СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 7 классе тема: Наречие как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка

в 7 классе

Тема: Наречие как часть речи

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 7 классе тема: Наречие как часть речи»

Открытый урок русского языка

В 7 классе

Тема: Наречие как часть речи



Цели урока:


1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.


Тип урока: изучение нового материала



Оборудование:

  • учебник;

  • карточки с напечатанным алгоритмом;

  • ноутбук,

  • мультимедийный проектор для демонстрации слайдов,

  • экран.


Ход урока


I. Оргмомент.

II. Введение в тему урока. Работа со стихотворением. (Слайд №1)

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси -

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь - солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!

Учитель: Какова главная мысль стихотворения? (Стихотворение о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, как с помощью слов можно точно и красочно описать все вокруг.)

- На каком приеме построено стихотворение? (Прием ассоциаций.)

- Выпишите в тетрадь слова, взятые в кавычки.

III. Изучение нового материала (с опорой на имеющиеся знания)


Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету)

1.Прием стадии вызова -

верные и неверные утверждения ("верите ли вы").

Учитель.

- Верите ли вы, что это наречия?

- Верите ли вы, что наречия могут иметь разное грамматическое значение?

- Верите ли вы, что наречия связаны с глаголом?

- Верите ли вы, что наречия не могут зависеть от прилагательных? (нет)

- Верите ли вы, что наречия изменяются? (нет, это неизменяемая часть речи)?

- Верите ли вы, что наречия в предложении чаще всего являются обстоятельствами?

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.

2. Формулирование темы и цели урока.

- Сформулируйте тему урока. (Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Наречие как часть речи».)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

- Наречие - очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих. (Слайд 2)

3. Составление словосочетаний (работа в парах).

Учитель. С выписанными словами придумайте и запишите словосочетания, обозначьте в них главное и зависимое слова, задайте вопрос, подчеркните наречие как член предложения.

(с обратной стороны доски сильный ученик обозначает наречия как часть речи и член предложения, слово, от которого ставится вопрос, сам вопрос. Важно отметить, что наречия характеризуют действие, уточняют обстоятельства его протекания. Это создает зрительную опору для рассуждения школьников о наречии.)

4. Прием «Корзина идей». (Работа в группах по 4 человека)

- Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).

IY. Закрепление изученного материала.

Стадия осмысления.

Наблюдение над наречиями.

При помощи мультимедийного проектора на экран проецируется текст. (Слайд №4)

Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Поз(?)но ноч…ю пошел дождь. Он весело стучал в окна деловито шумел в густой листве деревьев задумч…во журчал в водосточных трубах. Порой он зат…хал, и тогда слышно было, как крупные дожд…вые капли звонко падают в боч (?)ку стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова нач…нал лить густыми потоками. (Л. Лагин)

Учащиеся объясняют знаки препинания, обозначают орфограммы и условия их выбора.

- Прочитайте выразительно текст.

- Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль?

Рассуждение о наречии как части речи.

- Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся.

- Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом в этих словосочетаниях. (Учащиеся подписывают, какой частью речи является в этих словосочетаниях главное слово.)

Алгоритм рассуждения
при нахождении в тексте части речи «Наречие» (Слайд №5)
 (Учащимся следует раздать карточки с напечатанным алгоритмом.)

1. Найдите в тексте слово, похожее на наречие.
2. Найдите слово, от которого можно поставить вопрос к наречию.
3. Поставьте вопрос, образуйте словосочетание.
4. Подумайте, что обозначает наречие.
5. Сделайте вывод: какая это часть речи.

Вывод 1-й: наречия сочетаются с глаголами (чаще всего), с глагольными формами (причастием и деепричастием), а также с прилагательными и другими наречиями.

- Наречия могут сочетаться и с именем существительным. На экране появляется запись с примерами: взгляд исподлобья, яйца всмятку, кофе по-турецки.

- Вспомним, что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, глагольные формы - причастие и деепричастие.

- А наречие? Каково его грамматическое значение? (Наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит действие. Следовательно, наречие обозначает признак действия.)

- В нашем тексте какие это случаи? А в примерах записанных отдельно? (Взгляд исподлобья - признак предмета, т.е. то же значение, что и у имени прилагательного.)

Вывод 2-й: о грамматическом значении наречия.

- Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия. По каким еще признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как делается разбор каждой части речи. (По грамматическим признакам - постоянным и непостоянным, по синтаксической роли в предложении.)

- Какова синтаксическая роль наречий? Разберем по членам предложения.

Я как-то особенно люблю солнце. Вот солнце коснулось тихой воды у берега.

Вывод 3-й: наречие обычно является обстоятельством. Иногда может быть определением (Меня смутил его взгляд исподлобья). Может быть и сказуемым (Сегодня холодно.)

- Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему ставим как к прилагательному? (Изменяем его; взгляда исподлобья, взглядом исподлобья; зависимое слово не изменяется вместе с главным, а прилагательное всегда изменяется, значит, это не прилагательное. Это неизменяемая часть речи. У него нет окончаний!

Вывод 4-й: наречие - неизменяемая часть речи.

3. Составление кластера.

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

- Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. (Слайд №3)

4. Отчет групп.

- А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера (выступление по одному ученику от группы: представление и защита кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения).

- Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления кластера?

- Какие трудности встретились вам при его составлении?



Стадия «Рефлексия».


Учитель: А.И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен...» Пусть наши руки не так еще умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения.

Предлагаю представить зимний лес. К сверкающим краскам присмотреться, к тишине прислушаться. Ощутить крепкий морозец, легкое прикосновение ветерка к щекам.

Напишите пейзажную зарисовку(эссе), используя наречия. (Слайд №6)

К какому стилю относится составленный вами текст? Какова роль наречий в художественном стиле?

V. Заключительный этап.


5.Станция "Блиц- опрос".

-Что называется наречием? (обозначает признак действия и признак признака)

-На какие вопросы отвечает наречие? (где?куда?откуда?почему?зачем?как?)

-К каким частям речи могут присоединяться наречия?  (глаголы, причастия, деепричастия)

 какими частями ещё могут сочетаться?  (сущ, прил и другими наречиями )

-Каким членом предложения может быть наречие?

-С помощью каких способов образуются наречия?( приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение слов)

сухой – досуха, быстрый – быстро, хорошо – нехорошо еле-еле;

(Запись примеров в рабочий лист).


6.Станция Морфологическая.

-Какие морфологические признаки есть у наречия?

Ответ: Главный постоянный  морфологический признак - неизменяемость. Наречия имеют разряды по значению -делятся на смысловые группы и степени сравнения.

-На какие разряды по значению делятся наречия ?

Ответ: Выделяют два разряда наречий по значению -определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия обозначают качество, количество, способ совершения (очень, пешком), меру и степень (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия обозначают:

--- образа действия (как? каким образом?) быстро, легко

— места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

— времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;

— причины (почему?): сгоряча, почему, потому;

— цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

                                             Классификация наречий по функции

По функции выделяют два разряда местоимений — знаменательные и местоименные

Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные — указывают на них, ср.: справа — где, налево — куда, сдуру — почему, назло — затем, вчера — тогда.

Местоименные наречия как и местоимения делятся на группы: например: там, туда, тогда — указательные, где, куда, зачем — вопросительно-относительныевезде, всюду — определительные ,неопределенные кое-где, куда-либо откуда-то, отрицательные нигде, негде, никуда, некуда и т. д.

1)Задание. Определите, к какой смысловой группе относятся наречия. Объясните ответ.

1. Красиво, робко, по-хорошему, геройски, наизусть, пешком – образа действия.

2. Назло, нарочно, специально, наконец – цели.

3. Сверху, сбоку, направо, вбок, влево, близко, недалеко – места.

4. Мало, вдоволь, вдвое, чересчур, очень, весьма, слишком – меры и степени.

5. Завтра, давным-давно, всегда, издавна, смолоду, скоро, тотчас – времени.

6. Спроста, сгоряча, поневоле, со зла, сослепу – причины.

2)-Какие наречия имеют степени сравнения?

Ответ: Хотя наречия – неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия образа действия на о (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

(Показать рисунок) 

-Как образуется сравнительная степень наречий?

Ответ: Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную.

Простая форма образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): бежать быстро – быстрее (быстрей);

-е: кричать громко – громче;

-ше: просыпаться рано – раньше.

Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания начальной формы наречия со словами более (менее):

бежать более (менее) быстро;

кричать более (менее) громко.

-Как образуется превосходная степень?

-Почему у мальчика на втором плоту только один шарик? 

Ответ: Превосходная степень наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего:

(бывает и простая, но редко, например: нижайше)

Задание. составьте и запишите диалог – спор двух мальчиков, отправившихся в путешествие.        (несколько предложений)

Проверка диалога.  -Наречия в какой степени вы использовали?


VI. Домашнее задание.

Выучить материал по кластеру; из книги, которую читаете во внешкольное время, выбрать и выписать на карточку текст с наречиями (до 100 слов). (Слайд №8)

Библиография.

  1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Григорян. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя / М.В. Федорова. - М.: Просвещение, 2001.

  3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы.- М., «Глобус»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!