СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план для 6 класса по ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-поурочное планирование 6 класс

Тема «Изобразительное искусство в жизни человека»

 

№ урока

Тема урока

 

Дата

Содержание урока

Зрительный ряд и дополнительное оборудование

Практическая деятельность

Материалы

Вид контроля

  1. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

1

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

 

Искусство и его виды. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративные и изобразительные

репродукции картин разных жанров искусства; фотографии архитектурных сооружений; предметы декоративного искусства; краски, карандаши, альбомы.

Свободная тема

Свободный материал

Просмотр и анализ работ

2

Рисунок – основа изобразительного искусства

 

Рисунок – основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Самостоятельная работа карандашами разной твердости. Учебный рисунок

образцы рисунков разных видов; образец рисунка травянистых растений или веточек; плакаты с изображением материалов для рисования и приемов техники рисунка.

Зарисовка с натуры и по памяти или представлению отдельных травянистых растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные и другие виды). Работа карандашами разной твердости

Белая бумага, карандаш

Просмотр и анализ работ

3-4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

 

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Композиция места. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно

репродукции картин Б. Домашникова «Осень. Электричка», У. Хогарта «Брачный контракт», А. Лутфуллина «Три женщины», И. Е. Репина «Запорожцы», В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», А. И. Куинджи «Березовая роща», «Ночь на Днепре», «Днепр утром»

Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками

Тушь, кисть, бумага

Просмотр и анализ работ

5

Цвет. Основы цветоведения

 

Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета

таблицы «Цветовой круг», образец педагогического рисунка; квадраты разных рисунков.

Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца». Работа красками

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

6

Цвет в произведениях живописи. НРК Уральская осень

 

Понятия: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция

репродукции картин К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»; И. Е. Репина «Государственный совет»; образец педагогического рисунка; таблица «Цветовой круг».

Изображение осеннего букета с разным настроением – радость, грусть, нежность. Работа красками

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

7

Объемные изображения в скульптуре

 

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др.

репродукции скульптур из разных видов материалов; образец педагогического изделия.

Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы

Пластилин

Просмотр и анализ работ

8

Основы языка изображения

 

Обобщение материала темы: Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие

репродукции картин П. Брейгеля «Падение Икара», В. Хеды «Завтрак с омаром», П. П. Кончаловского «Сирень в кошелке на полу».

Свободная тема

Рисование по собственному выбору

Просмотр и анализ работ

II. Мир наших вещей. Натюрморт

9

Художественное познание: реальность и фантазия

 

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

репродукции картин В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», В. М. Васнецова «Иван-царевич и Серый волк»; образец педагогического рисунка на тему «Этот фантастический мир».

Работа карандашами на тему «Этот фантастический мир»

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

10

Изображение предметного мира – натюрморт

 

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства

репродукции картин.

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работа красками

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

 

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть на основе всего многообразия форм. Выразительность формы

геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб); бумага для конструирования.

Конструирование из бумаги простых геометрических тел

Бумага карандаш

Просмотр и анализ работ

12

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива

 

Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса

образцы рисунков геометрических тел; репродукции картин В. Серова «Петр I» , М. Сарьяна «В старом Ереване»; образцы геометрических фигур; словари по изобразительному искусству.

Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом

Бумага карандаш

Просмотр и анализ работ

13

Освещение. Свет и тень

 

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Свет как средство организации композиции в картине

геометрические тела (конус, куб, параллелепипед), образец педагогического рисунка.

Изображение геометрических тел из дерева или бумаги с боковым освещением. Работа красками

Бумага карандаш

Контроль за действиями. Просмотр и анализ работ

14

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте

 

Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник

репродукции картин с изображением натюрмортов К. А. Коровина «Рыбы, вино, фрукты», К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»; образец педагогического рисунка.

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью. Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне

Гуашь, кисти, бумага, картон, клей, ножницы, фактурный материал

Просмотр и анализ работ

15

Выразительные возможности натюрморта. НРК Первые строители Магнитки

 

Обобщение темы. Предметный мир в изобразительном искусстве и выражение переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений окружающего мира. Выставка лучших работ

лучшие работы учащихся с изображением предметного мира; репродукции  картин-натюрмортов  И.  Т.  Хруцкого  «Цветы  и  плоды»,  М. С. Сарьяна «Ереванские цветы».

Экскурсия по выставке; выступления «экскурсоводов», «критиков», «авторов» картин

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

III. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

16

Образ человека – главная тема искусства

 

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира

репродукции картин с изображением портретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда».

Свободная тема. Работа красками

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

17

Конструкция головы человека и ее пропорции

 

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика

методические таблицы «Пропорции человеческой фигуры», «Пропорции лица».

Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и др.)

