Открытый урок
Учитель: Мокрушина Л.С.
Тема: «Все действия с обыкновенными дробями»
Предмет: Математика
Класс: 6
Введение
1. Актуальность:
Предмет математики в курсе основного общего образования является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении учениками основ этого предмета. Перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математике.
В связи с введением ФГОС второго поколения возникает необходимость в обновлении способов и приемов обучения. В первую очередь следует обратить внимание на формирование метапредметных результатов учащегося, а именно умение учиться. В выборе способов, приемов и средств обучения следует обратить внимание на современные гаджеты и ИКТ технологии. Трудно представить себе современного человека без планшетного компьютера, использование возможностей которого на уроках учителем и учениками сложно переоценить.
Если сравнивать смартфон или планшет с компьютером, необходимо отметить, что ко всем функциям персонального компьютера в планшете и смартфоне присутствуют такие важные свойства как компактность, мобильность и возможность иметь их всегда под рукой.
С помощью компактного гаджета можно искать дополнительную полезную информацию, которой нет в обычных учебниках. Использование планшета позволяет скачивать учебную литературу, что является здоровьесберегающим фактором (ученики освобождаются от необходимости носить тяжелые учебники в школу); использовать учителю приложения для организации любого вида деятельности (групповой, индивидуальной, для работы по самообразованию); развить творческую инициативу деятельности ребенка; свободно ориентироваться в интернет сети и самое главное быть мобильным в любое время.
Современный гаджет позволяет учителю и ученику «быть на одной волне», общаться «на одном языке», что немаловажно в современном мире, дает возможность ребенку развиваться творчески, работать с большими объемами информации, анализировать, делать выводы и обоснованно приходить к выбору.
Очень важно каждому учителю найти место в уроке для применения современной технологии обучения, учитывая рациональное использование гаджета в образовательном процессе, поскольку для большинства детей это – «игрушка», а не средство обучения.
На уроках математики возможно применение следующих образовательных приложений для гаджетов:
«Король математики» – работа с различными разделами математики на скорость (от арифметики до математической статистики).
«Математика» - отработка действий с положительными и отрицательными числами.
Graphing Calculator - позволяет строить простые графики функций.
«Формулы» – содержит все формулы курса алгебры и геометрии.
«FreeGraCalc», «Desmos», «QuckGraph+» позволяет строить графики различных функций.
«iCrosss» - приложение для построения сечений различных объемных фигур.
«Смекалка» – решение логических, ситуационных и нестандартных задач.
И др.
При разработке данного урока я использовала следующие приложения:
Презентация по теме урока «Все действия с обыкновенными дробями», созданная в программе PowerPoint из пакета программ Microsoft Office 2010г;
Сайт «А2Б2» - сервис для выполнения учениками индивидуальных домашних заданий, который помогает учителю не только быстро проверить выполнение заданных номеров из учебника, но и исключает списывание с решебников, т.к. все номера растиражированы на несколько вариантов.
2. Цели и задачи:
Повторить все действия с обыкновенными дробями.
Выявить каждому ученику свои пробелы в данной теме, чтобы дома поработать над их устранением.
Формировать и развивать познавательную мотивацию учащихся к получению новых знаний при работе с ИКТ.
Совершенствовать вычислительные навыки учащихся, логическое мышление.
Развивать культуру речи при произношении математических терминов.
Воспитывать внимательность и аккуратность при вычислениях, самостоятельность.
Научить детей адекватно оценивать свои знания, используя лист самооценки.
3. Продолжительность: 45 мин.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)
Место темы по планированию: последний урок, отведенный на изучение темы «Умножение и деление дробей» по программе (5 часов в неделю), проводится перед Полугодовой контрольной работой.
Учебник: Математика. 6 класс / Н.Я. Виленкин и др. — М.: Мнемозина, 2014.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, планшеты, смартфоны.
Раздаточный материал: листы самооценки, карточки рефлексии для каждого ученика и 5 пазлов-задач для работы в группах.
4. Ожидаемые результаты:
Задачи | Ожидаемый результат | Способ проверки |
Повторить правила сложение, вычитания, умножения и деления дробей. | Запомнить как правильно выполнять все действия с обыкновенными дробями. | Выполнение интерактивного модуля на планшетах и смартфонах. |
Научить применять действия с дробями при решении уравнений и задач. | Ученики грамотно решают уравнения, правильно оформляют задачи. | Решение задач на уравнения в тетради с последующей взаимопроверкой в группах. |
Развивать культуру речи при произношении математических терминов. | Ученики правильно произносят все действия с дробями, их компоненты. | Устный опрос при решении примеров. |
Научить детей самостоятельно находить нужную информацию в интернете. | Ученики умеют находить ответы на вопросы в интернете, выделять главное, отсеивать ненужное. | Выполнение заданий на гаджетах. |
Научить детей адекватно оценивать свои знания, используя лист самооценки и анкеты с рефлексией. | Ученики правильно оценивают свои знания, понимают над чем ещё нужно поработать. | Листы самооценки в конце урока сдаются учителю. |
5. Перспективы:
Данную разработку можно продолжить, сделав презентации, тесты и интерактивные задания ко всем урокам данной темы, особое внимание нужно уделить отработке вычислительных навыков с дробями. Также на всех уроках этой темы можно использовать электронный вариант учебника (закачать их на планшеты). А детям можно предложить подготовить свои интерактивные задания в learningapps.org – приложении Web 2.0.
6. Возможность распространения:
Данная разработка может распространяться свободно во всех школах, где есть доступ к интернету и не требует установки специального ПО.
Основная часть
Структура урока:
Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
Актуализация опорных знаний.
Работа в парах – Интерактивный модуль.
Физкультминутка.
Работа в группах – Собери пазл.
Подведение итогов, домашнее задание, рефлексия.
Этап | Ход урока | Ресурсы |
1. Организационный момент. | Пробуждение к жизни… Учитель: Доброе утро, ребята! Давайте проверим насколько ваш класс дружный. Я буду говорить задания, а вы их выполнять по рядам, проверим какой ряд лучше справится (вместе встать как один, вместе топнуть ногой, развернуть стул на 900 по часовой стрелке и т.п.). Немного размялись. Приступим к работе. Чтобы узнать какая у нас сегодня тема урока, сначала отгадайте загадку: Она бывает охотничья, барабанная и математическая. Что это? Ребята отвечают: дробь. Учитель: Наводящими вопросами подводит учеников к формулировке темы урока «Все действия с обыкновенными дробями», вместе определяют цели: выявить пробелы в знаниях по этой теме и поработать над их устранением. Ребята: записывают дату и тему урока в тетрадь. Учитель: Ребята, у Вас на столах лежат зеленые листки самооценки с этапами нашего урока. Напишите в верхней строке листа свою фамилию, а по ходу урока напротив каждого этапа будете ставить себе баллы. Эти листочки в конце урока вы сдадите мне для выставления оценок в журнал. (Приложение – 1). | Презентация Слайд 2 Слайды 3-4 Слайд 5 |
2. Актуализация опорных знаний. | Учитель: задаёт вопросы со слайда, поправляет, корректирует ответы учащихся. Дети отвечают и проставляют себе баллы в листы самооценки. | Слайд 6 |
3. Работа в парах. | Учитель: А теперь проверим, как вы можете применять эти правила на практике, при решении примеров. Открываем на ваших планшетах приложение learningapps.org. Выполняем в парах задание: Действия с обыкновенными дробями. Нужно правильно подобрать ответ к примеру. За это задание проставьте друг другу оценки в листах самооценки. Учитель: теперь каждому ответу в ваших примерах соотнесите букву, как показано на слайде, впишите эти буквы в таблицу и прочитайте слово, которое получится. Дети отвечают: Табани Учитель: Правильно – табани. А вы знаете что это такое? Найдите, с помощью ваших гаджетов, значение этого слова. Правильно – это удмуртские блины. | Слайд 7 Интерактивный модуль Слайд 8 |
4. Физкультминутка. | Учитель проводит физкультминутку. | Слайд 9 |
