Тема: «Правописание союзов».
Цель: показать условия различения на письме производственных союзов от наречий и местоимений; научить различать союзы и научить различать союзы и омонимичные слова, правильно их писать; развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы; воспитывать внимание, трудолюбие, коммуникативные компетенции.
Оборудование: презентация, таблица, раздаточный материал по теме «Предлоги».
Ход урока:
I.Минуты каллиграфии.
я р б
II.Проверка домашнего задания.
1.На экране монитора. Прочитаем строки.
Объединять и связывать стараюсь я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь.
Порою повторяюсь много раз.
- О какой части речи говорится в стихотворении? ( о союзе)
- Какова же тема нашего урока?
2.Игра «Четвертый лишний».
а) тоже, потому что, зато, несмотря на.
б) также, потому, что, но, да, и, к.
в) чтобы, зато, легко, если.
-Дать характеристику союзам.
-Что называется союзом?
Союз- это единение, связь групп, отдельных людей.
Мне бы хотелось, чтобы и между нами было такое единение, которое помогло бы в работе. Это возможно, если в классе царят дружба и взаимопонимание.
3.Синтаксический разбор предложения.
Дружба главное чудо всегда сто открытий для всех таящее.
-Прочитайте предложение и расставьте знаки препинания, произведите его разбор и начертите схему.
4.Игра «Веришь-не веришь».
Учащиеся должны дать односложные ответы: «да»-если согласны с утверждением, «нет»-если не согласны.
Вопросы для игры:
Веришь ли ты, что …
1.Союзы делятся на сочинительные и подчинительные?
2.Союзы подчинительные связывают однородные члены предложения?
3.Союз что-сочинительный союз?
4.Союз когда-условный союз?
5.Союз потому что- простой союз?
6.Союз или –разделительный союз?
7.Сочинительные союзы делятся на 3 разряда?
8.Союз чтобы целевой?
9.Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения?
10.Союз также соединительный союз?
III.Работа над темой урока.
-Союзы тоже, также, зато, притом обязаны своим рождением местоимениям и служебным частям речи.
-Начиная с 18в. В нашей стране стали появляться составные союзы, особенностью которых является раздельное написание частей, составляющих их; как будто, в силу того что и др.
С появлением в русском языке производственных союзов назрела орфографическая проблема слитного и раздельного написания союзов.
С этой точки зрения выделяются 2 группы союзов: простые и составные
-Простые пишутся слитно.
-Составные раздельно.
Потому, зато, чтобы, тоже, также.
Потому что, так как, как будто, однако же, если бы, лишь только.
-Запомните!
-Союзы никогда не пишутся через черточку.
Чтобы выбрать правильное написание, нужно, прежде всего, вдуматься в смысл предложения, а затем решить, какой частью речи является данное слово или словосочетание.
-Обратимся к народному изречению.
Корень учения горек, зато плод его сладок.
- Как вы понимаете это народное изречение.
-Какой частью речи является слово зато?
-Какое значение имеет союз зато?
2.Наблюдение.Анализ предложений. Формирование вывода.
-Давайте обратимся к таблице, лежащей на ваших столах. В ней записаны предложния которые вам предстоит сравнить и определить, в каком из столбиков-союзы, а в каком –омонимичные им слова.
(Зачитыванием предложения под цифрой 1 и объясняем и т.д.)
- Почему в парах предложений одно и то же слово пишется по-разному?
3.Составление памятки- алгоритма.
Если это союз то:
- Нельзя поставить союзу вопрос.
- Не являются членами предложения.
- Пишутся слитно.
- Можно заменить другим союзом.
Если это местоимение или наречие, то:
- Можно поставить вопрос.
- Являются членами предложения.
- Местоимения и наречия с частицей пишутся раздельно.
Вывод: Как пишутся союзы? Местоимения? Как их отличать?
IV.Закрепление.
1.Работа в парах
- Проговорите правило соседу по парте.
Анализ предложений
Запись предложений на доске с объяснением.
Дружба для человека то же, что здоровье для тела. Мать смотрела на сына тоже молча. Так же, как и вчера, на площадке собрались мои друзья. Я люблю свое село за то, что оно прекрасно. Итак, все кончено.
2.Знакомство с параграфом 60 (Греков стр 228)
-Какое выражение надо запомнить?
3.Тестовое задание. (ответы на экране)
1 Уровень-рядом с цифрой написать С или Р, если тоже также, чтобы зато пишутся слитно или раздельно.
2 Уровень- списать, раскрывая скобки.
Взаимопроверка.
-Поменяйтесь тетрадями с соседом по столу, исправьте карандашом, аккуратно зачеркнув, ошибку, если она допущена. Подсчитайте количество ошибок.
Озвучивание результатов.
V.Итог урока.
-Какое правило вы усвоили на сегодняшнем уроке?
-Как надо различать союзы ? Вспомните алгоритм.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Правописание союзов».»
Тема: «Правописание союзов».
Цель: показать условия различения на письме производственных союзов от наречий и местоимений; научить различать союзы и научить различать союзы и омонимичные слова, правильно их писать; развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы; воспитывать внимание, трудолюбие, коммуникативные компетенции.
Оборудование: презентация, таблица, раздаточный материал по теме «Предлоги».
Ход урока:
I.Минуты каллиграфии.
я р б
II.Проверка домашнего задания.
1.На экране монитора. Прочитаем строки.
Объединять и связывать стараюсь я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь.
Порою повторяюсь много раз.
- О какой части речи говорится в стихотворении? ( о союзе)
- Какова же тема нашего урока?
2.Игра «Четвертый лишний».
а) тоже, потому что, зато, несмотря на.
б) также, потому, что, но, да, и, к.
в) чтобы, зато, легко, если.
-Дать характеристику союзам.
-Что называется союзом?
Союз- это единение, связь групп, отдельных людей.
Мне бы хотелось, чтобы и между нами было такое единение, которое помогло бы в работе. Это возможно, если в классе царят дружба и взаимопонимание.
3.Синтаксический разбор предложения.
Дружба главное чудо всегда сто открытий для всех таящее.
-Прочитайте предложение и расставьте знаки препинания, произведите его разбор и начертите схему.
4.Игра «Веришь-не веришь».
Учащиеся должны дать односложные ответы: «да»-если согласны с утверждением, «нет»-если не согласны.
Вопросы для игры:
Веришь ли ты, что …
1.Союзы делятся на сочинительные и подчинительные?
2.Союзы подчинительные связывают однородные члены предложения?
3.Союз что-сочинительный союз?
4.Союз когда-условный союз?
5.Союз потому что- простой союз?
6.Союз или –разделительный союз?
7.Сочинительные союзы делятся на 3 разряда?
8.Союз чтобы целевой?
9.Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения?
10.Союз также соединительный союз?
III.Работа над темой урока.
-Союзы тоже, также, зато, притом обязаны своим рождением местоимениям и служебным частям речи.
-Начиная с 18в. В нашей стране стали появляться составные союзы, особенностью которых является раздельное написание частей, составляющих их; как будто, в силу того что и др.
С появлением в русском языке производственных союзов назрела орфографическая проблема слитного и раздельного написания союзов.
С этой точки зрения выделяются 2 группы союзов: простые и составные
-Простые пишутся слитно.
-Составные раздельно.
Потому, зато, чтобы, тоже, также.
Потому что, так как, как будто, однако же, если бы, лишь только.
-Запомните!
-Союзы никогда не пишутся через черточку.
Чтобы выбрать правильное написание, нужно, прежде всего, вдуматься в смысл предложения, а затем решить, какой частью речи является данное слово или словосочетание.
-Обратимся к народному изречению.
Корень учения горек, зато плод его сладок.
- Как вы понимаете это народное изречение.
-Какой частью речи является слово зато?
-Какое значение имеет союз зато?
2.Наблюдение.Анализ предложений. Формирование вывода.
-Давайте обратимся к таблице, лежащей на ваших столах. В ней записаны предложния которые вам предстоит сравнить и определить, в каком из столбиков-союзы, а в каком –омонимичные им слова.
(Зачитыванием предложения под цифрой 1 и объясняем и т.д.)
- Почему в парах предложений одно и то же слово пишется по-разному?
3.Составление памятки- алгоритма.
Если это союз то:
Нельзя поставить союзу вопрос.
Не являются членами предложения.
Пишутся слитно.
Можно заменить другим союзом.
Если это местоимение или наречие, то:
Можно поставить вопрос.
Являются членами предложения.
Местоимения и наречия с частицей пишутся раздельно.
Вывод: Как пишутся союзы? Местоимения? Как их отличать?
IV.Закрепление.
1.Работа в парах
- Проговорите правило соседу по парте.
Анализ предложений
Запись предложений на доске с объяснением.
Дружба для человека то же, что здоровье для тела. Мать смотрела на сына тоже молча. Так же, как и вчера, на площадке собрались мои друзья. Я люблю свое село за то, что оно прекрасно. Итак, все кончено.
2.Знакомство с параграфом 60 (Греков стр 228)
-Какое выражение надо запомнить?
3.Тестовое задание. (ответы на экране)
1 Уровень-рядом с цифрой написать С или Р, если тоже также, чтобы зато пишутся слитно или раздельно.
2 Уровень- списать, раскрывая скобки.
Взаимопроверка.
-Поменяйтесь тетрадями с соседом по столу, исправьте карандашом, аккуратно зачеркнув, ошибку, если она допущена. Подсчитайте количество ошибок.
Озвучивание результатов.
V.Итог урока.
-Какое правило вы усвоили на сегодняшнем уроке?
-Как надо различать союзы ? Вспомните алгоритм.