Бумага, клей

Контроль за действиями

18

Изображение головы человека в пространстве

 

Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа

методические таблицы «Пропорции человеческой фигуры», «Пропорции лица»; образцы рисунков головы человека в разных ракурсах; образец педагогического рисунка.

Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом

Бумага, карандаш

Контроль за действиями

19-20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. НРК Портреты жителей города Магнитогорска.

 

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на листе. Линия и пятно

методические таблицы «Пропорции человеческой фигуры», «Пропорции лица»; образцы рисунков головы человека в разных ракурсах; репродукции картин Рембрандта «Портрет старушки»,  П. Д. Корина «Портрет  С. Т. Коненкова», М. В. Нестерова «Портрет скульптора В. И. Мухиной» и другие.

Рисунок набросок с натуры. 1-й урок – работа в карандаше, 2-й урок – в цвете

Альбом, карандаш или мягкий материал

Контроль за действиями Просмотр и анализ работ

21

Портрет в скульптуре

 

Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры

репродукции скульптур-портретов «Дискобол» Мирона, «Аполлон Бельведерский» Леохара, «Геракл, борющийся со львом» Лисиппа, «Афродита Милосская», «Голова Нефертити» Тутмеса, «Статуи принцессы Нофрет и принца Рахотепа», «Статуя Каапера» и другие.

Работа над изображением из пластилина портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером

Пластилин, основа-баночка

Контроль за действиями Просмотр и анализ работ

22

Сатирические образы человека

 

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж

репродукции различных видов карикатуры; образец педагогического рисунка.

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей

Карандаш, бумага

Просмотр и анализ работ

23

Образные возможности освещения в портрете

 

Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения

репродукции картин Рембрандта «Портрет жены брата художника», Караваджо «Юноша с лютней».

Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель

Чёрная акварель, кисть, бумага

Просмотр и анализ работ

24

Портрет в живописи

 

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVI–XIX и XX вв.

репродукции картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле», скульптуры Микеланджело «Давид»; образец педагогического рисунка.

Зарисовки композиций портретов с натуры в карандаше

Гуашь, кисти, тонированная бумага

Просмотр и анализ работ

25

Роль цвета в портрете

 

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура

репродукции картин «Портрет старушки» Рембрандта; «Портрет скульптора С. Т. Коненкова» П. Д. Корина.

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга)

Гуашь, кисти, бумага

Контроль за действиями Просмотр и анализ работ

26

Великие портретисты (обобщение темы)

 

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Чтение докладов и рефератов по теме четверти

лучшие работы учащихся по теме; репродукции картин-портретов, подготовленные учащимися; репродукция портрета В. Л. Боровиковского «Портрет М. И. Лопухиной».

Презентация работ-портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка

 

Опрос

IV. Человек и пространство в изобразительном искусстве

27

Жанры в изобразительном искусстве

 

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи

репродукции картин разных жанров.

Рисование по теме выбранного жанра

Свободный материал

Контроль за действиями

28

Изображение пространства

 

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции

репродукции картин В. Серова «Петр I», М. Сарьяна «В старом Ереване»; репродукции разных картин на открытках; прозрачная калька.

Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота

Бумага, карандаш

Контроль за действиями

29

Правила линейной и воздушной перспективы

 

Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов – перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности

методическая таблица «Пространственная модель построения перспективного изображения»; образец педагогического рисунка.

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы.

карандаш, гуашь с ограниченной палитрой

Контроль за действиями

30

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

 

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта

репродукции картин с пейзажами; образец педагогического рисунка.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями

Тонированная бумага, мягкий материал

Просмотр и анализ работ

31

Пейзаж – настроение. Природа и художник

 

Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже

репродукции картин художников с изображением пейзажей: Ф. Васильев «Мокрый луг», С. Ф. Щедрин «Терраса на берегу моря» и «Веранда, обвитая виноградом», Н. Крымов. Учебный пейзаж-таблица «Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток».

Пейзаж – настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния весны

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

32

Городской пейзаж. НРК Мой город родной.

 

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ в.

репродукции картин художников с изображением городских пейзажей: А. А. Машков «Городской пейзаж» (Москва. Лето. Вид с крыши на Красные ворота и др.), А. Куприн «Сокольники. Каланча», А. Лентулов «Звон», В Поленов «Московский дворик», А. Осмеркин «Москва. Тверская»; образец педагогического рисунка.

Работа над графической композицией «Город-ской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую организацию листа

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

33

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

 

Обобщение материала года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы языка и произведение как целостность

лучшие работы учащихся, выполненные в течение учебного года; репродукции картин: А. К. Саврасов «Грачи прилетели», В. Суриков «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова», И. Левитан «Март – первые дни весны», В. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом».

Выставка лучших работ учащихся за учебный год

 

Просмотр и анализ работ

34

Резерв рабочего времени

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план для 6 класса по ИЗО»

Календарно-поурочное планирование 6 класс

Тема «Изобразительное искусство в жизни человека»

урока

Тема урока

Дата

Содержание урока

Зрительный ряд и дополнительное оборудование

Практическая деятельность

Материалы

Вид контроля

  1. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

1

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств


Искусство и его виды. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративные и изобразительные

репродукции картин разных жанров искусства; фотографии архитектурных сооружений; предметы декоративного искусства; краски, карандаши, альбомы.

Свободная тема

Свободный материал

Просмотр и анализ работ

2

Рисунок – основа изобразительного искусства


Рисунок – основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Самостоятельная работа карандашами разной твердости. Учебный рисунок

образцы рисунков разных видов; образец рисунка травянистых растений или веточек; плакаты с изображением материалов для рисования и приемов техники рисунка.

Зарисовка с натуры и по памяти или представлению отдельных травянистых растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные и другие виды). Работа карандашами разной твердости

Белая бумага, карандаш

Просмотр и анализ работ

3-4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен


Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Композиция места. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно

репродукции картин Б. Домашникова «Осень. Электричка», У. Хогарта «Брачный контракт», А. Лутфуллина «Три женщины», И. Е. Репина «Запорожцы», В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», А. И. Куинджи «Березовая роща», «Ночь на Днепре», «Днепр утром»

Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками

Тушь, кисть, бумага

Просмотр и анализ работ

5

Цвет. Основы цветоведения


Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета

таблицы «Цветовой круг», образец педагогического рисунка; квадраты разных рисунков.

Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца». Работа красками

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

6

Цвет в произведениях живописи. НРК Уральская осень


Понятия: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция

репродукции картин К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»; И. Е. Репина «Государственный совет»; образец педагогического рисунка; таблица «Цветовой круг».

Изображение осеннего букета с разным настроением – радость, грусть, нежность. Работа красками

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

7

Объемные изображения в скульптуре


Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др.

репродукции скульптур из разных видов материалов; образец педагогического изделия.

Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы

Пластилин

Просмотр и анализ работ

8

Основы языка изображения


Обобщение материала темы: Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие

репродукции картин П. Брейгеля «Падение Икара», В. Хеды «Завтрак с омаром», П. П. Кончаловского «Сирень в кошелке на полу».

Свободная тема

Рисование по собственному выбору

Просмотр и анализ работ

II. Мир наших вещей. Натюрморт

9

Художественное познание: реальность и фантазия


Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

репродукции картин В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», В. М. Васнецова «Иван-царевич и Серый волк»; образец педагогического рисунка на тему «Этот фантастический мир».

Работа карандашами на тему «Этот фантастический мир»

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

10

Изображение предметного мира – натюрморт


Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства

репродукции картин.

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работа красками

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира


Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть на основе всего многообразия форм. Выразительность формы

геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб); бумага для конструирования.

Конструирование из бумаги простых геометрических тел

Бумага карандаш

Просмотр и анализ работ

12

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива


Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса

образцы рисунков геометрических тел; репродукции картин В. Серова «Петр I» , М. Сарьяна «В старом Ереване»; образцы геометрических фигур; словари по изобразительному искусству.

Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом

Бумага карандаш

Просмотр и анализ работ

13

Освещение. Свет и тень


Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Свет как средство организации композиции в картине

геометрические тела (конус, куб, параллелепипед), образец педагогического рисунка.

Изображение геометрических тел из дерева или бумаги с боковым освещением. Работа красками

Бумага карандаш

Контроль за действиями. Просмотр и анализ работ

14

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте


Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник

репродукции картин с изображением натюрмортов К. А. Коровина «Рыбы, вино, фрукты», К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»; образец педагогического рисунка.

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью. Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне

Гуашь, кисти, бумага, картон, клей, ножницы, фактурный материал

Просмотр и анализ работ

15

Выразительные возможности натюрморта. НРК Первые строители Магнитки


Обобщение темы. Предметный мир в изобразительном искусстве и выражение переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений окружающего мира. Выставка лучших работ

лучшие работы учащихся с изображением предметного мира; репродукции  картин-натюрмортов  И.  Т.  Хруцкого  «Цветы  и  плоды»,  М. С. Сарьяна «Ереванские цветы».

Экскурсия по выставке; выступления «экскурсоводов», «критиков», «авторов» картин

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

III. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

16

Образ человека – главная тема искусства


Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира

репродукции картин с изображением портретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда».

Свободная тема. Работа красками

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

17

Конструкция головы человека и ее пропорции


Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика

методические таблицы «Пропорции человеческой фигуры», «Пропорции лица».

Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и др.)

