МКОУ «Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области
Педагогическая разработка
«Новые формы воспитательных практик»
Из опыта работы
по развитию класса как деятельной, организованной, сплочённой группы.
Выполнила: учитель
русского языка и литературы
Рюмшина Ирина Владимировна,
классный руководитель 7 класса
2021г.
Самой первой задачей для классного руководителя является создание коллектива учеников.
Я, как классный руководитель, в своей работе по развитию класса как деятельной, организованной, сплочённой группы, придерживаюсь следующих принципов:
Искренность и доверие в отношениях с детьми;
Совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);
Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом;
Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;
Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);
Уважение личности ребёнка;
Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.
Разумное сочетание любви и строгости.
Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:
Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого;
Создание условий для формирования личности каждого учащегося;
Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся;
Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе;
Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;
Улучшение успеваемости и поведения учащихся;
Привитие чувства ответственности в учёбе; навыков культуры поведения, отзывчивости и взаимопомощи.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. В самом начале работы с детьми, когда они пришли ко мне, я не знала детей и их семьи. Чтобы узнать их лучше, я провела несколько тестирований детей по анкетам и тестам, а также аналогичную работу с родителями детей.
Мои ребята – активные участники всех школьных дел, интеллектуальных и творческих конкурсов. Класс принимает участие во всех школьных праздниках, декадах и неделях. Соревновательный момент, например, при проведении спортивных мероприятий работает на сплочение классного коллектива.
Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов выбираются как традиционные, так и нетрадиционные: игры и упражнения на сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста. В связи с реализуемыми целями и задачами воспитательной работы класса были выбраны и темы классных часов:
«Учимся сотрудничать»;
«Нелегко жить дружно»;
«Жить в мире с собой и другими»;
«Умеем ли предотвращать и разрешать конфликты;
«Моё место в классном коллективе»;
«Толерантность»;
«Как научиться быть ответственным за свои поступки»;
«Мои учебные успехи».
На классных часах предметом самого серьёзного обсуждения становится более актуальный вопрос отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Таким образом, в классном уголке отражаются успехи и стремления к улучшению успеваемости учащихся. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяют уверенность в своих силах, приводят к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность.
Построить воспитательную работу в классе без сотрудничества с семьей невозможно. Влияние родителей на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий…
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. И поэтому, главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. Вся моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
Взаимодействие с родительским комитетом;
Совместная деятельность родителей и учащихся – сотворчество.
В своей работе я использую несколько современных технологий.
Технология сотрудничества - состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник группы овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом, чтобы каждый знал, чего достиг.
Коллективные творческие дела (КТД) занимают особое место. Это замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. Коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого человека. Оно может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным.
Личностно-ориентированное воспитание - каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне района, области, где дети нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места.
Технология игрового обучения – включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Наиболее успешно реализуется проведение КВЕСТ- ИГР.
Реализация совместных творческих дел способствует преодолению барьеров общения и помогает восполнить необходимость в последнем, так как именно общение является главной потребностью любого подростка.