ОТЧЕТ НА МО учителей ЕНЦ
ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ :
«ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Актуальность темы
Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. Заниматься экологическим воспитанием надо с раннего возраста. Уже с детства необходимо воспитывать человечность, доброту, ответственное отношение к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Успех решения экологических проблем во многом определяется уровнем экологического образования детей.
Человек в результате своей жизнедеятельности наносит огромный ущерб природе, поэтому очень важно с раннего возраста привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды. Многие, если не все, экологические проблемы связаны с нашей экологической безграмотностью. Надо научить детей правильно вести себя на природе и среди людей.
Математика и экология
Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. А исследованием взаимоотношений живых организмов между собой и средой их обитания занимается наука экология. Экология – слово греческое, oikos – жилище, logos – учение. в дословном переводе оно означает "наука о доме". В настоящее время экология рассматривает также и вопросы рационального природопользования, загрязнение окружающей среды, сохранения ресурсов биосферы. Современная экология изучает проявления жизни на уровне отдельных особей, популяций и сообществ. Она исследует факторы неживой природы, воздействующие на организмы, а также влияние живых организмов на природу в целом. А вот Геккель, немецкий биолог, в 1866 году дал такое определение экологии: “Экология – “сумма знаний, относящихся экономике природы”. Это наиболее математическое определение и оно понятно математикам.
Я, как учитель математики, могу предложить своим ученикам задачи, в основу которых положены данные из литературы о природе. Решение этих задач заставит учащихся проникнуться проблемами экологии и не допускать в будущем ошибок, связанных с непродуманным натиском на природу.
Мною взяты такие задачи из непосредственного окружения, становится для учащихся более понятными и интересными. Эти задачи я применяю на уроках по темам, или как привлечение интереса к уроку, или использую только элемент.
Как и все другие науки, математика возникла из практической потребности людей. Целые отделы математики создаются для анализа явлений природы и для решения технических задач. Как и в экологии, в математике существуют два основных источника научных открытий: практика и потребность систематизации найденных фактов, их анализ, систематизация, выяснения их взаимосвязи. Учащихся можно познакомить с миром чисел, с историей развития математических знаний, акционировать внимание на взаимосвязи наук, показать, как математика принимается в таких, казалось далеких от нее науках, как биология, география, медицина, языкознание, история.
Следующая проблема - это целые горы мусора в каждой местности. Сильный ветер разносит по округе бумагу и упаковки. Горы стекла, пластмассы, строительного мусора. Нередко мусор сжигают и тогда, едкий дым и сажа отравляют воздух. Свалки мусора опасны для здоровья человека, они загрязняют окружающую среду, портят ландшафт. А главное, что мусор к каждому из нас обязательно вернется в виде загрязненной воды, токсической пыли, болезней. Можно учащимся предложить следующую задачу:
Сколько мусора выбрасывается жителями села Красномыльское за месяц, если в селе 1300 жителей, а на одного жителя приходится 2,5 кг мусора в неделю? Сколько машин, грузоподъемностью в 3,5 тонны потребуется для вывоза этого мусора?
А где же найти выход из создавшегося положения?
Вывод делается учениками:
Мусор должен вывозиться туда, где он меньше причинит зла человеку и природе.
Мусорные свалки должны быть санкционированы.
Строить мусороперерабатывающие заводы.
Мусор нельзя сжигать – это опасно для здоровья.
Повышать уровень воспитанности граждан.
План работы на 2015-2016 учебный год
Четверть | Мероприятие | Прогнозируемый результат |
1 четверть | Классный час «Проблемы экологии» (показ презентации), 7-9 классы | Ознакомление с теорией, повторение |
2 четверть | Решение задач с экологическим содержанием, 7-9 классы Акция «Сделаем село чище!» Выпуск листовок, 9 класс | Анализ и выбор нужной информации Повторение и обобщение материала Привитие навыков экологического воспитания |
3 четверть | Классный час «Свойства воды», 8 и 9 класс Конкурс рисунков «Как защитить планету» Решение и иллюстрация задач с экологическим содержанием Акция «Помогите пернатым!», 9 класс | Повторение и обобщение материала Формирование мировоззрения по отношению к природе Развитие творческих способностей детей; привитие экологического воспитания Воспитание самостоятельности, ответственности |
4 четверть | Решение задач с экологическим содержанием (доли, дроби, проценты), 7-9класс Экскурсия «Экология села», 9 класс | Повторение и обобщение изученного материала. Понимание необходимости охранять и изучать родную природу. Отчет об экскурсии |
Заключение:
По моим наблюдениям при решении экологических задач у школьников вырабатывается:
1) Умение применять в жизни числа, рассуждать проблемы экологии и решать текстовые задачи на уроках;
2) Экологическое воспитание школьников вырабатывает любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;
3) Развивает интерес к уроку и значение экологии в жизни человека.
Использование экологических задач является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества.