СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии в 8 классе на тему: «Гидросфера и человек».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 8 классе на тему: «Гидросфера и человек».»

Открытый урок по географии в 8 классе на тему: «Гидросфера и человек».


Образовательные задачи:

  1. Рассмотреть значение воды в жизни человека, сформировать понятие «водные ресурсы».

  2. Оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве.

  3. Сформировать представление о стихийных явлениях, связанных с водой и мерами защиты от них.

Практические умения:

  1. Отрабатывать приемы работы с картами атласа, дополнительной информацией.

Средства обучения:

Учебник (Е.М. Домогацких), Физическая карта России, карты атласа;

Мини-сообщения обучающихся.


Домашнее задание:

Параграф 22, стр.127 – Итоговый тест


Ход урока:


Организационный момент.


Проверка домашнего задания:

  • Для начала давайте вспомним, что включает в себя понятие – ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ?

  • Как они взаимосвязаны с другими компонентами природы?

  • Согласны ли вы с афоризмом «Вода – это жизнь»? Каково значение воды на планете?


Изучение нового материала:

Понятие «Водные ресурсы»:

- это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует или может использовать в быту, промышленности, в с/х, т.е. для своей жизнедеятельности)


  • Приведите примеры, как человек использует ресурсы воды?

(по ходу беседы на доске заполняется схема):

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ




РЫБОЛОВСТВО


ТРАНСПОРТНЫЕ ВОДНЫЕ УСЛУГИ



ОТДЫХ НА ВОДЕ

СНАБЖЕНИЕ ВОДОЙ






населения

промышленности

Сельского хозяйства






Примеры количества потребляемой воды:

На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год – около 110-150 м3 воды.

Для производства 1 кг сахара необходимо – 100 литров воды,

Для 1 мороженого – 5 литров воды,

Для производства ткани на 1 рубашку – 15 литров воды,

Из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды.


Учитель:

Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно.

Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, водохранилищах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (например, в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами.

А человек в основном использует речную воду, т.к. это – ежегодно возобновляемые водные ресурсы.


Наша страна богата реками:

  • Назовите и покажите на карте крупные реки России.


  • Приведите примеры речного стока рек.


  • Что является главным источником водных ресурсов?


  • Давайте сравним физическую карту (реки) с картой плотности населения. Какой вывод можно сделать?

(Несмотря на обилие рек и озер, водных ресурсов в отдельных регионах России недостаточно. На севере, где наблюдается наибольшая обеспеченность водными ресурсами, проживает намного меньше населения нежели в центре Европейской части и на юге, т.к. там суровые климатические условия, следовательно, в районах с высокой плотностью населения обычно наблюдается нехватка воды. Так на каждого жителя европейской части России приходится 8500 м3 воды в год, а в Сибири – 100 000 м3 , т. е в 12 раз больше, но эти ресурсы там не нужны в таком количестве. Дефицит воды наблюдается в южных районах России (земледельческие районы), на Урале (небольшое число рек, промышленные предприятия)).


  • Что происходит с водой в результате деятельности человека?

(изменяется качество воды (загрязнение), в результате потребления, воды становится меньше)


  • Как сохранить воду чистой для нас и будущего поколения?

(строить очистные сооружения, старые реконструировать; совершенствовать технологию производства на предприятиях; экономить потребление воды).


Стихийные явления, связанные с водой:

Несмотря на то, что без воды нет жизни, вода очень часто может приносить много бедствий.

Стихийные явления, связанные с водой:

Наводнения (в России – 40% от всех стихийных бедствий), цунами, снегопады, сели, лавины, ливни.


Мини-сообщения обучающихся.

(виды стихийных явлений, их география, меры защиты)


Для нашего города характерны наводнения, причем в осенний период. Наводнения вызываются рядом факторов: возникающие на Балтике циклоны с преобладанием западных ветров вызывают подъём «медленной» нагонной волны  и движение её в направлении устья Невы, где она встречается с двигающимся во встречном направлении естественным течением реки. Подъём воды усиливается из-за мелководья и пологости дна в Невской губе, а также сужающегося к дельте Финского залива.


  • Можете ли вы привести литературные примеры, подтверждающие это явление?

«Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

Плеская шумною волной

В края своей ограды строй ной,

Нева мешалась, как больной

В своей постели беспокойной.

Ужасный день! Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури…»


«...Но силой ветров от залива 
Перегражденная Нева, 
Обратно шла, гневна, бурлива, 
И затопляла острова. 
Погода пуще свирепела, 
Нева вздувалась и ревела, 
Котлом клокоча и клубясь. 
И вдруг, как зверь остервенясь, 
На город кинулась...»

А.С. Пушкин «Медный всадник»

  • Анализ отрывков поэмы.

  • Наводнения в Санкт-Петербурге сегодня.


Доп.информация:

Источником питьевого водоснабжения города и пригородов является Нева. Вода с Невы очищается на 5ти водопроводных станциях. Самая первая была пущена в 1863 году. После 2х ступенчатой очистки вода подается в водопроводную сеть. Общая протяженность труб – 4250 км.

Сточные воды (канализация) идут на очистку. Она позволяет извлечь свыше 90 % различных загрязнений. Протяженность канализационной сети города свыше 6000 км, в том числе 183 км глубинных тоннельных коллекторов на глубине до 50 метров.

Водопровод и канализация города – это важные отрасли городского хозяйства. От их работоспособности и надежности зависит успешная жизнь нас, предприятий и в целом, городской среды.

Подведение итогов урока:

  • Приведите положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на водные ресурсы.


Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием «Водные ресурсы», поработали с картами атласа, выяснили значение воды в жизни человека, как и зачем необходимо охранять воду, выяснили, какие стихийные явления, связанные с водой характерны для России и Санкт-Петербурга.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!