СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Международная научно-практическая конференция «Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности». Аспирант Дмитриева Лариса Александровна 07.02.2016г.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическое обеспечение здоровьесберегающего воспитания школьников с использованием средового-деятельностного арт-педагогического подхода. Одним из важнейших направлений деятельности педагогов и других работников системы образования является воспитание и социализация обучающихся в таких сферах, как отношение к природе и своему здоровью. При единой концептуальной основе воспитания и социализации школьников педагогические работники могут осуществлять свободный выбор моделей, форм и методов, ориентируясь при этом на те, которые оказываются наиболее эффективными. Однако программа воспитания и обучающихся пока имеет общий характер, а формы и модели воспитательной практики по ряду направлений, в частности, по направлениям здоровьесберегающего и экологического воспитания не конкретизированы, либо только формируются.

Значительным потенциалом для повышения эффективности мероприятий по здоровьесберегающему воспитанию школьников обладает системно-деятельностный экологически-ориентированный (средовый) подход, развивающийся в арт-терапии и арт-педагогике и тесно связанный с такими новыми научными дисциплинами, как экопсихология [5, 7], экотерапия [2, 3, 4, 6] и экология здоровья. Данные дисциплины связаны с признанием того, что здоровье человека и человеческого сообщества в целом неразрывно связаны с благополучием и «здоровьем» окружающей природной среды. К сожалению, примеры их последовательной реализации в практике отечественной системы образования на сегодняшний день отсутствуют.

Существует необходимость создания целенаправленной педагогической системы, в которой доминирующее сообщение школьникам определенного набора знаний, касающихся связи здоровья человека и благополучия природной среды, является лишь одним из составляющих элементов. Наряду с этим, в процессе здоровьесберегающего экологически-ориентированного воспитания должны также учитываться: эмоциональные и ценностно-смысловые компоненты, а также поведенческие механизмы, связанные с сохранением физического и психологического здоровья в связи бережным отношением к окружающей среде и рациональным природопользованием. Необходима концентрация усилий ученых на комплексной психолого-педагогической и методической разработке условий формирования здоровьесберегающей культуры школьников на основе экологической, активной, деятельностной природоохранной позиции подрастающего поколения в его отношениях со средой обитания на основе применения достижений современной арт-терапии и арт-педагогики.

Такие активно развивающиеся области психологической науки и практики, как экопсихология и экотерапия, поддерживают развитие экологического (средового) подхода в арт-терапии и арт-педагогике. Они занимается исследованием психических процессов, состояний и личностных качеств, проявляемых в процессе взаимодействия человека и разных социальных групп с природной средой. Экопсихология и экотерапия также связаны с изучением и практическим использованием здоровьесберегающего потенциала такого взаимодействия. Феномен экотерапии в настоящее время в нашей стране менее известен, включает в себя различные формы лечебно-профилактической, психотерапевтической практики и характеризуется рядом оригинальных теоретико-методологических положений и приемов практической работы. Все виды экотерапии основаны на признании того, что состояние окружающей человека среды в значительной мере определяет состояние его здоровья, и что активное участие человека в сохранении природной среды может выступать одним из действенных факторов профилактики и лечения разных психических и физических заболеваний. Экотерапия также нередко выдвигает задачи изменения сознания людей и их отношения к природе, тем самым, может включать элементы экологического образования. Burls [3] использует понятие «современная экотерапия», обозначая им такие виды экотерапевтической практики, при которых клиенты включаются в какую-либо деятельность, связанную с заботой о природе. К формам современной экотерапии также можно отнести экологически-ориентированную терапию искусством, арт-терапию [2, 6]. Они связаны с использованием искусства и творческой активности людей в процессе их взаимодействия с природной средой обитания. При этом они не только занимаются творчеством на природе или используют природные, экологические материалы, но реализуют акты заботы о природе, например, занимаются посадкой растений, созданием «зеленых зон» в целях не только сохранения видового разнообразия, но и художественно-эстетического оформления среды. При этом у участников таких программ укрепляются природосберегающие, экологические ценности и сознание в их тесной связи с формированием навыков заботы о своем здоровье на основе занятий искусством. Активная позиция участников программ как характеристика «современной экотерапии» в полной мере согласуется с принципами системно-деятельностного подхода [1] к воспитанию и социализации школьников, предполагающего формирование мотивационно-ценностных отношений в соответствующей сфере в процессе осуществления ими совместной целенаправленной деятельности, связанной с заботой об окружающее среде.

