СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка юному исследователю Как написать исследовательскую работу

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятка юному исследователю Как написать исследовательскую работу»




























Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кош – Агачский Центр дополнительного образования детей»



ПАМЯТКА

юному исследователю

«Как написать исследовательскую работу»


Если ты настоящий почемучка, если тебя привлекают секреты окружающего мира, и ты готов искать ответы на свои вопросы, я предлагаю тебе попробовать себя

в исследовательской работе



автор составитель: рук – ль: т/о «Эдельвейс»

Джартанова Гульнур Дуздутовна 1КК.

2012 г


ВИД работы.

Исследовательская работа – это поиск истины, формулировка гипотез, подтверждение или опровержение их.

Исследователь, начиная работу, не знает, к чему придёт, какие сведения получит.

ТЕМА работы.

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

* фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

* экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

* теоретические – темы по изучению и обобщению сведений. Фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других источниках информации.

Запиши вид и тему своей работы.

Ты назвал, сформулировал тему своей работы. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить ЦЕЛЬ работы – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты её выполняешь. Цель указывает общее направление движения. Она может быть только одна.

Запиши цель своей работы.

ЗАДАЧИ работы уточняют цель. Они описывают основные шаги работы. Их может быть несколько. Формулировку задач ты можешь начать со слов: «узнать…», «выяснить…», «расследовать…», «найти…», «создать…» и т.д.

Запиши задачи своей работы. Если ты решил посвятить свою работу исследованию, то у тебя обязательно возникнут гипотезы.

ГИПОТЕЗА – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами: «предположим…», «допустим…», «возможно…», «что, если…». Заметим, что чем больше выдвинуто гипотез, тем интереснее получится работа.

Запиши гипотезу к своей работе. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную – на второе и так далее. Гипотезы могут появляться и в процессе работы над темой. Их тоже следует записать. Помни, что гипотезы могут быть только при выполнении исследовательской работы.

Запиши гипотезы своей исследовательской работы. Чтобы работа была выполнена качественно и была доведена до конца, необходимо правильно её организовать.













Литература

1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников», - издательство «Учебная литература». 2007

2. Савенков А. И. «Я исследователь», рабочая тетрадь. Издательский дом «Фёдоров» 2008

3. «Проектируем. Исследуем. Творим» Сборник учебных проектов. Учителя начальных классов, ЗАТО Звёздный.

4. «Начальная школа» №2, Н. В. Иванова «возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе»

5. «Директор школы» 1998 №3 Чечель И. Д. «Метод проектов…»















При подготовке иллюстративного материала учти, что он должен помогать слушателям воспринимать содержание твоей работы, а не отвлекать от него. Наглядность должна быть уместной.

9. Подготовься к ответам на вопросы.

В научном мире принято защищать проделанную исследовательскую работу. Мероприятие это открытое, и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору работы. К ответам на них нужно быть готовым. Для того, чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но тебя обязательно будут спрашивать основные понятия и требовать их ясные формулировки, определения. Также обычно спрашивают о том, как и откуда получена информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

В народе говорят: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Поэтому тебе следует хорошо подготовиться к защите своей работы. Дома проведи репетицию защиты.

1) Развесь или выставь иллюстративный материал в соответствии с содержанием доклада;

2) Попроси взрослых послушать тебя. Расскажи свой доклад, опираясь на иллюстративный материал. Учти, что твоё выступление не должно превышать 7 минут, а речь должна быть громкой, чёткой и правильной;

3) Спроси слушателей о том,

- уложился ли ты в отведённое для доклада время,

- всё ли в твоём сообщении было понятным,

- какие вопросы возникли у них по теме твоего доклада во время слушания.

Постарайся ответить на заданные вопросы. Если ты не смог ответить на поставленный вопрос, не отчаивайся, возможно, именно он станет толчком к продолжению работы.

Запиши вопросы и найди на них исчерпывающие ответы.




Удачи тебе, юный исследователь!

Новых знаний, новых открытий!




Для начала составь ПЛАН работы.

Для этого постарайся ответить на вопрос: как можно узнать что-то новое по твоей теме? Для этого надо определить, какими методами ты можешь пользоваться, а затем определи их порядок. Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

МЕТОДЫ работы:

- подумать самостоятельно;

- посмотреть книги по теме;

- спросить у других людей, что им известно по твоей теме;

- познакомиться с кино- и телефильмами по теме работы;

- обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет;

- если возможно, провести опыты, наблюдения или эксперименты;

- составить чертежи, схемы, таблицы, рисунки;

- выполнить модели. Конечно, невозможно при выполнении исследовательской работы всеми перечисленными методами. Выбери те из них, которые помогут проверить твою гипотезу (гипотезы) и расчёты.

Подумать самостоятельно

С этого надо начинать любую работу. Задай себе вопросы:

- Что я об этом знаю?

- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

- Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моей работы?

Запиши свои ответы по теме своей работы

Просмотреть книги по теме работы

Если то, что ты изучаешь, описано в известных тебе книгах, к ним нужно обратиться в первую очередь. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, чётко, доступно обо всём». Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную или районную

библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

Название книги обязательно запиши в «Список литературы» по образцу:

Фамилия автора, инициалы (имя, отчество)

Название книги. – Место издания (город): издательство, год издания. –

Страницы, на которых имеется информация.

Например:

Бианки В.В. Лесная газета.- М.: «Мир искателя», 2005. – с. 12-13.

Каждую книгу записывай с новой строки. Найденную в книгах информацию следует ксерокопировать или переписывать на отдельный лист. Это поможет тебе потом правильно составить текст работы.

Собранные материалы по теме складывай в отдельную папку.


Спросить у других людей. Людей, с которыми следует побеседовать об изучаемом предмете, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты изучаешь.

Неспециалистами для нас будут все остальные люди. Но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты хочешь узнать.

Записывая полученную при опросе информацию, обязательно укажи фамилию, имя и отчество человека, сообщившего интересующие тебя данные, род его деятельности.

Запиши информацию, полученную от других людей.

Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения и многие другие.

Подумай, какие наблюдения ты можешь провести для отработки своих гипотез, какими приборами ты можешь воспользоваться при этом.

Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.

Провести эксперимент

Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.

Провести эксперимент – значит выполнить какие - то действия

с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов. Запиши план и результаты эксперимента.

После того, как ты собрал все необходимые данные, провёл эксперименты и наблюдения, с помощью которых подтвердил или опроверг выдвинутые

первоначально гипотезы, нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого:

1. Выдели из текста основные понятия и дай им определения.

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов, явлений. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов.


2. Выполни классификацию (разбиение на группы) основных предметов, явлений, процессов, событий.

Классификацией называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков.

3. Выяви и обозначь все замеченные тобой парадоксы.

Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепринятым мнениям или наблюдениям. Это может быть неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

4. Запиши сравнения и метафоры.

Полученный тобой материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

5. Сделай выводы.

Работа теряет смысл, если в ней не сделаны выводы и не подведены итоги.

6. Укажи возможные пути дальнейшего изучения.

Возможно, выполненная тобой работа – это начало следующей работы. Поэтому обязательно отметь, что и как в этом направлении может быть в последующем выполнено по данной теме.

7. Подготовь текст выступления.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты твоей работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по плану:

1). Почему избрана тема.

2). Какую цель ты преследовал в своей работе.

3). Какие ставил задачи.

4). Какие гипотезы проверял (для исследовательской работы).

5). Какие использовал методы и средства.

6). Каким был план исследования.

7). Какие результаты получил.

8). Какие выводы сделаны по итогам работы.

9). Что можно ещё сделать в этом направлении.

Текст доклада лучше отпечатать на компьютере, т.к. печатный текст удобнее читать. Кроме того, сохранённый в компьютере доклад легче править.

8. Схемы чертежи, рисунки, макеты.

Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами схемами. Таблицами, графиками или макетами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!