СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка "Сказка для всех"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для применения на методических мероприятиях.

 «Сказка для всех».

Сказкотерапия как средство формирования семейных и родительских моделей у взрослых и детей.

МБОУ «СОШ» с. Объячево Республики Коми.

Авторы: Морозова Т. Л. – педагог-психолог,  

Лихачёва Е. А. – учитель начальных классов.

Категория занятия: «Здоровьесберегающее образовательное пространство».

Цели:

- профилактика профессионального выгорания;

- снижение уровня тревожности;

- устранение состояния агрессивности и страха;

- развитие саморегуляции;

- установление положительных взвимоотношений.

Задачи:

- стимулирование способности преодолевать трудности;

- развитие и стимулирование познавательной деятельности;

- выявление и стимулирование творческой;

- снижение уровня тревожности;

-стимулирование умения эмоциональной саморегуляции и коммуникативных навыков;

- укрепление взаимоотношений в коллективе.

Необходимые материалы: свечи в красивых подсвечниках, мультимедиа, листы белой бумаги, карандаши, карточки с наименованиями персонажей сказки для практической части, карточки с притчами. Тесто. Карточки «Мастер сказок», «Сказочные герои», «Волшебные предметы», «Сказочные герои».

На экране эпиграф:

                                                                                  «Известно ли вам,

                                                                                      что правильно и вовремя

                                                                            рассказанная сказка

                                                                        способна устранить

                                                                                     практически любые проблемы?..»

Играет музыка

Приветствие:

Ведущий:

- Уважаемые, гости!

Сегодня у нас с вами необычное сказочное занятие. Нам потребуется ваша помощь ,фантазия, воображение. Если они у вас есть – прекрасно ,значит у нас всё получится. Если нет, тогда будем развивать. Если у человека богатая фантазия и воображение он может формировать образ своего будущего, т. е. жизненную программу. Очень важно, чтобы этот образ был позитивным ,как в сказке потому что признак хорошей сказки – хорошее окончание. Сегодня мы познакомимся со сказкотерапией. Это один из методов в практической психологии для поддержки человека в трудную минуту.

- Любите ли вы сказки? Верите ли в чудеса? Кто-то из вас верит в чудеса, кто-то не верит. Но сегодня здесь вы оказались не случайно…

- Я приглашаю вас в круг к волшебной свече.

Все садятся на стулья по кругу. Зажечь свечу.

Ритуал входа в сказочное пространство.

- Мы погружаемся в сказочный мир…

Теоретическая часть:

Сказки издревле помогали учить и воспитывать, общаться, развиваться, решать жизненные вопросы и справляться с трудными ситуациями.

 По мнению психологов - сказкотерапевтов (Валентина Пономарёва психолог-сказкотерапевт г. Москва) сказка помогает людям разобраться в себе и своих проблемах.

 Бытует мнение, что сказка уместна в детстве и только в детстве. Но это совсем не так. Точнее будет сказать, что все мы родом из детства и большая часть проблем приобретается там. С годами груз накапливается, а избавиться от него можно только тогда, когда будет найдена исконная причина. Но обнаружить истоки не всегда легко, и сказка в этом - верный и надёжный помощник.

  По мнению большинства специалистов (психологов, педагогов, статистов), российская семья сегодня не справляется со своими социальными функциями. Отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей; увеличение числа разводов и снижение рождаемости; рост преступности в семейно-бытовых отношениях и повышение риска развития неврозов у детей из-за неблагополучного психологического климата в семье. В связи с этим демографическая политика в России ориентирована на пропаганду семейных ценностей и социально-психологическую поддержку семьи в кризисных ситуациях.

Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качества» семьи (ее состава, ценностных ориентации, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей и т.д.) и ее возможностей в решении задачи воспитании ребенка как будущего семьянина. Воспитание ребёнка - как будущего семьянина - хранителя и преумножателя семейных ценностей – одна из важных задач духовно-нравственного воспитания.

