СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок и презентация в 5 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель математики ГОУ ЛНР «ВУВК № 3 «Рассвет» - Колесникова Светлана Викторовна

Дата: 12 марта 2020 г.

Класс: 5 Тема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями». Цель урока: научить правилам сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Задачи: Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях;

- закрепить и усовершенствовать навыки действий с обыкновенными дробями; - - сформировать навыка сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями Развивающие:

- продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуации успеха, навыков самостоятельной деятельности;

- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, систематизировать;

-продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленных задач, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

- активизация познавательной деятельности;

- развитие логического мышления.

Воспитательные:

-  воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления Методы обучения:

  • Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)
  • Наглядный
  • Проблемно – поисковый
  • Эвристическая беседа

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная
  • Групповая
  • Индивидуальная

Оборудование: презентация, карточки-задания , учебник.

 

Ход урока.

1.Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята!   Садитесь.

Я рада приветствовать вас на уроке математики. СЛАЙД №1

Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету, будем активны, внимательны, работать с большим желанием. У вас все получится.

Открывайте тетради, запишем дату, сегодня 12 марта. СЛАЙД №2

Дети, 12 марта по народному календарю вспоминают исповедника Прокопия Декаполита, жившего в 8 веке. СЛАЙД №3 Считалось, что с этого дня весна вступает в свои права. В этот день люди наблюдали за капелью: если она была сильная, то в дальний путь ехать опасались и старались остаться дома. Если появились подснежники, значит пора начинать пахоту.

А чем еще знаменателен этот день? СЛАЙДЫ №  4,5,6.

 - 12 марта 1714 года Петром 1 был издан указ об открытии цифирных школ для обучения «малых ребяток из разных чинов».

-  12 марта 1896 года в Петербурге с помощью изобретенного Александром Степановичем Поповым прибора была передана первая в мире радиограмма.

- В этот день в 1918 году столицей СССР становится город Москва.

- 12 марта в Китае и Тайване отмечается официальный праздник  - День посадки деревьев.

Спасибо за информацию

2. Интеллектуальная разминка

– Какую серьезную тему вы начали изучать в феврале месяце?

(Тему «Обыкновенные дроби»)

– Чему вы уже научились?

(учащиеся:

- Научились отличать правильные и неправильные дроби

- Научились их читать, сравнивать.

- Приводить дроби к общему знаменателю.

- Сокращать дроби.

- Решать задачи на дроби.)

– Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей вы продолжите двигаться?

(Мы должны научиться выполнять действия с дробями.)

– Молодцы! Вы правильно определили продвижение по теме «Дроби».

- Что является залогом успешной работы?

 (-Внимательно и аккуратно выполнять все указания учителя,    

  - внимательно слушать своих одноклассников,

  -  активно работать на каждом этапе урока.)

- Какой следующий шаг вы должны сделать?

(Мы должны повторить тот материал, который нам потребуется для открытия нового знания.)

Учитель: Работать вы будете по группам. На столах у вас лежат листы самооценки работы на уроке. Оцениваться будет: активность, правильные ответы, как каждый из вас работает в группе, как вы сами оцениваете свою работу сегодня.

3. Актуализация знаний.

А начнём мы как всегда с устной работы. Чтобы узнать что-то новое, необходимо повторить уже изученный материал.

- Фронтальный опрос Слайд № 7

Как называется

  • 1. Число, стоящее над чертой?
  • 2. Число, стоящее под чертой?
  • 3. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя?
  • 4. Дробь, в которой числитель больше знаменателя?
  • 5. 1/60 часа
  • 6. 1/60 минуты

- Возьмите листочки и узнайте, какая часть фигуры закрашена. Проверьте. СЛАЙД № 8 (проверка с помощью презентации) (А у меня фигура круг и 2 ответа 6/8 и 2/8 – не сказано каким цветом закрашена часть круга.

