СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Билет № 20. МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Билет № 20

 

MОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

САМОУПРАВЛЕНИЕ в классном коллективе начальной школы - это действия детей, осуществляемые совместно с взрослыми членами классного общества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

ЦЕЛИ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Содействие личностному росту ребенка.
  • Организация эффективного функционирования классного коллектива.
  • Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:

    • Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских интересов.
    • Учить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.
    • Расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому ребенку освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.
    • Направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.
    • Формировать у учащихся потребность и желание реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания и самообучения.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯ – предметность деятельности: только деятельность рождает самоуправление, а не наоборот! Такой деятельностью могут быть:

- выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу;

- проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединенные общим интересом одноклассники;

- разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта.

МЕТОДЫ  РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ:

  • метод авансированного доверия,
  • метод ответственного поручительства,
  • метод личного примера,
  • метод убеждения,
  • метод общественного мнения,
  • метод поощрения, игры, соревнования, традиции,
  • метод «педагогической инструментовки конкретного дела» - вооружение ученического актива технологий подготовки и проведения конкретного дела.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА МОДЕЛИ:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-Ф3;
  3. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года;
  4. Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012 – 2017 г.;
  5. Стратегия государственной молодежной политики в РФ (утверждена Правительством РФ от 18.12.2006 г.);
  6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Правительством РФ 03.04.2012);
  7. Приоритеты развития ученического самоуправления в ОУ России на 2013 – 2015 гг.;
  8. Решение коллегии Министерства образования и науки Челябинской области №4/1 от 27.09.2009 г. «О деятельности детских и молодежных общественных объединений, функционирующих на базе ОУ»;
  9. Устав образовательного учреждения.
  10. Внутренние локальные акты.

 

ПАСПОРТ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Разделы

Краткое содержание

Разработчик модели

Классный руководитель МОУ «Каслинская СОШ №27»

Екимова Наталья Валерьевна

Цели и задачи модели

Цель модели: создание условий для формирования у детей готовности и способности к решению личных, социальных, жизненно важных задач, через организацию самоуправления в классе

Задачи:

  • формирование дружного коллектива;
  • создание благоприятных условий для развития и самоутверждения личности, раскрытия потенциальных возможностей учащихся;
  • защита прав и интересов учащихся;
  • формирование здорового образа жизни;
  • гуманизация отношений между учащимися и учителями;
  • организация социально значимой, творческой деятельности учащихся.

Основные индикативные показатели модели самоуправления

1. Количество детей-участников олимпиад, соревнований и конкурсов.

2. Уровень воспитанности учащихся.

3. Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

4. Уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

5. Творческая активность учащихся (результаты участия в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях).

Сроки  реализации

Сроки реализации модели: 2010 – 2014 гг.

 

Вид органа самоуправления

Система сменных поручений

Основные направления работы классного самоуправления

  • Совместное проведение культурно-массовых мероприятий;
  • Совместная работа по реализации проектов, акций и т.д.;
  • Публикации различных материалов (брошюр, статей).

 

Основные исполнители модели

Совет класса, ученический коллектив, родители, классный руководитель

Ожидаемые конечные результаты модели и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации модели ученического самоуправления в классном коллективе будут созданы условия для формирования у детей готовности и способности к решению личных, социальных, жизненно важных задач, приобретения практико-ориентированных навыков, что позволит обеспечить в ближайшей перспективе:

- динамику личностного роста школьника;

- повышение уровня воспитанности школьников;

- создание условий для социальной ориентации и адаптации школьников;

-  формирование качеств ученика, умеющего сотрудничать в команде, принимать решения и нести за них ответственность,  эмоционально устойчивого, позиционированного на достижение успеха, психологически готового к восприятию результата.

в дальнейшей перспективе:

-  формирование активной гражданской позиции.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в классном коллективе (с 1-го по 4-ый класс) основана на деятельности малых групп-городов (по 6 – 8 человек).

Принципы деятельности групп-городов:

- добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- разновариативность;

- самостоятельность  личности.

Для организации жизнедеятельности групп выбираются  командиры-мэры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем в течение месяца или четверти. Таким образом, мэром группы может побывать каждый ученик. Состав группы изменяется 2 – 3 раза в год для обеспечения множественных контактов между школьниками.

Группы формируется по желанию учащихся, а классный руководитель при этом старается направлять деятельность учащихся, руководствуясь определенными правилами: объединять детей с разными характерами, владеющими различными умениями и навыками; не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

Каждая группа выполняет определенные обязанности, где каждый ребенок имеет возможность выполнять разные роли по различным направлениям:

Министерство здравоохранения и спорта

  • Организуют посещение ребят, которые находятся на лечении в больнице или дома;
  • Готовят сообщения во время эпидемий болезней;
  • Следят за внешним видом учащихся;
  • Личным примером пропагандируют здоровый образ жизни;
  • Проводят зарядку, физкультурные паузы;
  • Организуют подвижные перемены;
  • Проводят спортивные мероприятия в классе.

Министерство информации, культуры и досуга

  • Подготовка информации из жизни класса для разработки сценариев, конкурсов;
  • Ведение  «Летописи класса»;
  • Выпуск газет из жизни класса;
  • Организация и проведение еженедельных информационных минут;
  • Знакомство одноклассников с интересными книгами;
  • Организация сюрпризных моментов (поздравления с днём рождения, с праздником);
  • Организация досуга на переменах;
  • Разработка всех мероприятий класса;
  • Подбор материала для сценариев;
  • Ведут концерты и праздники;
  • Изучают афиши, заботятся о билетах;
  • Анализируют рейтинг внеклассных мероприятий и участие в них ребят класса.

Министерство образования

  • Помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;
  • Помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.

Министерство законности и порядка

  • Помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;
  • Помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.

Система самоуправления в классном коллективе

 

Мэр города – министр образования

Мэр города – министр информации, культуры и досуга

Мэр города – министр здравоохранения и спорта

Мэр города – министр законности и порядка

Совет класса

Классный руководитель

Родительский комитет

Президент

класса

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязанности меняются 1 раз в месяц или четверть на итоговом классном часе, где обсуждается:

- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, взаимооценка);

- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;

- реализация поставленных целей и задач совместной деятельности группы;

- постановка целей и задач на новый период и планирование работы, направленной на их достижение.

За свою работу города получают «жетоны успеха» по своему направлению. В конце года подводятся итоги: кто лучший (какой город) по каждому направлению и награждение.

Все группы образуют единый коллектив:

Наш класс:  РАДУГА

Девиз:  «Мы как радуги цвета

Неразлучны никогда.

Вместе играем, вместе растем,

Вместе с удачей по жизни идем!»

Наши правила: Помогать друг другу – нормально.

                             Много знать – престижно.

                             Вести здоровый образ жизни – полезно.

                             Учиться в неуютной обстановке – нельзя.

                             Жить без творчества – скучно.

Песня класса: «Песенка о дружбе»

О жизни нашего коллектива можно узнать из «Летописи класса» или классного уголка. Он не только яркое пятно в кабинете, привлекающее внимание, как самих ребят, так и гостей, самое главное – он работает. В нем постоянно происходят изменения.

Организовывая групповое взаимодействие учащихся на уроках и во внеурочное время, учитель подбирает задания различающиеся формой организации труда и сложностью проблемных ситуаций.

При организации работы малых групп я использую технологии организации коллективного взаимодействия школьников:

Технология КТД /И.П.Иванов/

В работе с младшими школьниками самой распространенной формой являются детские массовые праздники, они расширяют возможности самореализации школьника. Праздники давно перестали быть только развлечением. Детский праздник – это зрелищная эмоциональная игра с познавательным содержанием. Воспитательная роль состоит в мудрости: «Развлекая, поучай».

         Например, при проведении КТД «Праздник Осени» организуется выставка поделок детей из природного материала, включаются выступления детей на сцене, что является ярким эмоциональным зрелищем, а цели и задачи ставятся познавательные, значимые для развития детей:

  • Систематизация знаний детей о делах, связанных с приходом осени;
  • Повторить правила поведения в лесу, ПДД;
  • Воспитание бережного отношения к природе;
  • Развитие творческих способностей, умения работать в группе;
  • Воспитание культуры поведения на сцене и в зрительном зале.
  • Способствовать привлечению родителей к сотрудничеству со школой.

Хотя рамки общешкольного коллективного творческого дела достаточно свободны, тем не менее, существует определенная технология их проведения. Я много лет пользуюсь моделью КТД по Иванову.

