Предмет: Обществознание.
Дата 03.12.2016 г.
Группа МГ-111
Преподаватель: Маликова Салтанат Какимовна
Тема: Права и обязанности человека и гражданина
Тип урока: Урок изучения нового материала или (урок сообщения и усвоения новых знаний)
Цели:
Образовательная: закрепить и расширить представление учащихся об основных принципах демократического государства, роли гражданского общества в развитии демократии; закрепить навыки и умения, самостоятельно работать с различными источниками: документальный материал.
Развивающие: развивать интерес к современным процессам и явлениям в жизни страны, вызывать стремление принимать личное участие в политике, расширять общий кругозор учащихся, умение самостоятельно приобретать новые знания.
Воспитательная: продолжать знакомить учащихся с основными правами и свободами человека и гражданина в Республике Казахстан, раскрыть процесс их реализации на современном этапе; воспитывать уважение к основным законам Родины.
Наглядные пособия: статьи из Конституции РК и Закона о гражданстве, схемы, раздаточные материалы.
Метод проведения урока: «Ажурная пила», работа с таблицами.
Литература:
Конституция РК.
Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
М.З.Изотов и др. Человек. Общество. Право: Учебник для 11 кл. естеств. - матем. направленияобщеобразоват.шк. -Алматы:Мектеп,2015.-288 с.
А.Нысанбаев, М.Изотов, М.Сабит. Человек.Общесто.Право:учебник для 10 класса.Алматы:Мектеп,2014;
А.Нысанбаев, М.Изотов, М.Сабит. Человек.Общесто.Право:учебник для 11 класса.Алматы:Мектеп,2011;
Структура урока:
Организационный момент ( 2 мин.)
Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия " Права и обязанности человека и гражданина ". Наша основная цель - детальное рассмотрение прав и свобод человека и гражданина.
Ребята, мы узнали с вами, что человек, живя в обществе, должен соблюдать определенные правила и нести ответственность за свои поступки и действия.
Сегодня мы с вами подробно поговорим о правах и обязанностях человека, как гражданина.
Актуализация изученного материала.
- Мы много говорим о правах: вы отстаиваете свои права на занятиях и дома, профсоюзы – права трудящихся, правозащитники – права граждан и т.д. Это понятно. Люди в течение веков и тысячелетий боролись за призвание своих прав со стороны государства, формировали и отлаживали механизм их защиты (слайд 1) Видеоролик «История прав человека» |
Международные документы закрепляют наши права и свободы, это : Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт о гражданский и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конвенция о правах ребенка( слайд 2) -А каким документом закрепляются права казахстанских граждан? |
( Конституция РК) -Что такое Конституция? ( слайд 3) |
(Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан)( слайд 4) -Правильно. Молодцы. -Как вы думаете, почему Конституцию называют основным законом страны? (все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям) -Конституция – выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства. -Когда принята Конституция РК? |
(30 августа 1995 года)(слайд 5) -Из скольких разделов состоит Конституция РК?( девяти) -Сколько статей в Конституции РК?( 98 статей) "Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалом свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию!" - именно так начинается Конституция нашей республики, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Этот день празднуется, как День Конституции. |
СОДЕРЖАНИЕ Конституция состоит из 9 разделов: Общие положения (ст.1-9) Человек и гражданин (ст. 10-39) Президент (ст. 40-48) Парламент (ст. 49-63) Правительство (ст. 64-70) Конституционный совет (ст. 71-74) Суд и правосудие (ст. 75-84) Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89) Заключительные и переходные положение (ст. 90-98) -Кто является главой нашего государства? (Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. 2. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет.) III. Объяснение нового материала Постановка проблемной задачи -В каком разделе зафиксированы права казахстанских граждан? (2 раздел «Человек и гражданин») -Только ли о правах говорится в этой главе? ( Нет. Еще во втором разделе говорится об обязанностях граждан РК) -Каково соотношение прав и обязанностей? (Конституция ст. 10-39.) (прав намного больше, чем обязанностей) -В Конституции РК правам и свободам человека и гражданина посвящена большее по объему статей. Специалисты – правоведы считают, что эта глава – самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции. -Исходя из этого, что будет темой нашего сегодняшнего урока? |
( права и обязанности гражданина РК)(слайд 7) - Наша основная цель - детальное рассмотрение прав и свобод человека и гражданина -Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституция РК закрепляет правовой статус человека как гражданина Казахстана. -А что такое правовой статус? |
(правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей) ( слайд 8) Быть гражданином Казахстана – это значит: Иметь права, установленные юридическими формами Получать от государства гарантии соблюдения прав; Быть государству в чем-то обязанным.( слайд 9) |
-Почему мы стали гражданами Казахстана? (потому что родились здесь, потому что родители граждане Казахстана) -В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. -Какой документ подтверждает гражданство РК? (Паспорт. Он выдается гражданам РК с 16 лет) -И так: если человек является гражданином РК, то он имеет определенные права и обязанности, которые записаны в Конституции РК. -Давайте вспомним, что такое право. |
(право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм) (слайд 10-11) -Основные права, зафиксированные в Конституции РК, можно классифицировать на личные, политические, экономические, социальные, культурные и экологические.(слайд 11,12,13,14,15,16) - Сейчас вы будете работать в группах. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны права гражданина РФ. Ваша задача распределить эти права по классификации: личные, политические, экономические, социальные, культурные и экологические. Проверяем. 1 группа(личные), 2 группа (политические), 3 группа(экономические), 4 группа (социальные), 5 группа (культурные) и (экологические). |
-Права связаны с обязанностями. -Что же такое обязанность? ( слайд 17) ( Обязанность - это предусмотренная мера должного поведения субъектов права (гражданских, юридических лиц), требующих от них совершения предписанных законов действия) -Обязанности – составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной , когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей. - Сейчас мы с вами будем работать с текстом Конституции РК, который лежит у вас на партах, вспомним какие обязанности у граждан РК. Откройте Конституцию РК, Прочитайте 2 раздел Самая главная обязанность, лежащая на гражданах, - это соблюдение Конституции и законов РК. Статья 34 1. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. 2. Каждый обязан уважать государственные символы Республики.
