СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике в 5 классе "Действия с дробями"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый  урок  по математике в 5 классе Действия с дробями

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике в 5 классе "Действия с дробями"»

МКОУ «Калиновская СОШ»







Утверждаю

Директор _____________/А.Г.Черников/





Открытый урок по математике

в 5 классе на тему :

«Действия с дробями»















Провела:

Чудинова Антонина Григорьевна,

учитель математики









2021/2022 уч.г.

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме урока, закрепить правила действий с десятичными и обыкновенными дробями и отработать их практическое применение при решении задач.

Задачи :

1.  закрепить вычислительные навыки, способствовать развитию умственной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.

2.    развивать внимание, память, речь, творческие способности.

3. воспитывать у обучающихся коммуникативность, сотрудничество, ответственное отношение к работе.

Ход урока:

1.      Организационный момент.

Положительный настрой на урок.                            

   Детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться.

Спокойным голосом учитель произносит текст:

В природе есть Солнце, оно светит всем и всех любит и греет. Представьте маленькое Солнышко на своих ладошках, его лучики несут мир, любовь, добро. Давайте его подарим всем окружающим и ваше Солнышко будет нести тепло всем-всем!

Я  приглашаю вас на  урок, но прежде --- задам вопрос:

- без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? (без Дроби) (звучит барабанная Дробь)

значит Слово «Дробь» имеет не только математический смысл,

- назовите словосочетания, в которых слово «Дробь» используется с различными значениями (охотничья Дробь, барабанная Дробь, математическая Дробь). Слово дробь - омонимы.

 - как вы считаете, с какими мы будем работать? (с математическими),

-какие математические дроби вы знаете? (Дроби есть обыкновенные и десятичные).

- отличаются ли они в написании?                                                   

( в записи обыкновенной Дроби используем черту, а в десятичной -- запятую).

- что вы можете делать с дробями?

 (мы научились выполнять сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение, округление).

- если мы уже умеем выполнять все арифметические действия с дробями, то чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

(Сегодня  на уроке мы будем закреплять и обобщать знания, отрабатывать вычислительные  навыки, готовиться к контрольной работе).

Значит,   тема урока: Действия с дробями.

Задачи перед собой поставлены, давайте приступим к работе.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

А чтобы в конце урока вы смогли проверить глубину своих знаний, в течение всего урока вы будете заполнять карту самоконтроля.  В ней вы будете записывать количество баллов за выполненную работу. Подпишите данный лист.

Девиз урока:«Чем больше я знаю, тем больше умею».

2.     Актуализация опорных знаний.

Для работы нам надо вспомнить теоретический материал. Для этого я  предлагаю вам выполнить тестовую работу, в которой необходимо вставить пропущенное слово.  работу выполняем под копирку в тетради. Удачи! (2-3 мин).

Тест « Восстановите запись»

1 вариант               

1.  В  обыкновенной дроби числитель стоит …….. чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.

2.  Любую дробь, со знаменателем  2, 4, 5, 8 …………. перевести в десятичную дробь.

3. Если к десятичной дроби приписать справа какое угодно число нулей, то получится дробь, ……………данной.

4. Чтобы умножить десятичную дробь на 100, нужно перенести запятую на ……..знака …………..

2 вариант

1. В  обыкновенной дроби знаменатель стоит ….. чертой и показывает, на сколько равных частей  разделили  целое.

2. Знаки, стоящие в десятичной дроби после запятой, называют..……………знаками.

3. Если в десятичной дроби последние цифры – нули, то, отбросив их, получим дробь, ……………данной.

4. Чтобы разделить десятичную дробь  на 100, нужно перенести запятую на ……..знака …………..

 ( проверка на экране )

 Закончили работу, листы собирает помощник. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите ручку или карандаш, и внимание на экран. Вы видите правильные ответы, проверьте работу соседа, верните тетрадь хозяину. Поставьте  в карту  столько баллов за тест, сколько плюсов стоит в вашей работе.

Устный счет ----зарядка для ума

Предлагаю показать практическое применение  теории.

 - 1 задание:  на  доске  разбросаны  дроби,  расставьте их в порядке убывания (1вариант) или возрастания  (2 вариант). Дети записывают в тетради получившийся ряд чисел.

(26,018; 26,01; 16,201; 6,2; 0,7; 0,645; 0,38)

Проверка на экране.

- 2 задание: нам нужно расставить все запятые на место, чтобы получились верные равенства: (записаны на доске). Ребенок выходит к доске для восстановления записи и называет правило,  которое применил.

52 + 18 = 7                          (5,2 + 1,8 = 7)

3 + 108 = 408                      (3 + 1, 08 = 4,08)

57 – 4 = 17                          (5,7 – 4 = 1,7)

25 * 0, 01 = 0025                (2,5 * 0, 01 = 0,025)

346  : 100   = 346                ( 346 : 100 = 3,46)

 -  3 задание:  округлить  десятичные дроби           

а) до десятых: 36,051(36,1)

б) до целых:413,4(413)

в) до сотых:214,054(214,05)

3. Закрепление полученных знаний

Мы повторили основной  теоретический материал и применили его к несложным заданиям, а сейчас перейдем к решению более сложных заданий. Работа в тетрадях и на доске.

Кто точнее.  От каждого ряда приглашаю по одному человеку. Срываем лепесток и озвучиваем одноклассникам своего ряда номер.  Дети выполняют  пример под этим номером.  Если вы выполнили этот пример, то делаете пример под  номером 4.

