СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка юному исследователю

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка юному исследователю предназначена для учащихся начальных классов. Данный материал поможет определить тему, цели, задачи, гипотезы для будущего исследования и определить порядок исследовательской работы.

Просмотр содержимого документа
«Памятка юному исследователю»

 ПАМЯТКА ЮНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ  Составила учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода Летошникова Светлана Анатольевна

ПАМЯТКА ЮНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

Составила учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода

Летошникова Светлана Анатольевна

ДОРОГОЙ ДРУГ! Это необычная ПАМЯТКА . Она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно.  Постепенно, выполняя предложенные в памятке задания, ты сможешь освоить основные приёмы проведения собственных исследований.  Можешь взять себе в помощники взрослых, старшего брата или сестрёнку, маму, папу и даже бабушку с дедушкой. Они с удовольствием помогут тебе освоить приёмы исследовательской деятельности. Итак, в добрый путь, ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.  ЖДУТ ТЕБЯ НОВЫЕ ЗНАНИЯ, НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ !

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Это необычная ПАМЯТКА . Она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно.

Постепенно, выполняя предложенные в памятке задания, ты сможешь освоить основные приёмы проведения собственных исследований.

Можешь взять себе в помощники взрослых, старшего брата или сестрёнку, маму, папу и даже бабушку с дедушкой. Они с удовольствием помогут тебе освоить приёмы исследовательской деятельности.

Итак, в добрый путь, ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.

ЖДУТ ТЕБЯ НОВЫЕ ЗНАНИЯ,

НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ !

КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ   Начало любого исследования - это ТЕМА ТВОЕЙ РАБОТЫ. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.  Если не можешь сразу определить тему, ЗАДАЙ СЕБЕ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ: Что мне интересно больше всего?  Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т. д.)? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Если эти вопросы не помогли, ОБРАТИСЬ К УЧИТЕЛЯМ,  СПРОСИ РОДИТЕЛЕЙ, ПОГОВОРИ ОБ ЭТОМ С ОДНОКЛАССНИКАМИ .  Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.

КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ

Начало любого исследования - это ТЕМА ТВОЕЙ РАБОТЫ. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.

Если не можешь сразу определить тему,

ЗАДАЙ СЕБЕ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т. д.)?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Если эти вопросы не помогли,

ОБРАТИСЬ К УЧИТЕЛЯМ,

СПРОСИ РОДИТЕЛЕЙ,

ПОГОВОРИ ОБ ЭТОМ С ОДНОКЛАССНИКАМИ .

Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею,

тему твоего будущего исследования.

КАКИМИ БЫВАЮТ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические  - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; экспериментальные  - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов; теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

КАКИМИ БЫВАЮТ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

  • фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
  • теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ  Ты назвал, сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь . Задачи исследования  уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.   Итак, старт твоей исследовательской работе дан. Вперёд! К поставленным целям и задачам!

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ты назвал, сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь .

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

 

Итак, старт твоей исследовательской работе дан.

Вперёд! К поставленным целям и задачам!

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ   ГИПОТЕЗА - это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами: предположим... допустим... возможно... что, если...

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

  ГИПОТЕЗА - это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления.

Обычно гипотезы начинаются словами:

  • предположим...
  • допустим...
  • возможно...
  • что, если...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Как составить ПЛАН РАБОТЫ Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Предлагаем тебе список доступных методов исследования: 1. ПОДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО   С этого надо начинать любую исследовательскую работу. ЗАДАЙ СЕБЕ ВОПРОСЫ: Что я знаю об этом? Какие суждения могу высказать по этому поводу? Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?  

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как составить ПЛАН РАБОТЫ

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?

Предлагаем тебе список доступных методов исследования:

1. ПОДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

  С этого надо начинать любую исследовательскую работу.

ЗАДАЙ СЕБЕ ВОПРОСЫ:

  • Что я знаю об этом? Какие суждения могу высказать по этому поводу?
  • Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

 

2. ПРОСМОТРЕТЬ КНИГИ О ТОМ, ЧТО ИССЛЕДУЕШЬ Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников . Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: « Кратко, точно, доступно обо всём».

2. ПРОСМОТРЕТЬ КНИГИ О ТОМ, ЧТО ИССЛЕДУЕШЬ

  • Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь.
  • Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников . Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: « Кратко, точно, доступно обо всём».
3. СПРОСИТЬ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ   Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: СПЕЦИАЛИСТЫ И НЕСПЕЦИАЛИСТЫ. К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь. Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.

3. СПРОСИТЬ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

  Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: СПЕЦИАЛИСТЫ И НЕСПЕЦИАЛИСТЫ.

