Урок: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
(5 урок из 6 в теме)
Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 – (Академический школьный учебник «Сферы»),
Цель урока: обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях;
Задачи:
- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)
закрепить и усовершенствовать навыки действия над обыкновенными дробями, навыки сравнения обыкновенных дробей.
- развивать познавательный интерес к математике.
-развивающие: (формирование регулятивных УУД)
развивать умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; и планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; учить кратковременному расслаблению во время умственной работы
-воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)
учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; учиться смыслообразованию т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.
Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий.
Вид урока: Урок теоретических, практических и самостоятельных работ.
Учебник. Программа ФГОС ООО
учебник: Бунимович Е. А. «Математика. Арифметика. Геометрия» для 5 класса, компьютер, презентация, карточки для самостоятельных работ, электронная физкультминутка, уровневые задания.
Формы проведения:
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков:
– фронтальный опрос;
– работа в парах;
– индивидуальная работа.
Ход урока
Учитель
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
– Здравствуйте, садитесь!
Я знаю каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу
Учитель: Вы удивлены? Конечно, потому что у нас с вами сегодня необычный урок. У нас сегодня урок путешествие в ….. А вот куда вы узнаете позже.
А сейчас посмотрите на экран девиз нашего урока:
Как вы думаете почему?
Ученик: Потому, что надо все успеть.
Учитель: Хорошо. Тогда - вперед. Итак, мы с вами теперь знаем, как складываются и вычитаются дроби с одинаковыми знаменателями. Посмотрите на экран и скажите, по какому правилу складываются дроби? Вычитаются?
Ученик: (дети называют правила)
Учитель: назовите ответы
Ученики: 6/7,7/9,5/11,1/5, 13/23,9/11,3/13,4/18
Учитель: А теперь задача.
Учитель: Ответ
Ученик:96/100
Учитель: Следующая задача
Учитель: Назовите ответ
Ученик: 6/14
Учитель: Ребята, выполняя эти задания, мы повторили некоторые правила. Пожалуйста, еще раз, назовите правила, которые мы использовали при решении этих заданий? А теперь подумайте и назовите тему нашего сегодняшнего урока
Ученик: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Учитель: Хорошо. А теперь подумайте, какова цель нашего урока?
Ученик: Складывать и вычитать дроби.
Учитель: Но мы с вами уже знаем, как вычитаются и складываются дроби. Еще кто как думает?
Ученик: Обобщить знания по теме.
Учитель: Хорошо. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока. Ученики пишут. А теперь ребята, зная тему урока, закройте глаза и подумайте, чего вы ходите добиться на этом уроке? Поставьте перед собой свою цель. А в конце урока вы скажите, добились ли вы своей цели. (Школьники, закрыв глаза, ставят перед собой цели урока)
Учитель: Хорошо. А теперь…. слышите? (звучит гул стадиона) Ребята, какие ассоциации у вас возникают. Что вы слышите?
Ученик: Стадион, спортивное соревнование.
Учитель: Верно, а какое событие нас с вами ждет в ближайшее будущее
Ученик: Чемпионат Мира по футболу 2018
Учитель: Молодцы. Верно. Вот он стадион. А как вы думаете, нужно ли знать спортсменам дроби, их сложение? Вычитание, сравнение?
Ученик: Да, Какая часть времени игры прошла. Сколько еще должно пройти …
Учитель: Хорошо. А давайте, и мы, отправимся в один из городов, где будет проходить чемпионат, в Сочи, ни теряя, ни минуты
Но для этого надо собраться в дорогу. Назовите какую часть занимают продукты которые мы с собой возьмем в путешествие?
Ученики отвечают
А теперь в Сочи. Но надо разработать маршрут. Для этого возьмите из файлов листы и решив задания с доски соберите наш маршрут. Работаем парами. (дети выполняют задания в парах)
3/8+5/8=1
11/18+6/18=17/18
5/6-3/6=2/6
12/18-5/18=7/18
1/15+8/15=9/15
1-5/6=1/6
Учитель: Вот мы и в городе Сочи.
Но это еще не стадион. Вы знаете, что все футболисты проходят отборочные соревнования и только потом попадают на чемпионат. Так и мы сначала как настоящие спортсмены пройдем отборочный тур. У каждого из вас на парте лежит тест. Ваша задача, заполните его. Обведите правильные ответы в кружочек. Тест со взаимопроверкой. ( см.Приложение ) На экране ответы.
Ученики ставят оценки друг другу.
Учитель: И вот стадион. Ребята Володя нам подготовил историческую справку о Чемпионате Мира по футболу 1966 года. А где проходил этот чемпионат?
Учитель: Поставьте в порядке убывания дроби и таким образом узнаем страну в которой проходил ЧМ 1966 года.(работают в тетрадях) Слайд 15 33/24,18/24,15/24,13/24,8/24,3/24 (Англия)
Ученик: (историческую справку про ЧМ подготовил Володя Козлов)
Учитель: А теперь устно
Ученик: А теперь ЧМ 1970 года. Главное в футболе следить за мячом. Пожалуйста, внимательно следим за мячом. Не теряя времени. Физкультминутка (следим за мячом)
Учитель: А вот мы на матче. Играют Россия-Англия . Поможем нашим футболистам. (В тетрадях запишите дроби и подчеркните правильные одной чертой неправильные двумя)
Ученики отвечают.
Учитель: И вот долгожданный свисток. Футболисты идут на перерыв. Тренер футбольной команды не отдыхает, он проводит разбор игры. На доске расставляет игроков и анализирует игру. Поможем тренеру. Заполните таблицу. В тетрадях решаем, кто первый идет заполнять. (1 ряд – 1и2столбик, 2ряд – 3и4, 3 ряд – 5и6 столбики)
Ученики: по очереди выходят к доске и заполняют пропущенные клеточки задание.
Учитель: И пять игра. Главное в футболе правильно дать пас своему товарищу. Так и мы работаем в группах. На партах лежат задания. И, ваша задача выполнить эти задания.
(проверка на доске) (историческая справка 1970 года)
Учитель: Ребята вот и подходит к концу наш урок. А теперь ответьте мне на вопрос: Как вы считаете, вы сегодня достигли своей цели, почему? (Ребята отвечают). Что было трудным на уроке, как с эти можно бороться? Подумайте и поставьте себе за свой труд и работу отметку, поставьте сами, эту отметку никто из ребят не увидит, попробуйте быть честным с самим собой. Полностью ли вы участвовали в работе на уроке? Что нужно сделать, чтобы результат был лучше? (Ребята отвечают)
Домашнее задание: №1003,1006
Спасибо за урок.
Приложение:
Вопросы к тесту:
1.Дробь, у которой числитель больше, чем знаменатель, называют
а) правильной; б) неправильной
2. Дробь, у которой числитель меньше, чем знаменатель, называют
а) правильной; б) неправильной
3. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель
а) больше; б) меньше
4 .Единица больше дроби
а) правильной; б) неправильной
5.Числитель показывает
а) сколько частей взято; б) на сколько частей разбито
6.Знаменатель показывает
а) сколько частей взято; б) на сколько частей разбито
7. Целое делим на знаменатель и умножаем на числитель. Этим находим
а) часть от целого; б) целое по его части
8. Целое делим на числитель и умножаем на знаменатель. Этим находим
а) часть от целого; б) целое по его части;
9. Дробь 2/4 и дробь 1/4
а) равны; б) 2/4 больше 1/4; в)2/4 меньше 1/4;
10. В дроби 5/8 число 5 является
а) числителем; б) знаменателем;
11) Долю 1/3 называют
а) половиной; б) третьей; в) четвертью;
12) Всегда ли неправильная дробь больше 1:
а) да; б) нет.