СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности проведения занятий физической культурой с обучающимися с овз

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности проведения занятий физической культурой с обучающимися с овз»

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ


Аннотация. Обучение детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, работа с обычными детьми, адекватных условий и равных возможностей для получения образования в рамках специальных образовательных стандартов, воспитания и обучения, коррекции нарушений развития, социальной адаптации. Группа школьников с ОВЗ крайне неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в него входят дети с различными нарушениями развития. Таким образом, в работе с детьми является индивидуальный подход с учетом конкретной психики и здоровья каждого ребенка.

Ключевые слова. ОВЗ, здоровье, физическая культура, социум, заболевания.


Главным правилом физического воспитания является необходимое условие эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такое развитие всевозможных двигательных навыков и зрительно – моторной координации, служащей основой для развития всех видов детской деятельности, способствует формированию устной и письменной речи и воспитательной деятельности детей. Основная цель проведения уроков физической культуры у детей с ОВЗ – формирование основ базовой культуры личности, комплексное развитие умственных и физических качеств в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

Работа с детьми с ОВЗ опирается на совместную деятельность, стараясь донести до каждого ребенка важные знания, умения и навыки. Только при правильном сотрудничестве учителя и ученика можно добиться нужных результатов. В том числе в работе по сохранению здоровья. Мы не можем улучшить свою наследственность, мы не можем изменить условия окружающей среды своего существования, но образ жизни, который выбирает человек, полностью зависит от него самого.

Рассматривая процесс физического воспитания в классах, где учатся дети с ОВЗ, следует отметить, что его коррекционно – компенсационная сторона, включая процесс физического воспитания, является специфическим направлением в работе с этой категорией учащихся.

Работая с такими детьми наблюдение и практический опыт показывают, что обучающиеся с ОВЗ должны повышать двигательную активность. Корректировка нарушений физического развития, развитие моторных навыков и расширение прав и возможностей таких детей имеют важное значение для подготовки их к жизни.

В работе приходится сталкиваться с различными заболеваниями это могут быть как врожденные (генетические), так и приобретенные с возрастом (травмы, заболевания). Дети с ОВЗ, с которыми лично встречаемся в своей работе могут иметь нарушения зрения, слуха, дефекты речи различной степени, задержка психического развития, дефекты эмоционально – волевой сферы. Иногда данные заболевания могут сочетаться из нескольких.

Инклюзивное образование с каждым годом все больше становится актуальным. Дети с ОВЗ могут испытывать трудности в социуме, им сложно быстро усвоить учебный материал. В работе используется дифференцированный подход с учетом их физических возможностей, а так же к каждому ребенку нужно иметь индивидуальный подход, а к особенным ребятам внимание уделяется особенно много.

Коррекционная работа, заключается в проведении адаптивной физической культуры, представляющая собой систему различных мер, направленных на исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной реабилитации. Здесь эталонными становятся принципы, разработанные Л. С. Выгодским, а также методы подхода к деятельности, деловые игры, коллективный метод обучения, учение о приоритетном развитии высших умственных функций, одновременное развитие всех учащихся, личностно – ориентированное образование.

Такие обучающиеся отличаются от здоровых школьников тем, что наряду с изменениями в функционировании внутренних органов и самочувствии качественно меняется их психическое состояние.

Физическая культура является одним из средств улучшения психического и физического здоровья детей. Целью является: формирование потребностей физических упражнений, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное и умственное развитие.

Поэтому регулярные мероприятия для таких детей имеют жизненно важное значение. В сфере образования детей с ОВЗ особое внимание уделяется: обеспечению физического развития, усвоению правил и норм поведения в различных условиях, а для более физически развитых детей из этой группы – занятиям определенными видами спорта соответствующими физическими и умственным способностям и участию в специальных соревнованиях, например, на школьном уровне, районном или городском.

Поэтому необходимы уроки физкультуры в школе. В работе применяются различные формы обучения – ритмика, подвижные игры, адаптивная физическая культура.

Так же существуют различные методы обучения, основные используемые в работе – метод проблемного обучения, метод творческих заданий, круговые тренировки, игровой метод и др. Обучающиеся готовятся к соревнованиям и даже занимают призовые места.

В свою очередь, процесс физической культуры и обучения должен строиться так, чтобы обучающиеся осмысленно выполняли упражнения, стараясь устно их оговаривать, анализировать, регулировать темп, ритм, координацию движений и другие характеристики. Необходимо сформировать в них методы контроля и самоконтроля движений, использовать мотивационные факторы при достижении цели и целей физического воспитания. Нужно постоянно раскрывать суть и необходимость физической культуры, формировать к ним позитивное отношение.

Таким образом, с помощью физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, а главное - привлечь их к возможным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

Библиографический список

  1. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы / С. М. Бондаренко // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под редакцией Л.Н.Ланды. – М., – 2003, — № 2, – С. 27-39.

  2. Дмитриев А.А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании. – М., Академия, – 2002, – С. 176.

  3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С. П. Евсеев // Советский спорт / Под редакцией С. П. Евсеева. – М. – Том 1, – 2005.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!