СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по чтению в 7 а классе на тему: «Пословицы и поговорки».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости. Урок помогает усвоить сложные понятие "пословица", знакомит со значением многих поговорок и позволяет обучающемуся учиться использовать "народную мудрость" в речи, понимать глубокий философский смысл достаточно простых, часто слышимых пословиц.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по чтению в 7 а классе на тему: «Пословицы и поговорки».»


Утверждаю

Директор государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

Уфимская коррекционная школа-интернат № 59

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья


__________________________ Ю.К. Амекачев

________________________________ 2020 г.









Открытый урок по чтению в 7 а классе на тему: «Пословицы и поговорки».







«Согласовано»

Руководитель ШМО предметников И.Р. Акмалова

Заместитель директора по УВР Т.Ю. Ибрагимова








Учитель: Карамутдинова И.В.











Класс: 7 а

Тема урока: «Пословицы и поговорки».

Цель урока: Показать красоту и мудрость русских пословиц и поговорок; учить толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Объяснить сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

Задачи урока

Коррекционно-образовательные:

  • формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка;

  • обогатить словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

  • воспитывать вдумчивого читателя;

  • обогащать лексический запас;

  • совершенствовать навыки работы с изобразительными средствами;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, к чтению;

- воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье

- развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;

- воспитывать милосердие, терпимость.

Тип урока по форме проведения – игровая.

Аннотация: Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Урок помогает усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и позволяет обучающемуся учиться использовать «народную мудрость» в речи, понимать глубокий философский смысл  достаточно простых, часто слышимых пословиц.

Оборудование

  • Компьютер. Проектор. Колонки.

  • Мультимедийная презентация.







Структура урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Подготовка к объяснению нового материала (активизация внимания обучающихся, воспроизведение изученного ранее материала) - 6 мин.

  3. Изучение нового материала – 20 мин.

  4. Итоги. Рефлексия – 5 мин.

  5. Домашнее задание – 2 мин.

                 ХОД УРОКА.


I Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Приготовились к уроку, достали тетради и учебники, ручки, дневник на край парты положили. Приготовились слышать и слушать учителя и одноклассников. Сегодня не простой урок, нас снимают на камеру.

Учитель: - Сегодня какое число?

Учитель: - Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

Учитель: - Какой месяц? (Октябрь)

Учитель: - Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

Учитель: - Какой по счету месяц октябрь? (Второй).

Учитель: - Назовите приметы осени.

II Подготовка к объяснению нового материала (активизация внимания обучающихся, воспроизведение изученного ранее материала).

Учитель: - Нам сегодня нужно много говорить, по этому заточим язычки.

  1. Начнем урок с чистоговорки.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: - Ребята, какой раздел закончили? (Устное народное творчество).

Приведите примеры малых жанров устного народного творчества. Какие жанры вы знаете? (Загадки, колядки, потешки, считалки, прибаутки, пословицы, поговорки).

Какие пословицы и поговорки вы знаете? Как вы думаете, что такое пословица, а что такое поговорка?

Давайте попробуем выяснить это, убедившись на разных примерах. Тема сегодняшнего урока как будет звучать?

Тема урока: «Пословицы и поговорки». (Открываем тетради пишем число и тему урока).

  1. Подготовка к объяснению нового материала (активизация внимания обучающихся, воспроизведение изученного ранее материала)

Слово учителя

- Ребята, откуда появились пословицы и поговорки?

Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности, ещё задолго до появления письменности. Автором пословиц и поговорок является народ. Кто-то когда-то выразил свою мысль, другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то своё… Так пословицы и поговорки и передаются из уст в уста от поколения к поколению.

3. Изучение нового материала.

Учитель:

- А чем отличаются пословицы от поговорок?


- Пословица – это 
краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости. Пословицы – это законченное суждение.

- Поговорка – это меткое народное выражение, краткое по форме, острое по мысли. Поговорки – часть суждения.

Учитель:

- Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок), а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка).

    1. Игра: Найди где пословица, а где поговорка.

      1. Родина – мать, умей за неё постоять.

      2. Один в поле не воин.

Проверяем:


Пословица: Родина – мать, умей за неё постоять.

Поговорка: Один в поле не воин.


Словарная работа:

/

Родина – место рождения человека, его происхождения; родная страна, Отечество.

/

Воин - тот, кто сражается с врагом, солдат, боец.


Учитель: - Что такое Родина?

(Родина – место рождения человека, его происхождения; родная страна, Отечество.)


Учитель: - Родину сравнивают с матерью в пословице. Ведь как и мать, она нам дорога. За Родину нужно бороться, сражаться и защищать.

Учитель: - Кто сражается на войне? (Воин)

Учитель: - Как вы понимаете слово воин? (Воин - тот, кто сражается с врагом, солдат, боец.)


Работа в тетради.

Учитель: - Ребята, напишите пословицу и поговорку в тетрадь. Наши пословицы, которые мы записали можем ли отнести к храбрости? (Да).


Учитель: - Давайте вспомним, какую круглую дату, мы отмечали 9 мая? (75 летие годовщины Победы).


Учитель: - В каком году началась Великая Отечественная война ? (1941).

Учитель: - В каком году завершилась война? (1945)

Великая Отечественная война явилась самым крупным вооруженным столкновением в истории человечества. 3 года 10 месяцев и 18 дней шла она, 26 миллионов 452 тысячи людей лишились жизни. В этом году мы празднуем 75-ю годовщину Победы над фашизмом. Вспомним наших героев.

В годы Великой Отечественной войны из Башкортостана ушли на фронт более 710 тысяч человек. Около 300 тысяч из них не вернулись с полей сражения.


Командир легендарной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии Минигали Мингажевич Шаймуратов.


76 воинам дивизии было присвоено звание Героя Советского Союза.

Муса Гареев, военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза.

Воины из Башкортостана проявили чудеса героизма.

227 человек были удостоены звания Героя Советского Союза.

35 человек-полные кавалеры ордена Славы.


Работа с учебником.

Учитель: - Ребята, откройте учебник. Читаем пословицы о Родине на странице 32.

Слово учителя:

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Чтобы учиться использовать в своей речи пословицы и поговорки, предлагаю вам принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров. Итак, начинаем.

1 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде.(см.слайды)

  1. Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде);

  2. На своей Родине и зима прекрасна. (На чужой стороне и весна не красна);

2 ТУР «Одним словом». Замените поговорки одним словом. (см.слайды)

  1. На попятный двор. (Отказаться);

  2. Заткнуть за пояс. (Победить);

3 ТУР «О чем пословица?». Определите темы пословиц:

 «Трудолюбие», «Глупость», «Дружба», «Родина», «Учение», «Нерадивость», «Трусость».

Список пословиц:

- С родной земли – умри, не сходи.

- Своя земля и в горсти мила.


4.Итоги. Рефлексия.

Выставляем оценки за лучшие ответы и комментарии на уроке.

Рефлексия

Какую роль играют пословицы и поговорки в речи?

Заключение:

– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)

Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Пословицы и поговорки сопровождают человека всю жизнь. Пословицы и поговорки обогащают и украшают речь человека, развивают воображение.


    1. Домашнее задание

Проиллюстрировать пословицу или поговорку.




Список использованной литературы:


  1. Аксёнова А.К., Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М., 2019. – 32 с.

  2. Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мастерская учителя словесника).

  3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

  4. Лит.: Снегирев И. М. Русские в своих пословицах: В 4 кн. М., 1831—34; Даль В. И. Напутное// Даль В. И. Пословицы рус.народа. М., 1862; Тимошенко И. Е. Лит.первоисточники и прототипы 300 рус. пословиц и поговорок. Киев, 1897;Аникин В. П. Рус.нар. пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957; Кондратьева Т. Н. Собств. имена в пословицах, поговорках и загадках рус.народа // Вопр. грамматики и лексикологии рус. языка. Казань, 1964.

  5. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.-96с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!