План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 «б» классе МКОУ «Калининаульская СОШ имени Героя России М.М.Гайирханова» учителя начальных классов
Хасамирзаевой Патимат Зайидовны.
Тема урока: «Наречие как часть речи»;
Дата: 25.10.2018 год;
Цели:
наречия в тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются;
развивать мышление, формировать учебные умения и навыки.
воспитывать бережное отношение к языку, как к части истории своего народа
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Дети хором: Всё, что надо, под рукой!
-А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2. Минутка чистописания.
- Для чего проводим минутку чистописания?
Записать строчные буквы в одну строку
- запишите букву. которая имеет согласный звук и находится в первом слоге: чаща. (ч)
- безударная гласная в слове страна ( а )
- буква которая стоит в конце слова голос (с)
- непроизносимый согласный в слове грустный(т)
Части речи.
-Значит, на нашем уроке мы будем говорить о чём?
-Эта тема для вас новая? (нет). Значит, мы будем в начале урока…( повторять и закреплять изученное), а потом…
3.Самоопределение к деятельности
1)-Запишите слова в три столбика в зависимости от части речи. Укажите части речи.
Интересный, праздник, мягкий, спешит, веселье, зелёный, теплело, близкий, грусть, светит.
-Что обозначают слова каждой группы?
-На какие вопросы они отвечают?
2)-А теперь послушайте стихотворение и скажите, в какую группу вы записали бы эти слова.
Хорошо и плохо.
Мягко и тепло,
Весело и славно,
Ярко и светло.
Сверху или снизу,
Близко иль вдали.
Все слова знакомы,
Нас определи...
(Учащиеся высказываются, возникает проблемная ситуация.) На какие вопросы отвечают слова? (Как? Когда? Где? И т. д.)
-Попробуйте определить, что они обозначают — признак или действие.
-Сделайте вывод: знакома ли нам эта часть речи? (Нет )
-Откройте учебник на с. 73 и прочитайте, как она называется. (Наречие.)
4.-Сформулируйте тему и задачи урока.
(Познакомиться с особенностями наречий, узнать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какие грамматические признаки имеют, какова их синтаксическая роль.)
5.Работа по теме урока
1.Работа по учебнику
Упр. 124 (с. 73).
Прочитайте стихотворение выразительно.
Кто его автор?
Рассмотрите иллюстрацию. Какие картины рисует поэт?
Назовите первое выделенное слово.
С каким словом оно связано в предложении? Что оно обозначает, на какой вопрос отвечает? (Поляны (какие?) печальные. Это имя прилагательное. Обозначает признак предмета.)
Сделайте вывод: выделите признаки наречия как части речи. (Наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как?, в предложении связано с глаголом, является второстепенным членом.)
2.. Работа в парах(по карточкам)
- Найдите в стихотворении прилагательные, образуйте от них наречия, запишите полученные слова и определите способ образования наречий.
(Ответы: Пушисто, смело, чисто, бело, морозно, упруго, здорово, шумно, заново, снова.)
3. Работа с пословицами
Посмотрите на доску, прочитайте первую пословицу.
Работа над этим пословицем.
Самостоятельная работа. (Выписать наречия из пословиц через запятую)
Без друга в жизни туго.
Яблоко от яблони недалеко падает.
За край родной иди бесстрашно в бой.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Проверка задания.
-Объясните свой выбор.
- Что помогло вам правильно выполнить это задание?
6.Физкультминутка.
7. Закрепление изученного материала
1.Групповая работа- (4 группы)
-А теперь замените фразеологизмы, словами синонимами, используя наречия.
-Прежде чем выполнить это задание, давайте вспомним, что такое синонимы, фразеологизмы?
-Каким наречиями можно заменить этот фразеологические обороты?
Сломя голову.
-Бежать высунув язык.
-Рукой подать.
-Нос к носу.
2.Работа по учебнику Упр. 126 (с. 74).Прочитайте.
Выделите в каждом предложении словосочетание с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому.
3.Упр. 127(с. 74-75) – у доски 4 ученика
(Учащиеся читают наречия по цепочке и распределяют их по группам. Вопросы записаны на доске.)
(Четыре ученика работают у доски. Самопроверка, самооценка.)
8. Самостоятельная работа (Работа по карточкам)
Подчеркните наречия на карточке.
(Коллективная проверка.)
9. Рефлексия
-Что больше запомнилось и понравилось на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
На уроке мне было: (выбрать нужные наречия)
(Хорошо, весело, интересно, ужасно, отлично, скучно, радостно, страшно, дружно, смешно, грустно, приятно)
10. Подведение итога урока:
-С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?
- Что вы узнали о наречии как части речи?
- Какие ещё части речи вы знаете?
11.Домашнее задание
Упр. 129 (с. 75)