СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока Тема урока: «Состав и строение гидросферы».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока

Тема урока: «Состав и строение гидросферы».

  1. ФИО  
  2. Место работы
  3. Должность

учитель географии

  1. Предмет
  2.  
  3. Класс

6 класс

  1. Тема и номер урока в теме

Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли. Номер урока № 1. Тема урока:

  1. Базовый учебник

География. Академический школьный учебник для  6-го класса  для   общеобразовательной школы. Под ред. А.И. Алексеева.- М.: «Просвещение» 2007.

  1. Цель урока:

Формировать представление учащихся о гидросфере.

  •  

- обучающие

  • формировать знания о составе и строении гидросферы;
  • формировать представление о Мировом круговороте воды в природе;
  • раскрыть значение воды в природе для всего живого на Земле.

- развивающие:

- развивать умение сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;

- развивать навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;

- формировать умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника;

- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

 

  •  

- развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

10. Тип урока:

Урок открытиеновых знаний.

11.Формы работы учащихся:

фронтальная, групповая.

12. Необходимое техническое оборудование:

Мультимедийный проектор, интерактивная доска.

13. Структура и ход урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

 

Действия  ученика

Личностные резуль

таты

Предмет

ные результа

ты

Мета

предмет

ные резуль

таты

Организа-

ционный

 

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку

Сегодня у нас с вами урок и я хочу предложить провести его под девизом:

 

Знать, искать и ошибаться,

Чтобы снова подниматься,

Своей цели добиваться,

Не лениться, не сдаваться!

 

Отвечают на приветствие, готовятся к уроку

 

 

 

Создание проблем- ной ситуации

 

Учитель: Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки, пожалуйста! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Кто любит минеральную воду… И, наконец, те кто любит лимонад!

 

 

Какое понятие объединяет все три блока вопросов? Вода! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем.

Много ли воды на Земле?

 

 

 

Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли.

Проблемный вопрос урока: Почему не хватает воды, если её на Земле больше, чем суши?

Чтобы ответить на этот вопрос, что бы вы хотели узнать о воде?

 

 

 

 

 

 

 

 

Поднимают руки.

 

 

 

Встают.

 

 

 

 

 

Встают.

 

 

 

 

 

 

Ответ: вода.

 

 

 

 

 

 

 

Работают с физической картой полушарий

с. 184-185 учебника, делают вывод, что площадь суши меньше площади океанов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы:        - Какой состав водной оболочки?

- Какое строение имеет водная оболочка? И т.д.

Сообщают тему урока: «Состав и строение гидросферы»

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к  обучению и познанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овладение основами картографической грамотности использования географической карты.

Умение определять задачи для изучения новой темы, умение делать выводы.

Открытие новых знаний

 

Как в географии называют водную оболочку Земли?

Слайд № 1

 

 

 

 

1. Проблемный вопрос:

- Из чего состоит гидросфера?

Что входит в состав гидросферы и как распределяется в ней вода?

Слайд № 2

 

 

 

 

В каких состояниях встречается вода на Земле?

Слайд № 3

 

 

 

 

 

Физминутка. Посчитайте в классе изображения на которых есть гидросфера.

 

2. Проблемный вопрос:

- Что происходит с водой в природе?

Учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании известного географа А.А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, но и проникает в другие её сферы: литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в тесное соприкосновение, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойства. 

Слайд № 4

3. Проблемный вопрос: 

- Как происходит Миро-вой круговорот воды?

Демонстрируется   анимация  Мирового круговорота воды. Учитель обращает внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту, откуда началось движение».  

 Слайд № 5

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что Мировой круговорот приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.  

Слайд № 6

 

 

 

 

Священная древнеиндийская книга “Ригведа” донесла до нас молитву, обращенную к воде: “О, священные воды, будьте нашей защитой, утолите нашу жажду, подарите нам блаженство и счастье, которое выше всех драгоценностей, выше всех правителей мира. О, воды! Дайте нам благодатное утешение…”.

4. Проблемный вопрос:           - Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а значит, обычному веществу?

Слайд № 7

 

 

 

Анализируя составленную учащимися схему, учитель объясняет, почему охрана гидросферы – забота всех людей, населяющих планету.

 

С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение этого термина. Гидросфера – водная оболочка земли («гидро»  (hidor) - вода, сфера – шар)

 

 

 

 

 

Работа с рис.71 с. 99 учебника. Учащиеся определяют, каков состав гидросферы и как распределяется в ней вода. Работа в тетради – составляют схему:

 

 

                                Состав гидросферы

 

Вода морей и    воды      вода в живых    вода в

океанов              суши        организмах    атмосфере

 

 

 

Продолжают работать с рис.71, составляют схему:                       

                      вода

 

твердая     жидкая  газообразная

(снег, лед)                                              (пар)

 

1. Вывод: Основная часть гидросферы – это жидкая соленая вода океанов и морей.