Особую роль здоровьесберегающее воспитание на основе системно-деятельностного экологически-ориентированного (средового) подхода в арт-терапии и арт-педагогике может играть в специальных

образовательных организациях. Имеющиеся данные научных исследований красноречиво свидетельствуют о том, что процесс психического развития и формирования личности ребенка в интернатных образовательных учреждениях, в отсутствии полноценного общения с родителями нередко осложняется дефицитом ценностно-смысловых ориентаций, формированием неадекватной, неустойчивой, часто сниженной самооценки, недостатками эмоционально-волевой сферы, поведенческими нарушениями и асоциальными тенденциями. При этом здороьвьесберегающий потенциал взаимодействия учащихся данных учреждений с природной средой используется явно недо-статочно. Экопсихология и экотерапия с присущими им разнообразными формами и методами гармонизирующего, целебного воздействия на личность остаются пока вне поля зрения работников образовательных организаций, не говоря уже о последовательных, системных мероприятиях, использующих теорию и методы экологически-ориентированного (средового) подхода в педагогике. Различные образовательные институты, в том числе, общеобразовательные и специальные образовательные организации, в той или иной мере осуществляют работу по здоровьесберегающему воспитанию. Однако, как показывает анализ научно-исследовательских работ в этой области, публикаций в научных журналах, мнений педагогов, эта работа, во-первых, организуется не системно, во-вторых имеет низкую эффективность и результативность. Это обусловливает наличие значимого противоречия между существующей недостаточно эффективной практикой здоровьесберегающего воспитания и социализации обучающихся в специальных и общеобразовательных организациях и потребностью современного российского общества в формировании у молодого поколения здоровьесберегащей культуры на основе экологически-ориентированного (средового) подхода.

Список литературы:

1. Шавринова Е.Н. Ценностно-смысловое самоопределение субъектов воспитания в контексте социализации // Воспитание и социализации учащихся 5–9 классов (под ред. Е.Н. Шавриновой). — СПб.: СПбАППО, 2015. С. 7–49.

2. Berger R. Being in nature — Nature Therapy with older adults // Journal of Holistic Nursing. — 2009. 27 (1). P. 45–51.

3. Burls A. People and green spaces: Promoting public health and mental well-being through eco-therapy // Journal of Public Mental Health. — 2007. 6 (3). P. 24–39.

4. Buzzell L. and Chalquist, C. Ecotherapy: Healing with nature in mind. — San Francisco, 2009.

5. Dogerty T.J. Ecopsychology and environmentally-focused psychologies. APA 2011 Conference report on environmentally-focused psychology, 2011.

6. Kopytin A. and Rugh M. (Eds.) Green Studio: Nature and the arts in therapy. — Happauge, NY.: Nova Science Publishers, 2016.

7. Roszak T. The voice of the earth. — Grand Rapids, MI: Phanes Press, 2001.

Просмотр содержимого документа
«Международная научно-практическая конференция «Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности». Аспирант Дмитриева Лариса Александровна 07.02.2016г.»

Международная научно-практическая конференция «Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности». Аспирант Дмитриева Лариса Александровна 07.02.2016г.



Психолого-педагогическое обеспечение здоровьесберегающего воспитания школьников с использованием средового-деятельностного арт-педагогического подхода. Одним из важнейших направлений деятельности педагогов и других работников системы образования является воспитание и социализация обучающихся в таких сферах, как отношение к природе и своему здоро­вью. При единой концептуальной основе воспитания и социализации школьников педагогические работники могут осуществлять свободный выбор моделей, форм и методов, ориентируясь при этом на те, которые оказываются наиболее эффективными. Однако программа воспитания и обучающихся пока имеет общий характер, а формы и модели воспита­тельной практики по ряду направлений, в частности, по направлениям здоровьесберегающего и экологического воспитания не конкретизиро­ваны, либо только формируются.

Значительным потенциалом для повышения эффективности меро­приятий по здоровьесберегающему воспитанию школьников обладает системно-деятельностный экологически-ориентированный (средовый) подход, развивающийся в арт-терапии и арт-педагогике и тесно свя­занный с такими новыми научными дисциплинами, как экопсихология [5, 7], экотерапия [2, 3, 4, 6] и экология здоровья. Данные дисциплины связаны с признанием того, что здоровье человека и человеческого со­общества в целом неразрывно связаны с благополучием и «здоровьем» окружающей природной среды. К сожалению, примеры их последова­тельной реализации в практике отечественной системы образования на сегодняшний день отсутствуют.

Существует необходимость создания целенаправленной педагогиче­ской системы, в которой доминирующее сообщение школьникам опре­деленного набора знаний, касающихся связи здоровья человека и бла­гополучия природной среды, является лишь одним из составляющих элементов. Наряду с этим, в процессе здоровьесберегающего экологиче­ски-ориентированного воспитания должны также учитываться: эмоци­ональные и ценностно-смысловые компоненты, а также поведенческие механизмы, связанные с сохранением физического и психологического здоровья в связи бережным отношением к окружающей среде и раци­ональным природопользованием. Необходима концентрация усилий ученых на комплексной психолого-педагогической и методической раз­работке условий формирования здоровьесберегающей культуры школь­ников на основе экологической, активной, деятельностной природоох­ранной позиции подрастающего поколения в его отношениях со средой обитания на основе применения достижений современной арт-терапии и арт-педагогики.

Такие активно развивающиеся области психологической науки и практики, как экопсихология и экотерапия, поддерживают развитие экологического (средового) подхода в арт-терапии и арт-педагогике. Они занимается исследованием психических процессов, состояний и личностных качеств, проявляемых в процессе взаимодействия чело­века и разных социальных групп с природной средой. Экопсихология и экотерапия также связаны с изучением и практическим использовани­ем здоровьесберегающего потенциала такого взаимодействия. Феномен экотерапии в настоящее время в нашей стране менее из­вестен, включает в себя различные формы лечебно-профилактической, психотерапевтической практики и характеризуется рядом оригинальных теоретико-методологических положений и приемов практической рабо­ты. Все виды экотерапии основаны на признании того, что состояние окружающей человека среды в значительной мере определяет состояние его здоровья, и что активное участие человека в сохранении природной среды может выступать одним из действенных факторов профилактики и лечения разных психических и физических заболеваний. Экотерапия также нередко выдвигает задачи изменения сознания людей и их отно­шения к природе, тем самым, может включать элементы экологического образования. Burls [3] использует понятие «современная экотерапия», обозначая им такие виды экотерапевтической практики, при которых клиенты включаются в какую-либо деятельность, связанную с заботой о природе. К формам современной экотерапии также можно отнести экологически-ориентированную терапию искусством, арт-терапию [2, 6]. Они связаны с использованием искусства и творческой активности людей в процес­се их взаимодействия с природной средой обитания. При этом они не только занимаются творчеством на природе или используют природные, экологические материалы, но реализуют акты заботы о природе, напри­мер, занимаются посадкой растений, созданием «зеленых зон» в целях не только сохранения видового разнообразия, но и художественно-эсте­тического оформления среды. При этом у участников таких программ укрепляются природосберегающие, экологические ценности и сознание в их тесной связи с формированием навыков заботы о своем здоровье на основе занятий искусством. Активная позиция участников программ как характеристика «со­временной экотерапии» в полной мере согласуется с принципами си­стемно-деятельностного подхода [1] к воспитанию и социализации школьников, предполагающего формирование мотивационно-ценност­ных отношений в соответствующей сфере в процессе осуществления ими совместной целенаправленной деятельности, связанной с заботой об окружающее среде.

Особую роль здоровьесберегающее воспитание на основе системно-деятельностного экологически-ориентированного (средового) подхода в арт-терапии и арт-педагогике может играть в специальных образова­тельных организациях. Имеющиеся данные научных исследований крас­норечиво свидетельствуют о том, что процесс психического развития и формирования личности ребенка в интернатных образовательных уч­реждениях, в отсутствии полноценного общения с родителями нередко осложняется дефицитом ценностно-смысловых ориентаций, формиро­ванием неадекватной, неустойчивой, часто сниженной самооценки, не­достатками эмоционально-волевой сферы, поведенческими нарушения­ми и асоциальными тенденциями. При этом здороьвьесберегающий потенциал взаимодействия уча­щихся данных учреждений с природной средой используется явно недо­статочно. Экопсихология и экотерапия с присущими им разнообразны­ми формами и методами гармонизирующего, целебного воздействия на личность остаются пока вне поля зрения работников образовательных организаций, не говоря уже о последовательных, системных мероприя­тиях, использующих теорию и методы экологически-ориентированного (средового) подхода в педагогике. Различные образовательные институты, в том числе, общеобразо­вательные и специальные образовательные организации, в той или иной мере осуществляют работу по здоровьесберегающему воспитанию. Од­нако, как показывает анализ научно-исследовательских работ в этой об­ласти, публикаций в научных журналах, мнений педагогов, эта работа, во-первых, организуется не системно, во-вторых имеет низкую эффек­тивность и результативность. Это обусловливает наличие значимого противоречия между существующей недостаточно эффективной прак­тикой здоровьесберегающего воспитания и социализации обучающихся в специальных и общеобразовательных организациях и потребностью современного российского общества в формировании у молодого поко­ления здоровьесберегащей культуры на основе экологически-ориенти­рованного (средового) подхода.

Список литературы:

1. Шавринова Е.Н. Ценностно-смысловое самоопределение субъектов воспи­тания в контексте социализации // Воспитание и социализации учащихся 5–9 классов (под ред. Е.Н. Шавриновой). — СПб.: СПбАППО, 2015. С. 7–49.

2. Berger R. Being in nature — Nature Therapy with older adults // Journal of Holistic Nursing. — 2009. 27 (1). P. 45–51.

3. Burls A. People and green spaces: Promoting public health and mental well-being through eco-therapy // Journal of Public Mental Health. — 2007. 6 (3). P. 24–39.

4. Buzzell L. and Chalquist, C. Ecotherapy: Healing with nature in mind. — San Francisco, 2009.

5. Dogerty T.J. Ecopsychology and environmentally-focused psychologies. APA 2011 Conference report on environmentally-focused psychology, 2011.

6. Kopytin A. and Rugh M. (Eds.) Green Studio: Nature and the arts in therapy. — Happauge, NY.: Nova Science Publishers, 2016.

7. Roszak T. The voice of the earth. — Grand Rapids, MI: Phanes Press, 2001.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!