  • К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
  • Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.
4. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С КИНО- И ТЕЛЕФИЛЬМАМИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Ты, конечно, знаешь, что фильмы  бывают  научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть .

4. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С КИНО- И ТЕЛЕФИЛЬМАМИ

ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Ты, конечно, знаешь, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.
  • Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть .
5. ОБРАТИТЬСЯ К КОМПЬЮТЕРУ Сегодня ни один учёный не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам . Звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках . Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи  и полистать страницы энциклопедических справочников.

5. ОБРАТИТЬСЯ К КОМПЬЮТЕРУ

  • Сегодня ни один учёный не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам .
  • Звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках . Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.
6. ПОНАБЛЮДАТЬ Интересный и доступный способ добычи новых знаний - НАБЛЮДЕНИЕ . Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения . Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений.

6. ПОНАБЛЮДАТЬ

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - НАБЛЮДЕНИЕ .

  • Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения .

Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений.

7. ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ  ЭКСПЕРИМЕНТ  (от латинского слова experimentum) - проба, опыт. ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ  - значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента . Продумай ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов.

7. ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ

  • ЭКСПЕРИМЕНТ (от латинского слова experimentum) - проба, опыт.
  • ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ - значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента .

Продумай ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов.

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  РАБОТЫ  Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям . ДЛЯ ЭТОГО ПОТРЕБУЕТСЯ: 1.  Выделить из текста основные понятия и дать им определения. 2.  Разбить на группы основные предметы, процессы, явления и события. 3.  Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4.  Выстроить по порядку основные идеи. 5.  Предложить примеры, сравнения и сопоставления. 6.  Сделать выводы и умозаключения. 7.  Указать возможные пути дальнейшего изучения. 8.  Подготовить текст сообщения. 9.  Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. 1О. Приготовиться к ответам на вопросы.

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям .

ДЛЯ ЭТОГО ПОТРЕБУЕТСЯ:

  • 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
  • 2. Разбить на группы основные предметы, процессы, явления и события.
  • 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
  • 4. Выстроить по порядку основные идеи.
  • 5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
  • 6. Сделать выводы и умозаключения.
  • 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
  • 8. Подготовить текст сообщения.
  • 9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
  • 1О. Приготовиться к ответам на вопросы.
СХЕМЫ, ЧЕРТЕЖИ, РИСУНКИ, МАКЕТЫ Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать  РИСУНКАМИ, ЧЕРТЕЖАМИ, МАКЕТАМИ. Например, вы исследовали маршруты движения муравьев в соседнем парке - нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жилой дом будущего - сделайте его рисунок. Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка - склейте макет.

СХЕМЫ, ЧЕРТЕЖИ, РИСУНКИ, МАКЕТЫ

Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать РИСУНКАМИ, ЧЕРТЕЖАМИ, МАКЕТАМИ.

  • Например, вы исследовали маршруты движения муравьев в соседнем парке - нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых.
  • Вы проектировали жилой дом будущего - сделайте его рисунок.
  • Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка - склейте макет.
ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОТВЕТАМ НА ВОПРОСЫ  В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях  и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОТВЕТАМ НА ВОПРОСЫ

  • В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.
  • К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ Есть НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ,  которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает. Действуя, не бойся совершить ошибку. Будь достаточно смел, чтобы принять решение. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными). Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. ВЕРЬ В СЕБЯ, В ТО, ЧТО ТЫ – НАСТОЯЩИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ!

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ

Есть НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной.

  • Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
  • Действуя, не бойся совершить ошибку.
  • Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
  • Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
  • Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
  • Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
  • Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути.

ВЕРЬ В СЕБЯ, В ТО, ЧТО ТЫ –

НАСТОЯЩИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ!

ДОРОГОЙ ДРУГ! Вот и заканчивается наша необычная памятка. Ты получил первоначальные навыки в проведении собственных исследований, почувствовал, что такое дух творчества и поиска. Не расставайся с ним никогда! Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. УДАЧИ ТЕБЕ, ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ! НОВЫХ ЗНАНИЙ,  НОВЫХ ОТКРЫТИЙ!  

ДОРОГОЙ ДРУГ!

  • Вот и заканчивается наша необычная памятка. Ты получил первоначальные навыки в проведении собственных исследований, почувствовал, что такое дух творчества и поиска. Не расставайся с ним никогда!
  • Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. УДАЧИ ТЕБЕ, ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ!

НОВЫХ ЗНАНИЙ,

НОВЫХ ОТКРЫТИЙ!

 


Скачать

© 2017, 2365 75

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!