Для разрешения таких задач  нужна не только педагогическая поддержка, которая зачастую ограничивается разработкой различных форм взаимодействия с семьей для решения в первую очередь учебных задач и проблем с дисциплиной, но и комплексный психолого-педагогический подход.

Универсальным психолого-педагогическим средством формирования семейных ценностей является сказкотерапия.

Сказкотерапия – метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Сегодня, в начале третьего тысячелетия, к знаниям, заложенным в сказках, люди тянутся интуитивно. Тексты сказок вызывают интерес как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы в семье.

 Сказки сообщают читателю или слушателю базовые понятия устройства человечества. Например: диалектику мира: без зла не может быть добра и наоборот. Это учит воспринимать мир в целом таков каков он есть. Сказка позволяет совершать мысленные путешествия в иную, фантазийную реальность и возвращаться оттуда с подарками – жизнеутверждающим знанием о победе добра над злом. Именно таким образом подобное знание приобретается легче  всего, так как отсутствует протест против подневольного нравоучения. Нет конфликта «отцов и детей».

  Сказка – зеркало, которое отражает реальный мир через призму личного восприятия, даёт пищу для сознания и подсознания. Пока ум поглощён сюжетом. Характеристикой персонажей, подсознание представленное самому себе, не отвлекаясь, расшифровывает и усваивает скрытый смысл повествования, его метафоры и символы.

 Таким образом, ум и подсознание становятся союзниками, а не конкурентами, что приводит к гармонизации внутриличностных структур человека.

  Вот самый элементарный пример: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…».В динамике описанного процесса обозначены лишь две стадии: посадил – выросла. И напрочь опущено хотя бы упоминание о том, как готовили грядку, поливали, пололи, окучивали. Почему? Потому что эта репка сама выросла. То есть сказка говорит о том, что стоит лишь начать дело, как оно пойдет, и тогда удача непременно улыбнется! На казенном языке это называлось бы стимулированием труда методом моделирования причинно-следственных связей.

Еще одна мудрость этой простенькой с виду истории заключается в том, что приступать к чему-то можно и в одиночку, но если «урожай» велик, то понадобится действовать сообща. Может оказаться, что завершающее усилие окажется результативным благодаря самому незаметному участнику. Сказки сообщают читателю.

Особое место в сказкотерапии занимают притчи. В этих лаконичных историях заключены малые или большие законы человеческого мира, а основаны они на искусстве меткости слова. Специфика притч заключается в том, что в них резюмируется мораль – либо прямым текстом, либо очевидным намеком. В последнем случае адресаты рассказа могут выдвинуть собственную версию заложенного в них смысла. Иногда случается, что при этом суть,что называется, выворачивается наизнанку. Забавный случай из своей практики описывал профессор И.В. Вачков. Однажды, занимаясь с человеком, у которого были серьезные проблемы общения с окружающими, он рассказал ему притчевую сказку А. Поповой

 «Коряга»:

  - «Эта коряга, неуклюжая бедняжка, лежала на опушке леса поблизости  от гладких, хорошо обтесанных и дружных между собой бревен, вызывала у них насмешки и страдала от одиночества и собственного уродства. Но однажды пришел человек, уложил бревна в ряд, скрепил их корягой, у которой было немало кривых цепких сучьев, – и отправился в путешествие по реке»

  На вопрос, о чем эта история, слушатель ответил: «Об идиоте, который пришел делать плот, не взяв с собой веревку».

   Краткость притч позволяет непосредственно после чтения или пересказа добавлять к ним конкретные психологические упражнения, закрепляя усвоение. Например, вот так может выглядеть работа с притчей «Счастье».

«Счастье».