Алгоритм КТД:

  1. Идея (цель);
  2. Работа творческой группы;
  3. Определение содержания и объема дела;
  4. Формирование микро коллективов (групп);
  5. Выбор лидеров – Совета Дела;
  6. Разъяснение задач в группе;
  7. Распределение поручений в группе (по желанию и целесообразности);
  8. Выполнение индивидуальных (парных) поручений;
  9. Проверка готовности;
  10. Проведение дела;
  11. Подготовка коллективного анализа;
  12. Сбор-«Огонек» (анализ, рефлексия);
  13. Реализация решений;
  14. Новые идеи, цели.

Как на практике реализуется методика КТД?

В начале года классные руководители получают перечень ключевых общешкольных дел в каждом тематическом периоде. Эти КТД включаются в план воспитательной работы. Отталкиваясь от своей темы класса, классный руководитель продумывает, как построить воспитательную работу в классе, чтобы закончить ее этим ключевым делом.

Обязательным является сообщение результатов и анализ дела. Чаще подведение итогов общешкольного КТД проводится сразу после мероприятия, иногда – на линейках (чаще это индивидуальные заслуги). Обязательно обсуждение в классе результатов любого КТД, даже похода в кино или на выставку.

Если мероприятие проводится в соответствии с технологией (а не мероприятие ради мероприятия), тогда мы можем рассчитывать на положительные результаты своих воспитательных задач, так как методика КТД дает возможность ребенку принять участие в разработке, проведении, анализе одного или нескольких интересующих его дел, а, значит, реализует его потребность в самоутверждении, самовыражении, общении

Технология организованного общения /В.Голованова/

Учебный класс в составе 25 – 30 человек не позволяет организовать полноценное общение младших школьников. Они просто не способны поддерживать контакт с таким количеством одноклассников.

Внеклассная работа позволяет поставить в центр внимания не класс как учебную единицу, а структурные группы меньшего размера (в научной литературе их именуют кооперативными или динамическими). Они включают в свой состав 7 – 8 человек.

Одним из важных технологических вопросов является определение состава малых групп. Прежде чем распределить детей в группы, учителю следует решить, какими будут эти группы: отдельно группы из девочек и отдельно из мальчиков или смешанные. На уровне приятельских отношений девочки, конечно, общаются с девочками, а мальчики - с мальчиками. Но внеклассная работа для того и организуется, чтобы обогатить и расширить социальные отношения детей. Поэтому преимущество смешанных групп несомненно, но начинать можно и с однородных групп.

Существуют различные способы организации детей в группы.

«Фонарик»: классный руководитель называет имена «звездочек» - самых популярных детей в классе (по результатам социометрии) и просит детей объединиться вокруг них в группы. «Пренебрегаемые» и «отвергаемые» дети из опасения быть не принятыми в группы, вероятнее всего, на такой «фонарик» не отреагируют. Классному руководителю следует (опять-таки опираясь на данные диагностики межличностных отношений детей в классе) определить, кому из таких детей в какой группе будет комфортнее, и убедить уже объединившихся школьников, что именно с ними этим незадачливым одноклассникам будет хорошо.

«Магнит»: классный руководитель называет имена самых популярных детей и просит их самих составить из одноклассников группы. В такой ситуации каждый должен иметь шанс почувствовать себя нужным.

«Предпочтение»: младшим школьникам предлагается написать на листке бумаги свое любимое занятие в свободное время (варианты: свой любимый праздник, свою любимую игру и т.д.), а затем найти товарищей по группе, у которых написано то же самое.

Необходимо обратить внимание на предупреждение известных специалистов по технологии воспитания: «Чтобы групповая деятельность приняла характер воспитывающей, т.е. вовлекала бы детей в социально ценностные отношения, надо уметь различать предметный и воспитательный результаты, сохраняя приоритет второго и не гоняясь за максимальной качественностью первого. Предметный результат – это непосредственный продукт действия группы (например, спетая песня, посаженное дерево, поставленный спектакль), воспитательный – то отношение, которое формируется в ходе получения предметного результата».

