СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 10 классе на тему «Наречие как часть речи. Правописание наречий»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок русского языка. Тема " Наречие. Правописание наречий

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 10 классе на тему «Наречие как часть речи. Правописание наречий»»

Открытый урок русского языка в 10 классе на тему «Наречие как часть речи. Правописание наречий»

Русский язык необыкновенно богат наречиями,

которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.

М. Горький

Список русских наречий полон обломков далекого прошлого.

Л. Успенский

Цели урока:

- обучающая: повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль; Формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.

Учить учащихся отличать наречия от сочетаний именных частей речи.

- развивающая: показать роль наречия как одного из средств связи предложений в целом тексте; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий;

- воспитательная: воспитание самостоятельности через выполнение самостоятельных заданий. Формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала. Формирование таких качеств личности, как толерантность, способность к диалогу.

Тип урока: урок-повторение повторительно-обобщающий

Методы урока: групповой метод: разноуровневый подход; объяснительно-иллюстративный

Межпредметная связь: с литературой, физикой

Работа по развитию речи: развитие языкового кругозора учащихся за счет знакомства с этимологией слова; составление устного высказывания на грамматическую тему

Оборудование: 1.Опорные таблицы

                            2. Цветные листы «Орфограммы наречий»

                            3. Диагностические листы

Вид урока: урок-исследование (анализ текста).

Технология: элементы технологии проблемного обучения.



Ход урока

1. Ориентационно-мотивационный этап.

Читает учитель: Я невзлюбил его еще задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, делай все аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески,»-только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить… А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?

Мне иногда хочется безудержно нестись вскачь, а иногда приятнее полежать и еле-еле перелистывать книжные страницы.

В школе мы закончим его изучение, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечет по-новому.

- Ребята, вы догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Обратите внимание на материалы, которые находятся на ваших столах. Найдите среди них РАБОЧУЮ КАРТУ УРОКА.

Запишите тему урока.

-Сформулируйте, Что, на ваш взгляд, мы сегодня должны повторить на уроке об этой части речи? Верно, сегодня мы повторим знания о наречии как части речи, его грамматические признаки, будем учиться различать наречия и прилагательные, рассмотрим выразительные возможности наречий, постараемся определить роль наречий в тексте Попробуем использовать наречия для создания текста.

- Приглашаю вас на урок-исследование, любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем с вами это движение вперед.

2. Стадия вызова : Вначале восстановим в памяти сведения о наречии как части речи.

заполните таблицу. Работать мы будем в группе и в паре и индивидуально

- В случае затруднений воспользуйтесь учебником, стр224

Вопросы

Знаю

Узнал

1.Что обозначает наречие?




2. На какие вопросы отвечает наречие?




3. На какие разряды делятся наречия?




4. Какой морфемы нет у наречий, почему?



5.Способы образования наречий.



6.Синтаксическая роль наречия.



7. Как образуется сравнительная степень наречий

Высоко

Хорошо




- Расскажите о наречии, используя вопросы таблицы. (1—4 вопр.)

- Итак, мы с вами повторили основные грамматические признаки наречий. На рабочей карте урока даны задания для каждой группы. Внимательно их прочтите, выполните задания и сделайте вывод.

















































Текст для 1 группы.

Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна. Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но чуть-чуть пригрело солнышко, и на улице стало по-весеннему празднично. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостно щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшимся в домах людям хочется выскочить в одежде нараспашку и специально бежать по улицам, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.

Задания для 1 группы.

1) В тексте выделены наречия. На какие вопросы они отвечают?

2) От слов каких частей речи мы задаем вопросы к наречиям?

3) Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова выражены( смотрю как? поневоле, открывая как? заново –ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, празднично как? по -весеннему, приближающемуся где? повсеместно, красивый на сколько? очень –ПРИЗНАК ПРИЗНАКА, одежда (как?) нараспашку -0ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА)

4) Почему наречие обозначает признак действия, признак признака, признак предмета?

5) Изменяются ли наречия по падежам, лицам, числам?

6) Каким членом предложения являются наречия?

7) Рассмотрите таблицу:

Смысловые группы

вопрос

Примеры из текста

Образ действия

Как?

потихоньку

Мера

Сколько?

Чуть-чуть

Время

Когда?

Недавно

Место

Где? Куда? Откуда?

повсеместно

Причина

Почему?

поневоле

цель

Зачем?

специально

8) Сформулируйте правило: ( при ответе зачитайте только вывод)

Вывод: проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречие – это самостоятельная или служебная (нужное подчеркнуть) часть речи, которая отвечает на вопросы: ______________________________, обозначает признак действия, так как зависит от _______, признак признака, так как зависит от ________, признак предмета, так как зависят от ________, имеет смысловые группы ____________________ _____ (примеры). Это изменяемая или неизменяемая (нужное подчеркнуть) часть речи, в предложении является _______________, Подчеркивается ____________



СЛАЙД 4 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (вторая и третья группы конспектируют ответ)

Текст для 2 группы.

Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна.

Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но ласково пригрело солнышко, и на улице стало по-весеннему празднично. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостно щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшиеся в домах люди специально выходят на улицу, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.

Задания для 2 группы.

1) В тексте выделены наречия. На какие вопросы они отвечают?

2) От слов каких частей речи мы задаем вопросы к наречиям? Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова выражены

3) Каким членом предложения являются наречия?

4) Сравните наречия с краткими прилагательными:

Искусство (каково?) вечно (вечное). Лицо (каково?) ласково (ласковое). Настроение (каково?) празднично (праздничное). Приветствие (каково?) радостно (радостное). Приключение (каково?) чудесно (чудесное).

5) В чем сходство и различие наречий и кратких прилагательных?

6) Сформулируйте правило: при ответе зачитайте только вывод)

Вывод: проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречия на О и краткие прилагательные в ср. р пишутся и слышатся _________ Но наречия отвечают на вопрос _________________ и зависят от ______________________ (пример) Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются _______________ А краткие прилагательные отвечают на вопрос ______________________, зависят от ___________ (пример), изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть) по числам, родам, в предложении являются ________ (сказуемым)



СЛАЙД 5 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (первая и третья группы конспектируют ответ)



Текст для 3 группы.

Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна.

Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но ласковее пригрело солнышко, и на улице стало праздничнее. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостнее щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшиеся в домах люди специально выходят на улицу, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.

Задания для 3 группы.

1) В тексте выделены наречия в простой сравнительной степени. На какие вопросы они отвечают?

2) От слов какой части речи мы задаем вопросы к наречиям? Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова выражены

3) Каким членом предложения они являются?

4) Сравните данные наречия с прилагательными в простой сравнительной степени:

Лицо (каково?) ласковее (ласковое).

Настроение (каково?) праздничнее (праздничное).

Приветствие (каково?) радостнее (радостное).

5) В чем сходство и различие наречий и прилагательных в сравнительной степени?

6) Сформулируйте правило: при ответе зачитайте только вывод)

Вывод: Проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречия и прилагательные в простой сравнительной степени пишутся и слышатся ________________ Но наречия в простой сравнительной степени отвечают на вопрос _________________ и зависят от _______(пример). Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются ___________________ А прилагательные в простой сравнительной степени отвечают на вопрос _____________, зависят от _______________, Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются _______



















































3. Оперативно-познавательный этап. Цветовая таблица

Чтобы у вас не было затруднений в правописании наречий, вы должны научиться запоминать орфограммы. В этом нам поможет особый вид памяти – эйдетизм- способность сохранять яркие образы долгое время после исчезновения их из поля зрения.

Правописание наречий не отличается легкостью. Усвоить его вам поможет наш цветной календарь.( На каждом цветном листе-тема и пословица, которую нужно не только объяснить, но и найти в ней слово по предложенной теме) С его помощью мы повторим орфограммы и применим на практике полученные знания.

Не и ни в наречиях

Добро сделать никогда не поздно.

О – А на конце наречий

Наскоро делать – переделывать.



Дефис в наречиях

И мягкой лапкой можно царапнуть по-кошачьи.

Ь на конце наречий.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Слитное и раздельное написание наречий Береги платье снову, а честь – смолоду.



Роль наречий в тексте Русский язык необыкновенно богат наречиями



Образова-ние наречий

Друга легче потерять, чем найти







Лингвистическая загадка: Для этого французские школьники заучивают наизусть фразу: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». А какую фразу для этого заучивают российские школьники? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Запоминалка цветов спектра)

Учебно – творческие дальтон – задания для самостоятельной работы: Учащиеся выбирают листки, изучают материал по учебно-методической литературе и готовят представление своих тем.

Защита выполнения дальтон-заданий

1-ый лист календаря: Образование наречий Друга легче потерять, чем найти. (Золотая россыпь мудрости)

  1. Рассказ ученика по таблице (вопр.4-5)

  2. Тренировочные задания: где-то, осуждающе, беззвучно, попусту, чуть-чуть, никогда, ночью (ученик на доске)

  3. Самостоятельная работа (на диагностическом листе): Определите способ образования слов:

Издавна

Бесстрашно

Невесело

Как-нибудь

  1. Как отличить сравнительную степень наречий от сравнительной степени прилагательных? (вопр.7)

В зеленой чаще – чаще

Звучанье соловья.

Тот соловей все чаще

Поет на склоне дня. –определить, какой частью речи являются омоформы в данном тексте.

2-ой лист календаря: Ь на конце наречий. Для дорогого гостя и ворота настежь.

Распределительный диктант

3-ий лист календаря: Слитное и раздельное написание наречий. Береги платье снову, а честь – смолоду.

  1. Работа с таблицей

Слитно

Раздельно

В, НА,ПО +е: вдалеке

В,НА + ую ( кроме на боковую, на попятную)впустую

ПО,С + у: понарошку, смолоду

В,НА + числительное: вдвое (но: по двое, по трое)

В + гласная: в открытую, в общем

В + ах: в сердцах

4-ый лист календаря: Дефис в наречиях.

  1. Рассказ учащегося (по таблице)

  2. Самостоятельная работа с самопроверкой:

Работать по ударному, по зимнему пути, говорил по французски, мало по малу исчезал, по настоящему испугаться, во вторых, по видимому, точь в точь, по дальше, где нибудь, кое как, еле еле, по братски.

5-ый лист календаря: О и А на конце наречий. Наскоро делать – переделывать.

  1. Рассказ учащегося.

Учитель: ребята, данное правило можно легко запомнить, если пользоваться словом –помощником ОКНО

  1. Упр. 308. устно

6-ой лист календаря: Не и Ни в наречиях. Добро сделать никогда не поздно.

  1. Рассказ ученика.

  2. Самостоятельная работа: распределите слова на две группы, озаглавьте каждую:

Н(…)кому не говорить, н(…)куда не ездить, н(…)к кому обращаться, н(…)откуда позвонить, н(…) заменить, н(…)где не выступать, увидеть н(…)где, н(…)о чем говорить.

  1. Орфоэпический бой(на доске 2 ученика)

Доверху

Издавна

Попросту

Понизу

Вовремя

Мельком

Засветло

Донельзя

Отроду

Задолго

Мастерски

Завидно

Надвое

Подолгу

Донизу

Красивее



7-ой листок календаря: Роль наречий в тексте

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь- солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь « ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво»-

Пред тобою сразу вся Россия!



- Какова главная мысль стихотворения?

(Стих-ие о красоте и богатстве нашего языка, о силе слова- сколько можно описать с помощью слов.)

- На каком приёме построено стихотворение? (Приём ассоциаций)

- Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? ( Наречие)



По словам Пушкина, наречие живописует глагол. Живописует, то есть описывает живо, образно, ярко, выразительно. Обращение к эпиграфу. Наша задача – увидеть эти качества наречия в художественном тексте и по возможности научиться пользоваться ими в собственных творческих работах.

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди .Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)

-Познакомьтесь с текстом . Найдите, с какими частями речи употребляются наречия. Выпишите словосочетания наречие +глагол, наречие + деепричастие, наречие + прилагательное. ( Для сильных учеников дополнительное задание: определить разряд наречий).способ связи.

- Что придают наречия тексту? (Полноту и ясность. Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия.)

4. Информация о домашнем задании.

1.Тестирование по теме «Наречие»

2. Выпишите из текста наречия, определите способ образования.
Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.

Тест по теме «Наречие»
1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета;

б) признак предмета по действию;

в) признак действия;

г) признак другого признака.

2. Наречия:

а) изменяются по числам;

б) изменяются по лицам;

в) не изменяются.

3. Какие наречия обозначают время действия?
а) вчера, давно, тогда
б) быстро, ловко, громко

3. Укажите наречие в форме сравнительной степени:
а) улетел дальше
б) улетел далеко

4. Укажите предложение с наречиями в форме сравнительной степени:
а) Тут воздух легче, светлее, прозрачнее.
б) Тут дышать легче и свободнее, чем по ту сторону.

5. В каком ряду на конце наречий пишется О?
а) слев.., снов.., издавн..
б) направ.., начист.., насух..

6. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно?
а) (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, (не)льзя
б) вовсе (не)легко; (не)громко, а тихо

7. Укажите предложение, в котором употреблено наречие:
а) (С)начала зимы установилась морозная погода.
б) (С)начала новое жилье не понравилось ему.

8. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:
а) (по)вашему, (по)пусту, (по)английски, (в)пятых, бок(о)бок
б) (по)лисьи, куда(то), точь(в)точь, (по)настоящему

9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно:
а) (с)права, (до)нельзя, (в)двое, (на)мертво
б) (с)молоду, (без)толку, (тот)час, (по)трое, (до)бела

10. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется Ь:
а) наотмаш.., вскач.., невтерпеж.., навзнич..
б) настеж.., лиш.., сплош..

11. От какой части речи образовано наречие впервые?
а) имя прилагательное
б) имя числительное

12. От чего зависит написание в наречиях приставки НЕ и НИ?
а) от ударения
б) от раздельного и слитного написания

13. В каком ряду после шипящих во всех наречиях пишется О?
а) горяч.., свеж..
б) угрожающ.., ещ.



5. Подведение итогов и рефлексия

-сдать диагностические листы, поставьте сами себе оценку за урок.

-какие пословицы оказались сегодня в копилке вашей мудрости? Есть ли среди них та, которую вы захотите положить в свой духовный багаж?

Что было самым интересным сегодня на уроке, что особенно понравилось?

Что было трудно, неинтересно, не понравилось?

Какие правила оказались для вас простыми, какие сложными?

С каким настроением вы уйдете с урока?

Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями и пожеланиями: (открытки)

------------------ не болеть (никогда)

-------------------выглядеть (великолепно, прекрасно)

-------------------- улыбаться (чаще, весело, радостно,)

--------------------быть преданными своему делу(всегда, неизменно)

Живите --------------------(счастливо, дружно, )

























Приложение

Диагностический лист

Вопросы

Знаю

Узнал

1.Что обозначает наречие?




2. На какие вопросы отвечает наречие?




3. На какие разряды делятся наречия?




4. Какой морфемы нет у наречий, почему?



5.Способы образования наречий.



6.Синтаксическая роль наречия.



7. Как образуется сравнительная степень наречий

Высоко

Хорошо




1. Определите способ образования слов:

Издавна

Бесстрашно

Невесело

Как-нибудь

------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.Упр. (выб.)







--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.Работа с таблицей и упраж. (выб.)

Слитно

Раздельно

В, НА,ПО +е: вдалеке

В,НА + ую ( кроме на боковую, на попятную)впустую

ПО,С + у: понарошку, смолоду

В,НА + числительное: вдвое (но: по двое, по трое)

В + гласная: в открытую, в общем

В + ах: в сердцах













4. Самостоятельная работа с самопроверкой:

Работать по ударному, по зимнему пути, говорил по французски, мало по малу исчезал, по настоящему испугаться, во вторых, по видимому, точь в точь, по дальше, где нибудь, кое как, еле еле, по братски, по летнему саду.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Самостоятельная работа: распределите слова на две группы, озаглавьте каждую:

Н(…)кому не говорить, н(…)куда не ездить, н(…)к кому обращаться, н(…)откуда позвонить, н(…) заменить, н(…)где не выступать, увидеть н(…)где, н(…)о чем говорить.