 

 

 

Находят и считают изображение объектов гидросферы в классе.

 

 

 

 

 

 

 

Работая с учебником,     с. 101, учащиеся определяют важные свойства воды, выясняют  понятие «Мировой круговорот воды в природе».

 

 

2. Вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с анимацией Мирового круговорота, учащиеся определяют начало круговорота и его этапы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа в тетради со схемой «Мировой круговорот воды в природе».

 

3. Вывод: Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся работают в парах  самостоятельно составляют схему:

 

Значение воды

 

       
   
 

 

 

для природы              для человека

Земли                          

 

 

 

 

Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Все больше пресной воды используется человеком для промышленности, сельского хозяйства и личных нужд.

 

 

 

 

 

 

 

Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли. Формирование бережного отношения к окружающей природе.

 

 

 

Формирование представления о составе и строении гидросферы. Формирование представления о Мировом круговороте воды в природе и взаимосвязях оболочек Земли. Формирование представления о значении воды для природы и человека.

Умение определять понятия, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;

навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;

умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника; умение составлять схемы;

навыки по поиску информации и ее анализу; навыки самостоятельной и групповой работы;

интерес к предмету, образное мышление.

 

 

Закрепле –ние. 

 

Класс разделяется на группы по рядам. Каждая группа получает задание на листе-“капле”. На доске записывается общее для всех задание “ Угадай о чём говорится в стихотворении”. Через 2 мин. Представители групп отвечают на вопросы заданий. Проверка на доске.

Слайд № 8,9,10

Выполняют задания, читают стихи и называю свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Освоение правил поведения  при работе в группах, формирование коммуникативных компетенций.

Формирование умений, используя полученные на уроке знания.

Навыки самостоятельной и групповой работы;

Умение оценивать правильность выполнения заданий.

Подведе-ние итогов. Оценива-ние.

Обобщение совместно с учащимися изученного материала.

Слайд № 11 (рефлексия)

Если есть время выполнить задания на слайдах  № 12, 13, 14, 15.

Выставление оценок за урок с комментариями.

Учащиеся совместно с учителем обобщают изученный материал, делают вывод по проблеме, используя свои новые знания.

 

Формирование коммуникативных компетенций.

 

 

Домашнее задание

 

1. Изучить §18;

2. Тест.

3. Подобрать высказывания поэтов, писателей, ученых об океане (творческое задание по выбору).

 

Записывают домашнее задание.

 

Формирование ответственного отношения к учению и саморазвитию.

Формирование умений и навыков, используя полученные знания

Формирование основных навыков нахождения и   использования географической информации

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока Тема урока: «Состав и строение гидросферы».»

План-конспект урока

Тема урока: «Состав и строение гидросферы».

  1. ФИО

  2. Место работы

  3. Должность

учитель географии

  1. Предмет

География

  1. Класс

6 класс

  1. Тема и номер урока в теме

Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли. Номер урока № 1. Тема урока: «Состав и строение гидросферы».

  1. Базовый учебник

География. Академический школьный учебник для 6-го класса для общеобразовательной школы. Под ред. А.И. Алексеева.- М.: «Просвещение» 2007.

  1. Цель урока:

Формировать представление учащихся о гидросфере.

Задачи:

- обучающие

- формировать знания о составе и строении гидросферы;

- формировать представление о Мировом круговороте воды в природе;

- раскрыть значение воды в природе для всего живого на Земле.

- развивающие:

- развивать умение сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;

- развивать навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;

- формировать умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника;

- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;



воспитательные:

- развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

10. Тип урока:

Урок открытие новых знаний.

11.Формы работы учащихся:

фронтальная, групповая.

12. Необходимое техническое оборудование:

Мультимедийный проектор, интерактивная доска.

13. Структура и ход урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя


Действия ученика

Личностные резуль

таты

Предмет

ные результа

ты

Мета

предмет

ные резуль

таты

Организа-

ционный


Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку

Сегодня у нас с вами урок и я хочу предложить провести его под девизом:


Знать, искать и ошибаться,

Чтобы снова подниматься,

Своей цели добиваться,

Не лениться, не сдаваться!


Отвечают на приветствие, готовятся к уроку




Создание проблем- ной ситуации


Учитель: Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки, пожалуйста! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Кто любит минеральную воду… И, наконец, те кто любит лимонад!





Какое понятие объединяет все три блока вопросов? Вода! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем.

Много ли воды на Земле?







Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли.

Проблемный вопрос урока: Почему не хватает воды, если её на Земле больше, чем суши?

Чтобы ответить на этот вопрос, что бы вы хотели узнать о воде?











Поднимают руки.




Встают.






Встают.







Ответ: вода.








