Отчет по экологии
о Днях защиты от экологической опасности.
МОБУ «ООШ с.Краснохолма г.Оренбурга».
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Современная концепция школьного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. "Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер".
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Целью направления является способность понимания сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.
Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- понимание жизни как высшей ценности;
- человек как ценность всего смысла познания.
- универсальные ценности природы,
- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
У младших школьников формируется представления о красоте родной природы, дает им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Преобладающей формой работы является исследовательская, в частности экологический мониторинг окружающей среды человека (природной и бытовой), лесной мониторинг, фенологические наблюдения. Слежение за состояние окружающей среды – экологический мониторинг. Экологический мониторинг – это уже первая собственно экологическая деятельность подростков. Не смотря на сложное для детей название, экологический мониторинг – это слежение, наблюдение за происходящим в окружающей среде за ее качеством для жизни. Исследования проводятся с выходом в природу (экскурсии) и в здании школы.
Планируемые результаты:
получение хорошей базы для самоопределения профориентации;
приобретение необходимых знаний на экскурсиях;
обогащение знаниями и опытом общения с природой;
формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
Работа по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры проводится в кружке «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЭКОЛОГИЮ» по следующим разделам:
"Осенние явления в жизни природы", "Жизнь растений", " Человек на Земле", " Путешествие по карте России", "Человек и растения", "Природные зоны России", "Тайны природы","Природа Оренбуржья".
Формами работы являлись:
сбор материала; проведение праздников; написание рефератов; проведение деловых игр: КВН, составление проектов....
Мероприятия имели эпизодический и круглогодичный характер:( в мероприятиях принимали участие уч-ся 1-9 классов).
Посадка цветов в цветочные горшки для озеленения классов;
Операция «Птицы» (изготовление скворечников и кормушек, сбор корма для зимующих птиц, );
Исследования по изучению растительного и животного мира.
Дни экологической безопасности; «Защитим родную природу!»
Исследовательская работа.
Разработка экологических проектов: «Планета заболела", "Путешествие на Крайний Север", "В тундре", "Путешествие в зону лесов","В пустыне", "Озеро Развал","Зеленая аптека", "Деревья Оренбуржья",
Игра"Насели карту природных зон животными"
Изготовление поделок из природного материала.
Экскурсии.
Акции на школьном, муниципальном и региональном уровнях; Творческий отчет "За чистоту родного края!" «Зелёная планета». «Жизнь леса и судьбы людей».
Участие в городской акции по защите зимующих птиц и зверей. Результат участия в акции: Диплом I степени и грамота победителя за I место.
Конкурс "Певчие избранники России" (1 место в наминации Отчет о проделанной работе")
Конкурсы рисунков, плакатов, листовок.
КВН"Берегите птиц", "В мире флоры и фауны", " Путешествие по природным зонам", "
КВН «В мире птиц».
Составление презентации "Млекопитающие Оренбуржья","Птицы Оренбуржья","Рептилии Оренбуржья","Рыбы Оренбуржья", "Насекомые Оренбуржья".
Экологическая игра "Тайна природы"
Изучение Красной Книги России и Оренбуржья:
Практическая реализация экологической работы: экологические рейды, субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом», «Чистые берега»), походы и экскурсии юных экологов.
Школьники участвуют в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах разных уровней.
Были организованы и проведены разнообразные экологические праздники и мероприятия:
- День Журавля
- День птиц
- празднование экологических дат;
- познавательные и тематические экосборы;
- конкурсные программы, КВНы, викторины
- встречи и беседы с интересными людьми(учеными-биологами, сотрудниками питомников Оренбургского заповедника, инспекторами по охране природы, работниками центральной библиотеки с Краснохолма.
Разрабатывались и проводились системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели, отдельных уроков с экологической направленностью.
- Экологическое состояние реки Урал в оренбургской области.(8-9 класы)
- Проблемы экологии в Оренбургской области. ( 8-9 классы)
- Социологические опросы среди 6-9 классов.
-Здоровье человека и окружающая среда.
- «Влияние окружающей среды на качество жизни человека» классный час для 9 класса.
Разработан комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»:
-реализация программы по благоустройству пришкольной территории;
-озеленение школы и учебных кабинетов;
-уход за обелисками Победы в селе Краснохолм.
-Субботники.
Проходил обмен опытом работы на МО классных руководителей по проблеме экологического воспитания школьников.
Подобного рода работа не проходит бесследно. Она формирует экологическую культуру детей, закладывает основы нравственного взаимодействия с природой, прививает любовь к родному краю. Это помогает им понять основное: человек – это часть природы, а не ее властелин.
Я думаю, не важно, станут ли учащиеся в будущем экологами или защитниками природы, но бережное отношение к природе, основы экологической культуры воспитанные в школьном возрасте, сохранятся на всю жизнь. Потому, что всё проделанное своими руками, пережитое вместе, чувство удовлетворения от работы для всех не забывается с годами. Именно сейчас они приносят практическую пользу окружающей среде, а значит и себе, и всем окружающим. Поэтому цели кружковой работы можно считать достигнутыми.
Отчет подготовила: учитель биологии Дронова Л.Г.
2015г.