СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Детско – юношеский центр»

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

 

 

 

«Физическая культура и спорт в системе дополнительного образования, как социальный феномен общества: сущность, ценности, функции и компоненты»

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Гневашова Ольга Александровна,

методист МБУДО «ДЮЦ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Краснокаменск 2021г.

 

Феномен - необычное явление, редкий факт; то, что трудно постичь.

   В условиях социально - экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни, поэтому развитие физической культуры и спорта - является приоритетным  направлением социальной политики государства.

   Кроме того, в настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально - демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.

   По данным Госкомстата России, естественная убыль населения находится на высоком уровне и составляет - 0,7 млн. человек в год.

   Всем известно, что физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности. Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом.

В современной Концепции развития дополнительного образования (до 2030 г.) сказано, что  физкультурно - спортивная направленность,  прежде всего,  ориентирована на:

- развитие мотивации подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом;

- обновление нормативной правовой базы, включающей гармонизацию законодательства об образовании и законодательства о физической культуре и спорте Российской Федерации;

- использование ресурсов и технологий различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам детей и молодёжи с учётом здоровьесберегающих технологий, в том числе, для обучающихся с ОВЗ;

- обеспечение условий для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры; мотивации вовлечения обучающихся в массовый спорт;

- обновление спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений организаций дополнительного образования;

- обеспечение межведомственного взаимодействия с использованием ресурсов научных, медицинских, культурных, физкультурно - спортивных организаций и прочего.

Все мы знаем, что физическая культура является частью общечелове­ческой культуры, ее особая самостоятельная область. Это специфический процесс и результат человеческой деятельности, сред­ство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах само­выражения личности через социально активную полезную деятель­ность.

Спорт же - это явление культурной жизни. Процесс воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейшая связь межчеловеческих отношений. Ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психичес­ких и нравственных качеств человека.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отды­хом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

К компонентам физической культуры относятся:

Физическое воспитание. Включенное в систему образова­ния и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, характери­зует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разносто­роннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве.

Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, ОГК, ЖЕЛ, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приве­денные выше показатели физического развития.

Процесс физического развития подчиняется также закону возраст­ной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью уп­равления им можно только с учетом особенностей и возможностей ор­ганизма в различные возрастные периоды: становления и роста, наи­высшего развития форм и функций, старения.

Кроме того, физическое развитие связано с законом единства ор­ганизма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов фи­зического воспитания необходимо учитывать влияние указанных за­конов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоро­вье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гар­моничное развитие молодого человека, но и успешность освоения про­фессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельнос­ти, что составляет общее жизненное благополучие.

Оздоровительно - реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций ор­ганизма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечеб­ная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие уп­ражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утом­ление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеничес­кую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упраж­нения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой использу­ются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно - оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние орга­низма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматри­вать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффек­тивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

В качестве средств физической культуры используются:

физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная ги­гиена - распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой дея­тельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспе­чивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

   К компонентам физической культуры и спорта относятся: Мотивационно - ценностный компонент отражает активно положи­тельное эмоциональное отношение к физической культуре, сформиро­ванную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личнос­ти, познавательную и практическую деятельность по овладению цен­ностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют зна­ния. Их можно разделить на теоретические, методические и практи­ческие. Теоретические знания охватывают историю развития физичес­кой культуры, закономерности работы организма человека в двига­тельной деятельности и выполнения двигательных действий, физичес­кого самовоспитания и самосовершенствования. Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как ис­пользовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической куль­туры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то, или иное физическое упражнение, двигатель­ное действие?»

Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно - спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих  интересов, стремлений, переживаний. Обучающийся ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притяза­ний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициати­ву и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

   В нашем учреждении с 2017 года активно развивается физкультурно-спортивное направление деятельности,   способствующее решению многогранных задач, таких как  развитие мотивации подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом; обеспечение условий для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки детей и подростков, проявивших способности в области физической культуры;  использование ресурсов различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам детей и молодёжи с учётом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ОВЗ. Совместно с медицинскими учреждениями города  Учреждение организует   работу по оздоровлению детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так как мониторинг статистических данных  о состоянии  здоровья подрастающего поколения, по-прежнему,   фиксирует большое количество детей, имеющих отклонения в физическом развитии, в Детско-юношеском центре продумана комплексная система оздоровительных,  корригирующих, профилактических  мер, способствующих  укреплению здоровья подрастающего поколения и сохранению ценностей ведения здорового образа жизни: занятия по АФК, лечебный массаж, дыхательная гимнастика, работа с родителями часто болеющих детей и т.д. Ежегодно  Детско-юношеским центром проводятся около 30  спортивных мероприятий с участием не только обучающихся города, но и района (олимпиада по предмету «Физическая культура», Президентские состязания и Президентские спортивные игры, Спартакиада среди детей «От массовости к мастерству», ШБЛ «КЭС - БАСКЕТ» и др.) с охватом более 1500 детей и подростков.