1.   10 – 2,55  · (7,1 – 3,7).

2.    6,2 – ( 5,6 – 3,8) · 0,6.

3.    (5,71 + 3,39) : 3,5 – 1,7.

4.    5,5 : ( 2,5 – 2,06 ) + 3,75. (Дополнительно)

5.    (2,36 • 1,5 + 24,9) • 45.

6.    (61,5 – 5,16) : 30 + 5,05.

7.    67,45 – 7,45 • (3,8 + 4,2).

 

Ответы.

Действия

1

2

3

Дополнительно

1

3,4

1,8

9,1

0,44

2

8,67

1,08

2,6

12,5

3

1,33

5,12

0,9

16,25

ответ

1,33

5,12

0,9

16,25

 

 

 

 

 

 


-Ребята, проверьте решения своих друзей.  Если у вас выполнены примеры верно, то в карту поставьте 1 балл за  пример и 1 балл за дополнительный.

Ученикам у доски задаются вопросы – правила по своим примерам (какое - то действие). Отметка.

4.Физминутка.

На уроке мы писали,

все, что знали, отвечали.

а теперь мы отдохнем,

и опять писать начнем!

 Отложите  свои ручки, сядьте поудобнее.

(Пчелка перелетела на другой цветок, давайте проследим её путь.)

5. Решение задач.

После отдыха продолжим работу. Экран:  условие задачи.

Два теплохода движутся навстречу друг другу. Сейчас между ними 178,5 км. Первый теплоход имеет собственную скорость 23,5 км/ч и движется по течению, а второй теплоход имеет собственную скорость 27,5 км/ч и движется против течения. Через сколько часов они встретятся, если скорость течения 2,5 км/ч?

Алгоритм решения задачи:

1)       что надо знать при решении задачи на встречное движение? (Скорость сближения).

2)       по какой формуле находим время? (t = s :V)

3)       так как  движение по воде, что еще необходимо знать? (Скорость по течению и скорость против течения, формулы:

Vпо течению = VСоб. + Vтеч.;Vпротив течения = VСоб. – Vтеч.)

Решение.

Схема (ребенок у доски оформляет задачу)

1)       23,5 + 2,5 = 26 (км /ч ) Скорость первого теплохода.

2)       27,5 – 2,5 = 25 (км /ч) Скорость  второго теплохода.

3)       26 + 25 = 51 (км /ч) Скорость сближения.

4)       178,5 : 51 = 3,5 (ч) встретятся.

Ответ : 3,5.

Выразите данный результат в часах и минутах. (классу)   (3 часа 30 минут).

6. Историческая справка (проект)

Мы показали применение теоретического материала при решении примеров и задач, а вам не хотелось бы узнать, как появились дроби?

Девочки подготовили творческое задание – проект.

7.Самостоятельная работа

Тест по теме «Сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей»

вариант 1                                        

1)   Выполните сложение:

          395, 486 + 4,58

ответы:а)  853,486

б)  400,066

в)  395,954

2)   Выполните умножение:

          2,87 х 5,6

ответы:а)  16,072

б)  15,172

в)  150,72

3) Найдите значение частного:                     

         1,598 : 4,7

ответы:а)   34

 б)  0,34

в)  0,034

Дополнительно:найти значение выражения:

         4,36 : (7,75 – 2,3)

ответы:а)   8

б)  1,8

в)   0,8

вариант 2

1) Выполните сложение:

       7,6 + 908,67

ответы:а)   916,27

б)  1668,67

в)   909,43

2) Выполните умножение:

        0,85 х 4,07

ответы:а)  345,95

б)  3,4595 

в)  3,4605

3) Найдите значение частного:

          39,156 : 7,8

ответы: а)  5,2

б)  0,52

в)  5,02

Дополнительно:

Найти значение выражения:

6,93 : (1,568 – 0,028)

ответы:а)  0,45

б)  45

в)  4,5



Ключ к тесту

 

 

1)

2)

3)

Дополнительно

1 вариант

б

а

б

в

2 вариант

а

б

в

в









Проверяем работу самостоятельно. рядом с каждым заданием ставим «+» или «-».оценим результат. внимание на экран.

критерий оценки:  «5» --- 4  задания; «4» --- 3 задания;  «3» --- 2 задания.

Покажите с помощью сигнальной карточки, какую оценку вы получили:

«5» ---- красный,«4» ---- зеленый,«3» ---- желтый.



8.Итог урока.

Давайте подведем итог урока.

 Как вы думаете, повторили мы материал по  дробям, подготовились к контрольной работе? (ответы детей)

9.Домашнее задание:

1) Выполнить задание с карточки (всем обязательно).

2) По выбору: составить  и оформить задачу по данной теме.

У вас на столе карта самоконтроля: заполните её, подведите итог, на экране критерий оценивания, поставьте отметку, передайте карту.

Критерий за урок (по карте)



Количество баллов

оценка

10 и более

5

8 - 9

4

6 -7

3

 

 

 



 

 

10.Рефлексия.

Что  понравилось на уроке?

С каким настроением вы покидаете урок?

Остались ли трудные вопросы?

 «Два  лица».

Учитель показывает  обучающимся карточки с изображением двух лиц: веселого и грустного.

Обучающимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.



Карта самоконтроля

Фамилия имя _________________________

 

 

вид работы

количество балов

1

тест

 

2

пример

 

3

самостоятельная работа

 

4

дополнительные баллы

 

5

общее количество

 

6

отметка

 

 






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!