И у меня. Показывает прямоугольник. Если красным цветом – 1/2, если синим – тоже 1/2)

- Игра «Отгадай» Карточки , на доске плакат

Работа в группах, пишут на доске. Расположи в порядке убывания, возрастания, вывешивают на доске отгадывают слово

1 группа. Расположите дроби в порядке возрастания и вы прочтете название растения. Эти растения занесены в Красную  книгу ЛНР, произрастают ранней весной. В школе проводятся экологические акции в защиту этих растений. (ПЕРВОЦВЕТ)

13

24

21

24

6

24

3

24

8

24

23

24

22

24

19

24

4

24

О

В

Р

П

В

Т

Е

Ц

Е

 

 

 

 

 

2 группа. Расположите дроби в порядке убывания и вы прочтете название насекомого. Это насекомое также занесено в Красную  книгу ЛНР. Хищник. Единственное насекомое, которое может поворачивать голову назад и смотреть через плечо. (БОГОМОЛ)

16

21

6

21

8

21

19

21

5

21

11

21

13

21

О

О

М

Б

Л

О

Г

-  Письменно в тетрадях и на доске Сократите дробь -

 1 и 2 группа цепочкой. А что значит «сократить дробь»?

                                   

- Письменно в тетрадях и на доске Сравнить дроби

1 и 2 группа

Правила сравнения дробей.

                                 

Молодцы. А как вы справились с работой? Оцените себя

- Дан ряд дробей: 1/8,  1/3, 13/24, 3/4.  (на доске)Что вы можете о нем сказать? (Все дроби правильные.)

– К какому наименьшему общему знаменателю можно привести все дроби? Почему? (К знаменателю 24, так как 24 – наименьшее общее кратное всех знаменателей.)

Слайд № 9  Возьмите карточки №1. Выполните тестовую работу

КАРТОЧКА №1

1. Найдите правильную дробь:

А) 12/23    Б) 9/2     В) 67/23

 

2. Найдите неправильную дробь:

 

А)23/31     Б) 18/7     В) 9/23

3. Сократите дробь    24/30 :

А)4/30       Б) 4/5        В) 1/6

 

4.Приведите к знаменателю   48 дробь    5/12:

 

А) 20/48     Б) 16/48     В)  25/48

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

Сейчас самопроверка и оценивание. Незабудьте поставить оценки в листы самооценивания

4. Создание проблемной ситуации СЛАЙД № 10 

Рассмотрим задачу:  Саша    17/60 ч решал задачу, 14/60 ч выполнял упражнение по русскому языку,   29/60 ч читал книгу. Я вам поставлю несколько вопросов.

На что Саша потратил больше всего времени? На сколько дольше мальчик читал книгу, чем решал задачу? Сколько всего времени он потратил на выполнение всех заданий?

- Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на первый  вопрос? На второй? На третий вопрос?

 - Сравнить дроби, сложить дроби, вычесть дроби.

- На какой вопрос мы можем ответить? 

- На первый. Сравнить  дроби.

Какой будет ответ?

- Больше всего времени Саша потратил на чтение книги 26/60.

 

 5. Формулирование проблемы

- Чтобы ответить на второй и третий вопросы, что  мы должны научиться делать?

- Научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.

– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока.  Что мы запишем в тетрадь? 

- Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

 

6.  Открытие новых знаний

Учащимся  предлагаются задания, после выполнения которых они сами сформулируют алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Предлагаю вам решить задачу. Будьте внимательны СЛАЙД№ 11 Будьте внимательны

1. Арбуз разрезали на 8 равных частей.

Какую часть арбуза положили на тарелку первый раз?    2/3

 Какую часть арбуза положили на тарелку во второй раз?   3/8

Какую часть арбуза положили на тарелку за два раза?        5/8

 Какое действие мы выполнили, чтобы узнать, какую часть арбуза положили на тарелку за два раза? 

- Сложение

- Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

 

 СЛАЙД № 12. Какую часть арбуза положили на тарелку?   5/8

Какую часть арбуза убрали с тарелки?   3/8

Какая часть арбуза осталась на тарелке?  2/8

 Какое действие мы выполнили, чтобы узнать, какая часть арбуза осталась на тарелку?

-  Вычитание

- Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

 

7. Фронтальная работа

(работа с текстом учебника)

- Давайте откроем учебник на страницах 184 и 192  и прочтём правила.

Так ли мы их сформулировали?

