ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С СПИРИДОНОВКА
Школьный семинар «Педагог в системе ученического самоуправления».
Составитель: учитель начальных классов Гайдар С.В.
Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.
Всякий раз мы, учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:
Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
Как учитель начальных классов, я думаю, что наша обязанность -
заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. Игра – веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цели организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
Функции органов самоуправления по видам деятельности:
Познавательная - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.
Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой, дежурство по классу.
Культурно-массовая - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.
Спортивная - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.
Социальная - следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.
Как хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом.
Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.
С этой целью и ввожу в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.
В первом классе сначала используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Я разъясняю детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями.
Предлагаю вашему вниманию пример организации самоуправления
во 2 классе.
Во втором классе голосованием мы выбрали старосту, т.е. командира.
Обсудили, каким должен быть староста.
( Добрым! Справедливым! Должен уметь дружить! Весёлым! Умным!); дали нашему коллективу общее название – «Планета добра», поделили класс на микрогруппы, решили назвать их «Малые планеты», а ребят – жителями «Малых планет». Получилось 5 «Малых планет»:
«Малая планета знаний» Познавательная деятельность.
«Малая планета здоровья» Спортивно-оздоровительная деятельность.
«Малая планета затейников» Культурно-массовая деятельность.
«Малая планета порядка» Трудовая и хозяйственная деятельность.
«Малая планета охраны природы» Экологическая (социальная) деятельность.
Все садятся по своим микрогруппам. (Пример)
- А теперь посмотрите на наш класс. Какой он чистый, красивый. Что нужно делать, чтобы он всегда был таким?
( Убирать, подметать, вытирать пыль).
Решаем, что удобнее это делать всей «Малой планетой порядка». Ребята выбрали ответственного за эту планету. Он вошел в актив класса. Я рассказала, какие могут быть поручения, а ребята выбирают, что подходит для данной планеты.
Такую же работу провела по всем «Малым планетам».
Напомнила, что поручения через неделю будут меняться - значит, каждая микрогруппа ,через неделю будет выполнять новые поручения. Командиры выбираются на триместр.
Все стараются выполнять распоряжения актива, актив в классе уважают.
В течение триместра проводятся несколько мероприятий, к которым готовится каждая микрогруппа. Больше всего интерес дети проявляют к спортивным делам и классным часам, которые проходят в виде игр.
В конце каждой недели подводятся итоги. При подведении итогов учитывается качество выполнения задания, активность членов группы и дисциплина. Команда, которая по итогам недели вышла на первое место на лестнице соревнования поднимается на ступеньку вверх и выбирает, чем они будут заниматься на следующей неделе. Последней же достаётся то, что осталось, и они спускаются на ступеньку вниз. Такая форма работы активизирует ребят, вносит в работу элемент соревнования.
На протяжении обучения в начальной школе мы с детьми вырабатываем традиции жизни в классе.
Цель традиций - способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.
Такими традициями у нас стали:
- помощь и поддержка тех ребят, которые часто болеют;
- поздравление учащихся класса с днём рождения;
- посещение детской библиотеки, краеведческого музея;
- сезонные экскурсии в парк;
- праздники;
- написание «тёплых писем» друг другу;
- генеральная уборка класса;
- поощрение лучших в учёбе, лучших по поведению и самых активных учеников.
Совместными усилиями был создан классный уголок и приняты законы жизни в классе:
ЗАКОН ДОБРОТЫ
Доброта - это сила.
Не бойся быть сильным.
Дари людям добро.
ЗАКОН ЛЮБВИ
Люби своих родителей,
друзей и всё то,
что тебя окружает.
ЗАКОН ТРУДОЛЮБИЯ
Труд сделал из обезьяны человека.
Трудись, чтобы не вернуться назад!
ЗАКОН ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплинированному человеку
не страшны трудности и препятствия.
ЗАКОН УВАЖЕНИЯ
Уважай людей, и тогда
люди будут уважать тебя.
ЗАКОН ДРУЖБЫ
В жизни происходят события,
которые тяжело пережить одному.
Тогда на помощь приходит друг.
ЗАКОН ХРАБРОСТИ
Будь храбрым и не бойся препятствий.
ЗАКОН МИЛОСЕРДИЯ
Рядом с тобой может оказаться человек,
которому нужна помощь.
ПОМОГИ!!!.
Задачи дальнейшего развития коллектива:
- продолжить работу по сплочению классного коллектива, приучать обучающихся к самостоятельности, приучать терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на переменах, при выполнении различных дел).
- содействовать воспитанию осознанной дисциплины, повышению уровня самопознания, самореализации, самовыражения.
Пути дальнейшего развития коллектива: через актив класса, через работу классного коллектива.
Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни. Надеюсь, что наша совместная деятельность помогла моим ребятам выработать своё «я», что проявляется в отношении к себе, товарищам, жизни, природе.
А главное - у каждого ребёнка появилось чувство собственного достоинства.
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.
Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.