Слайд 1, слайд 2.
Тема урока: «Чётные и нечётные числа». Слайд 3.
Основные цели урока: повторить взаимосвязь между компонентами и результатом действия умножения, расширить знания о «чётных» и «нечётных» числах; закреплять умение решать примеры и задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; определять чётные и нечётные числа; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.
Ход урока.
1.Организационный момент. Слайд 4.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Подарим друг другу улыбку, лучик добра!
А сейчас нам за дело взяться пора!
Без основ математики жить на свете нельзя,
Давайте дружить с ней и ладить, друзья!
А поможет сегодня нам тему понять
Королева Математика, всем наукам мать!
2. Минутка чистописания. Слайд 5.
Давайте вспомним десятичный состав
И красиво запишем ответы,
Выполним Королевы Математики
Все важные, бесценные советы!
Сначала пишем мы десятки,
А единицы – все в отдельную клетку-дом,
Проверю я старанье обязательно
И правильность ответов потом.
23, 82, 62, 29, 22, 65, 42, 27.
-Какое число повторялось не раз,
В десятках, единицах – всё равно? (2)
Какое число не содержало двойки?
Назовите скорее его! (65)
3.Устный счёт. Слайд 6.
А) Игра с мячом.
-Королева Математика
Вам предлагает поиграть.
Когда учитель мячик бросит –
Ответ постараться правильный дать!
3*2, 2*5, 7*3, 6:2, 3*5, 20:10, 9*2, 4*3, 7*2.
-Таблицу на 2 и 3 прошу повторять,
Чтобы результаты усвоить и знать!
Б) – Замените сложение умножением Слайд 7.
И назовите значение выражения:
2+2+2+2 =
3+3+3 =
10+10+10+10+10 =
12+12 =
6+6+6 =
-Дайте Королеве Математике ответ опять,
Что удобнее и короче делать –
Складывать одинаковые числа
Или всё же умножать? (Умножать.)
4. Математическая сказка 1. Слайд 8.
-Королева Математика приготовила для вас интересную сказку. А познакомит с ней ваш одноклассник. Послушайте внимательно.
Давным-давно люди придумали таблицу умножения, чтобы легче было считать. Она везде и всюду помогала им. Жизнь становилась проще, что было не по душе Злому Волшебнику. Долго он думал, как навредить людям, и наконец, придумал: «Уничтожу я одно из самых главных человеческих знаний – таблицу умножения! Пусть попробуют без нее обойтись». Назвал Злой Волшебник грозовые тучи, засверкали молнии, хлынул зловещий дождь и смыл все таблицы умножения из учебников, тетрадей и из памяти людей. Остановились стройки, потому что инженеры не могли правильно посчитать, сколько строительных материалов необходимо использовать для строительства, в магазинах образовались огромные очереди, потому что кассиры не могли отпустить покупателям товары, испортились компьютеры, ученики не могли решить примеры и задачи. Загоревали люди. Обрадовался Злой Волшебник и, довольный, улетел в дальние края. Но вскоре дождь закончился. Небо посветлело, вдали возник необыкновенный город с красивым дворцом, а над ним - радуга. Из дворца вышла Королева Математика и сказала: «Не печальтесь, люди, я сохранила ваше драгоценное знание в этом прекрасном городе - таблицу умножения! А ваша задача – выучить её и потом научиться применять в жизни!»
- Что мы с вами и будем делать! Согласны? (Да.)
Запомните, дети:
Умножение – умное сложение!
Всем нам в жизни пригодится
Умножения чисел таблица!
5. Математическая физминутка. Слайд 9.
Мы никогда не унываем,
А бодро, весело шагаем.
При этом хорошо считаем
И вниманье развиваем!
Сколько мальчиков у нас,
Мы подпрыгнем столько раз!
Сколько девочек в классе у нас,
Столько мы присядем раз!
1,2,3,4,5 тихо сядем за парты опять.
Будем снова думать, слушать, решать!
6. Работа по теме урока. Слайд 10.
- Что ещё нам с вами важно
Сегодня закрепить, получше узнать?