Бумага, клей

Контроль за действиями

18

Изображение головы человека в пространстве


Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа

методические таблицы «Пропорции человеческой фигуры», «Пропорции лица»; образцы рисунков головы человека в разных ракурсах; образец педагогического рисунка.

Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом

Бумага, карандаш

Контроль за действиями

19-20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. НРК Портреты жителей города Магнитогорска.


Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на листе. Линия и пятно

методические таблицы «Пропорции человеческой фигуры», «Пропорции лица»; образцы рисунков головы человека в разных ракурсах; репродукции картин Рембрандта «Портрет старушки»,  П. Д. Корина «Портрет  С. Т. Коненкова», М. В. Нестерова «Портрет скульптора В. И. Мухиной» и другие.

Рисунок набросок с натуры. 1-й урок – работа в карандаше, 2-й урок – в цвете

Альбом, карандаш или мягкий материал

Контроль за действиями Просмотр и анализ работ

21

Портрет в скульптуре


Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры

репродукции скульптур-портретов «Дискобол» Мирона, «Аполлон Бельведерский» Леохара, «Геракл, борющийся со львом» Лисиппа, «Афродита Милосская», «Голова Нефертити» Тутмеса, «Статуи принцессы Нофрет и принца Рахотепа», «Статуя Каапера» и другие.

Работа над изображением из пластилина портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером

Пластилин, основа-баночка

Контроль за действиями Просмотр и анализ работ

22

Сатирические образы человека


Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж

репродукции различных видов карикатуры; образец педагогического рисунка.

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей

Карандаш, бумага

Просмотр и анализ работ

23

Образные возможности освещения в портрете


Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения

репродукции картин Рембрандта «Портрет жены брата художника», Караваджо «Юноша с лютней».

Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель

Чёрная акварель, кисть, бумага

Просмотр и анализ работ

24

Портрет в живописи


Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVI–XIX и XX вв.

репродукции картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле», скульптуры Микеланджело «Давид»; образец педагогического рисунка.

Зарисовки композиций портретов с натуры в карандаше

Гуашь, кисти, тонированная бумага

Просмотр и анализ работ

25

Роль цвета в портрете


Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура

репродукции картин «Портрет старушки» Рембрандта; «Портрет скульптора С. Т. Коненкова» П. Д. Корина.

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга)

Гуашь, кисти, бумага

Контроль за действиями Просмотр и анализ работ

26

Великие портретисты (обобщение темы)


Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Чтение докладов и рефератов по теме четверти

лучшие работы учащихся по теме; репродукции картин-портретов, подготовленные учащимися; репродукция портрета В. Л. Боровиковского «Портрет М. И. Лопухиной».

Презентация работ-портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка


Опрос

IV. Человек и пространство в изобразительном искусстве

27

Жанры в изобразительном искусстве


Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи

репродукции картин разных жанров.

Рисование по теме выбранного жанра

Свободный материал

Контроль за действиями

28

Изображение пространства


Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции

репродукции картин В. Серова «Петр I», М. Сарьяна «В старом Ереване»; репродукции разных картин на открытках; прозрачная калька.

Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота

Бумага, карандаш

Контроль за действиями

29

Правила линейной и воздушной перспективы


Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов – перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности

методическая таблица «Пространственная модель построения перспективного изображения»; образец педагогического рисунка.

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы.

карандаш, гуашь с ограниченной палитрой

Контроль за действиями

30

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства


Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта

репродукции картин с пейзажами; образец педагогического рисунка.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями

Тонированная бумага, мягкий материал

Просмотр и анализ работ

31

Пейзаж – настроение. Природа и художник


Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже

репродукции картин художников с изображением пейзажей: Ф. Васильев «Мокрый луг», С. Ф. Щедрин «Терраса на берегу моря» и «Веранда, обвитая виноградом», Н. Крымов. Учебный пейзаж-таблица «Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток».

Пейзаж – настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния весны

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

32

Городской пейзаж. НРК Мой город родной.


Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ в.

репродукции картин художников с изображением городских пейзажей: А. А. Машков «Городской пейзаж» (Москва. Лето. Вид с крыши на Красные ворота и др.), А. Куприн «Сокольники. Каланча», А. Лентулов «Звон», В Поленов «Московский дворик», А. Осмеркин «Москва. Тверская»; образец педагогического рисунка.

Работа над графической композицией «Город-ской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую организацию листа

Гуашь, кисти, бумага

Просмотр и анализ работ

33

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл


Обобщение материала года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы языка и произведение как целостность

лучшие работы учащихся, выполненные в течение учебного года; репродукции картин: А. К. Саврасов «Грачи прилетели», В. Суриков «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова», И. Левитан «Март – первые дни весны», В. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом».

Выставка лучших работ учащихся за учебный год


Просмотр и анализ работ

34

Резерв рабочего времени












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!