СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка "Как написать проект в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал поможет юному исследователю - ученику 3-4 класса справиться с написанием проекта (научно-исследовательской работы) по любому предмету.

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Как написать проект в начальной школе"»

«Как написать проект в начальной школе?»

Как выбрать тему исследования.

Начало любого исследования - это тема твоей работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)

  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  • По каким предметам я получаю лучшие отметки?

  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителю или родителям, поговори об это с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе идею, тему твоего будущего исследования.

Какими могут быть темы исследований.

Все возможные темы можно условно распределить на 3 группы:

  • фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях

  • экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов

  • теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках

Цель и задачи исследования.

Ты назвал, сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Итак, старт твоей работе дан.

Гипотеза исследования.

Гипотеза - это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого слова - основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:

  • предположим…

  • допустим…

  • возможно…

  • что, если…

Например, почему самолёт оставляет в небе след? Допустим, потому, что он разрезает небо… Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути… Что, если это послание инопланетянам…

Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на 1 место, менее важную - на второе и так далее.

Организация исследования.

Для того, чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Предлагаем тебе список доступных методов исследования:

  • подумать самостоятельно

  • посмотреть книги о том, что ты исследуешь

  • спросить у других людей

  • познакомиться с кино- и телефильмами по теме твоего исследования

  • обратиться к компьютеру, посмотреть в Интернете

  • понаблюдать

  • провести эксперимент

Воспользуйся теми методами, которые помогут проверить твою гипотезу (гипотезы).

Подумать самостоятельно.

С этого надо начинать любую исследовательскую работу. Задай себе вопросы:

  • Что я знаю об этом?

  • Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

  • Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

Просмотреть книги о том, что исследуешь.

Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах.

Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: кратко, точно, доступно обо всём. Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную или другую библиотеку. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

Спроси у других людей.

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на 2 группы: специалисты и неспециалисты.

К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь. Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает нечто очень важное о том, что ты изучаешь.

Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования.

Ты, конечно, знаешь, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы тебе посмотреть.

Обратиться к компьютеру.

Сегодня ни один учёный не работает без компьютера. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. Кроме Интернета, звуковую, графическую и видеоинформацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.

Понаблюдать.

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, - всё это также можно использовать в исследовании. Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений.

Провести эксперимент.

Эксперимент - проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент - значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов. Вспомни, может быть ты уже имел возможность наблюдать за ходом какого-то опыта, эксперимента.

Подготовка к защите исследовательской работы.

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Понятия - это краткие и точные характеристики предметов, явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить.

Как научиться давать определения понятиям? Существуют приёмы, очень похожие на научное определение понятий, можно воспользоваться ими.

  • Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

  • Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов.

Описать объект - значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?

  • Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

  • Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов.

  • Различение помогает установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко - фрукт, а помидор - овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой…

2.Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

Классификацией называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.

3.Выявить и обозначить все отмеченные тобой парадоксы.

Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепринятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» образовано от греческого слова - неожиданный, странный, невероятный. Парадокс возникает, когда исследователь приходит к выводу, не соответствующему обычным представлениям.

4.Ранжировать основные идеи.

Ранжирование - от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг - это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи - значит выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте и т.д. Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность мыслящего ума.

5.Предположить сравнения и метафоры.

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

6.Сделать выводы и умозаключения.

Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведёт итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения. Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит высказывать суждения. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.

7.Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Для настоящего исследователя завершение одной работы - это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше (по выбранной теме).

8.Подготовить текст.

Для того, чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:

1.Почему избрана эта тема.

2.Какую цель преследовало исследование.

3.Какие ставились задачи.

4.Какие гипотезы проверялись.

5.Какие использовались методы и средства исследования.

6.Каким был план исследования.

7.Какие результаты получены.

8.Какие выводы сделаны по итогам исследования.

9.что можно исследовать в этом направлении дальше.

9.Схемы, чертежи, рисунки, макеты.

Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать. Например, вы исследовали маршруты движения муравьёв в соседнем парке - нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жилой дом будущего - сделайте его рисунок. Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка - сделайте макет. А если вы изучали, как влияет месторасположение ученика в классе (за какой партой он сидит) на его успехи в учёбе, и предлагаете новые способы расстановки столов в классной комнате, то обязательно начертите схему: как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.

10.Подготовься к ответам на вопросы.

В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы. К ответам на них нужно быть готовым. Для этого надо предугадать, какие вопросы могут быть. Можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать ясные формулировки, определения. Также обычно спрашивают, откуда и как получена информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

Есть несколько правил, которых ты должен придерживаться в своей работе, если хочешь, чтобы она была успешной:

1.Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.

2.Действуя, не бойся совершить ошибку.

3.Будь достаточно смел, чтобы принять решение.

4.Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.

5.Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.

6.Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов.

Настоящий исследователь преодолеет любые преграды. Самое главное - ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Верь в себя, в то, что ты - настоящий исследователь!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!