Открытый урок по математике
Тема: «Число 10. Состав числа 10».
Цели урока: рассмотреть состав числа 10, его графическое изображение; формировать умения анализировать и решать задачи на нахождение части и целого; закреплять изученные приемы решения уравнений и текстовых задач; развивать речь, память, внимание, логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научаться читать и записывать число 10; работать в паре; формулировать выводы; использовать полученные знания в повседневной жизни.
Оборудование: карточки с цифрами от 0 до 9; круги (черные и белые)
Ход урока
Организационный момент (слайд 1,2)
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке?
Все ли правильно сидят
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!
Актуализация знаний.
Логическая задача (слайд 3)
Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы, получилось 10 лап. Сколько могло быть кур и сколько собак? (1 собака и 3 курицы или 2 собаки и 1 курица)
Математический диктант (слайд 4)
Какое число на 6 единиц больше 2? (8)
Разложите число 8 на сумму двух одинаковых слагаемых. (4 и 4)
Какое число на 2 меньше 7? (5)
Какое число предшествует числу 7? (6)
Первое слагаемое 3, второе слагаемое 6. Найдите сумму. (9)
Найдите разность чисел 6 и 5.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Самоопределение к деятельности (слайд 5)
- Посмотрите на числовой ряд. Какое число при счете идет перед числом 8? (7)
- Сравните число 8 с предыдущим числом (8 больше 7)
- Какое число при счете следует за числом 8? (9)
- Как это записать? (8+1=9)
- Какое число идет при счете за числом 9? (10)
- Кто может назвать тему урока? (число 10) (слайд 6)
(слайд 7)
- – Что мы будем делать на уроке?
– Чему должны научиться?
- Чем необычно это число? (оно состоит из двух цифр)
Число 10 двузначное. Числа от 1 до 9 однозначные, так как состоят из одной цифры.
Нолик мне терять нельзя,
Без него исчезну я,
Стану тощей единицей,
Буду плакать я и злиться!
IV. Работа по теме урока
Знакомство с числом 10
- В повседневной жизни вы встречали число 10? И где?
- Чего у человека 10 (10 пальцев на руках и ногах)
За девятью идет десятка.
Ты это знаешь? Молодец!
Сочти все пальцы по порядку,
И счету нашему конец.
Это интересно (слайд 8)
Поскольку у человека десять пальцев, десяток издревле использовался как укрупненная единица счета. Число 10 являлось в древности символом гармонии и полноты. Десяток стал основой десятичной системы счета, которую используют во всем мире. С этим связано и обозначение числа десять: 1д и 0е стали записывать короче – просто 10. В римской нумерации обозначение числа 10 напоминает две ладони, составленные вместе: Х. (слайд 9)
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним,
Единицу поместим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять.
(Отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Веселый счет»)
- Рассмотрите числовой отрезок на доске. Где находится число 10 в числовом отрезке? (после 9)
- Как получили число 10 (к 9 прибавили 1)
- Посмотрите на модель числа 10. (слайд 8)
- Как расположены 10 точек? (в виде треугольника)
- Число 10 называют треугольным числом.
Работа в паре
- У вас на партах лежат круги. Выложите эти круги в виде треугольника. Сложите черные и белые круги, результат запишите на листиках. Проверим, что у вас получилось.
- Можно ли теперь определить состав числа 10? (да, можно)
- На доске домик числа 10, давайте его заполним.
Запись числа 10 в рабочей тетради
-Чем число 10 отличается от остальных чисел числового ряда? (оно состоит из 2 цифр 1 и 0)
- Сейчас мы с вами пропишем число 10. Так как число 10 двузначное, для его записи требуется 2 клетки. (слайд 9)
V. Физкультминутка
Встали, сели, сели, встали
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем!
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней!
- Спасибо, ребята. А теперь тихо сели за свои парты. Мы продолжим наш урок.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 4, стр. 26, рабочей тетради сложение и вычитание с помощью числового отрезка
- Назовите свои ответы. У всех так получилось?
- Откройте учебники на стр. 40 №3. (решить 2 уравнения)
- Перед вами уравнения. Один решает у доски, а остальные в тетради.
- Чем в уравнении является х? (часть \ целое)
№ 7 стр.41 (а)
Задача
(Анализ задачи)
- Прочитайте задачу.
- Что известно в задаче? (Что у Васи было 4 тетради. Он купил еще 6 тетрадей)
- Что нужно найти? (Сколько тетрадей стало у Васи?)
- Начертите схему к задаче.
- Чтобы ответить на вопрос, что мы должны сделать? (сложить количество тетрадей.)
- Что неизвестно: часть или целое? (целое, чтобы его найти, нужно сложить части)
- Находим. Эта задача простая или составная (Простая)
VII. Упражнения для развития навыков письма
Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать
А потом они в тетрадке
Будут циферки писать!
(Сжимать и разжимать пальцы)
- В рабочей тетради выполним задание №7 (в)
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти?
- Что неизвестно: часть или целое?
(Если позволяет время №2, №4, №5)
VIII. Рефлексия
Нарисуйте на полях тетради: зелёный кружок– у вас всё получилось, на уроке всё было понятно; жёлтый кружок – не всё было понятно, не всё получилось; красный кружок – требовалось помощь учителя.
Продолжи фразу: Я сегодня узнал…
Я научился…
Я запомнил…