Отчет
о работе по экологическому воспитанию
обучающихся ТОГБОУ «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
за 2018-2019 учебный год
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем.
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Напряженная экологическая обстановка требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Работа в данном направлении ведется и в нашем учреждении. Воспитатели и классные руководители владеют методикой экологического воспитания школьников.
В течение последних лет ведется углубленная работа по созданию системы работы педагогов по формированию экологической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Для этого имеется:
Внутренняя природная зона:
уголок природы в каждой группе,
" комнатные растения",
аптека, на подоконнике,
огород на подоконнике.
Внешняя природная зона:
огород,
цветник,
фруктово-ягодный сад,
экологическая тропа,
фитогрядки.
Территория школы-интерната хорошо озеленена. На ней произрастает свыше 20 видов деревьев и кустарников. Украшением нашего участка являются цветники, за которыми с любовью ухаживают и взрослые и дети. Растения, а их более 30 видов, подобраны с учетом цветения с ранней весны до поздней осени.
На огороде вместе с детьми выращиваем овощные культуры: картофель, морковь, свеклу, огурцы, помидоры, кабачки, зелень петрушки и укропа. Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за их ростом и развитием. Выращенные на огороде овощи используем в детском питании.
Имеется фруктово-ягодный сад , в котором высажены яблони, груши, сливы, вишни, черноплодная рябина, кусты черной и красной смородины. Плоды собираем вместе с детьми и используем их в приготовлении компотов.
Выращивая отдельные экземпляры растений на окне дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Дети очень гордятся результатами своего труда. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно воспитатели на прогулках обращают внимание детей на красоту родной природы.
Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу.
Педагоги используют различные формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию:
экскурсии,
экологические занятия,
экологические игры, чтение литературы экологического содержания,
опытническая работа,
проведение ежегодных акций "Берегите первоцветы" и "Птицы - наши друзья". ( См. Приложение №1, №2).
В работе с воспитанниками по их экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.
В работе с детьми широко используется поэзия, альбомы по временам года, таблицы, схемы. Педагоги используют серию картин "Диких и домашних животных". Собран наглядный материал по экологии.
Дети вовлекаются в разные мероприятия: "Путешествие в город Природоград", "Осенний калейдоскоп", "Природа, Родина и мы" и другие.
В январе 2019 г. издан приказ «О проведении школьного этапа областного межведомственного экологического марафона «Тамбовский край-территория экологической культуры», которым утвержден план проведения Марафона.
Ребята старших классов принимают участие в областных проектах , так учащиеся 7б-8б классов Оглы Шандро, Двойченков Кирилл и Михайлова Валя заняли призовое место в региональном этапе конкурса постеров «Защитим растения и животных из Красной книги».
С 18 по 22 марта проведена Неделя географии и биологии, в ходе которой были реализованы мероприятия по экологическому направлению. (План прилагается).
Традиционно в апреле проведен Месячник экологического воспитания.
Формы и методы проведения мероприятий были самые разнообразные. Самыми интересными оказались практические и развлекательные мероприятия. Детям запомнились «Экологические забеги» с элементами веселых состязаний, Конкурс загадок о природе, Песенный конкурс «Пою тебе, Земля моя!», конкурс рисунков «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья». Выпускники приняли активное участие в акции «Посади дерево» на аллее выпускников школы-интерната.
С задором проходили трудовые десанты по весеннему благоустройству территории.
Итоги месячника подведены на общешкольной линейке. Активные и лучшие ребята награждены грамотами и сладкими призами.
Работа в данном направлении будет продолжаться и в новом учебном году.