Королева Математика
Вам поможет разобраться и понять!
7. Математическая сказка 2. Ученик. Слайд 11.
Однажды в королевстве Математика произошла удивительная история. Числа, которые жили в этом королевстве, были очень дружные. Они часто ходили в гости друг к другу, собирались вместе и придумывали различные игры. Один раз они решили поиграть в такую игру: каждое число должно было разделиться на 2. В итоге все числа переругались. А Королева Математики вынесла мудрое решение: чтобы не было никаких споров, жители должны находиться на разных сторонах улиц. С тех пор, те числа, которые смогли разделиться на 2, стали жить на одной стороне улицы, а те, что не смогли разделиться на 2, стали жить на другой стороне.
- Давайте в этом убедимся. Откройте учебники на с.20. Посмотрите на домики. Какие номера пропущены? Какая сторона улицы является чётной? (Где домики под номерами 2,4, 6, 8). А нечётной? (1,3,5,7).
8. 1) Объяснение понятий «четное» и «нечётное» число. Слайд 12.
Чётное число — целое число, которое делится на 2 .
Нечётное число — целое число, которое не делится на 2 .
Например:
2, 4, 6, 8 — чётные числа.
1, 3, 5, 7, 9 — нечётные числа.
В ряду чисел чётные и нечётные числа чередуются:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 , …
Признак чётности.
Если в записи числа последняя цифра является чётным числом (2, 4, 6, 8 или 0), то всё число так же является чётным, в противном случае — нечётным.
Например:
2, 4, 10, 36, 110 — чётные числа.
3, 7, 19, 61, 125 — нечётные числа.
2) Дополнительные сведения об этих числах из жизни. Ученики. Слайд 13.
-В старину люди верили в магию чисел, где всё хорошее ассоциировалось с нечётными цифрами, а плохое – с чётными. Именно поэтому, например, в Рождество на стол всегда ставили нечётное количество блюд.
-Люди верили, что нечётные числа символизируют постоянное продолжение жизни, незавершенность. А чётные, наоборот, означают конечность всего живого, остановку движения. В связи с этим девушкам тоже дарили только нечётное количество цветков.
-Ребята, а вы знаете, почему мы изучаем чётные и нечётные числа?
Для чего они нам нужны в жизни?
Ученики.
1) Порядок расположения домов на улице.
2) При составлении букетов.
3) Расписание маршрутов транспорта.
4) График работы специалистов и различных заведений.
9. Работа по учебнику – с.20. Слайд 14.
1) №1 (1,2,3) – устно.
2) Чтение вывода учеником: какие числа называются чётными и нечётными.
3) Работа в тетради:
№2, №3 – письменно (с записью на доске).
Задача 5. У доски работает ученик.
Чтение условия, составление вопроса к задаче. Краткая запись, решение, ответ.
Было - ? м
Отрезали – 8 м
Осталось – 7 м
7+8=15 (м)
Ответ: было 15 м проволоки.
10. Физминутка для глаз. Слайд 15.
11. Закрепление темы урока. Самостоятельная работа. Слайд 16.
– А сейчас Королева Математика
Проверить хочет ваши знания,
И предлагает для решения
Индивидуальные карточки-задания.
(на знание известных случаев табличного умножения и деления, закрепление чётных и нечётных чисел).
12. Рефлексия. Слайд 17.
-У каждого есть свой смайлик, ребята,
И нужно его дополнить слегка –
Одним движением, подумав,
Определить выражение лица.
Улыбается – всё понятно, урок удался!
Грустит и печалится – тема до конца не ясна.
______________
Смайлики весёлые – значит всё прекрасно,
Урок математики не был напрасным!
13. Объяснение домашнего задания. Слайд 18.
Задача 4 (составить и решить 2 обратные задачи).
14. Итог урока. Слайд 19.
Королева Математика
Рада вам, ребята, сказать,
Вы потрудились замечательно,
А значит, встретится с вами опять!
- И я за работу вас благодарю,
Всем спасибо говорю! Слайд 20.