Замесил Господь глину и силой  Вдохновенной Мудрости создал Творение – Человека. И смотрел Бог на Человека, и доволен был, ибо видел, что все у Человека есть: очи – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, язык – чтобы говорить, ноги – чтобы стоять и идти, руки – чтобы действовать, грудь – чтобы дышать, сердце – чтобы любить, кожа – чтобы чувствовать, живот – чтобы беречься, спина – чтобы выдерживать нагрузки, плечи – чтобы отвечать за себя.

И радовался Всевышний, хоть и остался у него неиспользованный глиняный комочек. И ликовало все вокруг, приветствуя Творение Бога.

– Что еще слепить тебе? – спросил Господь Человека, разминая оставшуюся глину.

– Слепи мне счастье, – попросил тот.

Ничего не ответил Отец Небесный, лишь молча вложил в ладонь Человека оставшийся комочек глины...

Вопросы и упражнения для участников:

• А в ваших руках может оказаться то, что нужно вам для счастья?

• А может, оно там уже есть и стоит просто почувствовать?

• Попробуем это сделать прямо сейчас, не откладывая. Протяните перед собой руки на свободно согнутых локтях, расположите их на уровне груди раскрытыми ладонями вверх (то есть как будто что-то держите в них) и, не напрягаясь, понаблюдайте за ощущениями: есть ли в ладонях что-то? И если есть, то какое это что-то: мягкое или твердое, большое или маленькое, тяжелое или легкое, теплое или холодное, круглое или угловатое, гладкое или шероховатое? На что это похоже?

• Если вы ощутите невидимый

комочек Божественной глины, сотворите свое Счастье!

Притчи, с одной стороны, помогают установлению и поддержанию взаимопонимания между рассказчиком и слушателем, с другой – позитивно воздействуют на последнего. Они способны подсказать неожиданные, но вполне реальные решения актуальных задач, избавить от скованности неэффективными стереотипами действий.

В этом смысле их можно сравнить со спасительным прыжком зверя, вырывающегося одним махом из клетки на волю.

Ведущие раздают участникам притчи.

Прочтение предложенных притч

Мостик в будущее

Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что сказкотерапия:

- умещает в себе всю технологическую кухню, от диагностики до

коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности;

- органично синтезируется с другими методами психотерапии,

- применима в индивидуальной и групповой работе;

- подходит для любого возраста.

     Именно это делает ее весьма полезной не только в медицинской и собственно психологической практике, но и в педагогике, где она может выступать в качестве дидактического воспитательного инструмента.

- Для младших школьников она вообще незаменима, потому что,  образно говоря, они еще живут в сказочном мире;

- подросткам Сказкотерапия помогает более комфортно чувствовать себя в пограничье детства,

- а старшеклассникам – облегчает пересечение границы со взрослой жизнью.

 

Практическая часть. Сказка «Репка».

- …сказка поучает, сказка воспитывает, сказка лечит, сказка помогает…

В детстве все мы читали сказки. И сейчас читаем – детям, внукам, себе. И находим персонаж с которого берём пример. Сказочного героя, который помогает своим примером в трудную минуту. Поделитесь, пожалуйста, какой сказочный  герой помогал вам в детстве?

Участники делятся воспоминаниями.

 - Спасибо.

Все мы знаем сказку «Репка» наизусть! Но мало кто задумывается поискать в знакомой сказке новый смысл. Сегодня мы расскажем сказку по-новому. Приглашаю всех в артисты!

Ведущий делит аудиторию на  восемь групп.

Раздаёт каждой группе лист с названием персонажа (листы перевёрнуты, участники берут лист не выбирая персонаж – что попадёт.

1. Сказочник,

2. Репка,

3. Дед,

4. Бабка,

5. Внучка,

6. Жучка,

7. Кошка,

8. Мышка.

Задание:

- Каждая группа выбирает из любой другой группы участника, который будет представлять персонажа сказки, который записан на листе. Обратите внимание: выбрать участника нужно с учётом особенностей характера человека, которые ни как не свойственны герою сказки. Например:  мышка - «большой» человек, «шумный».

