СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление эффективных практик по вопросам проектно-исследовательской деятельности воспитанников в МБДОУ «Детский сад №24 «Колосок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление эффективных практик по вопросам проектно-исследовательской деятельности воспитанников в МБДОУ «Детский сад №24 «Колосок.

Слайд 1

Федеральные государственные  образовательные стандарты  требуют от нас изменения подходов к осуществлению образовательной деятельности, подходов в управлении образованием.

В настоящее время основой для образовательной системы России, является задача интенсификации учебного процесса путем использования новых форм и методов преподавания и контроля. Сегодня для воспитанников стало важно добывать знания, проводить эксперименты, наблюдать и т.п. то есть педагогу необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передавая воспитанникам инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Слайд 2

Основными документами, регламентирующими работу дошкольного учреждения выведены на слайд.

Для решения годовых задач нашего дошкольного учреждения предусмотрены различные мероприятия (семинары, пед.часы, консультации). Педагогический коллектив считает метод педагогического проектирования - одна из эффективных форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Слайд 3

Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта  и  с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности в управленческий проект «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в дошкольном учреждении», содержащий стратегию и тактику работы, обеспечивающий оптимальную инновационную деятельность.

Слайд 4

Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у педагогов. 

В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:

1. Формирование мотивационной готовности у участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.

4. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый:

Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:

I подготовительный этап: разработка программы профессионального роста, а именно определение целей, задач по внедрению проектной деятельности, определение поэтапной модели и плана действий по технологии проектирования, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, материально-технических условий, научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Слайд  5

Второй этап – основной. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы. Выработаем общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, осуществляем подготовку творческих отчетов о реализации проекта.

Слайд  6

Итак, инициативной группой было предложено первоначально изучить опыт работы других детских садов. 1 педагог прошел курсы повышения по технологии проектирования дистанционно, материалы курса, пользуясь возможностью, изучили все педагоги инициативной группы. Данный материал мотивировал педагогов в короткий срок перейти к практике.

Слайд  7

На заседаниях рабочей группы было рассмотрено множество типы проектов для дошкольников, подробно остановились на способах разработки проектов.

 Слайд  8

«Модель трех вопросов»

Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?

Воспитатель организует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Полезно будет придумать с детьми разные символы - сбора информации

Слайд  9

Системная паутинка по проекту.

Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана - как содержательная, так и по видам деятельности с учетом  требования ФГОС.

 Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получат в ходе составления плана «Паутинка».

Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики  содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

Слайд 10

Метод «Мыслительных карт»

На бумаге формата не меньше А4 в центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово (картинка), ассоциативно связанное с основной идеей. Центральные линии должны быть толще. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций.

Слайд 11

Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

То предложенная вашему вниманию цепочка последовательных суждений, последовательно фиксирующихся.

Елена Сергеевна Евдокимова говорит, что технология проектирования – это когда соотношение «ребенок – взрослый» строится на соучастии (никто не оценивает, никто не указывает, не контролирует, не оценивает).

Содержание проектной деятельности включает:

- рассмотрение возникшей проблемы (формулируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их в деловом разговоре);

- затем дети проектируют: «Как решить проблему», «Чем можем помочь», «Как будем действовать и при помощи чего»;

- затем приступаем к деятельности, где дети взаимодействуют с друг другом или со взрослым;

- и приходим к результату: «Получилось», «Не получилось», говорим о дальнейших шагах «Где еще можем использовать, применять , кому можем показать и т.п.».

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так в младшем дошкольном возрасте ребенок преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера, в старшем – приходит к сотрудничеству. Вера Александровна Деркунская, автор проектной деятельности солидарно с Еленой Сергеевной.

Слайд 12

Рассмотрев подробно все способы разработки проектов, выделили обязательные требования к проекту:

- паспорт (каждый проект должен быть оформлен);

- папка исследователя (материал: бумага, белая и цветная, картон белый и цветной, карандаши, фломастеры, ножницы, клей и пр.);

- оценка (каждый проект должен обязательно оценен).

Самый доступный на наш взгляд способ «Трех вопросов», так как авторы по разному описывают технологию проектирования, мы решили данный способ немного преобразовать, как именно вы сегодня увидите.

На сегодняшний день, детей младших групп мы подводим к проектной деятельности при помощи организации познавательно-исследовательской деятельности.

Во второй младшей группе «Солнышко» используют метод проектов, привлекают активно к сотрудничеству родителей.

Воспитанники подготовительной группы «Мальвина» самостоятельно решают возникшие перед ними проблемы, иногда обращаются за помощью взрослых.

Третий этап – заключительный: где мы подведем результаты проектной деятельности педагогов за учебный год. Творческие отчеты реализации проекта пройдут в разных формах: мастер-классах, практикумах, открытых просмотрах.

Слайд 13

Внедрение технологии проектирования в дошкольном учреждении позволит сделать следующие выводы:

  1. Технология проектирования успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
  2. Технология проектирования как один из видов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, активирует самостоятельность воспитанников детского сада.

Слайд 14

  1. Использование технологии проектирования в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
  2. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Слайд 15

  1. Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
  2. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ.

Слайд 16

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Сейчас мы вам продемонстрируем некоторые моменты образовательной деятельности с дошкольниками, те о которых говорилось ранее.

 

Просмотр содержимого документа
«Представление эффективных практик по вопросам проектно-исследовательской деятельности воспитанников в МБДОУ «Детский сад №24 «Колосок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД № 24 «КОЛОСОК» Представление эффективных практик по вопросам проектной деятельноти           г. Назарово 2017г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24 «КОЛОСОК»

Представление эффективных практик по вопросам проектной деятельноти

г. Назарово 2017г.

Документы, регламентирующие работу дошкольного учреждения ФГОС дошкольного образования (утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155); Профессиональный стандарт педагога (воспитатель) (утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 N 544н);  Устав; Образовательная программа дошкольного образования;  Другие локальные акты дошкольного учреждения.

Документы, регламентирующие работу дошкольного учреждения

  • ФГОС дошкольного образования (утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155);
  • Профессиональный стандарт педагога (воспитатель) (утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 N 544н);
  • Устав;
  • Образовательная программа дошкольного образования;
  • Другие локальные акты дошкольного учреждения.
Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в дошкольном учреждении  Цель : Организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии проектирования.

Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в дошкольном учреждении

Цель : Организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии проектирования.

Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в дошкольном учреждении Задачи: Формирование мотивационной готовности у участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в дошкольном учреждении

Задачи:

  • Формирование мотивационной готовности у участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
  • Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
  • Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
  • Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.
Сравнительный анализ результативности участия в олимпиадах и конференциях Параметр сравнения Участие в олимпиадах Образовательный результат Конференции (исследовательская деятельность) развитие познавательный, эвристических способностей школьника, углубление знания по предмету, развитие умений решать нестандартные задачи Разные типы одаренности Уровень усвоения опыта помимо предыдущих качеств характерно наличие творческих качеств исследователя интеллектуальная одаренность («пожиратели знаний», «энциклопедисты») Уровень развития интереса эвристический уровень творческая одаренность («создатели и открыватели») познавательный Уровень коммуникаций креативный творческий продуктивный (делай сам) Роль учащегося креативный (сотрудничество) обучаемый, «решатель задач» Роль педагога исследователь научной проблемы, докладчик «тренер» в решении задач коллега, научный руководитель

Сравнительный анализ результативности участия в олимпиадах и конференциях

Параметр сравнения

Участие в олимпиадах

Образовательный результат

Конференции (исследовательская деятельность)

развитие познавательный, эвристических способностей школьника, углубление знания по предмету, развитие умений решать нестандартные задачи

Разные типы одаренности

Уровень усвоения опыта

помимо предыдущих качеств характерно наличие творческих качеств исследователя

интеллектуальная одаренность («пожиратели знаний», «энциклопедисты»)

Уровень развития интереса

эвристический уровень

творческая одаренность («создатели и открыватели»)

познавательный

Уровень коммуникаций

креативный

творческий

продуктивный (делай сам)

Роль учащегося

креативный (сотрудничество)

обучаемый, «решатель задач»

Роль педагога

исследователь научной проблемы, докладчик

«тренер» в решении задач

коллега, научный руководитель

Типы проектов в ДОУ

(Л.С. Киселева)

Типы проекта

Содержание

Исследовательско-творческий

Возраст детей

Ролево-игровой

Дети экспериментируют,

а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности.

Использование элементов творческих игр.

Старшая группа

Информационно-практическо-ориентированный

Творческий

Младшая группа

Сбор информации, её реализация посредством социальных интересов

Результат работы- детский праздник, дизайн и т.д.

(дизайн группы).

Средняя группа

Младшая группа

Типы проекта

Содержание

Исследовательско-творческий

Ролево-игровой

Возраст детей

Дети экспериментируют,

Использование элементов творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы.

а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Старшая группа

Информационно-практическо-ориентированный

Вторая младшая группа

Сбор информации, её реализация посредством социальных интересов (оформление и дизайн группы, витражи и др.).

Творческий

Результат работы- детский праздник, дизайн и т.д.

Средняя группа

Вторая младшая группа

Способы разработки проектов Системная паутинка по проекту. 7 Способы разработки проектов Системная паутинка по проекту.