Технология коллективного взаимодействия

Исключительно важно уже на начальной ступени обучения сформировать учебное сообщество – группу детей и взрослых, объединенных для совместного выполнения какого-либо задания. Такое сообщество способно решить следующие задачи:

  • Обеспечить ребенку эмоциональную поддержку, которая необходима, чтобы взяться за рискованное дело, попробовать что-то новое, высказать мысли о чем-то неизвестном;
  • Сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации для того, чтобы включиться в учебно-воспитательный процесс и не «выпадать» из него;
  • Учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под руководством взрослого) – та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия;
  • Навыки общения и сотрудничества становятся таким же важным содержанием воспитания, как умения и навыки чтения, письма и счета;
  • Сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку посмотреть на себя со стороны, соотнести свои мнение и действия с действиями других и общим результатом.

Классный руководитель, организовав групповое взаимодействие детей, сам включается в деятельность только в том случае, если ученики его вовлекают.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ

  1. Создание системы воспитания и обучения в классе на основе реализации классного самоуправления.
  2. Создание условий, способствующих   сплоченности классного коллектива.
  3. Развитие сотрудничества детей и взрослых в решении социально-образовательных  проблем.
  4. Личностный образовательный результат:
  • повышение уровня мотивации учащихся к образовательной деятельности;
  • умение применять полученные знания и навыки в решении личных, социальных   и  жизненно важных;
  • осознание себя как патриота, гражданина;
  • умение взаимодействовать с людьми, толерантность;
  • положительное отношение к здоровью, здоровому образу жизни.

 

Наши важные проекты:

  • Участие в школьной ярмарке «Школьный переполох»
  • Участие в городском конкурсе «ДК им.Захарова глазами детей»
  • Участие в городском конкурсе «Нешуточные олимпийские игры»
  • Участие в районном смотре-конкурсе «Класс года – 2013»
  • Участие в школьной «Акции памяти»
  • Проведение праздников для воспитанников «Группы кратковременного пребывания»
  • КТД «Колядки»
  • Участие в городском спортивном празднике «В десяточку»

 

Наши результаты:

I место в городском конкурсе «ДК им.Захарова глазами детей»

II место в городском конкурсе «Нешуточные олимпийские игры»

Диплом победителя районного смотра-конкурса «Класс года –  2013»

I место в городском спортивном празднике «В десяточку»

Екимова Н.В. – победитель муниципального конкурса «Педагог  года 2014» в номинации «Воспитать человека»

 

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Что мы стараемся реализовать в нашей модели ученического самоуправле

Просмотр содержимого документа
«Билет № 20. МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Билет № 20


MОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


САМОУПРАВЛЕНИЕ в классном коллективе начальной школы - это действия детей, осуществляемые совместно с взрослыми членами классного общества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

ЦЕЛИ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Содействие личностному росту ребенка.

  • Организация эффективного функционирования классного коллектива.

  • Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:

    • Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских интересов.

    • Учить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.

    • Расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому ребенку освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.

    • Направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.

    • Формировать у учащихся потребность и желание реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания и самообучения.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯ – предметность деятельности: только деятельность рождает самоуправление, а не наоборот! Такой деятельностью могут быть:

- выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу;

- проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединенные общим интересом одноклассники;

- разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ:

  • метод авансированного доверия,

  • метод ответственного поручительства,

  • метод личного примера,

  • метод убеждения,

  • метод общественного мнения,

  • метод поощрения, игры, соревнования, традиции,

  • метод «педагогической инструментовки конкретного дела» - вооружение ученического актива технологий подготовки и проведения конкретного дела.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА МОДЕЛИ:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-Ф3;

  3. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года;

  4. Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012 – 2017 г.;

  5. Стратегия государственной молодежной политики в РФ (утверждена Правительством РФ от 18.12.2006 г.);

  6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Правительством РФ 03.04.2012);

  7. Приоритеты развития ученического самоуправления в ОУ России на 2013 – 2015 гг.;

  8. Решение коллегии Министерства образования и науки Челябинской области №4/1 от 27.09.2009 г. «О деятельности детских и молодежных общественных объединений, функционирующих на базе ОУ»;

  9. Устав образовательного учреждения.

  10. Внутренние локальные акты.


ПАСПОРТ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Разделы

Краткое содержание

Разработчик модели

Классный руководитель МОУ «Каслинская СОШ №27»

Екимова Наталья Валерьевна

Цели и задачи модели

Цель модели: создание условий для формирования у детей готовности и способности к решению личных, социальных, жизненно важных задач, через организацию самоуправления в классе

Задачи:

  • формирование дружного коллектива;

  • создание благоприятных условий для развития и самоутверждения личности, раскрытия потенциальных возможностей учащихся;

  • защита прав и интересов учащихся;

  • формирование здорового образа жизни;

  • гуманизация отношений между учащимися и учителями;

  • организация социально значимой, творческой деятельности учащихся.

