Работа по теме урока
Существуют три назначения языка в жизни человека.
1.Давайте обратимся к рабочим листам (Задание 3.Назначение языка.)
Назначение языка.
Задание: прочитайте высказывания. Ответьте письменно на вопрос одним словом или словосочетанием.
Первое. Вы встречаетесь с друзьями:
-Привет!
-Здравствуй!
-Как дела?
-Как назвать то, что вы делаете? (общение)
Второе. На уроке вы слушаете объяснение учителя.
-Чему теперь служит услышанное высказывание? (сообщение информации)
Третье. Учитель говорит: «Откройте тетради. Запишите задание»
-Чему служит высказывание? (побуждение к действию)
-Итак, попытайтесь сделать вывод, каковы три главных назначения словесного высказывания?
Теперь проверим, правильно ли вы ответили на вопросы. У вас должен получиться примерно такой вывод: (слайд 6)
Язык в жизни служит для общения, сообщения информации и побуждения к действию.
2.Обратимся к правилу на с.4 (работа с учебником) и сравним его с нашим умозаключением.
-Для чего же нужно человеку знание языка?
-Что значит «уметь общаться»? (уметь задавать вопросы собеседнику, отвечать на них; умение начать, поддержать и закончить разговор)
Действительно, язык словесный универсален, с его помощью можно даже общаться на расстоянии, например, по телефону, с помощью письменных сообщений. Итак, язык – важнейшее средство общения между людьми.
3.Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова. (слайд 7) Перед вами толкование слов язык и речь.
Язык, -а,, мн., -и, -ов,м.1.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки….3.ед. Речь, способность говорить…4.Система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию. Язык животных. Язык жестов.
Речь,- и, мн. речи, -ей, ж. 1.Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи (умение говорить). 2.Разновидность языка. Устная и письменная речь. Разговорная речь. 3.Звучащий язык. Многоязычная речь. 4.Разговор, беседа. Умные речи приятно и слушать.
-Прочитайте отрывки из словарных статей, сравните их.
-Какое значение у этих слов общее?
-Чем же отличается язык от речи?
Речь – это язык в действии, это использование языка для передачи информации.
4.Посмотрим на наши рабочие листы.(Задание 4. Отрывок из книги Н.Носова «Телефон»)
-Прочитайте отрывок из книги Н.Носова «Телефон».
Я взял трубку.
-Алло!
-Алло!
-Слышно?
-Слышно!
-…Давай разговаривать.
-Давай, - говорю. – А о чем разговаривать?
-Ну, о чем… О чем-нибудь …Хорошо, что мы купили телефон, правда?
-Правда.
-Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
-Правда.
-Ну?
-Что «ну"?
-Чего же ты не разговариваешь?
-А ты почему не разговариваешь?
-Да я не знаю, о чем разговаривать, - говорит Мишка. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь…
Ребята, как выдумаете, почему не состоялся разговор?
-Сформулируйте выводы, что нужно, чтобы язык стал средством общения? (1.должен быть говорящий и слушающий. 2.человек должен испытывать потребность в общении. 3.говорящий и слушающий должны владеть одним и тем же языком)
-Какое условие речевого общения отсутствовало?
-Найдите ответ на этот вопрос в тексте.
5. Обратимся к правилам на с.6,7 (работа с учебником) и сравним его с нашим умозаключением.
-Рассмотрите рисунки и прочитайте слова, распределенные в два столбика.
-О каком общении говорится в левой колонке, о каком – в правой?
-Расскажите, чем отличается устное общение от письменного?
-Сравните, правильно ли были сделаны наши умозаключения.
-Рассмотрите схему на с.6.
-Почему слова говорение – слушание, письмо – чтение соединены двойными стрелками? (предполагают общение между людьми)
Действительно, если есть говорящий, есть и слушающий, если есть пишущий, есть и читающий.
|