|
Ст. 34 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 27 1. Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. 2. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. 3. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. ст.43 ч.4 Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования. Статья 35 Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого ст. 58 Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РК гласит: Статья 38 Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Статья 36 1. Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина. 2. Граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом. В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против Казахстана, официального объявления войны и всеобщей мобилизации. Статья 37 Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.. - Мы с вами повторили права и обязанности гражданина РК, которые должны и обязаны соблюдать все граждане РК, т.к. они зафиксированы в Основном законе — Конституции РК. (слайд 18-19). |
IV. Закрепление нового материала. Решение правовых задач. - А сейчас мы закрепим наши знания, решая правовые задачи. Зачитывают ситуацию, учащиеся обсуждают в группах и определяют какие права нарушены. |
Работа с Законом РК «О гражданстве» (20 декабря 1991 г) и Конституции РК и заполнение таблицы.
Таблица: Гражданство РК
Приобретение гражданства | Утрата гражданства | Отказ о приеме в гражданство |
- по рождению; -в результате приема в гражданство РК; -по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами РК; -по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РК; -в случае постоянного проживания на территории Казахстана не менее 5 лет либо состоящие в браке с гражданами РК | -вследствие поступления лица в органы службы безопасности , полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления в другом государстве, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами РК; -если гражданство РК приобретено в результате предоставления заведомо ложных сведений или фальшивых документов; - по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами РК. | Если лицо: -совершило преступление против человечества; -сознательно выступает против суверенитета и независимости РК; -разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду. |
Игра «Ажурная пила»
Группа делится на 3 подгруппы, каждая группа работает по Конституции РК и делает подборку статей по темам:
1 группа – личные права и свободы граждан
2 группа – политические права и свободы граждан
3 группа- экономические и социальные права и свободы граждан.
Задание: найти в Конституции РК статьи об обязанностях человека и гражданина.
Вопросы:
1.Чьей обязанностью является осуществление прав граждан?
2.Для чего нужно обладать одновременно и правом и обязанностью? Каковы их различия?
Закрепление-диагностика прочности знаний.
Ребята, вы хорошо поработали сегодня на занятии. А теперь давайте вспомним все, что мы узнали сегодня на занятии.
Работа в малых группах. «Выбираем права».
1 группа. На космическом корабле вы прилетели на неизвестную планету «Вискос». Тревожная тишина. Двигаетесь в глубь страны – слышите невообразимый шум, грохот, крики, чувствуете запах гари – увидели необъяснимое явление.
Перед вами общество, где нет прав и законов.
Задание. Определите 5 главных прав, которые необходимо вам для нормальной жизни.
2 группа. «Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5).
Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:
• Право на образование.
• Право на жилище.
• Свобода слова.
• Право на равенство перед законом.
• Право на жизнь.
• Право на свободу передвижения.
• Право на охрану здоровья.
• Право на свободу передвижения
• Право на социальное обеспечение
• Право на доступ к информации
По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.
Легко ли вам было справиться с заданием? Что происходило между вами, когда вы решали какие права можно убрать, а какие нужно оставить?
Какие выводы вы можете сделать после проделанной работы?
3 группа. Составить синквейн «Права человека»
Вывод: Права Человека – в них «и жизнь и слезы и любовь» - только тогда можно правильно пользоваться правами, когда они основаны на добре, и любви к людям, но нельзя говорить о правах, забывая об обязанностях. Если мы говорим «Право», то всегда подразумеваем «обязанность» и наоборот. «Твоя свобода размахивать кулаками ограничена носом твоего соседа».
Запомни!
- Твои права заканчиваются там, где начинаются права других.
IV . Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Мини – сочинение на тему: «Права граждан РК»
Оценки за урок.
ГККП «Уральский колледж газа, нефти и отраслевых технологий» УОАЗК
«Утверждаю»
Заместитель директора
по УМР
________Утебаева А.Н
«_____»_______2016 г.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по предмету «Обществознание»
для специальности 1405000 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
ТЕМА УРОКА:
«Права и обязанности человека и гражданина »
Орал 2016
Подготовила: преподаватель СГД первой категории Маликова Салтанат Какимовна
«Согласовано» Председатель ПЦК СГД _______________ А. К. Алтаева Протокол №_____ «___» 2016 г. | «Согласовано» Методист ________ С.Н.Обезьянова «_____» _________2016 г. |