СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Правописание союзов».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Правописание союзов».

Цель: показать условия различения на письме производственных союзов от наречий и местоимений; научить различать союзы и научить различать союзы и омонимичные слова, правильно их писать; развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы; воспитывать внимание, трудолюбие, коммуникативные компетенции.

Оборудование: презентация, таблица, раздаточный материал по теме «Предлоги».

 

Ход урока:

I.Минуты каллиграфии.

 я                     р                      б

II.Проверка домашнего задания.

1.На экране монитора. Прочитаем строки.

Объединять и связывать стараюсь я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь.

Порою повторяюсь много раз.

- О какой части речи говорится в стихотворении? ( о союзе)

- Какова же тема нашего урока?

2.Игра «Четвертый лишний».

а) тоже, потому что, зато, несмотря на.

б) также, потому, что, но, да, и, к.

в) чтобы, зато, легко, если.

-Дать характеристику союзам.

-Что называется союзом?

Союз- это единение, связь групп, отдельных людей.

Мне бы хотелось, чтобы и между нами было такое единение, которое помогло  бы  в  работе. Это возможно, если в классе царят дружба и взаимопонимание.

3.Синтаксический разбор предложения.

Дружба главное чудо всегда сто открытий для всех таящее.

-Прочитайте предложение и расставьте знаки препинания, произведите его разбор и начертите схему.

4.Игра «Веришь-не веришь».

Учащиеся должны дать односложные ответы: «да»-если согласны с утверждением, «нет»-если не согласны.

Вопросы для игры:

Веришь ли ты, что …

1.Союзы делятся на сочинительные и подчинительные?

2.Союзы подчинительные связывают однородные члены предложения?

3.Союз что-сочинительный союз?

4.Союз когда-условный союз?

5.Союз потому что- простой союз?

6.Союз или –разделительный союз?

7.Сочинительные союзы делятся на 3 разряда?

8.Союз чтобы целевой?

9.Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения?

10.Союз также соединительный союз?

III.Работа над темой урока.

-Союзы тоже, также, зато, притом обязаны своим рождением местоимениям и служебным частям речи.

-Начиная с 18в. В нашей стране стали появляться составные союзы, особенностью которых является раздельное написание частей, составляющих их; как будто, в силу того что и др.

С появлением в русском языке производственных союзов назрела орфографическая проблема слитного и раздельного написания союзов.

С этой точки зрения выделяются 2 группы союзов: простые и составные

-Простые пишутся слитно.

-Составные раздельно.

Потому, зато, чтобы, тоже, также.

Потому что, так как, как будто, однако же, если бы, лишь только.

-Запомните!

-Союзы никогда не пишутся через черточку.

Чтобы выбрать правильное написание, нужно, прежде всего, вдуматься в смысл предложения, а затем решить, какой частью речи является данное слово или словосочетание.

-Обратимся к народному изречению.

Корень учения горек, зато плод его сладок.

- Как вы понимаете это народное изречение.

-Какой частью речи является слово зато?

-Какое значение имеет союз зато?

2.Наблюдение.Анализ предложений. Формирование вывода.

-Давайте обратимся к таблице, лежащей  на  ваших столах. В ней записаны предложния которые вам предстоит сравнить и определить, в каком из столбиков-союзы, а в каком –омонимичные им слова.

(Зачитыванием предложения под цифрой 1 и объясняем и т.д.)

- Почему в парах предложений одно и то же слово пишется по-разному?

3.Составление памятки- алгоритма.

Если это союз то:

  • Нельзя поставить союзу вопрос.
  • Не являются членами предложения.
  • Пишутся слитно.
  • Можно заменить другим союзом.

Если это местоимение или наречие, то:

  • Можно поставить вопрос.
  • Являются членами предложения.
  • Местоимения и наречия с частицей пишутся раздельно.

Вывод: Как пишутся союзы? Местоимения? Как их отличать?

IV.Закрепление.

1.Работа в парах

- Проговорите правило соседу по парте.

Анализ предложений

Запись предложений на доске с объяснением.

Дружба для человека то же, что здоровье для тела. Мать смотрела на сына тоже молча. Так же, как и вчера, на площадке собрались мои друзья. Я люблю свое село за то, что оно прекрасно. Итак, все кончено.

2.Знакомство с параграфом 60 (Греков стр 228)

-Какое выражение надо запомнить?

3.Тестовое задание. (ответы на экране)

1 Уровень-рядом с цифрой написать С или Р, если тоже также, чтобы зато пишутся слитно или раздельно.

2 Уровень- списать, раскрывая скобки. 

Взаимопроверка.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по столу, исправьте карандашом, аккуратно зачеркнув, ошибку, если она допущена. Подсчитайте количество ошибок.

Озвучивание результатов.

V.Итог урока.

-Какое правило вы усвоили на сегодняшнем уроке?

-Как надо различать союзы ? Вспомните алгоритм.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Правописание союзов».»

Тема: «Правописание союзов».

Цель: показать условия различения на письме производственных союзов от наречий и местоимений; научить различать союзы и научить различать союзы и омонимичные слова, правильно их писать; развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы; воспитывать внимание, трудолюбие, коммуникативные компетенции.

Оборудование: презентация, таблица, раздаточный материал по теме «Предлоги».



Ход урока:

I.Минуты каллиграфии.

я р б

II.Проверка домашнего задания.

1.На экране монитора. Прочитаем строки.

Объединять и связывать стараюсь я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь.

Порою повторяюсь много раз.

- О какой части речи говорится в стихотворении? ( о союзе)

- Какова же тема нашего урока?

2.Игра «Четвертый лишний».

а) тоже, потому что, зато, несмотря на.

б) также, потому, что, но, да, и, к.

в) чтобы, зато, легко, если.

-Дать характеристику союзам.

-Что называется союзом?

Союз- это единение, связь групп, отдельных людей.

Мне бы хотелось, чтобы и между нами было такое единение, которое помогло бы в работе. Это возможно, если в классе царят дружба и взаимопонимание.

3.Синтаксический разбор предложения.

Дружба главное чудо всегда сто открытий для всех таящее.

-Прочитайте предложение и расставьте знаки препинания, произведите его разбор и начертите схему.

4.Игра «Веришь-не веришь».

Учащиеся должны дать односложные ответы: «да»-если согласны с утверждением, «нет»-если не согласны.

Вопросы для игры:

Веришь ли ты, что …

1.Союзы делятся на сочинительные и подчинительные?

2.Союзы подчинительные связывают однородные члены предложения?

3.Союз что-сочинительный союз?

4.Союз когда-условный союз?

5.Союз потому что- простой союз?

6.Союз или –разделительный союз?

7.Сочинительные союзы делятся на 3 разряда?

8.Союз чтобы целевой?

9.Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения?

10.Союз также соединительный союз?

III.Работа над темой урока.

-Союзы тоже, также, зато, притом обязаны своим рождением местоимениям и служебным частям речи.

-Начиная с 18в. В нашей стране стали появляться составные союзы, особенностью которых является раздельное написание частей, составляющих их; как будто, в силу того что и др.

С появлением в русском языке производственных союзов назрела орфографическая проблема слитного и раздельного написания союзов.

С этой точки зрения выделяются 2 группы союзов: простые и составные

-Простые пишутся слитно.

-Составные раздельно.

Потому, зато, чтобы, тоже, также.

Потому что, так как, как будто, однако же, если бы, лишь только.

-Запомните!

-Союзы никогда не пишутся через черточку.

Чтобы выбрать правильное написание, нужно, прежде всего, вдуматься в смысл предложения, а затем решить, какой частью речи является данное слово или словосочетание.

-Обратимся к народному изречению.

Корень учения горек, зато плод его сладок.

- Как вы понимаете это народное изречение.

-Какой частью речи является слово зато?

-Какое значение имеет союз зато?

2.Наблюдение.Анализ предложений. Формирование вывода.

-Давайте обратимся к таблице, лежащей на ваших столах. В ней записаны предложния которые вам предстоит сравнить и определить, в каком из столбиков-союзы, а в каком –омонимичные им слова.

(Зачитыванием предложения под цифрой 1 и объясняем и т.д.)

- Почему в парах предложений одно и то же слово пишется по-разному?

3.Составление памятки- алгоритма.

Если это союз то:

  • Нельзя поставить союзу вопрос.

  • Не являются членами предложения.

  • Пишутся слитно.

  • Можно заменить другим союзом.

Если это местоимение или наречие, то:

  • Можно поставить вопрос.

  • Являются членами предложения.

  • Местоимения и наречия с частицей пишутся раздельно.

Вывод: Как пишутся союзы? Местоимения? Как их отличать?

IV.Закрепление.

1.Работа в парах

- Проговорите правило соседу по парте.

Анализ предложений

Запись предложений на доске с объяснением.

Дружба для человека то же, что здоровье для тела. Мать смотрела на сына тоже молча. Так же, как и вчера, на площадке собрались мои друзья. Я люблю свое село за то, что оно прекрасно. Итак, все кончено.

2.Знакомство с параграфом 60 (Греков стр 228)

-Какое выражение надо запомнить?

3.Тестовое задание. (ответы на экране)

1 Уровень-рядом с цифрой написать С или Р, если тоже также, чтобы зато пишутся слитно или раздельно.

2 Уровень- списать, раскрывая скобки.

Взаимопроверка.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по столу, исправьте карандашом, аккуратно зачеркнув, ошибку, если она допущена. Подсчитайте количество ошибок.

Озвучивание результатов.

V.Итог урока.

-Какое правило вы усвоили на сегодняшнем уроке?

-Как надо различать союзы ? Вспомните алгоритм.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!