Радует, что в последнее время коллектив нашего учреждения активно участвует в различных мероприятиях данного направления, инициируемых для взрослых, в том числе:

  • мы участвовали  в XIV краевой заочной акции «Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам», в номинации «Физкультурно – оздоровительные технологии», по результатам которой отмечены грамотами и  сертификатами Министерства образования Гневашова О.А., Зубова И.Р., Якутис О.Г., Дмитриева Е.В. 
  • В тот же период осенью 2020 г. О. А. Гневашова выиграла муниципальный грант  на реализацию проекта «Фестиваль дворовых игр», который благополучно реализуется на территории г.Краснокаменк.
  •  Т.О. Волкова – стала грантополучателем за проект  «Чирлидинг для особенных детей».
  •  Запоминающимся событием стало участие коллектива в  онлайн -забеге «Атомные города - 2020», посвященный 75 - летию атомной промышленности, в котором приняли участие 12 человек -  администрация, методисты, педагоги МБУДО «ДЮЦ».
  • На базе центра О.А. Гневашовой  происходит реализация элективного курса «Юный спортивный судья»  для обучающихся из школ города.

В то же время остаются типичные проблемы и задачи, стоящие перед    учреждениями дополнительного образования по профилю деятельности:

  1. нехватка высококвалифицированных кадров в сфере ФКиС;
  2. остается острой проблема подвоза детей из ОУ района для участия в муниципальных соревнованиях;
  3. отсутствие спортивного зала МБУДО ДЮЦ для занятий спортивными играми также отрицательно сказывается на деятельности педагогов ДО.

 

 Задачи данного направления на текущий        период:

  • повысить роль дополнительного образования в условиях  персонифицированного финансирования дополнительного образования;
  • эффективнее использовать новые направления спортивно – оздоровительной деятельности для привлечения детей к дополнительному образованию;
  • апробировать развитие новых форм приобщения детей и подростков  к активному досугу через подбор программно – методического обеспечения, формирование культуры здорового образа жизни и интереса к олимпийскому движению у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско – юношеский центр»






Методическая разработка






«Физическая культура и спорт в системе дополнительного образования, как социальный феномен общества: сущность, ценности, функции и компоненты»







Разработчик:

Гневашова Ольга Александровна,

методист МБУДО «ДЮЦ»















г. Краснокаменск 2021г.


Феномен - необычное явление, редкий факт; то, что трудно постичь.

В условиях социально - экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни, поэтому развитие физической культуры и спорта - является приоритетным направлением социальной политики государства.

Кроме того, в настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально - демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.

По данным Госкомстата России, естественная убыль населения находится на высоком уровне и составляет - 0,7 млн. человек в год.

Всем известно, что физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности. Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом.

В современной Концепции развития дополнительного образования (до 2030 г.) сказано, что физкультурно - спортивная направленность, прежде всего, ориентирована на:

- развитие мотивации подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом;

- обновление нормативной правовой базы, включающей гармонизацию законодательства об образовании и законодательства о физической культуре и спорте Российской Федерации;

- использование ресурсов и технологий различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам детей и молодёжи с учётом здоровьесберегающих технологий, в том числе, для обучающихся с ОВЗ;

- обеспечение условий для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры; мотивации вовлечения обучающихся в массовый спорт;

- обновление спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений организаций дополнительного образования;

- обеспечение межведомственного взаимодействия с использованием ресурсов научных, медицинских, культурных, физкультурно - спортивных организаций и прочего.

Все мы знаем, что физическая культура является частью общечелове­ческой культуры, ее особая самостоятельная область. Это специфический процесс и результат человеческой деятельности, сред­ство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах само­выражения личности через социально активную полезную деятель­ность.

Спорт же - это явление культурной жизни. Процесс воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейшая связь межчеловеческих отношений. Ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психичес­ких и нравственных качеств человека.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отды­хом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

К компонентам физической культуры относятся:

Физическое воспитание. Включенное в систему образова­ния и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, характери­зует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разносто­роннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве.

Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, ОГК, ЖЕЛ, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приве­денные выше показатели физического развития.

Процесс физического развития подчиняется также закону возраст­ной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью уп­равления им можно только с учетом особенностей и возможностей ор­ганизма в различные возрастные периоды: становления и роста, наи­высшего развития форм и функций, старения.