Замечательно! Эти правила надо знать!

(СЛАЙД № 13 , на котором буквенная запись сложения и вычитания)

- С помощью букв правила можно записать так:  ;     . Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь.

 

8.   Физминутка Устали? Давайте отдохнем.

( гимнастика для глаз под музыкальное сопровождение)

ученики повторяют движения за учителем)

Поднимает руки класс – это раз

Повернулась голова – это два

Руки вниз – вперед смотри – это три

Руки в стороны пошире развернули на четыре

С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять

А на шесть – в ладоши хлопнуть

И на семь – ногою топнуть

А на восемь – потянуться

И на девять – улыбнуться

Что ж заряд хороший есть.

Можно нам теперь и сесть.

 

9. Первичное применение нового знания

- Повторим ещё раз правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.  (говорят дети) Молодцы!

(Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание).    Открываем  тетради и пишем, следуя образцу

 

 

Теперь вернемся к нашей задаче. СЛАЙД № 14

 На сколько больше он читал, чем решал задачу?

29/60  - 17/60 =12 /60

  Сколько всего времени Леша потратил на выполнение всех заданий? 17/60 + +14/60 + 29/60 =60 /60 =  1 час

 

 

10. Закрепление изученного материала

- Кто у нас самый внимательный и умный?

Найдите ошибки в примерах (на доске).  Давайте исправим 3/5 + 2/5 = 5/5 = 1

4/10 + 2/10 = 6/20 =3/10

5/12 + 1/12 = 6/12 = 2

 

- «Найди дорожку» (на доске)

 

8/13 – 3/13 =                                                                   15/16

 

6/16 + 9/16 =                                                                    6/19

 

15/19 – 9/19 =                                                                   5/13

 

9/25 – 1/25 =                                                                    8/25

 

- Работа с учебником.  Комментированное решение.

№ 826 а) б) в)

№ 865 а) б) в)

 

  • Графический диктант

( по группам карточки № 2 на месте на доске только ключ) Молодцы вы справились с заданием не забывайте оценивать себя

(Ответ “да” соответствует _, ответ “нет” — Λ.)

Ключ: _  Λ  _  Λ_ Λ_  _  _ _

 

- Реши задачу двумя способами:

1 группа

 В магазин привезли 600 кг картофеля. До обеда продали 3/10   , а после обеда      5/10 привезённого картофеля. На сколько килограммов картофеля после обеда продано больше, чем до обеда?

I способ:

1) 5/10 - 3/10 = 2/10  (ч.) - на столько больше картофеля продали после обеда

2) 600 : 10 · 2 = 120(кг) - на столько больше продано после обеда

II способ:

1)600: 10 · 3= 180 (кг) – картофеля продали до обеда

2)600 : 10 · 5 = 300(кг) – картофеля продали после обеда

3) 300 – 180 = 120(кг) –на столько больше картофеля продали после обеда.

Ответ: 120 кг

2 группа

Арбуз, дыня и тыква вместе весят 20 кг. Масса дыни  составляет  2/10       общей массы, а масса тыквы  3/10    общей массы. Какова масса арбуза?

I способ:

1) 2/10 = 3/10 = 5/10 (ч.) – составляет масса дыни и тыквы от общей массы

2) 20 : 10 · 5= 10(кг)- масса дыни и тыквы

3)20-10=10(кг)- масса арбуза

II способ:

1)20: 10 · 2= 4 (кг) – масса дыни

2)20 : 10 · 3= 6(кг) – масса тыквы

3) 20 – (4+6) = 10(кг) –масса арбуза

Ответ: 10 кг

 

- Самостоятельная работа

Индивидуальная работа  по вариантам. Если возникнут затруднения, я помогу

СЛАЙД № 15

Самопроверка и самооценивание  СЛАЙДЫ № 16, 17

 

11. Подведение итогов урока

- Работа в группах. Составление кластера

-Ребята, сейчас мы обобщим знания о дробях, выполним одну очень интересную работу. Составим кластер.

В переводе с английского языка кластер – грозди винограда. Вот мы с вами и составим эти грозди.

Нужно вставить в окна всё, что мы знаем о дробях. А для этого вам нужно подобрать карточки с подходящими словами и прикрепить их в нужном окошке.

- Сигнал об окончании работы – возьмитесь за руки и поднимите вверх.

Проверка правильности составления кластера. СЛАЙД № 18

- Рефлексия:

1. Достиг (достигла) ли ты цели, поставленной в начале урока?

2. На уроке я научился (научилась) …

4. Теперь я могу …

5. Мне понравилось …

6. Во время урока я чувствовал (чувствовала) себя: - комфортно;

                                                                                        - неуверенно;

                                                                                        - превосходно;..

7. Доволен (довольна) ли ты своей работой на уроке?

8. Оцените свою работу на уроке.

Вместе с классом учитель даёт не только количественную (по листам самооценивания ), но и качественную оценку особо отличившимся учащимся.

 

12. Домашнее задание

с. 186, № 829, 842, с. 194 № 873

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок и презентация в 5 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"»

Анатоль Франс (1844—1924)    “ Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”

Анатоль Франс (1844—1924)

Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”

правильная Закончи высказывание 1.Число, стоящее над чертой.    2.Число, стоящее под чертой дроби.   3.Дробь, в которой числитель меньше знаменателя.   4. Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен ему.  5.1 /60 часа.   6. 1/60 минуты. минута секунда неправильная сутки сложение знаменатель числитель

правильная

Закончи высказывание

1.Число, стоящее над чертой.

2.Число, стоящее под чертой дроби.

3.Дробь, в которой числитель меньше знаменателя.

4. Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен ему.

5.1 /60 часа.

6. 1/60 минуты.

минута

секунда

неправильная

сутки

сложение

знаменатель

числитель

2 1 3 5 4

2

1

3

5

4

Найдите правильную дробь:  Найдите неправильную дробь:  3. Сократите дробь :   4. Приведите к знаменателю 48 дробь  4 «+» отметка 5,  3 «+» отметка 4 ,  2 «+» отметка 3.
  • Найдите правильную дробь:

  • Найдите неправильную дробь:

3. Сократите дробь :

4. Приведите к знаменателю 48 дробь

4 «+» отметка 5, 3 «+» отметка 4 , 2 «+» отметка 3.

    = +

    =

    +

    = -

    =

    -

    С помощью букв правило сложения можно записать так:  С помощью букв правило вычитания можно записать так:

    С помощью букв правило сложения можно записать так:

    С помощью букв правило вычитания можно записать так:

      1  вариант 1. Выполните действия:    2. Решите уравнение :   3.Маша прошла км, а Толик км. На сколько км больше прошел Толик? Выразите это расстояние в метрах. 2 вариант 1. Выполните действия:   2. Решите уравнение:  3. Расстояние от дома до озера равно км, а от озера до станции км. На сколько км одно расстояние больше другого? Выразите это расстояние в метрах.

      1 вариант

      1. Выполните действия:

      2. Решите уравнение :

      3.Маша прошла км, а

      Толик км.

      На сколько км больше прошел Толик? Выразите это расстояние в метрах.

      2 вариант

      1. Выполните действия:

      2. Решите уравнение:

      3. Расстояние от дома до озера

      равно км, а от озера до

      станции км. На сколько км одно расстояние больше другого? Выразите это расстояние в метрах.

      Проверяем ответы: 1 ВАРИАНТ  1. 2. 3. КМ = 200м 2 ВАРИАНТ  1. 2. 3. км = 200м

      Проверяем ответы:

      1 ВАРИАНТ

      1.

      2.

      3. КМ = 200м

      2 ВАРИАНТ

      1.

      2.

      3. км = 200м

      1 задание – оценка «3» 2 задания – оценка «4» 3 задания – оценка «5»

      1 задание – оценка «3»

      2 задания – оценка «4»

      3 задания – оценка «5»

       Кластер Дробь виды дробей правильные неправильные как выглядит запись дроби действия с дробями числитель вычитание сравнение знаменатель сложение

      Кластер

      Дробь

      виды дробей

      правильные

      неправильные

      как выглядит запись дроби

      действия с дробями

      числитель

      вычитание

      сравнение

      знаменатель

      сложение


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей