СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Права и обязанности человека и гражданина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Права и обязанности человека и гражданина Тип урока: Урок изучения нового материала или (урок сообщения и усвоения новых знаний)  Цели:  Образовательная: закрепить и расширить представление учащихся об основных принципах демократического государства, роли гражданского общества в развитии демократии; закрепить навыки и умения, самостоятельно работать с различными источниками: документальный материал. Развивающие: развивать интерес к современным процессам и явлениям в жизни страны, вызывать стремление принимать личное участие в политике, расширять общий кругозор учащихся, умение самостоятельно приобретать новые знания.  Воспитательная: продолжать знакомить учащихся с основными правами и свободами человека и гражданина в Республике Казахстан, раскрыть процесс их реализации на современном этапе; воспитывать уважение к основным законам Родины.  

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Права и обязанности человека и гражданина"»



Предмет: Обществознание.

Дата 03.12.2016 г.

Группа МГ-111

Преподаватель: Маликова Салтанат Какимовна

Тема: Права и обязанности человека и гражданина

Тип урока: Урок изучения нового материала или (урок сообщения и усвоения новых знаний)

Цели:

Образовательная: закрепить и расширить представление учащихся об основных принципах демократического государства, роли гражданского общества в развитии демократии; закрепить навыки и умения, самостоятельно работать с различными источниками: документальный материал.

Развивающие: развивать интерес к современным процессам и явлениям в жизни страны, вызывать стремление принимать личное участие в политике, расширять общий кругозор учащихся, умение самостоятельно приобретать новые знания.

Воспитательная: продолжать знакомить учащихся с основными правами и свободами человека и гражданина в Республике Казахстан, раскрыть процесс их реализации на современном этапе; воспитывать уважение к основным законам Родины.

Наглядные пособия: статьи из Конституции РК и Закона о гражданстве, схемы, раздаточные материалы.

Метод проведения урока: «Ажурная пила», работа с таблицами.

Литература:

  1. Конституция РК.

  2. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

  3. М.З.Изотов и др. Человек. Общество. Право: Учебник для 11 кл. естеств. - матем. направленияобщеобразоват.шк. -Алматы:Мектеп,2015.-288 с.

  4. А.Нысанбаев, М.Изотов, М.Сабит. Человек.Общесто.Право:учебник для 10 класса.Алматы:Мектеп,2014;

  5. А.Нысанбаев, М.Изотов, М.Сабит. Человек.Общесто.Право:учебник для 11 класса.Алматы:Мектеп,2011;


Структура урока:

  1. Организационный момент ( 2 мин.)

Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия " Права и обязанности человека и гражданина ". Наша основная цель - детальное рассмотрение прав и свобод человека и гражданина.

Ребята, мы узнали с вами, что человек, живя в обществе, должен соблюдать определенные правила и нести ответственность за свои поступки и действия.

Сегодня мы с вами подробно поговорим о правах и обязанностях человека, как гражданина.

  1. Актуализация изученного материала.

- Мы много говорим о правах: вы отстаиваете свои права на занятиях и дома, профсоюзы – права трудящихся, правозащитники – права граждан и т.д. Это понятно. Люди в течение веков и тысячелетий боролись за призвание своих прав со стороны государства, формировали и отлаживали механизм их защиты (слайд 1)

Видеоролик «История прав человека»


Международные документы закрепляют наши права и свободы, это :

  • Всеобщая декларация прав человека;

  • Международный пакт о гражданский и политических правах;

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

  • Конвенция о правах ребенка( слайд 2)

-А каким документом закрепляются права казахстанских граждан?

( Конституция РК)

-Что такое Конституция? ( слайд 3)

(Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан)( слайд 4)

-Правильно. Молодцы.

-Как вы думаете, почему Конституцию называют основным законом страны?

(все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям)

-Конституция – выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства.

-Когда принята Конституция РК?