Основные индикативные показатели модели самоуправления

1. Количество детей-участников олимпиад, соревнований и конкурсов.

2. Уровень воспитанности учащихся.

3. Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

4. Уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

5. Творческая активность учащихся (результаты участия в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях).

Сроки реализации

Сроки реализации модели: 2010 – 2014 гг.


Вид органа самоуправления

Система сменных поручений

Основные направления работы классного самоуправления

  • Совместное проведение культурно-массовых мероприятий;

  • Совместная работа по реализации проектов, акций и т.д.;

  • Публикации различных материалов (брошюр, статей).


Основные исполнители модели

Совет класса, ученический коллектив, родители, классный руководитель

Ожидаемые конечные результаты модели и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации модели ученического самоуправления в классном коллективе будут созданы условия для формирования у детей готовности и способности к решению личных, социальных, жизненно важных задач, приобретения практико-ориентированных навыков, что позволит обеспечить в ближайшей перспективе:

- динамику личностного роста школьника;

- повышение уровня воспитанности школьников;

- создание условий для социальной ориентации и адаптации школьников;

- формирование качеств ученика, умеющего сотрудничать в команде, принимать решения и нести за них ответственность, эмоционально устойчивого, позиционированного на достижение успеха, психологически готового к восприятию результата.

в дальнейшей перспективе:

- формирование активной гражданской позиции.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в классном коллективе (с 1-го по 4-ый класс) основана на деятельности малых групп-городов (по 6 – 8 человек).

Принципы деятельности групп-городов:

- добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- разновариативность;

- самостоятельность личности.

Для организации жизнедеятельности групп выбираются командиры-мэры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем в течение месяца или четверти. Таким образом, мэром группы может побывать каждый ученик. Состав группы изменяется 2 – 3 раза в год для обеспечения множественных контактов между школьниками.

Группы формируется по желанию учащихся, а классный руководитель при этом старается направлять деятельность учащихся, руководствуясь определенными правилами: объединять детей с разными характерами, владеющими различными умениями и навыками; не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

Каждая группа выполняет определенные обязанности, где каждый ребенок имеет возможность выполнять разные роли по различным направлениям:

Министерство здравоохранения и спорта

  • Организуют посещение ребят, которые находятся на лечении в больнице или дома;

  • Готовят сообщения во время эпидемий болезней;

  • Следят за внешним видом учащихся;

  • Личным примером пропагандируют здоровый образ жизни;

  • Проводят зарядку, физкультурные паузы;

  • Организуют подвижные перемены;

  • Проводят спортивные мероприятия в классе.

Министерство информации, культуры и досуга

  • Подготовка информации из жизни класса для разработки сценариев, конкурсов;

  • Ведение «Летописи класса»;

  • Выпуск газет из жизни класса;

  • Организация и проведение еженедельных информационных минут;

  • Знакомство одноклассников с интересными книгами;

  • Организация сюрпризных моментов (поздравления с днём рождения, с праздником);

  • Организация досуга на переменах;

  • Разработка всех мероприятий класса;

  • Подбор материала для сценариев;

  • Ведут концерты и праздники;

  • Изучают афиши, заботятся о билетах;

  • Анализируют рейтинг внеклассных мероприятий и участие в них ребят класса.

Министерство образования

  • Помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;

  • Помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.

Министерство законности и порядка

  • Помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;

  • Помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.


Система самоуправления в классном коллективе

Мэр города – министр законности и порядка

Мэр города – министр образования



Совет класса




Мэр города – министр здравоохранения и спорта

Мэр города – министр информации, культуры и досуга






Родительский комитет

Классный руководитель



Президент

класса




Обязанности меняются 1 раз в месяц или четверть на итоговом классном часе, где обсуждается:

- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, взаимооценка);

- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;

- реализация поставленных целей и задач совместной деятельности группы;

- постановка целей и задач на новый период и планирование работы, направленной на их достижение.

За свою работу города получают «жетоны успеха» по своему направлению. В конце года подводятся итоги: кто лучший (какой город) по каждому направлению и награждение.

Все группы образуют единый коллектив:

Наш класс: РАДУГА

Девиз: «Мы как радуги цвета

Неразлучны никогда.

Вместе играем, вместе растем,

Вместе с удачей по жизни идем!»

Наши правила: Помогать друг другу – нормально.

Много знать – престижно.

Вести здоровый образ жизни – полезно.

Учиться в неуютной обстановке – нельзя.

Жить без творчества – скучно.

Песня класса: «Песенка о дружбе»

О жизни нашего коллектива можно узнать из «Летописи класса» или классного уголка. Он не только яркое пятно в кабинете, привлекающее внимание, как самих ребят, так и гостей, самое главное – он работает. В нем постоянно происходят изменения.

Организовывая групповое взаимодействие учащихся на уроках и во внеурочное время, учитель подбирает задания различающиеся формой организации труда и сложностью проблемных ситуаций.

При организации работы малых групп я использую технологии организации коллективного взаимодействия школьников:

Технология КТД /И.П.Иванов/

В работе с младшими школьниками самой распространенной формой являются детские массовые праздники, они расширяют возможности самореализации школьника. Праздники давно перестали быть только развлечением. Детский праздник – это зрелищная эмоциональная игра с познавательным содержанием. Воспитательная роль состоит в мудрости: «Развлекая, поучай».

Например, при проведении КТД «Праздник Осени» организуется выставка поделок детей из природного материала, включаются выступления детей на сцене, что является ярким эмоциональным зрелищем, а цели и задачи ставятся познавательные, значимые для развития детей:

  • Систематизация знаний детей о делах, связанных с приходом осени;

  • Повторить правила поведения в лесу, ПДД;

  • Воспитание бережного отношения к природе;

  • Развитие творческих способностей, умения работать в группе;

  • Воспитание культуры поведения на сцене и в зрительном зале.

  • Способствовать привлечению родителей к сотрудничеству со школой.

Хотя рамки общешкольного коллективного творческого дела достаточно свободны, тем не менее, существует определенная технология их проведения. Я много лет пользуюсь моделью КТД по Иванову.

Алгоритм КТД:

  1. Идея (цель);

  2. Работа творческой группы;

  3. Определение содержания и объема дела;

  4. Формирование микро коллективов (групп);

  5. Выбор лидеров – Совета Дела;

  6. Разъяснение задач в группе;

  7. Распределение поручений в группе (по желанию и целесообразности);

  8. Выполнение индивидуальных (парных) поручений;

  9. Проверка готовности;

  10. Проведение дела;

  11. Подготовка коллективного анализа;

  12. Сбор-«Огонек» (анализ, рефлексия);

  13. Реализация решений;

  14. Новые идеи, цели.

Как на практике реализуется методика КТД?

В начале года классные руководители получают перечень ключевых общешкольных дел в каждом тематическом периоде. Эти КТД включаются в план воспитательной работы. Отталкиваясь от своей темы класса, классный руководитель продумывает, как построить воспитательную работу в классе, чтобы закончить ее этим ключевым делом.

Обязательным является сообщение результатов и анализ дела. Чаще подведение итогов общешкольного КТД проводится сразу после мероприятия, иногда – на линейках (чаще это индивидуальные заслуги). Обязательно обсуждение в классе результатов любого КТД, даже похода в кино или на выставку.

Если мероприятие проводится в соответствии с технологией (а не мероприятие ради мероприятия), тогда мы можем рассчитывать на положительные результаты своих воспитательных задач, так как методика КТД дает возможность ребенку принять участие в разработке, проведении, анализе одного или нескольких интересующих его дел, а, значит, реализует его потребность в самоутверждении, самовыражении, общении

Технология организованного общения /В.Голованова/

Учебный класс в составе 25 – 30 человек не позволяет организовать полноценное общение младших школьников. Они просто не способны поддерживать контакт с таким количеством одноклассников.

Внеклассная работа позволяет поставить в центр внимания не класс как учебную единицу, а структурные группы меньшего размера (в научной литературе их именуют кооперативными или динамическими). Они включают в свой состав 7 – 8 человек.

