ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей»
Воспитатель/Кл.руководитель:
Эмирсалиева Э .М.
2014г.
Человек –
саморазвивающаяся личность
Его нельзя научить, он учится сам.
Его можно обучать, создавая поле
деятельности и среду общения для
саморазвития и жизнетворчества.
Кристи Ли
Актуальная проблема современного образования и зона особого внимания в системе воспитательной работы классного руководителя / воспитателя – формирование самоуправления в классе .
Самоуправление –
Одна из форм управления коллективом, когда предпочтение отдается демократическому, стимулирующему типу взаимоотношений.
Это право на внутреннее управление в классе своими силами.
Право решать вопросы внутреннего характера по собственным законам и правилам.
Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение
школьниками тех вопросов жизни класса и школы, которые они готовы и могут решать.
Благоприятной средой для развития самоуправления является сотрудничество педагогов и учащихся.
Это дает возможность определить зону ближайшего развития ребенка
Выготский Л. С.
ЦЕЛИ:
Задачи самоуправления в классе:
- Приобщение к общечеловеческим ценностям, усвоение социальных норм через участие в общественной жизни класса и школы.
- Создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности.
- Развитие творчества и инициативы.
- Создание условий для развития отношений, заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.
Самоуправление бывает трех видов:
- навязанное, не вытекающее из фактических интересов и мотивов организации, коллектива или его членов;
- формальное, когда на бумаге, на словах, по форме оно, самоуправление, вроде бы есть, а на самом деле его нет;
- реальное, педагогически оправданное самоуправление, которое распространяется на коллективы, организации и участников и имеет достаточно жесткие критерии и условия существования и развития: возникает там, где достаточно высока социальная зрелость детского коллектива и его членов.
Выбор методов, позволяющих осуществить взаимодействие, имеет решающее значение для успеха в любом виде деятельности. В работе ученического самоуправления в условиях нашей школы и с учетом сложившихся традиций применяются следующие методы работы:
Методы, влияющие на сознание воспитанников, позволяющие формировать их взгляды: метод убеждения, внушения, диалога, личного примера, совместного обсуждения и решения проблем .
Методы, оказывающие влияние на поведение воспитанников, организацию их деятельности, стимулирование познавательных мотивов. Это методы упражнения, педагогического требования, метод перспективы.
Методы, используемые в ходе самоанализа и самооценки учащихся. Это методы педагогического стимулирования – поощрение и наказание, общественное мнение.
Воспитатель / классный руководитель в своей работе с классом:
- Воспитывает самостоятельность, ответственность, предприимчивость;
- Учит умению отстаивать свои права и права коллектива класса;
- Учит у мению делать выбор;
- Формирует политическую культуру.
- Использует интеллектуальный и физический потенциал учащихся в решении практических и хозяйственных проблем класса и школы.
Работа воспитателя/классного руководителя будет более эффективна, если её осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив класса. Ученика воспитывает дух коллектива.
Самоуправление
дает возможность учащимся осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед одноклассниками.
Позиция воспитателя / классного руководителя строится на:
- безоговорочном принятии ребенка и положительном отношения к нему;
- уважении личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом ученике;
- признании права личности быть непохожей на других;
- признании за ребенком свободы выбора;
- оценка не личности, а ее деятельности и поступков;
- умении смотреть на проблему с позиций конкретного ребенка;
- учете индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка.
- Равенство и сотрудничество
(взаимоотношения на основе равноправного партнерства)
- Непрерывность и перспективность
( создание постоянных и временных объединений)
Ожидаемые результаты:
- ребёнок социально определяется;
- формируется позитивный социальный опыт;
- происходит гражданское становление личности;
- решается проблема развития патриотических чувств;
- учится управлять собой, своей жизнью в коллективе.
«Развитие коллектива процесс диалектический, включающий не только момент движения, но и момент инерции, возможность сохранить ранее достигнутый уровень». А.С. Макаренко
Воспитатели /классные руководители должны поделиться реальной школьной властью с учениками, то есть делегировать полномочия.
Без прав нет ответственности .
УСПЕХОВ ВСЕМ!