СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания по русскому языку в 4 классе по теме "Наречие как часть речи" (УМК "Школа России")

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Предмет– русский язык

Класс - 4


Тема - Наречие как часть речи

Цель урока: Дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи

совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;

развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;

создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах

формирование положительной мотивации к учению



Словарь урока: части речи, наречие, гипотеза, исследование, опыт

Ресурсы урока: учащиеся будут работать за столами, в парах и группах. Маршрутный лист урока, лист самооценки, карточки с заданиями, сигнальные карточки, маркер


Ход учебного занятия (образовательная деятельность)

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1 этап

Организационный момент.


Сегодня у нас необычный урок, а интерактивный видеоурок, который пройдет в режиме видеоконференции. Вместе с нами буду работать ученики ….

Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу, а я подарю улыбку вам. Как хорошо, что мы вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!







Эмоциональный настрой на работу

2 этап. Актуализация


Каждый урок русского языка открывает нам какую-то тайну. Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка. Но прежде, чем мы приступим к нашему исследованию давайте вспомним, какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать?

У каждого из вас на парте лежит маршрутный лист урока, который мы будем заполнять по ходу нашей работы.

Распределите данные слова на группы по частям речи и запишите их в таблицу. Каждую группу подпишите. Запишите свои фамилию и имя и приступайте к заданию.

На выполнение этого задания вам отводится одна минута.

- Что обозначают слова каждой группы?

- На какие вопросы отвечают?

- Какие грамматические признаки имеют?

- Как мы назовем слова каждой группы? Запишите.





Заполняют таблицу, распределяя слова по группам

3 этап

Самоопределение к деятельности

Постановка цели и задач


А теперь послушайте стихотворение и скажите, в какую группу вы записали бы эти слова?

Хорошо и плохо,

Мягко и тепло,

Весело и славно,

Ярко и светло.

Сверху или снизу,

Близко иль вдали.

Все слова знакомы,

Нас определи…

Сделайте вывод: знакома ли нам эта часть речи?

Значит, эту тайну нам предстоит открыть, мы познакомимся с новой частью речи.

- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова, либо попробуйте предположить.

- И называется она…. – наречие.

- Сформулируйте тему урока

- Верно, тема нашего урока «Наречие как часть речи. Признаки наречий». Запишите в маршрутный лист

- Какую учебную цель мы перед собой поставим? (Исследовать новую часть речи). Запишите в маршрутный лист

- Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи?

«Корзина идей»

К самостоятельной или служебной части речи относится?

  • Что обозначает?

  • На какие вопросы отвечает?

  • Как изменяется?

  • С чем связано в предложении?

  • Каким членом предложения является?

  • Как найти наречие в предложении?

  • Можно ли обойтись без наречия?

- Перед началом любого исследования необходимо выдвинуть гипотезу.

- Какую гипотезу предложит студия города… Запишите в маршрутный лист

-В конце урока мы выясним, истина или ложна выдвинутая нами гипотеза.

- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить, поэтому по ходу урока будем заполнять кластер, отвечая на вопросы. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относиться к выполняемой работе.

У каждого из вас на парте лежит оценочный лист, в нём вы отметите результаты своей работы. Обратите внимание, что в маршрутном листе находятся вопросы, на которые мы будем отвечать. Перед началом исследовательской работы определим, каковы наши знания по этой теме на данном этапе урока. Для этого возьмите оценочный лист и на лесенке знаний поставьте галочку на соответствующей ступеньке. Что нужно сделать, чтобы подняться на следующую ступеньку? (выполнить задания, наблюдать, рассуждать, обратиться к платформе Учи.ру и др.)





Сталкиваютя с проблемой






Делают вывод, что данная часть речи не знакома. Высказывают предположения




Формулируют тему урока.

Определяют учебную цель




Формулируют задачи с помощью вопросов









Выдвигают гипотезу












Определяют, на каком этапе знания по теме урока на данный момент

4 этап

Работа по теме урока












































































Обратимся к платформе Учи.ру. Вы сейчас находитесь на своей странице, выбран предмет «Русский язык». Посмотрите внимательно на раздел «Части речи».

-Какую тему в данном разделе нам нужно выбрать? (Наречие как часть речи).

- Верно. Выбираем тему и видим, что нам доступен только первый этап, который называется «Что такое наречие».

Поработайте в парах и выполните первое задание, кто будет готов, поднимет сигнальную карточку.

- Выслушаем студию города…

- Переходим к следующему заданию нажимая кнопку «Дальше». Выполним предложенное задание, продолжая работать в парах.

- Выслушаем студию города…

- Почему над словом далеко стоит знак вопроса? (…)

- Переходим к следующей карточке, нажимаем «Дальше». Перед вами два словосочетания плывёт издалека – плывут издалека. Меняется ли форма глагола? (Да)

Меняется ли форма выделенного слова (Нет)

Самостоятельная работа в группах.

«Мозговой штурм»

-А сейчас отложите в сторону планшеты, возьмите оценочный лист и оцените работу в парах.

- Проведем опыт и выясним, изменяются ли наречия в других случаях. Для этого поработаем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах. А сейчас возьмите лист зеленого цвета и ответьте на поставленные вопросы. При подготовке группы к ответу, воспользуйтесь планом, представленном в маршрутном листе. Для выполнения этого задания вам отводится 3 минуты.


1 карточка- 1 группа.

 ПонаблюдайтеОбсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

                     ед.ч.                                              мн.ч.

Образец:  прилетел (когда?) рано  –     прилетели (когда?) рано;

запел   (               ?)                 -

 запели  (______?)                      ;

 проснулся   (________?)   _______-  

проснулись     (______?)   __________;  

Сделайте вывод!

Наречия по числам _____________________________________________________

ПонаблюдайтеОбсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

                    м.р.                        

Образец:  пришел   ( когда ?)      рано;

                 пришла   (_______?)    _________;

                 пришло   (_______?)    _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _____________________________________________________

































2 карточка- 2 группа

Понаблюдайте!   Обсудите в группе!


















Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

Образец:    появились        ( когда ? )          рано;

                   разольются     (________?)      ___________;

                   цветут            (________?)      ___________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по временам ___________________________________________________.

Понаблюдайте!  Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они  отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ________

Чего? ___________________________________________

Чему? ___________

О чем? ______________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________________________________________

3 карточка -3 группа

ПонаблюдайтеОбсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец:   1 л:   я встаю            ( когда ? )      рано;

                  2 л:   ты встаешь     (_______?)    _________;

                  3 л:   он встает         (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по лицам ___________________________________________________.

ПонаблюдайтеОбсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец:   1 л:   мы встаем      ( когда ? )     рано;

                  2 л:   вы встаете     (_______?)    _________;

                  3 л:   они встают    (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по лицам ___________________________________________________.


- Кто готов, однимите сигнальную карточку.

(Выслушиваем ответы групп по плану)

- Итак, какой вывод мы сделаем? (наречие - неизменяемая часть речи)

-Запишем вывод в маршрутный лист и в кластер


Димамическая пауза

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.



«Творческая мастерская»

- Продолжим работать в группах и постигать тайну новой части речи. Из слов, которые находятся в конвертах, надо составить предложение записать его и сделайте полный синтаксический разбор и ответьте на вопросы. На выполнение этого задания вам отводится 3 минуты.

1 группа: яркое, заблестело, солнышко, весело. (Весело заблестело яркое солнышко).

2 группа: птиц, вечером, голоса, замолкают. (Вечером замолкают голоса птиц)

3 группа: сосновый, вдали, бор, виднеется. (Вдали виднеется сосновый бор)

(Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены), простое).

- Назовите наречие? (…)

- На какой вопрос отвечает? (…)

- С какой частью речи связано? (…)

- Что обозначает наречие? (…)

- Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является обстоятельством и подчеркивается: точка, тире).

-Выслушаем результаты работы.

-Сформулируйте вывод. (…). Внесем данные в маршрутный лист и кластер

-Оцените работу в группах


-Какое исследование провели? Какай вывод сделали?(…)












Работают с учебной платформой в парах, выполняют задания









Оценивают работу в парах


Вспоминают правила работы в группах. Выполняют задания по группам, фиксируют результаты исследования, делают вывод










































































5. Динамический момент


















































6. Включение нового знания в систему знаний


2 карточка- 2 группа

Понаблюдайте!   Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

Образец:    появились        ( когда ? )          рано;

                   разольются     (________?)      ___________;

                   цветут            (________?)      ___________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по временам ___________________________________________________.

Понаблюдайте!  Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они  отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ________

Чего? _________

Чему? ___________

Чем? ____________

О чем? __________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам _____________________________________________________


3 карточка -3 группа

ПонаблюдайтеОбсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец:   1 л:   я встаю            ( когда ? )      рано;

                  2 л:   ты встаешь     (_______?)    _________;

                  3 л:   он встает         (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по лицам ___________________________________________________.

ПонаблюдайтеОбсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец:   1 л:   мы встаем      ( когда ? )     рано;

                  2 л:   вы встаете     (_______?)    _________;

                  3 л:   они встают    (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по лицам ___________________________________________________.


- Кто готов, поднимите сигнальную карточку.

(Выслушиваем ответы групп по плану)

- Итак, какой вывод мы сделаем? (наречие - неизменяемая часть речи)

-Запишем вывод в маршрутный лист и в кластер


Физкультминутка

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.


-Продолжим работать в группах и постигать тайну новой части речи

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова вместе с главным словом и вопросом.

-Как вы думаете, какой частью речи являются выделенные слова?

-Выслушаем группу студии города…

- Сформулируем вывод ( Наречия отвечают на вопросы где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как?

Запишем вывод в маршрутный лист и в кластер.

- Оцените работу в группе

- К каким частям речи можно задать вопрос к самостоятельным или служебным? (…)

- Сформулируем вывод

- Запишем в маршрутный лист и кластер

- Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной – записать в маршрутный лист)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.)

Рассказ о наречии.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод).

-А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.)

- Запишем данные в маршрутный лист и кластер

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы найти наречие в предложении? (Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос.)

Индивидуальная работа

Сейчас вы поработаете самостоятельно. В маршрутном листе найдите задание для самостоятельной работы. Надо составить предложение из слов, записать его, подписать части речи и сделать полный синтаксический разбор.

- Выслушаем студию…

- Каким членом предложения является наречие?

-Сформулируем вывод (…)

Запишем в маршрутный лист и кластер

Оцените себя












































Проводят презентацию результатов работы группы, делают вывод, фиксируют итоги работ






Выполняют задание по группам


Высказывают предположения, делают вывод, фиксируют итоги работ.

Оценивают работу в группе.



На основе наблюдения и анализа делают вывод, фиксируют результат





Выслушивают дополнительную информацию по теме, отвечают на вопросы, делают вывод, фиксируют результаты









Самостоятельно выполняют задания






Оценивают самостоятельную работу

7.Итог урока.



- Исследователи, достигли мы цели, все задачи выполнили?

- Какие же открытия мы сегодня сделали?

-Давайте снова вернемся к маршрутному листу урока.

-Какую гипотезу мы выдвинули в начале урока?

-Опровергли или доказали гипотезу?

-Сделайте вывод, гипотеза истинна или ложна?

- Что узнали о наречии? (один ученик пробует дать полный ответ на вопрос «Что такое наречие?»)



Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности

8.Рефлексия и оценивание

-Вернемся к лесенке знаний. Поставьте галочку на соответствующей ступеньке.

- Как изменилась ваша позиция на лесенке знаний? Оцените работу на уроке

- Выслушаем самооценку обучающихся гимназии №39



А теперь, ребята, проанализируйте свою работу на уроке, используя шаблон ответа в маршрутном листе

- Мне было интересно узнать…

-Возникли трудности…

-На уроке мне понравилось…

-Я узнал, что…

-Меня удивило …

-Мне захотелось…


-Студии, оцените нашу работу.





Определяют степень своего продвижения к цели, анализируют работу на уроке, отмечают успешные ответы одноклассников, участников студий

9. Домашнее задание.

(дифференцированно по выбору учащихся )



Домашнее задание будет следующим

1)Базовый

Прочитайте. 1.На синем небе робко выступают3 первые звёздочки. (И. Тургенев) 2. Пустыня - это жёлтое и голубое. Голубое вверху - небо. А жёлтое вокруг - впереди, позади, справа, и слева. (Н. Сладков) 3. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. 4. Сначала подумай, потом делай. Найдите в предложениях наречия. Какие из них отвечают на вопросы где? как? когда? С какой целью автор употребил каждое из наречий? Спишите первое предложение. Над словами укажите части речи. Выпишите из других предложений наречия.


2)Повышенный

Прочитайте. 1.На синем небе ро..ко выступают3 первые звёздочки. (И. Тургенев) 2. Пустыня - это ж..лтое и г..лубое. Г..лубое вверху - небо. А ж..лтое в..круг - впереди, позади, справа, и слева. (Н. Сладков) 3. Кто вч..ра солгал, тому и за..тра (не)поверят. 4. Сначала п..думай, потом делай. Найдите в предложениях наречия. Какие из них отвечают на вопросы где? как? когда? С какой целью автор употребил каждое из наречий? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните наречия как члены предложения, сверху подпишите вопрос, на который отвечает данное наречие.


3)Высокий

1. Составь и запиши план сообщения о наречии как части речи. Расскажи об этой части речи по плану, приводя свои примеры.

2. Используя наречия, напиши небольшой рассказ или стихотворение.

Подчеркни наречия как члены предложения.

Выбирают домашнее задание с учетом индивидуальных возможностей



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!