Одним из важных технологических вопросов является определение состава малых групп. Прежде чем распределить детей в группы, учителю следует решить, какими будут эти группы: отдельно группы из девочек и отдельно из мальчиков или смешанные. На уровне приятельских отношений девочки, конечно, общаются с девочками, а мальчики - с мальчиками. Но внеклассная работа для того и организуется, чтобы обогатить и расширить социальные отношения детей. Поэтому преимущество смешанных групп несомненно, но начинать можно и с однородных групп.

Существуют различные способы организации детей в группы.

«Фонарик»: классный руководитель называет имена «звездочек» - самых популярных детей в классе (по результатам социометрии) и просит детей объединиться вокруг них в группы. «Пренебрегаемые» и «отвергаемые» дети из опасения быть не принятыми в группы, вероятнее всего, на такой «фонарик» не отреагируют. Классному руководителю следует (опять-таки опираясь на данные диагностики межличностных отношений детей в классе) определить, кому из таких детей в какой группе будет комфортнее, и убедить уже объединившихся школьников, что именно с ними этим незадачливым одноклассникам будет хорошо.

«Магнит»: классный руководитель называет имена самых популярных детей и просит их самих составить из одноклассников группы. В такой ситуации каждый должен иметь шанс почувствовать себя нужным.

«Предпочтение»: младшим школьникам предлагается написать на листке бумаги свое любимое занятие в свободное время (варианты: свой любимый праздник, свою любимую игру и т.д.), а затем найти товарищей по группе, у которых написано то же самое.

Необходимо обратить внимание на предупреждение известных специалистов по технологии воспитания: «Чтобы групповая деятельность приняла характер воспитывающей, т.е. вовлекала бы детей в социально ценностные отношения, надо уметь различать предметный и воспитательный результаты, сохраняя приоритет второго и не гоняясь за максимальной качественностью первого. Предметный результат – это непосредственный продукт действия группы (например, спетая песня, посаженное дерево, поставленный спектакль), воспитательный – то отношение, которое формируется в ходе получения предметного результата».

Технология коллективного взаимодействия

Исключительно важно уже на начальной ступени обучения сформировать учебное сообщество – группу детей и взрослых, объединенных для совместного выполнения какого-либо задания. Такое сообщество способно решить следующие задачи:

  • Обеспечить ребенку эмоциональную поддержку, которая необходима, чтобы взяться за рискованное дело, попробовать что-то новое, высказать мысли о чем-то неизвестном;

  • Сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации для того, чтобы включиться в учебно-воспитательный процесс и не «выпадать» из него;

  • Учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под руководством взрослого) – та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия;

  • Навыки общения и сотрудничества становятся таким же важным содержанием воспитания, как умения и навыки чтения, письма и счета;

  • Сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку посмотреть на себя со стороны, соотнести свои мнение и действия с действиями других и общим результатом.

Классный руководитель, организовав групповое взаимодействие детей, сам включается в деятельность только в том случае, если ученики его вовлекают.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ

  1. Создание системы воспитания и обучения в классе на основе реализации классного самоуправления.

  2. Создание условий, способствующих сплоченности классного коллектива.

  3. Развитие сотрудничества детей и взрослых в решении социально-образовательных проблем.

  4. Личностный образовательный результат:

  • повышение уровня мотивации учащихся к образовательной деятельности;

  • умение применять полученные знания и навыки в решении личных, социальных и жизненно важных;

  • осознание себя как патриота, гражданина;

  • умение взаимодействовать с людьми, толерантность;

  • положительное отношение к здоровью, здоровому образу жизни.


Наши важные проекты:

  • Участие в школьной ярмарке «Школьный переполох»

  • Участие в городском конкурсе «ДК им.Захарова глазами детей»

  • Участие в городском конкурсе «Нешуточные олимпийские игры»

  • Участие в районном смотре-конкурсе «Класс года – 2013»

  • Участие в школьной «Акции памяти»

  • Проведение праздников для воспитанников «Группы кратковременного пребывания»

  • КТД «Колядки»

  • Участие в городском спортивном празднике «В десяточку»


Наши результаты:

I место в городском конкурсе «ДК им.Захарова глазами детей»

II место в городском конкурсе «Нешуточные олимпийские игры»

Диплом победителя районного смотра-конкурса «Класс года – 2013»

I место в городском спортивном празднике «В десяточку»

Екимова Н.В. – победитель муниципального конкурса «Педагог года 2014» в номинации «Воспитать человека»


Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Что мы стараемся реализовать в нашей модели ученического самоуправле


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!