Работают с физической картой полушарий

с. 184-185 учебника, делают вывод, что площадь суши меньше площади океанов.
















Примерные ответы: - Какой состав водной оболочки?

- Какое строение имеет водная оболочка? И т.д.

Сообщают тему урока: «Состав и строение гидросферы»

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

































Овладение основами картографической грамотности использования географической карты.

Умение определять задачи для изучения новой темы, умение делать выводы.

Открытие новых знаний


Как в географии называют водную оболочку Земли?

Слайд № 1









1. Проблемный вопрос:

- Из чего состоит гидросфера?

Что входит в состав гидросферы и как распределяется в ней вода?

Слайд № 2









В каких состояниях встречается вода на Земле?

Слайд № 3











Физминутка. Посчитайте в классе изображения на которых есть гидросфера.



2. Проблемный вопрос:

- Что происходит с водой в природе?

Учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании известного географа А.А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, но и проникает в другие её сферы: литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в тесное соприкосновение, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойства.

Слайд № 4

3. Проблемный вопрос:

- Как происходит Миро-вой круговорот воды?

Демонстрируется анимация Мирового круговорота воды. Учитель обращает внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту, откуда началось движение».

Слайд № 5

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что Мировой круговорот приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.

Слайд № 6









Священная древнеиндийская книга “Ригведа” донесла до нас молитву, обращенную к воде: “О, священные воды, будьте нашей защитой, утолите нашу жажду, подарите нам блаженство и счастье, которое выше всех драгоценностей, выше всех правителей мира. О, воды! Дайте нам благодатное утешение…”.

4. Проблемный вопрос: - Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а значит, обычному веществу?

Слайд № 7






Анализируя составленную учащимися схему, учитель объясняет, почему охрана гидросферы – забота всех людей, населяющих планету.


С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение этого термина. Гидросфера – водная оболочка земли («гидро» (hidor) - вода, сфера – шар)






Работа с рис.71 с. 99 учебника. Учащиеся определяют, каков состав гидросферы и как распределяется в ней вода. Работа в тетради – составляют схему:



Состав гидросферы



Вода морей и воды вода в живых вода в

океанов суши организмах атмосфере




Продолжают работать с рис.71, составляют схему:

вода


твердая жидкая газообразная

(снег, лед) (пар)


1. Вывод: Основная часть гидросферы – это жидкая соленая вода океанов и морей.




Находят и считают изображение объектов гидросферы в классе.








Работая с учебником, с. 101, учащиеся определяют важные свойства воды, выясняют понятие «Мировой круговорот воды в природе».



2. Вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.










Работа с анимацией Мирового круговорота, учащиеся определяют начало круговорота и его этапы.









Самостоятельная работа в тетради со схемой «Мировой круговорот воды в природе».


3. Вывод: Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле.






























Обучающиеся работают в парах самостоятельно составляют схему:


Значение воды



для природы для человека

Земли





Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Все больше пресной воды используется человеком для промышленности, сельского хозяйства и личных нужд.








Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли. Формирование бережного отношения к окружающей природе.




Формирование представления о составе и строении гидросферы. Формирование представления о Мировом круговороте воды в природе и взаимосвязях оболочек Земли. Формирование представления о значении воды для природы и человека.

Умение определять понятия, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;

навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;

умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника; умение составлять схемы;

навыки по поиску информации и ее анализу; навыки самостоятельной и групповой работы;

интерес к предмету, образное мышление.



Закрепле –ние.


Класс разделяется на группы по рядам. Каждая группа получает задание на листе-“капле”. На доске записывается общее для всех задание “ Угадай о чём говорится в стихотворении”. Через 2 мин. Представители групп отвечают на вопросы заданий. Проверка на доске.

Слайд № 8,9,10

Выполняют задания, читают стихи и называю свой ответ.









Освоение правил поведения при работе в группах, формирование коммуникативных компетенций.

Формирование умений, используя полученные на уроке знания.

Навыки самостоятельной и групповой работы;

Умение оценивать правильность выполнения заданий.

Подведе-ние итогов. Оценива-ние.

Обобщение совместно с учащимися изученного материала.

Слайд № 11 (рефлексия)

Если есть время выполнить задания на слайдах № 12, 13, 14, 15.

Выставление оценок за урок с комментариями.

Учащиеся совместно с учителем обобщают изученный материал, делают вывод по проблеме, используя свои новые знания.


Формирование коммуникативных компетенций.



Домашнее задание


1. Изучить §18;

2. Тест.

3. Подобрать высказывания поэтов, писателей, ученых об океане (творческое задание по выбору).


Записывают домашнее задание.


Формирование ответственного отношения к учению и саморазвитию.

Формирование умений и навыков, используя полученные знания

Формирование основных навыков нахождения и использования географической информации












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!