(30 августа 1995 года)(слайд 5)

-Из скольких разделов состоит Конституция РК?( девяти)

-Сколько статей в Конституции РК?( 98 статей)

"Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалом свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию!" - именно так начинается Конституция нашей республики, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Этот день празднуется, как День Конституции.



СОДЕРЖАНИЕ

Конституция состоит из 9 разделов:

Общие положения (ст.1-9)

Человек и гражданин (ст. 10-39)

Президент (ст. 40-48)

Парламент (ст. 49-63)

Правительство (ст. 64-70)

Конституционный совет (ст. 71-74)

Суд и правосудие (ст. 75-84)

Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89)

Заключительные и переходные положение (ст. 90-98)

-Кто является главой нашего государства?

(Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

2. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет.)

III. Объяснение нового материала

Постановка проблемной задачи

-В каком разделе зафиксированы права казахстанских граждан?

(2 раздел «Человек и гражданин»)

-Только ли о правах говорится в этой главе?

( Нет. Еще во втором разделе говорится об обязанностях граждан РК)

-Каково соотношение прав и обязанностей? (Конституция ст. 10-39.)

(прав намного больше, чем обязанностей)

-В Конституции РК правам и свободам человека и гражданина посвящена большее по объему статей. Специалисты – правоведы считают, что эта глава – самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции.

-Исходя из этого, что будет темой нашего сегодняшнего урока?

( права и обязанности гражданина РК)(слайд 7)

- Наша основная цель - детальное рассмотрение прав и свобод человека и гражданина

-Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституция РК закрепляет правовой статус человека как гражданина Казахстана.

-А что такое правовой статус?

(правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей) ( слайд 8)

Быть гражданином Казахстана – это значит:

  • Иметь права, установленные юридическими формами

  • Получать от государства гарантии соблюдения прав;

  • Быть государству в чем-то обязанным.( слайд 9)


-Почему мы стали гражданами Казахстана?

(потому что родились здесь, потому что родители граждане Казахстана)

-В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства.

-Какой документ подтверждает гражданство РК?

(Паспорт. Он выдается гражданам РК с 16 лет)

-И так: если человек является гражданином РК, то он имеет определенные права и обязанности, которые записаны в Конституции РК.


-Давайте вспомним, что такое право.

(право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм) (слайд 10-11)

-Основные права, зафиксированные в Конституции РК, можно классифицировать на личные, политические, экономические, социальные, культурные и экологические.(слайд 11,12,13,14,15,16)

- Сейчас вы будете работать в группах.

У вас на столах лежат карточки, на которых написаны права гражданина РФ. Ваша задача распределить эти права по классификации: личные, политические, экономические, социальные, культурные и экологические.

Проверяем. 1 группа(личные), 2 группа (политические), 3 группа(экономические), 4 группа (социальные), 5 группа (культурные) и (экологические).


-Права связаны с обязанностями.

-Что же такое обязанность? ( слайд 17)

( Обязанность - это предусмотренная мера должного поведения субъектов права (гражданских, юридических лиц), требующих от них совершения предписанных законов действия)

-Обязанности – составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной , когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

- Сейчас мы с вами будем работать с текстом Конституции РК, который лежит у вас на партах, вспомним какие обязанности у граждан РК.

Откройте Конституцию РК, Прочитайте 2 раздел Самая главная обязанность, лежащая на гражданах, - это соблюдение Конституции и законов РК. Статья 34

      1. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. 
      2. Каждый обязан уважать государственные символы Республики. 

Ст. 34 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 27

1. Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

2. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей.

3. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

ст.43 ч.4 Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования.

Статья 35

Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого

ст. 58 Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РК гласит: Статья 38

Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Статья 36

1. Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина.

2. Граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом.

В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против Казахстана, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Статья 37

Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры..

- Мы с вами повторили права и обязанности гражданина РК, которые должны и обязаны соблюдать все граждане РК, т.к. они зафиксированы в Основном законе — Конституции РК. (слайд 18-19).

IV. Закрепление нового материала. Решение правовых задач.

- А сейчас мы закрепим наши знания, решая правовые задачи. Зачитывают ситуацию, учащиеся обсуждают в группах и определяют какие права нарушены.






Работа с Законом РК «О гражданстве» (20 декабря 1991 г) и Конституции РК и заполнение таблицы.

Таблица: Гражданство РК

Приобретение гражданства

Утрата гражданства

Отказ о приеме в гражданство

- по рождению;

-в результате приема в гражданство РК;

-по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами РК;

-по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РК;

-в случае постоянного проживания на территории Казахстана не менее 5 лет либо состоящие в браке с гражданами РК


-вследствие поступления лица в органы службы безопасности , полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления в другом государстве, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами РК;

-если гражданство РК приобретено в результате предоставления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;

- по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами РК.



Если лицо:

-совершило преступление против человечества;

-сознательно выступает против суверенитета и независимости РК;

-разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду.

Игра «Ажурная пила»

Группа делится на 3 подгруппы, каждая группа работает по Конституции РК и делает подборку статей по темам:

1 группа – личные права и свободы граждан

2 группа – политические права и свободы граждан

3 группа- экономические и социальные права и свободы граждан.

Задание: найти в Конституции РК статьи об обязанностях человека и гражданина.

Вопросы:

1.Чьей обязанностью является осуществление прав граждан?

2.Для чего нужно обладать одновременно и правом и обязанностью? Каковы их различия?

  1. Закрепление-диагностика прочности знаний.

Ребята, вы хорошо поработали сегодня на занятии. А теперь давайте вспомним все, что мы узнали сегодня на занятии.

Работа в малых группах. «Выбираем права».

1 группа. На космическом корабле вы прилетели на неизвестную планету «Вискос». Тревожная тишина. Двигаетесь в глубь страны – слышите невообразимый шум, грохот, крики, чувствуете запах гари – увидели необъяснимое явление.

Перед вами общество, где нет прав и законов.

Задание. Определите 5 главных прав, которые необходимо вам для нормальной жизни.

2 группа. «Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5).

Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:

• Право на образование.

• Право на жилище.

• Свобода слова.

• Право на равенство перед законом.

• Право на жизнь.

• Право на свободу передвижения.

• Право на охрану здоровья.

• Право на свободу передвижения

• Право на социальное обеспечение

• Право на доступ к информации

По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.

Легко ли вам было справиться с заданием? Что происходило между вами, когда вы решали какие права можно убрать, а какие нужно оставить?

Какие выводы вы можете сделать после проделанной работы?

3 группа. Составить синквейн «Права человека»

Вывод: Права Человека – в них «и жизнь и слезы и любовь» - только тогда можно правильно пользоваться правами, когда они основаны на добре, и любви к людям, но нельзя говорить о правах, забывая об обязанностях. Если мы говорим «Право», то всегда подразумеваем «обязанность» и наоборот. «Твоя свобода размахивать кулаками ограничена носом твоего соседа».

Запомни!

- Твои права заканчиваются там, где начинаются права других.



IV . Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Мини – сочинение на тему: «Права граждан РК»

Оценки за урок.









ГККП «Уральский колледж газа, нефти и отраслевых технологий» УОАЗК





«Утверждаю»

Заместитель директора

по УМР

________Утебаева А.Н

«_____»_______2016 г.



ОТКРЫТЫЙ УРОК

по предмету «Обществознание»

для специальности 1405000 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

ТЕМА УРОКА:

«Права и обязанности человека и гражданина »
























Орал 2016



Подготовила: преподаватель СГД первой категории Маликова Салтанат Какимовна

«Согласовано»

Председатель ПЦК СГД

_______________ А. К. Алтаева

Протокол №_____ «___» 2016 г.


«Согласовано»

Методист

________ С.Н.Обезьянова

«_____» _________2016 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!