 И передаёт лист с наименованием персонажа ему. Необходимо контролировать, чтобы у одной группы не оказалось два листа. В противном случае сделать новый выбор. Так группы обменяются листами.

- Далее задание «Героям инсценировки»

- Ваша задача постараться, играя роль, представить своего героя, как можно «ярче», «характернее». С несвойственным для него, по вашему мнению, поведением.  

Играем сказку.

Рефлексия.

Разбор инсценировки.

Участники делятся впечатлением о собственной игре. Зрители – своими впечатлениями.

Ведущий:

- Возвращаемся в группы и рисуем коллективный рисунок – сказочного героя, которого играл представитель группы.

Группы рисуют.

Организуем мини-выставку. Обсуждаем, делимся впечатлениями.

(Из практики: рисунки похожи по стилю, технике исполнения и цветовой гамме.)

Сравниваем схожесть и различие персонажей на рисунках.

Ведущий:

Мы все педагоги. Проиграть сказку подобным образом можно с детьми, можно с родителями. Тогда сказку можно обсудить. Вопросы:

- почему автор так эмоционально «прохладно» назвал героев? (бабКА, внучКА, ЖучКА..)

- как иначе можно назвать героев? (дедушка, дедуля, деда и т. п., бабуля, бабулечка, бабушка и т. д.)

- почему нет мамы и папы у девочки? Где они?

- почему собака единственный персонаж, имеющий имя?

- другие вопросы.

Ведущий:

- Сказка это всегда волшебство. Исполнение желаний. Мечта.

Сегодня мы тоже помечтаем. На столе разложены карточки с изображением сказочных героев и сказочных существ, волшебных предметов. Выберите наугад карточку, а я расскажу вам, что эта карточка говорит о вас.

Выбирают. Рассказываю.

Приглашаем всех сесть в круг. Ритуал выхода.

Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Сделайте вдох… выдох… Мы в реальном мире! Всё хорошее что было сегодня мы возьмём с собой. Пусть оно помогает нам. Задуем свечу. Мы желаем всем беречь своё здоровье и нервы.

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Сказка для всех"»

«Сказка для всех».

Сказкотерапия как средство формирования семейных и родительских моделей у взрослых и детей.

МБОУ «СОШ» с. Объячево Республики Коми.

Авторы: Морозова Т. Л. – педагог-психолог,

Лихачёва Е. А. – учитель начальных классов.

Категория занятия: «Здоровьесберегающее образовательное пространство».

Цели:

- профилактика профессионального выгорания;

- снижение уровня тревожности;

- устранение состояния агрессивности и страха;

- развитие саморегуляции;

- установление положительных взвимоотношений.

Задачи:

- стимулирование способности преодолевать трудности;

- развитие и стимулирование познавательной деятельности;

- выявление и стимулирование творческой;

- снижение уровня тревожности;

-стимулирование умения эмоциональной саморегуляции и коммуникативных навыков;

- укрепление взаимоотношений в коллективе.


Необходимые материалы: свечи в красивых подсвечниках, мультимедиа, листы белой бумаги, карандаши, карточки с наименованиями персонажей сказки для практической части, карточки с притчами. Тесто. Карточки «Мастер сказок», «Сказочные герои», «Волшебные предметы», «Сказочные герои».


На экране эпиграф:

«Известно ли вам,

что правильно и вовремя

рассказанная сказка

способна устранить

практически любые проблемы?..»

Играет музыка

Приветствие:

Ведущий:

- Уважаемые, гости!

Сегодня у нас с вами необычное сказочное занятие. Нам потребуется ваша помощь ,фантазия, воображение. Если они у вас есть – прекрасно ,значит у нас всё получится. Если нет, тогда будем развивать. Если у человека богатая фантазия и воображение он может формировать образ своего будущего, т. е. жизненную программу. Очень важно, чтобы этот образ был позитивным ,как в сказке потому что признак хорошей сказки – хорошее окончание. Сегодня мы познакомимся со сказкотерапией. Это один из методов в практической психологии для поддержки человека в трудную минуту.

