МКОУ «Калиновская СОШ»
Утверждаю
Директор _____________/А.Г.Черников/
Открытый урок по математике
в 5 классе на тему :
«Действия с дробями»
Провела:
Чудинова Антонина Григорьевна,
учитель математики
2021/2022 уч.г.
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме урока, закрепить правила действий с десятичными и обыкновенными дробями и отработать их практическое применение при решении задач.
Задачи :
1. закрепить вычислительные навыки, способствовать развитию умственной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
2. развивать внимание, память, речь, творческие способности.
3. воспитывать у обучающихся коммуникативность, сотрудничество, ответственное отношение к работе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Положительный настрой на урок.
Детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться.
Спокойным голосом учитель произносит текст:
В природе есть Солнце, оно светит всем и всех любит и греет. Представьте маленькое Солнышко на своих ладошках, его лучики несут мир, любовь, добро. Давайте его подарим всем окружающим и ваше Солнышко будет нести тепло всем-всем!
Я приглашаю вас на урок, но прежде --- задам вопрос:
- без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? (без Дроби) (звучит барабанная Дробь)
значит Слово «Дробь» имеет не только математический смысл,
- назовите словосочетания, в которых слово «Дробь» используется с различными значениями (охотничья Дробь, барабанная Дробь, математическая Дробь). Слово дробь - омонимы.
- как вы считаете, с какими мы будем работать? (с математическими),
-какие математические дроби вы знаете? (Дроби есть обыкновенные и десятичные).
- отличаются ли они в написании?
( в записи обыкновенной Дроби используем черту, а в десятичной -- запятую).
- что вы можете делать с дробями?
(мы научились выполнять сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение, округление).
- если мы уже умеем выполнять все арифметические действия с дробями, то чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
(Сегодня на уроке мы будем закреплять и обобщать знания, отрабатывать вычислительные навыки, готовиться к контрольной работе).
Значит, тема урока: Действия с дробями.
Задачи перед собой поставлены, давайте приступим к работе.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
А чтобы в конце урока вы смогли проверить глубину своих знаний, в течение всего урока вы будете заполнять карту самоконтроля. В ней вы будете записывать количество баллов за выполненную работу. Подпишите данный лист.
Девиз урока:«Чем больше я знаю, тем больше умею».
2. Актуализация опорных знаний.
Для работы нам надо вспомнить теоретический материал. Для этого я предлагаю вам выполнить тестовую работу, в которой необходимо вставить пропущенное слово. работу выполняем под копирку в тетради. Удачи! (2-3 мин).
Тест « Восстановите запись»
1 вариант
1. В обыкновенной дроби числитель стоит …….. чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.
2. Любую дробь, со знаменателем 2, 4, 5, 8 …………. перевести в десятичную дробь.
3. Если к десятичной дроби приписать справа какое угодно число нулей, то получится дробь, ……………данной.
4. Чтобы умножить десятичную дробь на 100, нужно перенести запятую на ……..знака …………..
2 вариант
1. В обыкновенной дроби знаменатель стоит ….. чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.
2. Знаки, стоящие в десятичной дроби после запятой, называют..……………знаками.
3. Если в десятичной дроби последние цифры – нули, то, отбросив их, получим дробь, ……………данной.
4. Чтобы разделить десятичную дробь на 100, нужно перенести запятую на ……..знака …………..
( проверка на экране )
Закончили работу, листы собирает помощник. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите ручку или карандаш, и внимание на экран. Вы видите правильные ответы, проверьте работу соседа, верните тетрадь хозяину. Поставьте в карту столько баллов за тест, сколько плюсов стоит в вашей работе.
Устный счет ----зарядка для ума
Предлагаю показать практическое применение теории.
- 1 задание: на доске разбросаны дроби, расставьте их в порядке убывания (1вариант) или возрастания (2 вариант). Дети записывают в тетради получившийся ряд чисел.
(26,018; 26,01; 16,201; 6,2; 0,7; 0,645; 0,38)
Проверка на экране.
- 2 задание: нам нужно расставить все запятые на место, чтобы получились верные равенства: (записаны на доске). Ребенок выходит к доске для восстановления записи и называет правило, которое применил.
52 + 18 = 7 (5,2 + 1,8 = 7)
3 + 108 = 408 (3 + 1, 08 = 4,08)
57 – 4 = 17 (5,7 – 4 = 1,7)
25 * 0, 01 = 0025 (2,5 * 0, 01 = 0,025)
346 : 100 = 346 ( 346 : 100 = 3,46)
- 3 задание: округлить десятичные дроби
а) до десятых: 36,051(36,1)
б) до целых:413,4(413)
в) до сотых:214,054(214,05)
3. Закрепление полученных знаний
Мы повторили основной теоретический материал и применили его к несложным заданиям, а сейчас перейдем к решению более сложных заданий. Работа в тетрадях и на доске.
Кто точнее. От каждого ряда приглашаю по одному человеку. Срываем лепесток и озвучиваем одноклассникам своего ряда номер. Дети выполняют пример под этим номером. Если вы выполнили этот пример, то делаете пример под номером 4.
1. 10 – 2,55 · (7,1 – 3,7).
2. 6,2 – ( 5,6 – 3,8) · 0,6.
3. (5,71 + 3,39) : 3,5 – 1,7.
4. 5,5 : ( 2,5 – 2,06 ) + 3,75. (Дополнительно)
5. (2,36 • 1,5 + 24,9) • 45.
6. (61,5 – 5,16) : 30 + 5,05.
7. 67,45 – 7,45 • (3,8 + 4,2).
Ответы.
Действия | 1 | 2 | 3 | Дополнительно |
1 | 3,4 | 1,8 | 9,1 | 0,44 |
2 | 8,67 | 1,08 | 2,6 | 12,5 |
3 | 1,33 | 5,12 | 0,9 | 16,25 |
ответ | 1,33 | 5,12 | 0,9 | 16,25 |
-Ребята, проверьте решения своих друзей. Если у вас выполнены примеры верно, то в карту поставьте 1 балл за пример и 1 балл за дополнительный.
Ученикам у доски задаются вопросы – правила по своим примерам (какое - то действие). Отметка.
4.Физминутка.
На уроке мы писали,
все, что знали, отвечали.
а теперь мы отдохнем,
и опять писать начнем!
Отложите свои ручки, сядьте поудобнее.
(Пчелка перелетела на другой цветок, давайте проследим её путь.)
5. Решение задач.
После отдыха продолжим работу. Экран: условие задачи.
Два теплохода движутся навстречу друг другу. Сейчас между ними 178,5 км. Первый теплоход имеет собственную скорость 23,5 км/ч и движется по течению, а второй теплоход имеет собственную скорость 27,5 км/ч и движется против течения. Через сколько часов они встретятся, если скорость течения 2,5 км/ч?
Алгоритм решения задачи:
1) что надо знать при решении задачи на встречное движение? (Скорость сближения).
2) по какой формуле находим время? (t = s :V)
3) так как движение по воде, что еще необходимо знать? (Скорость по течению и скорость против течения, формулы:
Vпо течению = VСоб. + Vтеч.;Vпротив течения = VСоб. – Vтеч.)
Решение.
Схема (ребенок у доски оформляет задачу)
1) 23,5 + 2,5 = 26 (км /ч ) Скорость первого теплохода.
2) 27,5 – 2,5 = 25 (км /ч) Скорость второго теплохода.
3) 26 + 25 = 51 (км /ч) Скорость сближения.
4) 178,5 : 51 = 3,5 (ч) встретятся.
Ответ : 3,5.
Выразите данный результат в часах и минутах. (классу) (3 часа 30 минут).
6. Историческая справка (проект)
Мы показали применение теоретического материала при решении примеров и задач, а вам не хотелось бы узнать, как появились дроби?
Девочки подготовили творческое задание – проект.
7.Самостоятельная работа
Тест по теме «Сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей»
вариант 1
1) Выполните сложение:
395, 486 + 4,58
ответы:а) 853,486
б) 400,066
в) 395,954
2) Выполните умножение:
2,87 х 5,6
ответы:а) 16,072
б) 15,172
в) 150,72
3) Найдите значение частного:
1,598 : 4,7
ответы:а) 34
б) 0,34
в) 0,034
Дополнительно:найти значение выражения:
4,36 : (7,75 – 2,3)
ответы:а) 8
б) 1,8
в) 0,8
вариант 2
1) Выполните сложение:
7,6 + 908,67
ответы:а) 916,27
б) 1668,67
в) 909,43
2) Выполните умножение:
0,85 х 4,07
ответы:а) 345,95
б) 3,4595
в) 3,4605
3) Найдите значение частного:
39,156 : 7,8
ответы: а) 5,2
б) 0,52
в) 5,02
Дополнительно:
Найти значение выражения:
6,93 : (1,568 – 0,028)
ответы:а) 0,45
б) 45
в) 4,5
Ключ к тесту
| 1) | 2) | 3) | Дополнительно |
1 вариант | б | а | б | в |
2 вариант | а | б | в | в |
Проверяем работу самостоятельно. рядом с каждым заданием ставим «+» или «-».оценим результат. внимание на экран.
критерий оценки: «5» --- 4 задания; «4» --- 3 задания; «3» --- 2 задания.
Покажите с помощью сигнальной карточки, какую оценку вы получили:
«5» ---- красный,«4» ---- зеленый,«3» ---- желтый.
8.Итог урока.
Давайте подведем итог урока.
Как вы думаете, повторили мы материал по дробям, подготовились к контрольной работе? (ответы детей)
9.Домашнее задание:
1) Выполнить задание с карточки (всем обязательно).
2) По выбору: составить и оформить задачу по данной теме.
У вас на столе карта самоконтроля: заполните её, подведите итог, на экране критерий оценивания, поставьте отметку, передайте карту.
Критерий за урок (по карте)
Количество баллов | оценка |
10 и более | 5 |
8 - 9 | 4 |
6 -7 | 3 |
10.Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
С каким настроением вы покидаете урок?
Остались ли трудные вопросы?
«Два лица».
Учитель показывает обучающимся карточки с изображением двух лиц: веселого и грустного.
Обучающимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
Карта самоконтроля
Фамилия имя _________________________
| вид работы | количество балов |
1 | тест | |
2 | пример | |
3 | самостоятельная работа | |
4 | дополнительные баллы | |
5 | общее количество | |
6 | отметка | |