)

Видоизменённые традиции импрессионистов использовали в своей живописи художники-постимпрессионисты. Поль Сезанн с позиций «монументального пейзажа. «Драматические пейзажи» Винсента ван Гога полны мрачного, трагического чувства. И Напротив очень романтично отображена природа в пейзажах Жоржа Сёра и Поля Синьяка. 
В XX веке к пейзажному жанру обращались фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Рауль Дюфи и др.(рис.20)

Кубисты: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Робер Делоне и др. выполняли свои пейзажи с помощью расчлененных геометрических форм. Художников-сюрреалистов к примеру: Сальвадор Дали пейзажный жанр интересовал не меньше.и абстракционистов (Василий Кандинский, Хелен Франкенталер), писавших декоративные композиции, в которых главное — впечатление непосредственной импровизации в передаче образов природы. (рис.21) Преданными реалистическим традициям оставались такие мастера пейзажной живописи как: Рокуэлл Кент, Джордж Уэсли Беллоуз, Ренато Гуттузо.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!