- Любите ли вы сказки? Верите ли в чудеса? Кто-то из вас верит в чудеса, кто-то не верит. Но сегодня здесь вы оказались не случайно…

- Я приглашаю вас в круг к волшебной свече.

Все садятся на стулья по кругу. Зажечь свечу.

Ритуал входа в сказочное пространство.


- Мы погружаемся в сказочный мир…


Теоретическая часть:

Сказки издревле помогали учить и воспитывать, общаться, развиваться, решать жизненные вопросы и справляться с трудными ситуациями.

По мнению психологов - сказкотерапевтов (Валентина Пономарёва психолог-сказкотерапевт г. Москва) сказка помогает людям разобраться в себе и своих проблемах.

Бытует мнение, что сказка уместна в детстве и только в детстве. Но это совсем не так. Точнее будет сказать, что все мы родом из детства и большая часть проблем приобретается там. С годами груз накапливается, а избавиться от него можно только тогда, когда будет найдена исконная причина. Но обнаружить истоки не всегда легко, и сказка в этом - верный и надёжный помощник.

По мнению большинства специалистов (психологов, педагогов, статистов), российская семья сегодня не справляется со своими социальными функциями. Отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей; увеличение числа разводов и снижение рождаемости; рост преступности в семейно-бытовых отношениях и повышение риска развития неврозов у детей из-за неблагополучного психологического климата в семье. В связи с этим демографическая политика в России ориентирована на пропаганду семейных ценностей и социально-психологическую поддержку семьи в кризисных ситуациях.

Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качества» семьи (ее состава, ценностных ориентации, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей и т.д.) и ее возможностей в решении задачи воспитании ребенка как будущего семьянина. Воспитание ребёнка - как будущего семьянина - хранителя и преумножателя семейных ценностей – одна из важных задач духовно-нравственного воспитания.

Для разрешения таких задач  нужна не только педагогическая поддержка, которая зачастую ограничивается разработкой различных форм взаимодействия с семьей для решения в первую очередь учебных задач и проблем с дисциплиной, но и комплексный психолого-педагогический подход.

Универсальным психолого-педагогическим средством формирования семейных ценностей является сказкотерапия.

Сказкотерапия – метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Сегодня, в начале третьего тысячелетия, к знаниям, заложенным в сказках, люди тянутся интуитивно. Тексты сказок вызывают интерес как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы в семье.

Сказки сообщают читателю или слушателю базовые понятия устройства человечества. Например: диалектику мира: без зла не может быть добра и наоборот. Это учит воспринимать мир в целом таков каков он есть. Сказка позволяет совершать мысленные путешествия в иную, фантазийную реальность и возвращаться оттуда с подарками – жизнеутверждающим знанием о победе добра над злом. Именно таким образом подобное знание приобретается легче всего, так как отсутствует протест против подневольного нравоучения. Нет конфликта «отцов и детей».

Сказка – зеркало, которое отражает реальный мир через призму личного восприятия, даёт пищу для сознания и подсознания. Пока ум поглощён сюжетом. Характеристикой персонажей, подсознание представленное самому себе, не отвлекаясь, расшифровывает и усваивает скрытый смысл повествования, его метафоры и символы.

Таким образом, ум и подсознание становятся союзниками, а не конкурентами, что приводит к гармонизации внутриличностных структур человека.

Вот самый элементарный пример: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…».В динамике описанного процесса обозначены лишь две стадии: посадил – выросла. И напрочь опущено хотя бы упоминание о том, как готовили грядку, поливали, пололи, окучивали. Почему? Потому что эта репка сама выросла. То есть сказка говорит о том, что стоит лишь начать дело, как оно пойдет, и тогда удача непременно улыбнется! На казенном языке это называлось бы стимулированием труда методом моделирования причинно-следственных связей.