-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Работа с текстом. Познакомьтесь с текстом . Найдите, с какими частями речи употребляются наречия. Выпишите словосочетания с наречиями, определить разряд наречий, способ связи в словосочетании.

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди .Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)





















Своя оценка за урок:

Оценка учителя:

































РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

ТЕМА ___________________________________________________________________

ЦЕЛЬ ___________________________________________________________________

Текст для 1 группы.

Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна. Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но чуть-чуть пригрело солнышко, и на улице стало по-весеннему празднично. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостно щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшимся в домах людям хочется выскочить в одежде нараспашку и специально бежать по улицам, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.

Задания для 1 группы.

1) В тексте выделены наречия. На какие вопросы они отвечают?

2) От слов каких частей речи мы задаем вопросы к наречиям?

3) Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова выражены

4) Почему наречие обозначает признак действия, признак признака, признак предмета?

5) Изменяются ли наречия по падежам, лицам, числам?

6) Каким членом предложения являются наречия?

7) Рассмотрите таблицу:

Смысловые группы

вопрос

Примеры из текста

Образ действия

Как?

потихоньку

Мера

Сколько?

Чуть-чуть

Время

Когда?

Недавно

Место

Где? Куда? Откуда?

повсеместно

Причина

Почему?

поневоле

цель

Зачем?

специально

8) Сформулируйте правило: ( при ответе зачитайте только вывод)

Вывод: проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречие – это самостоятельная или служебная (нужное подчеркнуть) часть речи, которая отвечает на вопросы: ______________________________, обозначает признак действия, так как _______________, признак признака, так как _______ ________, признак предмета, так как _______ ________, имеет смысловые группы ____________________ _____ (примеры). Это изменяемая или неизменяемая (нужное подчеркнуть) часть речи, в предложении является _______________, Подчеркивается ____________







Текст для 2 группы.

Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна.

Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но ласково пригрело солнышко, и на улице стало по-весеннему празднично. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостно щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшиеся в домах люди специально выходят на улицу, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.

Задания для 2 группы.

1) В тексте выделены наречия. На какие вопросы они отвечают?

2) От слов каких частей речи мы задаем вопросы к наречиям? Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова выражены

3) Каким членом предложения являются наречия?

4) Сравните наречия с краткими прилагательными:

Искусство (каково?) вечно (вечное). Лицо (каково?) ласково (ласковое). Настроение (каково?) празднично (праздничное). Приветствие (каково?) радостно (радостное). Приключение (каково?) чудесно (чудесное).

5) В чем сходство и различие наречий и кратких прилагательных?

6) Сформулируйте правило: при ответе зачитайте только вывод)

Вывод: проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречия на О и краткие прилагательные в ср. р пишутся и слышатся _________ Но наречия отвечают на вопрос _________________ и зависят от ______________________ (пример) Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются _______________ А краткие прилагательные отвечают на вопрос ______________________, зависят от _______________________ (пример), изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть) по числам, родам, в предложении являются ________

Текст для 3 группы.

Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна.

Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но ласковее пригрело солнышко, и на улице стало праздничнее. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостнее щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшиеся в домах люди специально выходят на улицу, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.

Задания для 3 группы.

1) В тексте выделены наречия в простой сравнительной степени. На какие вопросы они отвечают?

2) От слов какой части речи мы задаем вопросы к наречиям? Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова выражены

3) Каким членом предложения они являются?

4) Сравните данные наречия с прилагательными в простой сравнительной степени:

Лицо (каково?) ласковее (ласковое).

Настроение (каково?) праздничнее (праздничное).

Приветствие (каково?) радостнее (радостное).

5) В чем сходство и различие наречий и прилагательных в сравнительной степени?

6) Сформулируйте правило: при ответе зачитайте только вывод)

Вывод: Проанализировав текст и ответив на вопросы, мы пришли к выводу, что Наречия и прилагательные в простой сравнительной степени пишутся и слышатся ________________ Но наречия в простой сравнительной степени отвечают на вопрос _________________ и зависят от _______(пример). Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются ___________________ А прилагательные в простой сравнительной степени отвечают на вопрос _____________, зависят от _______________, Изменяются или не изменяются (нужное подчеркнуть), в предложении являются _______








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!