ПАМЯТКА ЮНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ
Составила учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Летошникова Светлана Анатольевна
ДОРОГОЙ ДРУГ!
Это необычная ПАМЯТКА . Она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно.
Постепенно, выполняя предложенные в памятке задания, ты сможешь освоить основные приёмы проведения собственных исследований.
Можешь взять себе в помощники взрослых, старшего брата или сестрёнку, маму, папу и даже бабушку с дедушкой. Они с удовольствием помогут тебе освоить приёмы исследовательской деятельности.
Итак, в добрый путь, ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.
ЖДУТ ТЕБЯ НОВЫЕ ЗНАНИЯ,
НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ !
КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ
Начало любого исследования - это ТЕМА ТВОЕЙ РАБОТЫ. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.
Если не можешь сразу определить тему,
ЗАДАЙ СЕБЕ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т. д.)?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Если эти вопросы не помогли,
ОБРАТИСЬ К УЧИТЕЛЯМ,
СПРОСИ РОДИТЕЛЕЙ,
ПОГОВОРИ ОБ ЭТОМ С ОДНОКЛАССНИКАМИ .
Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею,
тему твоего будущего исследования.
КАКИМИ БЫВАЮТ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
- фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
- экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
- теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ты назвал, сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь .
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Итак, старт твоей исследовательской работе дан.
Вперёд! К поставленным целям и задачам!
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
ГИПОТЕЗА - это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления.
Обычно гипотезы начинаются словами:
- предположим...
- допустим...
- возможно...
- что, если...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как составить ПЛАН РАБОТЫ
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?
Предлагаем тебе список доступных методов исследования:
1. ПОДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
С этого надо начинать любую исследовательскую работу.
ЗАДАЙ СЕБЕ ВОПРОСЫ:
- Что я знаю об этом? Какие суждения могу высказать по этому поводу?
- Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
2. ПРОСМОТРЕТЬ КНИГИ О ТОМ, ЧТО ИССЛЕДУЕШЬ
- Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь.
- Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников . Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: « Кратко, точно, доступно обо всём».
3. СПРОСИТЬ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: СПЕЦИАЛИСТЫ И НЕСПЕЦИАЛИСТЫ.
- К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
- Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.
4. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С КИНО- И ТЕЛЕФИЛЬМАМИ
ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Ты, конечно, знаешь, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.
- Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть .
5. ОБРАТИТЬСЯ К КОМПЬЮТЕРУ
- Сегодня ни один учёный не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам .
- Звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках . Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.
6. ПОНАБЛЮДАТЬ
Интересный и доступный способ добычи новых знаний - НАБЛЮДЕНИЕ .
- Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения .
Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений.
7. ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ
- ЭКСПЕРИМЕНТ (от латинского слова experimentum) - проба, опыт.
- ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ - значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента .
Продумай ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов.
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям .
ДЛЯ ЭТОГО ПОТРЕБУЕТСЯ:
- 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
- 2. Разбить на группы основные предметы, процессы, явления и события.
- 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
- 4. Выстроить по порядку основные идеи.
- 5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
- 6. Сделать выводы и умозаключения.
- 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
- 8. Подготовить текст сообщения.
- 9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
- 1О. Приготовиться к ответам на вопросы.
СХЕМЫ, ЧЕРТЕЖИ, РИСУНКИ, МАКЕТЫ
Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать РИСУНКАМИ, ЧЕРТЕЖАМИ, МАКЕТАМИ.
- Например, вы исследовали маршруты движения муравьев в соседнем парке - нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых.
- Вы проектировали жилой дом будущего - сделайте его рисунок.
- Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка - склейте макет.
ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОТВЕТАМ НА ВОПРОСЫ
- В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.
- К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ
Есть НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной.
- Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
- Действуя, не бойся совершить ошибку.
- Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
- Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
- Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
- Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
- Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути.
ВЕРЬ В СЕБЯ, В ТО, ЧТО ТЫ –
НАСТОЯЩИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ!
ДОРОГОЙ ДРУГ!
- Вот и заканчивается наша необычная памятка. Ты получил первоначальные навыки в проведении собственных исследований, почувствовал, что такое дух творчества и поиска. Не расставайся с ним никогда!
- Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. УДАЧИ ТЕБЕ, ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ!
НОВЫХ ЗНАНИЙ,
НОВЫХ ОТКРЫТИЙ!