Еще одна мудрость этой простенькой с виду истории заключается в том, что приступать к чему-то можно и в одиночку, но если «урожай» велик, то понадобится действовать сообща. Может оказаться, что завершающее усилие окажется результативным благодаря самому незаметному участнику. Сказки сообщают читателю.

Особое место в сказкотерапии занимают притчи. В этих лаконичных историях заключены малые или большие законы человеческого мира, а основаны они на искусстве меткости слова. Специфика притч заключается в том, что в них резюмируется мораль – либо прямым текстом, либо очевидным намеком. В последнем случае адресаты рассказа могут выдвинуть собственную версию заложенного в них смысла. Иногда случается, что при этом суть,что называется, выворачивается наизнанку. Забавный случай из своей практики описывал профессор И.В. Вачков. Однажды, занимаясь с человеком, у которого были серьезные проблемы общения с окружающими, он рассказал ему притчевую сказку А. Поповой

«Коряга»:

- «Эта коряга, неуклюжая бедняжка, лежала на опушке леса поблизости от гладких, хорошо обтесанных и дружных между собой бревен, вызывала у них насмешки и страдала от одиночества и собственного уродства. Но однажды пришел человек, уложил бревна в ряд, скрепил их корягой, у которой было немало кривых цепких сучьев, – и отправился в путешествие по реке»

На вопрос, о чем эта история, слушатель ответил: «Об идиоте, который пришел делать плот, не взяв с собой веревку».

Краткость притч позволяет непосредственно после чтения или пересказа добавлять к ним конкретные психологические упражнения, закрепляя усвоение. Например, вот так может выглядеть работа с притчей «Счастье».

«Счастье».

Замесил Господь глину и силой Вдохновенной Мудрости создал Творение – Человека. И смотрел Бог на Человека, и доволен был, ибо видел, что все у Человека есть: очи – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, язык – чтобы говорить, ноги – чтобы стоять и идти, руки – чтобы действовать, грудь – чтобы дышать, сердце – чтобы любить, кожа – чтобы чувствовать, живот – чтобы беречься, спина – чтобы выдерживать нагрузки, плечи – чтобы отвечать за себя.

И радовался Всевышний, хоть и остался у него неиспользованный глиняный комочек. И ликовало все вокруг, приветствуя Творение Бога.

– Что еще слепить тебе? – спросил Господь Человека, разминая оставшуюся глину.

– Слепи мне счастье, – попросил тот.

Ничего не ответил Отец Небесный, лишь молча вложил в ладонь Человека оставшийся комочек глины...


Вопросы и упражнения для участников:

• А в ваших руках может оказаться то, что нужно вам для счастья?

• А может, оно там уже есть и стоит просто почувствовать?

• Попробуем это сделать прямо сейчас, не откладывая. Протяните перед собой руки на свободно согнутых локтях, расположите их на уровне груди раскрытыми ладонями вверх (то есть как будто что-то держите в них) и, не напрягаясь, понаблюдайте за ощущениями: есть ли в ладонях что-то? И если есть, то какое это что-то: мягкое или твердое, большое или маленькое, тяжелое или легкое, теплое или холодное, круглое или угловатое, гладкое или шероховатое? На что это похоже?

• Если вы ощутите невидимый

комочек Божественной глины, сотворите свое Счастье!

Притчи, с одной стороны, помогают установлению и поддержанию взаимопонимания между рассказчиком и слушателем, с другой – позитивно воздействуют на последнего. Они способны подсказать неожиданные, но вполне реальные решения актуальных задач, избавить от скованности неэффективными стереотипами действий.

В этом смысле их можно сравнить со спасительным прыжком зверя, вырывающегося одним махом из клетки на волю.

Ведущие раздают участникам притчи.

Прочтение предложенных притч


Мостик в будущее

Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что сказкотерапия:

- умещает в себе всю технологическую кухню, от диагностики до

коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности;

- органично синтезируется с другими методами психотерапии,

- применима в индивидуальной и групповой работе;

- подходит для любого возраста.

Именно это делает ее весьма полезной не только в медицинской и собственно психологической практике, но и в педагогике, где она может выступать в качестве дидактического воспитательного инструмента.

- Для младших школьников она вообще незаменима, потому что, образно говоря, они еще живут в сказочном мире;

- подросткам Сказкотерапия помогает более комфортно чувствовать себя в пограничье детства,

- а старшеклассникам – облегчает пересечение границы со взрослой жизнью.


Практическая часть. Сказка «Репка».


- …сказка поучает, сказка воспитывает, сказка лечит, сказка помогает…

В детстве все мы читали сказки. И сейчас читаем – детям, внукам, себе. И находим персонаж с которого берём пример. Сказочного героя, который помогает своим примером в трудную минуту. Поделитесь, пожалуйста, какой сказочный герой помогал вам в детстве?

Участники делятся воспоминаниями.

- Спасибо.

Все мы знаем сказку «Репка» наизусть! Но мало кто задумывается поискать в знакомой сказке новый смысл. Сегодня мы расскажем сказку по-новому. Приглашаю всех в артисты!

Ведущий делит аудиторию на восемь групп.

Раздаёт каждой группе лист с названием персонажа (листы перевёрнуты, участники берут лист не выбирая персонаж – что попадёт.

1. Сказочник,

2. Репка,

3. Дед,

4. Бабка,

5. Внучка,

6. Жучка,

7. Кошка,

8. Мышка.


Задание:

- Каждая группа выбирает из любой другой группы участника, который будет представлять персонажа сказки, который записан на листе. Обратите внимание: выбрать участника нужно с учётом особенностей характера человека, которые ни как не свойственны герою сказки. Например: мышка - «большой» человек, «шумный».

И передаёт лист с наименованием персонажа ему. Необходимо контролировать, чтобы у одной группы не оказалось два листа. В противном случае сделать новый выбор. Так группы обменяются листами.

- Далее задание «Героям инсценировки»

- Ваша задача постараться, играя роль, представить своего героя, как можно «ярче», «характернее». С несвойственным для него, по вашему мнению, поведением.


Играем сказку.

Рефлексия.

Разбор инсценировки.

Участники делятся впечатлением о собственной игре. Зрители – своими впечатлениями.


Ведущий:

- Возвращаемся в группы и рисуем коллективный рисунок – сказочного героя, которого играл представитель группы.

Группы рисуют.

Организуем мини-выставку. Обсуждаем, делимся впечатлениями.

(Из практики: рисунки похожи по стилю, технике исполнения и цветовой гамме.)

Сравниваем схожесть и различие персонажей на рисунках.

Ведущий:

Мы все педагоги. Проиграть сказку подобным образом можно с детьми, можно с родителями. Тогда сказку можно обсудить. Вопросы:

- почему автор так эмоционально «прохладно» назвал героев? (бабКА, внучКА, ЖучКА..)

- как иначе можно назвать героев? (дедушка, дедуля, деда и т. п., бабуля, бабулечка, бабушка и т. д.)

- почему нет мамы и папы у девочки? Где они?

- почему собака единственный персонаж, имеющий имя?

- другие вопросы.


Ведущий:

- Сказка это всегда волшебство. Исполнение желаний. Мечта.

Сегодня мы тоже помечтаем. На столе разложены карточки с изображением сказочных героев и сказочных существ, волшебных предметов. Выберите наугад карточку, а я расскажу вам, что эта карточка говорит о вас.


Выбирают. Рассказываю.

Приглашаем всех сесть в круг. Ритуал выхода.

Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Сделайте вдох… выдох… Мы в реальном мире! Всё хорошее что было сегодня мы возьмём с собой. Пусть оно помогает нам. Задуем свечу. Мы желаем всем беречь своё здоровье и нервы.



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!