5. Работа в парах – Собери пазл. | Учитель: Следующее задание – решение задач на нахождение дроби от числа, а также всего числа по его дроби. Работать будем в группах. Для этого разверните соседние парты и сядьте в группы по 4 человека. У вас на столах лежат пазлы с QR-кодами на одной стороне и картинкой с другой стороны (Задания в Приложении – 2). С помощью генератора QR-кодов на своих гаджетах считайте условие задачи. Попробуйте решить каждый своё задание самостоятельно, обсудите их в группе, вспомните правила, проверьте друг друга и выставите оценки, затем соберите пазл. Кто из групп быстрее справится с заданием? Какая картинка у вас получилась? (Приложение – 3). | Слайд 10 |
6. Итог урока. Задание на дом. Рефлексия | Учитель задаёт вопросы, дети отвечают: Какие цели мы поставили в начале урока? Всё ли у вас получилось? Или обнаружились где-то пробелы в знаниях. Заполните, пожалуйста, анкеты в листах рефлексии и дома поработайте над своими пробелами. К кому вы можете обратиться за помощью? Где будете искать ответы на вопросы? Задание на дом: № 635 и 636 решаем на сайте индивидуальных заданий А2Б2 с планшетов или смартфонов. У кого нет дома интернета – приходим в школу на полчаса пораньше и выполняем задание в компьютерном классе. Оценки за него я выставлю в журнал. | Слайды 11-12 Слайд 13 Слайд 14 Сайт ИДЗ |
Список использованных источников, в том числе Интернет-ресурсов:
Математика. 6 класс / Н.Я. Виленкин и др. — М.: Мнемозина, 2014.
Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах – М: Вербум-М, 2000.
Казакова М. С. Некоторые возможности применения современных гаджетов в процессе обучения математике // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 19.
http://learningapps.org/. Приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.
http://a2b2.ru/idz/ Сервис индивидуальных домашних заданий.
http://qrcoder.ru/ Генератор QR-кодов.
Картинки: Табани
Технологическая карта к уроку математики в 6в классе МБОУ СОШ № 1 по теме «Все действия с обыкновенными дробями»
Ф.И.О педагога: Антропова Вероника Юрьевна Должность: учитель математики I категории
Полное название ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ильи Петровича Чайковского» г. Воткинска УР
Предмет: Математика Класс: 6 Учебник (УМК, программа): Математика. 6 класс / Н.Я. Виленкин и др. — М.: Мнемозина, 2014.
Тема урока: Все действия с обыкновенными дробями Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)
Оборудование: Компьютер, экран, мультимедийный проектор, планшеты, смартфоны
№ | Этап урока | Задачи этапа, ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин.) | Формируемые УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
1 | Организацион-ный момент. Сообщение темы урока, целей. | Создать благоприятный психологический настрой на работу. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Презентация, слайды 2-5 | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; задаёт наводящие вопросы о теме урока и его целях, проводит инструктаж по работе с листом самооценки. | Учащиеся готовы к уроку. Формулируют сами тему урока и его цели. Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. | 5 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Целеполагание. | Прогнозирование своей деятельности Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез | Умение слушать и вступать в диалог. Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности | Умение выделять нравственный аспект поведения, планирование сотрудничества с учителем, сверстниками. Смыслообразование, мотивация учения. |
2 | Актуализация опорных знаний | Повторить правила сложения, вычитания, умножения и деления дробей. Презентация, слайд 6 | Организация повторения правил сложения, вычитания, умножения и деления дробей, с помощью наводящих вопросов. | Демонстрируют знания, умения. Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры. | 8 | Структурирование знаний. Извлечение необходимой информации из текстов. | Целеполагание, выдвижение гипотез | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |
3 | Применение изученного материала. Работа в парах. | Закрепление навыков действий с обыкновенными дробями. Работа в парах. Презентация, слайды 7-11 Интерактивный модуль | Организует выход в интернет всем ученикам с планшетов или смартфонов. Комментирует, направляет работу учащихся. Рассказывает этно-культурный компонент урока. | Учащиеся со своих гаджетов открывают интерактивное задание и выполняют его, соревнуясь и оценивая друг друга. | 10 | Структурирование знаний. Анализ объектов. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности | Самоопределение |
4 | Физкультминутка | Применение здоровьесберегающих технологий. Презентация, слайд 12 | Показывает детям разминку | Учащиеся выполняют упражнения, которые показывает учитель. | 2 | | | | |
5 | Закрепление изученного материала. Работа в группах. | Обеспечение закрепления и осмысления изученной темы, умение работать в микрогруппах. Презентация, слайд 13 | С помощью наводящих вопросов повторяет с детьми как решать задачи на нахождение дроби от числа и всего числа по его дроби. Объясняет алгоритм работы в группах. Комментирует, направляет работу учащихся, проверяет, как собран пазл. Выступает в роли тьютора для слабых учащихся. | Учащиеся делятся на группы, каждая получает по 4 карточки-пазлы, ребята решают свои задачи, рассказывают решение одногруппникам, проверяют и оценивают друг друга. | 10 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу. Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности | профессиональное самоопределение, смыслообразование |
6 | Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия. | Самооценка результатов своей деятельности. Презентация, слайды 14-18 Сайт ИДЗ | Подводит итоги. Напоминает цели урока, сообщает Д/З и правила его выполнения, проводит работу с анкетами для рефлексии. | Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание | 10 | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | | Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности |
П риложение – 1. Оценочные листы.
Приложение – 2. Работа в группах. Задания.
(Распечатать с одно стороны листа задачи, с другой картинки,
затем разрезать на 4 части с неровными краями, чтобы детям интереснее было собирать пазл)
Решите задачу: | Решите задачу: |
Решите задачу: | Решите задачу: |
Приложение – 3. Картинки для пазлов.
Приложение – 4. Рефлексия – анкеты.
Анкета «На уроке я понял, что…»
+ Я умею это делать
Я не знаю, как это делать, но обязательно дома разберусь.
+/ Ещё есть над чем поработать
Сокращать дроби | |
Выделять целую часть из неправильной дроби | |
Переводить смешанное число в неправильную дробь | |
Приводить дроби к общему знаменателю | |
Вычитать дробь из целого числа | |
Складывать и вычитать дроби с разным знаменателем | |
Умножать дроби и смешанные числа | |
Делить дроби и смешанные числа | |
Находить дробь от числа | |
Находить процент от числа | |
Анкета «На уроке я понял, что…»
+ Я умею это делать
Я не знаю, как это делать, но обязательно дома разберусь.
+/ Ещё есть над чем поработать
Сокращать дроби | |
Выделять целую часть из неправильной дроби | |
Переводить смешанное число в неправильную дробь | |
Приводить дроби к общему знаменателю | |
Вычитать дробь из целого числа | |
Складывать и вычитать дроби с разным знаменателем | |
Умножать дроби и смешанные числа | |
Делить дроби и смешанные числа | |
Находить дробь от числа | |
Находить процент от числа | |
Анкета «На уроке я понял, что…»
+ Я умею это делать
Я не знаю, как это делать, но обязательно дома разберусь.
+/ Ещё есть над чем поработать
Сокращать дроби | |
Выделять целую часть из неправильной дроби | |
Переводить смешанное число в неправильную дробь | |
Приводить дроби к общему знаменателю | |
Вычитать дробь из целого числа | |
Складывать и вычитать дроби с разным знаменателем | |
Умножать дроби и смешанные числа | |
Делить дроби и смешанные числа | |
Находить дробь от числа | |
Находить процент от числа | |
Анкета «На уроке я понял, что…»
+ Я умею это делать
Я не знаю, как это делать, но обязательно дома разберусь.
+/ Ещё есть над чем поработать
Сокращать дроби | |
Выделять целую часть из неправильной дроби | |
Переводить смешанное число в неправильную дробь | |
Приводить дроби к общему знаменателю | |
Вычитать дробь из целого числа | |
Складывать и вычитать дроби с разным знаменателем | |
Умножать дроби и смешанные числа | |
Делить дроби и смешанные числа | |
Находить дробь от числа | |
Находить процент от числа | |
8