Способы разработки проектов

Системная паутинка по проекту.

7

Способы разработки проектов

Системная паутинка по проекту.

 «МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ»  ЧТО ЗНАЮ?  ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?  Содержание, КАК УЗНАТЬ?  то что дети уже знают. План (тема проекта) Источники новых знаний т. е. средства

«МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ»

ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

Содержание,

КАК УЗНАТЬ?

то что дети уже знают.

План

(тема проекта)

Источники новых знаний

т. е. средства

Системная паутинка по проекту .  Познание Чтение художественной литературы  Социализация (ведущая деятельность –познавательно -исследовательская) указать формы Здоровье (ведущая деятельность – чтение) указать формы  Коммуникация (ведущая деятельность – игровая) указать формы Труд  Музыка  Физическая культура (интеграция разных видов деятельности) указать формы  Безопасность (ведущая деятельность – трудовая) указать формы (ведущая деятельность – коммуникативная) указать формы (интеграция разных видов деятельности) указать формы (ведущая деятельность – двигательная) указать формы Художественное творчество (ведущая деятельность – музыкально-художественная) указать формы Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами (ведущая деятельность – продуктивная) указать формы  указать формы  Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности) указать формы

Системная паутинка по проекту .

Познание

Чтение художественной литературы

Социализация

(ведущая деятельность –познавательно -исследовательская) указать формы

Здоровье

(ведущая деятельность – чтение) указать формы

Коммуникация

(ведущая деятельность – игровая) указать формы

Труд

Музыка

Физическая культура

(интеграция разных видов деятельности) указать формы

Безопасность

(ведущая деятельность – трудовая) указать формы

(ведущая деятельность – коммуникативная) указать формы

(интеграция разных видов деятельности) указать формы

(ведущая деятельность – двигательная) указать формы

Художественное творчество

(ведущая деятельность – музыкально-художественная) указать формы

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

(ведущая деятельность – продуктивная) указать формы

указать формы

Режимные моменты

(интеграция разных видов деятельности) указать формы

Метод

Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)

Образ

Образ "Семь мы" ( по Заир-Бек)

  • Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
  • Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
  • Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
  • Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы). 
  • Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
  • Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
  • Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Обязательные требования к проекту  паспорт (каждый проект должен быть оформлен);   папка исследователя (материал: бумага, белая и цветная, картон белый и цветной, карандаши, фломастеры, ножницы, клей и пр.);   оценка (каждый проект должен обязательно оценен).

Обязательные требования к проекту

  • паспорт (каждый проект должен быть оформлен);

  • папка исследователя (материал: бумага, белая и цветная, картон белый и цветной, карандаши, фломастеры, ножницы, клей и пр.);

  • оценка (каждый проект должен обязательно оценен).
Значимость проекта для детей Дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания  Развивает творческие способности и коммуникативные навыки Положительно влияет на мотивационную сферу ребенка, повышая интерес к образовательному процессу и его результату

Значимость проекта для детей

Дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания

Развивает творческие способности и коммуникативные навыки

Положительно влияет на мотивационную сферу ребенка, повышая интерес к образовательному процессу и его результату

Значимость проекта для педагогов Формирует профессиональную компетентность:  Непрерывное овладение прогрессивными технологиями Умение педагога самому ставить и решать творческие и исследовательские задачи Дать возможность работая группой, объединить её общей инициативной идеей Учит профессионально оценивать педагогические ситуац ии Выявляет творческий потенциал педагогов

Значимость проекта для педагогов

Формирует профессиональную компетентность:

Непрерывное овладение прогрессивными технологиями

Умение педагога самому ставить и решать творческие и исследовательские задачи

Дать возможность работая группой, объединить её общей инициативной идеей

Учит профессионально оценивать педагогические ситуац ии

Выявляет творческий потенциал педагогов

Значимость проекта для родителей Способствует улучшению микроклимата в семье Способствует формированию сообществ «дети-родители» Реализация проектов пробуждает интерес познанию самих себя и детей, повышает культурную компетентность в области воспитания детей

Значимость проекта для родителей

Способствует улучшению микроклимата в семье

Способствует формированию сообществ «дети-родители»

Реализация проектов пробуждает интерес познанию самих себя и детей, повышает культурную компетентность в области воспитания детей

Технология проектирования, включённая в организационную систему ДОУ, становится инструментом развития, саморазвития ребёнка, его познавательных и творческих способностей, является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Реализуя данный метод в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен знать своё место в системе дошкольного образования.

Технология проектирования, включённая в организационную систему ДОУ, становится инструментом развития, саморазвития ребёнка, его познавательных и творческих способностей, является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Реализуя данный метод в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен знать своё место в системе дошкольного образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!