Кроме того, физическое развитие связано с законом единства ор­ганизма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов фи­зического воспитания необходимо учитывать влияние указанных за­конов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоро­вье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гар­моничное развитие молодого человека, но и успешность освоения про­фессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельнос­ти, что составляет общее жизненное благополучие.

Оздоровительно - реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций ор­ганизма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечеб­ная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие уп­ражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утом­ление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеничес­кую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упраж­нения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой использу­ются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно - оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние орга­низма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматри­вать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффек­тивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

В качестве средств физической культуры используются:

физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная ги­гиена - распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой дея­тельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспе­чивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

К компонентам физической культуры и спорта относятся: Мотивационно - ценностный компонент отражает активно положи­тельное эмоциональное отношение к физической культуре, сформиро­ванную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личнос­ти, познавательную и практическую деятельность по овладению цен­ностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют зна­ния. Их можно разделить на теоретические, методические и практи­ческие. Теоретические знания охватывают историю развития физичес­кой культуры, закономерности работы организма человека в двига­тельной деятельности и выполнения двигательных действий, физичес­кого самовоспитания и самосовершенствования. Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как ис­пользовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической куль­туры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то, или иное физическое упражнение, двигатель­ное действие?»

Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно - спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Обучающийся ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притяза­ний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициати­ву и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

В нашем учреждении с 2017 года активно развивается физкультурно-спортивное направление деятельности, способствующее решению многогранных задач, таких как развитие мотивации подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом; обеспечение условий для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки детей и подростков, проявивших способности в области физической культуры; использование ресурсов различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам детей и молодёжи с учётом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ОВЗ. Совместно с медицинскими учреждениями города Учреждение организует работу по оздоровлению детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так как мониторинг статистических данных о состоянии здоровья подрастающего поколения, по-прежнему, фиксирует большое количество детей, имеющих отклонения в физическом развитии, в Детско-юношеском центре продумана комплексная система оздоровительных, корригирующих, профилактических мер, способствующих укреплению здоровья подрастающего поколения и сохранению ценностей ведения здорового образа жизни: занятия по АФК, лечебный массаж, дыхательная гимнастика, работа с родителями часто болеющих детей и т.д. Ежегодно Детско-юношеским центром проводятся около 30 спортивных мероприятий с участием не только обучающихся города, но и района (олимпиада по предмету «Физическая культура», Президентские состязания и Президентские спортивные игры, Спартакиада среди детей «От массовости к мастерству», ШБЛ «КЭС - БАСКЕТ» и др.) с охватом более 1500 детей и подростков.

Радует, что в последнее время коллектив нашего учреждения активно участвует в различных мероприятиях данного направления, инициируемых для взрослых, в том числе:

  • мы участвовали в XIV краевой заочной акции «Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам», в номинации «Физкультурно – оздоровительные технологии», по результатам которой отмечены грамотами и сертификатами Министерства образования Гневашова О.А., Зубова И.Р., Якутис О.Г., Дмитриева Е.В.

  • В тот же период осенью 2020 г. О. А. Гневашова выиграла муниципальный грант на реализацию проекта «Фестиваль дворовых игр», который благополучно реализуется на территории г.Краснокаменк.

  • Т.О. Волкова – стала грантополучателем за проект «Чирлидинг для особенных детей».

  • Запоминающимся событием стало участие коллектива в онлайн -забеге «Атомные города - 2020», посвященный 75 - летию атомной промышленности, в котором приняли участие 12 человек - администрация, методисты, педагоги МБУДО «ДЮЦ».

  • На базе центра О.А. Гневашовой происходит реализация элективного курса «Юный спортивный судья» для обучающихся из школ города.

В то же время остаются типичные проблемы и задачи, стоящие перед учреждениями дополнительного образования по профилю деятельности:

  1. нехватка высококвалифицированных кадров в сфере ФКиС;

  2. остается острой проблема подвоза детей из ОУ района для участия в муниципальных соревнованиях;

  3. отсутствие спортивного зала МБУДО ДЮЦ для занятий спортивными играми также отрицательно сказывается на деятельности педагогов ДО.


Задачи данного направления на текущий период:

  • повысить роль дополнительного образования в условиях персонифицированного финансирования дополнительного образования;

  • эффективнее использовать новые направления спортивно – оздоровительной деятельности для привлечения детей к дополнительному образованию;

  • апробировать развитие новых форм приобщения детей и подростков к активному досугу через подбор программно – методического обеспечения, формирование культуры здорового образа жизни и интереса к олимпийскому движению у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей