СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Мораль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока в 8 классе. Что такое мораль, история происхождения, чем отличается мораль от нравственности.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Мораль"»

Урок обществознания по теме "Мораль".

Цель урока: определение  роли моральных норм в жизни как решающих регуляторов общественной жизни.  

Задачи:

Образовательные: объяснить понятия «мораль», «добро», «зло», «золотое правило нравственности»; выяснить сходство и различие морали и права. воспитательные: выявлять причины и последствия совершения аморальных поступков;

определять и объяснять свое отношение к поступкам людей; задуматься над своими нравственными ценностями.

развивающие: анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;

работать с текстом; выделять главное, актуализировать ранее изученное; составлять таблицы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.


Учитель: Здравствуйте! Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. 

Хорошего вам настроения и успехов!



2. Актуализация знаний


Слайд 1.


Учитель: Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы понимаете смысл этой притчи?

- Согласны ли вы с главной идеей притчи?

(ответы обучающихся)

Учитель: Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте , пожалуйста, тему урока.

Обучающиеся формулируют тему урока.


Слайд 2.


Учитель: Да, сегодня мы поведем разговор о морали. Ребята, как вы думаете , для чего в жизни вам может пригодиться эта тема?

Обучающиеся высказывают свои предположения


Откройте тетради, запишите тему урока «Мораль».


План нашего урока вы видите на доске.

1 Мораль и нравственность.

2. Основные ценности и нормы морали.

3.Добро и зло.


Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его.

-Кто определяет «хорошо» это или «плохо»? Кто оценит ваш поступок?

(общество, те, кто живет рядом с нами)

- Оценка обществом ваших поступков – это и есть моральная оценка.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о морали. . Наша главная цель – выяснить, что такое «мораль»?


Слайд 3.


Нужна ли нам мораль сегодня , в 21 веке?


Проверка домашнего задания.

Перед тем, как нам окунуться в тему нашего урока, мы проведем проверку домашнего задания. Ребята, вам предстоит выполнить небольшую проверочную работу по теме предыдущего урока ««Сфера духовной жизни». Вы работаете в парах, выполнив задания, обмениваетесь листами и проверяете друг друга. За выполненную работу получаете оценки.

Обучающиеся работают в парах. На столах тестовые задания . Учащиеся выполняют тест и и осуществляют взаимопроверку..


Закрыть экран


1.Проявлением какой сферы жизни общества является религия?

А) социальной В) политической

Б) духовной Г) экономической

2.Что из перечисленного является частью духовной сферы общества?

А) государство В) закон

Б) мораль Г) армия

3. В чем состоит уникальность культуры России?

А) в религиозном характере В) в высоком уровне образования

Б) в деятельности культурных фондов Г) в многонациональном характере

4. Верны ли суждения о культурных ценностях: а) к культурным ценностям относятся памятники архитектуры и живописи; б) традиции и навыки в области искусства, науки являются культурными ценностями?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

5. Верны ли суждения о культуре: а) свой вклад в развитие культуры внесли разные народы мира; б) культура человека полностью зависит от его социального происхождения?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

6.Что из перечисленного относится к внутренней культуре?

А) скульптура Г) способность

Б) книга Д) образное мышление

В) знания Е) наука

Ответ:______________________

7.Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «культурный человек». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

А) человечность Г) нравственность

Б) эгоизм Д) гуманизм

В) порядочность Е) благородство

Ответ:_______________

Учитель, по ходу урока, проверяет качество работы. Обучающиеся уточняют, исправляют, корректируют работы.


Слайд 4 – 10 проверка тестов


Учитель. Каково происхождение морали – откуда она? Это один из вечных вопросов, на него нет однозначного ответа.


Слайд 11


Говорят, что корни морали в самой природе, или в человеке, или в обществе. И очень многие уверены, что мораль от Бога. Тут уж каждый судит сам.

- Попытаемся определить время появления морали.

( работа с учебником стр. 56 – найдите факты , свидетельствующие о появлении морали)
Факты;
- Ученик:За тринадцать веков до новой эры великий библейский моралист Моисей провозгласил бессмертные Десять Заповедей. И сегодня, спустя три с лишним тысячи лет, люди узнают о них, открыв Библию (священную книгу христиан).


Слайд 12


- Какие вы знаете заповеди? (ответы учеников)

- Ученик: За шесть веков до нашей эры ученик спросил мудреца, каким словом можно руководствоваться всю жизнь. «Это слово «взаимность». Не делай другому того, чего себе не желаешь», - ответил мудрец. Это был Конфуций – китайский философ. Одним из первых он сформулировал великий принцип гуманизма – «золотое правило морали».


Слайд 13


- Сформулируйте «золотое правило»


- Ученик:Начало нашей эры. Иисус Христос в своём учении провозгласил заповеди любви и милосердия (заповедь – наказ, наставление, правило поведения). Христианский идеал морали, который донесла до нас Библия, призывает преодолевать вражду, разлад в отношениях между людьми через любовь, но любовь особого рода – милосердную, умеющую прощать и сотрудничать.

Слайд 14


Подумайте: насколько важна, актуальна сегодня, спустя тысячелетия, мораль любви, провозглашённая Христом?


Вывод. Делают учащиеся


- Мы поговорили об истории появления морали. Вот мы говорим: мораль, мораль…. А что это?

(высказывания учащихся)

Слайд 15

-Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др.

(записать определение в тетрадь стр. 56)

Закрыть экран

- А сейчас давайте обведём на листах свою руку… В центре слово мораль. Напишите на каждом пальце какие слова, выражения, лично значимые ассоциации вызывает у вас это слово (добро и зло, совесть, долг, честь и честность, моральная ответственность)


- Ну и что у нас получилось? Какие слова вы написали?


Добро и зло

-Добро и зло существует в каждом человеке

Совесть

- А что такое совесть?(внутренний суд человека над самим собой, совесть - то, что помогает отличить добро от зла и поступать в соответствии с правами морали)

Долг

- «Долг» - ещё одно слово из нашей ладони ассоциаций. Что есть долг?(внутренне принимаемое (добровольное) обязательство)

- О каком долге идёт речь? (о моральном)


- Считаю, что важным качеством человека является честность. А вы как считаете?

- Важно ли для вас окружение из честных людей? (важно, на них можно положиться)

- Были ли в вашей жизни ситуации, когда близкий человек вас обманул?

- Как стали вы относиться после этого к нему?


- Вот мы с вами обсудили категории морали, ответьте на вопрос:

  • Человек рождается с моралью?

  • Откуда вы узнали моральные правила? (родители, семья в целом, школа)

  • Если мы с вами будем нарушать моральные нормы поведения, что может последовать за этим? (осуждение общества)


Учитель Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак=, а кто-то утверждает, что это – не одно и то же.

А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.

(работа с учебником стр. 57)

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.


Слайд 16



Мораль


Нравственность

правила поведения

(как надо поступать)

практические поступки людей


-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

Слайд с картинками 17


Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло


3.Стимулы нравственного поведения.

-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:


Слайд 18


  • Боязнь общественного осуждения

  • Совесть, чувство долга

  • Одобрение окружающих

  • Желание делать, как все

  • Боязнь наказания

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.


IV. Добро и зло.

-Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.


2.Работа в парах( по вариантам) с текстом учебника.

Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время.

Давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос:

- Что вкладывается в понятие добра и зла-стр. 60-61

Слайд 19

Слайд 20


Прием «мозговой штурм».

(Учитель организует работу по составлению портрета доброго человека в виде солнца)

- Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по «лучику», на котором нужно написать качество доброго человека, свойство доброты).


Подведение итогов. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу.

-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит: Не делай другому того, чего себе не желаешь!

И сейчас я бы попросил вас проголосовать;

Нужна ли нам мораль сегодня, в 21 веке? Слайд 21




                          Притча о мудром Мастере.

Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

-Все в твоих руках. Слайд 22


Только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.


Домашнее задание: на выбор Слайд 23


  1. Подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека (добро и зло)


2) Написать эссе на тему «Приходилось ли тебе когда – нибудь делать выбор между добром и злом?»


Слайд 24




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!