I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | 1. Приветствие гостей. -Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева , окажем им внимание. Мы рады приветствовать Вас в нашем классе, Возможно есть классы и лучше, и краше, Но пусть в нашем классе Вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко. -Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием с нами поработают. 2. Настрой на позитивную работу (мотивация успеха) -Садитесь, ребята. Я рада вас видеть. Добрую сказку помню я с детства, Хочу, чтобы сказку послушал и ты, Пусть подкрадется к самому сердцу, И зародится в нем зерно доброты. желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуй! (прикосновение всей ладонью) | Дети стоят возле парт | Подготовка учащихся к работе на уроке: -обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уче6ном занятии | (Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные УУД: самонастрой, волевая саморегуляция.) |
II. Каллиграфическая минутка Слайд 2 Слайд3 III. Устный счёт. | -Итак, у нас урок математики. -Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. - Для чего нужна минутка чистописания в математике? 17 17 17 17 17 71 71 71 71 71 - Назовите, сколько в каждом числе десятков и единиц. - Одинакова ли роль цифры 7 в числах 17 и 71? -Докажите. - Внимательно проследите за написанием этих чисел и постарайтесь улучшить написание отдельных цифр. – А разве может быть математика без устного счёта? Проведём небольшую разминку в устном счёте. Сколько ножек достаточно стулу, чтобы он не качался? (4 ножки). 2) Сколько ног, хвостов и рогов у одной коровы? (4 ноги, 1 хвост, 2 рога). 3) У крышки стола отпилили один угол. Сколько углов осталось? (5 углов). 4) Сколько букв в слове «Солнце»? (6 букв). - А теперь, ребята, устно решим выражения и найдем их значения: 46 + 3= 49 28 + 30 =58 46 – 3= 43 96 - 40 =56 73+20 =93 12 + а =? - Если правильно решим выражения, откроется соседние таблички и узнаем слово-помощник для нашего урока. - Какое слово получилось? - Слово БУКВА нам пригодится сегодня на уроке. -А какие выражения вы сейчас решали? Проблемная ситуация: -А какой пример не смогли решить? -Почему? -Как бы вы назвали это выражение? | Записывают дату, вид работы Отвечают на вопрос. Чтобы правильно и красиво писать числа и отдельные цифры. 10дес и 7 ед 7дес и 1 ед -нет -В числе 17 цифра 7 стоит на месте единиц и показывает количество отдельных единиц, а в числе 71 эта же цифра стоит на месте десятков и показывает сколько в данном числе отдельных десятков.) Устно находят значения выражений. 49-Б 58-В 43-У 56-А 93-К -Числовые. 12 + а Не знаем, как решать. Выражение с буквами. | заинтересовать учащихся в улучшении способов написания отдельных цифр и чисел. Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | (Личностные УУД: заинтересовать учащихся в улучшении способов написания отдельных цифр и чисел. Регулятивные УУД: проведение учащимися самоконтроля и самооценки.) (Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Предметные УУД: закрепить вычислительные навыки. Познавательные УУД: овладение логическими операциями анализа и сопоставления.) |
IV. Проблемное объяснение новых знаний и способов действий Слайд 4 Слайд 5 На доске лат. алфавит | 1. Постановка целей урока -Подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Что узнаем? Чему научимся? -Проверьте свои предположения, прочитав тему и задачи урока на с. 76 учебника. 2. Работа по учебнику с 76 -Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике. - Мы с вами в Лесной школе. Ребята, посмотрите, какая странная карточка на пеньке. - Вам встречались такие записи? - Как мы их решали? - А как вы думаете, можно поставить в «окошко» число? - Давайте попробуем. - Какое число предлагает Зайка? -Ёжик? -Белочка? -Лисичка? - Это какие выражения? -Какой вывод можно сделать? -А как же назвать эту запись 2 + □ ? -Можно ли её прочитать? -Что же нам делать? - Может быть кто-то знает, как в математике обозначается неизвестное число? - Так что же вместо «окошка» нужно вставить? Правильно. В математике принято использовать вместо окошечек строчные латинские буквы (только строчные). - Давайте познакомимся с некоторыми буквами данного алфавита. (На доске плакат с некоторыми латинскими буквами) - В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Поскольку изучается на уроках математики, физики, химии. -Давайте научимся писать некоторые буквы латинского алфавита. – Прочитаем вместе названия этих букв. (учитель пишет с объяснением на доске, а дети в тетради.) - прочитайте задание. -Вместо «окошко» мы можем подставить латинскую букву. – Как читаются буквенные выражения? – Чтение учеником вслух, а остальные следят. -Теперь вместо «окошка» вставьте числа 7, 8, 9. -Почему в последнее выражение не стоит подставлять числа 7, 8, 9? | О выражениях с буквами. Мы научимся записывать и решать эти выражения. Буквенные выражения. Узнаем, что такое буквенные выражения, и будем учиться вычислять из значения. И да, и нет. 2+□=8. Мы подставляли такое число, чтобы равенство было верным. Да. 2 + 3 = 5 2 + 5 = 7 2 + 4 = 6 2 + 6 = 8 - Числовые выражения. Вывод: если в «окошко» вставлять разные числа, получаются разные числовые выражения. - Выражение с неизвестным слагаемым -Нет. -Учащиеся выдвигают разные предположения, пока кто-то не предложит такой вариант: вместо «окошко» нужно вставить букву. -букву. Читают с учителем и записывают в тетради. a, в, c, d, k, x. y. - да, а+4; 10-х; 6-к Так же, как и числовые Сумма чисел а и 4 Разность чисел 10 и икс Разность чисел 6 и к (ка). -Они больше 6, их нельзя вычесть из 6. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащихся изучаемого материала: -существенных признаков буквенных выражений; - правил и построенных на их основе алгоритмов | Регулятивные УУД: способность ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств для её осуществления; планирование УД, поиск эффективных способов решения учебной задачи. Познавательные УУД: структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи. Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.) |
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий Слайд 7 Слайд 8 | Упражнения в чтении и записи буквенных выражений Работа в парах. Сейчас раздам каждой паре яблоко с заданием: вставьте место «окошка» букву латинского алфавита и прочитайте. 2. Упражнение в нахождении значения буквенных выражений. Работа по учебнику. - Теперь, ребята найдём значение буквенных выражений, выполнив задание внизу страницы 77. Но сначала составим алгоритм решения буквенных выражений. -Предположите, что сперва необходимо сделать. -Я вывешу алгоритм и образец записи на доске а + 13, а =10. 13 + 10 = 13 в – 8, в= 30. 30-8 = 22 Проведем взаимопроверку | прочитать; записать; подставить в выражение число; вычислить. | Обеспечить в ходе закрепления повышения осмысление изученного материала, глубины его понимания. Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание, управлять поведением партнера при работе в паре. Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция. Познавательные УУД: умение чётко структурировать полученные знания.) |
VII. Работа над пройденным материалом *Контроль и самоконтроль знаний и способов действий. | -А теперь поработаем над изученным ранее материалом. Работа по учебнику Прочитайте условие задачи №3 на странице 77. Краткую запись выполняем коллективно. Сколько денег было у мамы? Как узнать, сколько всего было денег? Сколько денег потратила мама на покупку овощей? Каким действием мы найдём сколько денег осталось у мамы? Какое выражение у нас получается? - Посмотрите, верно ли выполнено решение на доске - Кто решил по-другому? - Напишите своё решение. Давайте теперь проверим как вы поняли тему. Индивидуальная работа учащихся: Тест «Буквенные выражения» 1. Выражение, содержащее буквы, называется ... выражением. А) целым; Б) числовым; В) буквенным. 2. Среди данных выражений найдите буквенное выражение. А) 56+30 Б) 84-20 В) 76 – a 3. В записи буквенных выражений используются строчные буквы ...алфавита. А) латинского, Б) русского, В) английского 4) Сколько всего значений может иметь выражение 2 – d А) одно; Б) два; В) сколько угодно | Дети записывают краткую запись: 50 и 10 50+10=60 30 (50+10)30=30. Самостоятельно выполняют индивидуальное задание | Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Личностные УУД: заинтересовать учащихся в расширении знаний и способов действий. Коммуникативные УУД: фронтальная работа, работа в парах. Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на повторение, развитие самооценки.) Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организация рефлексии по применению нового знания.) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности Слайд 9 | - Что нового на уроке мы сегодня узнали? - Что мы научились делать с буквенными выражениями? -Оцените свою работу на уроке при помощи игры «Мишень». | (Познакомились с латинскими буквами и буквенными выражениями). (Научились читать, писать и находить их значения). Каждый ученик маркером «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит +). Отметка (выстрел) соответствует его оценки деятельности на уроке. Если результаты оцениваются очень высоко отметка ставиться в «яблочко» - в поле мишени «5». | Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации | |