Открытый урок русского языка
В 7 классе
Тема: Наречие как часть речи
Цели урока:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
учебник;
карточки с напечатанным алгоритмом;
ноутбук,
мультимедийный проектор для демонстрации слайдов,
экран.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Введение в тему урока. Работа со стихотворением. (Слайд №1)
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси -
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь - солнышко взошло.
Если скажешь ты «темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво» -
Пред тобою сразу вся Россия!
Учитель: Какова главная мысль стихотворения? (Стихотворение о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, как с помощью слов можно точно и красочно описать все вокруг.)
- На каком приеме построено стихотворение? (Прием ассоциаций.)
- Выпишите в тетрадь слова, взятые в кавычки.
III. Изучение нового материала (с опорой на имеющиеся знания)
Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету)
1.Прием стадии вызова -
верные и неверные утверждения ("верите ли вы").
Учитель.
- Верите ли вы, что это наречия?
- Верите ли вы, что наречия могут иметь разное грамматическое значение?
- Верите ли вы, что наречия связаны с глаголом?
- Верите ли вы, что наречия не могут зависеть от прилагательных? (нет)
- Верите ли вы, что наречия изменяются? (нет, это неизменяемая часть речи)?
- Верите ли вы, что наречия в предложении чаще всего являются обстоятельствами?
Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.
2. Формулирование темы и цели урока.
- Сформулируйте тему урока. (Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Наречие как часть речи».)
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
- Наречие - очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих. (Слайд 2)
3. Составление словосочетаний (работа в парах).
Учитель. С выписанными словами придумайте и запишите словосочетания, обозначьте в них главное и зависимое слова, задайте вопрос, подчеркните наречие как член предложения.
(с обратной стороны доски сильный ученик обозначает наречия как часть речи и член предложения, слово, от которого ставится вопрос, сам вопрос. Важно отметить, что наречия характеризуют действие, уточняют обстоятельства его протекания. Это создает зрительную опору для рассуждения школьников о наречии.)
4. Прием «Корзина идей». (Работа в группах по 4 человека)
- Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).
IY. Закрепление изученного материала.
Стадия осмысления.
Наблюдение над наречиями.
При помощи мультимедийного проектора на экран проецируется текст. (Слайд №4)
Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Поз(?)но ноч…ю пошел дождь. Он весело стучал в окна деловито шумел в густой листве деревьев задумч…во журчал в водосточных трубах. Порой он зат…хал, и тогда слышно было, как крупные дожд…вые капли звонко падают в боч (?)ку стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова нач…нал лить густыми потоками. (Л. Лагин)
Учащиеся объясняют знаки препинания, обозначают орфограммы и условия их выбора.
- Прочитайте выразительно текст.
- Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль?
Рассуждение о наречии как части речи.
- Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся.
- Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом в этих словосочетаниях. (Учащиеся подписывают, какой частью речи является в этих словосочетаниях главное слово.)
Алгоритм рассуждения
при нахождении в тексте части речи «Наречие» (Слайд №5) (Учащимся следует раздать карточки с напечатанным алгоритмом.)
1. Найдите в тексте слово, похожее на наречие.
2. Найдите слово, от которого можно поставить вопрос к наречию.
3. Поставьте вопрос, образуйте словосочетание.
4. Подумайте, что обозначает наречие.
5. Сделайте вывод: какая это часть речи.
Вывод 1-й: наречия сочетаются с глаголами (чаще всего), с глагольными формами (причастием и деепричастием), а также с прилагательными и другими наречиями.
- Наречия могут сочетаться и с именем существительным. На экране появляется запись с примерами: взгляд исподлобья, яйца всмятку, кофе по-турецки.
- Вспомним, что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, глагольные формы - причастие и деепричастие.
- А наречие? Каково его грамматическое значение? (Наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит действие. Следовательно, наречие обозначает признак действия.)
- В нашем тексте какие это случаи? А в примерах записанных отдельно? (Взгляд исподлобья - признак предмета, т.е. то же значение, что и у имени прилагательного.)
Вывод 2-й: о грамматическом значении наречия.
- Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия. По каким еще признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как делается разбор каждой части речи. (По грамматическим признакам - постоянным и непостоянным, по синтаксической роли в предложении.)
- Какова синтаксическая роль наречий? Разберем по членам предложения.
Я как-то особенно люблю солнце. Вот солнце коснулось тихой воды у берега.
Вывод 3-й: наречие обычно является обстоятельством. Иногда может быть определением (Меня смутил его взгляд исподлобья). Может быть и сказуемым (Сегодня холодно.)
- Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему ставим как к прилагательному? (Изменяем его; взгляда исподлобья, взглядом исподлобья; зависимое слово не изменяется вместе с главным, а прилагательное всегда изменяется, значит, это не прилагательное. Это неизменяемая часть речи. У него нет окончаний!
Вывод 4-й: наречие - неизменяемая часть речи.
3. Составление кластера.
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)
- Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. (Слайд №3)
4. Отчет групп.
- А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера (выступление по одному ученику от группы: представление и защита кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения).
- Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления кластера?
- Какие трудности встретились вам при его составлении?
Стадия «Рефлексия».
Учитель: А.И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен...» Пусть наши руки не так еще умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения.
Предлагаю представить зимний лес. К сверкающим краскам присмотреться, к тишине прислушаться. Ощутить крепкий морозец, легкое прикосновение ветерка к щекам.
Напишите пейзажную зарисовку(эссе), используя наречия. (Слайд №6)
К какому стилю относится составленный вами текст? Какова роль наречий в художественном стиле?
V. Заключительный этап.
5.Станция "Блиц- опрос".
-Что называется наречием? (обозначает признак действия и признак признака)
-На какие вопросы отвечает наречие? (где?куда?откуда?почему?зачем?как?)
-К каким частям речи могут присоединяться наречия? (глаголы, причастия, деепричастия)
-С какими частями ещё могут сочетаться? (сущ, прил и другими наречиями )
-Каким членом предложения может быть наречие?
-С помощью каких способов образуются наречия?( приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение слов)
сухой – досуха, быстрый – быстро, хорошо – нехорошо еле-еле;
(Запись примеров в рабочий лист).
6.Станция Морфологическая.
-Какие морфологические признаки есть у наречия?
Ответ: Главный постоянный морфологический признак - неизменяемость. Наречия имеют разряды по значению -делятся на смысловые группы и степени сравнения.
-На какие разряды по значению делятся наречия ?
Ответ: Выделяют два разряда наречий по значению -определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия обозначают качество, количество, способ совершения (очень, пешком), меру и степень (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Обстоятельственные наречия обозначают:
--- образа действия (как? каким образом?) быстро, легко
— места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;
— времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;
— причины (почему?): сгоряча, почему, потому;
— цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.
Классификация наречий по функции
По функции выделяют два разряда местоимений — знаменательные и местоименные
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные — указывают на них, ср.: справа — где, налево — куда, сдуру — почему, назло — затем, вчера — тогда.
Местоименные наречия как и местоимения делятся на группы: например: там, туда, тогда — указательные, где, куда, зачем — вопросительно-относительные, везде, всюду — определительные ,неопределенные кое-где, куда-либо откуда-то, отрицательные нигде, негде, никуда, некуда и т. д.
1)Задание. Определите, к какой смысловой группе относятся наречия. Объясните ответ.
1. Красиво, робко, по-хорошему, геройски, наизусть, пешком – образа действия.
2. Назло, нарочно, специально, наконец – цели.
3. Сверху, сбоку, направо, вбок, влево, близко, недалеко – места.
4. Мало, вдоволь, вдвое, чересчур, очень, весьма, слишком – меры и степени.
5. Завтра, давным-давно, всегда, издавна, смолоду, скоро, тотчас – времени.
6. Спроста, сгоряча, поневоле, со зла, сослепу – причины.
2)-Какие наречия имеют степени сравнения?
Ответ: Хотя наречия – неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия образа действия на о (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.
(Показать рисунок)
-Как образуется сравнительная степень наречий?
Ответ: Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную.
Простая форма образуется с помощью суффиксов:
-ее (-ей): бежать быстро – быстрее (быстрей);
-е: кричать громко – громче;
-ше: просыпаться рано – раньше.
Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания начальной формы наречия со словами более (менее):
бежать более (менее) быстро;
кричать более (менее) громко.
-Как образуется превосходная степень?
-Почему у мальчика на втором плоту только один шарик?
Ответ: Превосходная степень наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего:
(бывает и простая, но редко, например: нижайше)
Задание. составьте и запишите диалог – спор двух мальчиков, отправившихся в путешествие. (несколько предложений)
Проверка диалога. -Наречия в какой степени вы использовали?
VI. Домашнее задание.
Выучить материал по кластеру; из книги, которую читаете во внешкольное время, выбрать и выписать на карточку текст с наречиями (до 100 слов). (Слайд №8)
Библиография.
Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Григорян. - М.: Просвещение, 2011.
Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя / М.В. Федорова. - М.: Просвещение, 2001.
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы.- М., «Глобус»