Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско – юношеский центр»
Методическая разработка
«Физическая культура и спорт в системе дополнительного образования, как социальный феномен общества: сущность, ценности, функции и компоненты»
Разработчик:
Гневашова Ольга Александровна,
методист МБУДО «ДЮЦ»
г. Краснокаменск 2021г.
Феномен - необычное явление, редкий факт; то, что трудно постичь.
В условиях социально - экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни, поэтому развитие физической культуры и спорта - является приоритетным направлением социальной политики государства.
Кроме того, в настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально - демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.
По данным Госкомстата России, естественная убыль населения находится на высоком уровне и составляет - 0,7 млн. человек в год.
Всем известно, что физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности. Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом.
В современной Концепции развития дополнительного образования (до 2030 г.) сказано, что физкультурно - спортивная направленность, прежде всего, ориентирована на:
- развитие мотивации подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- обновление нормативной правовой базы, включающей гармонизацию законодательства об образовании и законодательства о физической культуре и спорте Российской Федерации;
- использование ресурсов и технологий различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам детей и молодёжи с учётом здоровьесберегающих технологий, в том числе, для обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение условий для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры; мотивации вовлечения обучающихся в массовый спорт;
- обновление спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений организаций дополнительного образования;
- обеспечение межведомственного взаимодействия с использованием ресурсов научных, медицинских, культурных, физкультурно - спортивных организаций и прочего.
Все мы знаем, что физическая культура является частью общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Спорт же - это явление культурной жизни. Процесс воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейшая связь межчеловеческих отношений. Ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
К компонентам физической культуры относятся:
Физическое воспитание. Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, характеризует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве.
Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, ОГК, ЖЕЛ, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).
Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения.
Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.
Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.
Оздоровительно - реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно - оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.
В качестве средств физической культуры используются:
физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена - распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
К компонентам физической культуры и спорта относятся: Мотивационно - ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.
Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то, или иное физическое упражнение, двигательное действие?»
Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно - спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Обучающийся ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.
В нашем учреждении с 2017 года активно развивается физкультурно-спортивное направление деятельности, способствующее решению многогранных задач, таких как развитие мотивации подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом; обеспечение условий для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки детей и подростков, проявивших способности в области физической культуры; использование ресурсов различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам детей и молодёжи с учётом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ОВЗ. Совместно с медицинскими учреждениями города Учреждение организует работу по оздоровлению детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так как мониторинг статистических данных о состоянии здоровья подрастающего поколения, по-прежнему, фиксирует большое количество детей, имеющих отклонения в физическом развитии, в Детско-юношеском центре продумана комплексная система оздоровительных, корригирующих, профилактических мер, способствующих укреплению здоровья подрастающего поколения и сохранению ценностей ведения здорового образа жизни: занятия по АФК, лечебный массаж, дыхательная гимнастика, работа с родителями часто болеющих детей и т.д. Ежегодно Детско-юношеским центром проводятся около 30 спортивных мероприятий с участием не только обучающихся города, но и района (олимпиада по предмету «Физическая культура», Президентские состязания и Президентские спортивные игры, Спартакиада среди детей «От массовости к мастерству», ШБЛ «КЭС - БАСКЕТ» и др.) с охватом более 1500 детей и подростков.
Радует, что в последнее время коллектив нашего учреждения активно участвует в различных мероприятиях данного направления, инициируемых для взрослых, в том числе:
мы участвовали в XIV краевой заочной акции «Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам», в номинации «Физкультурно – оздоровительные технологии», по результатам которой отмечены грамотами и сертификатами Министерства образования Гневашова О.А., Зубова И.Р., Якутис О.Г., Дмитриева Е.В.
В тот же период осенью 2020 г. О. А. Гневашова выиграла муниципальный грант на реализацию проекта «Фестиваль дворовых игр», который благополучно реализуется на территории г.Краснокаменк.
Т.О. Волкова – стала грантополучателем за проект «Чирлидинг для особенных детей».
Запоминающимся событием стало участие коллектива в онлайн -забеге «Атомные города - 2020», посвященный 75 - летию атомной промышленности, в котором приняли участие 12 человек - администрация, методисты, педагоги МБУДО «ДЮЦ».
На базе центра О.А. Гневашовой происходит реализация элективного курса «Юный спортивный судья» для обучающихся из школ города.
В то же время остаются типичные проблемы и задачи, стоящие перед учреждениями дополнительного образования по профилю деятельности:
нехватка высококвалифицированных кадров в сфере ФКиС;
остается острой проблема подвоза детей из ОУ района для участия в муниципальных соревнованиях;
отсутствие спортивного зала МБУДО ДЮЦ для занятий спортивными играми также отрицательно сказывается на деятельности педагогов ДО.
Задачи данного направления на текущий период:
повысить роль дополнительного образования в условиях персонифицированного финансирования дополнительного образования;
эффективнее использовать новые направления спортивно – оздоровительной деятельности для привлечения детей к дополнительному образованию;
апробировать развитие новых форм приобщения детей и подростков к активному досугу через подбор программно – методического обеспечения, формирование культуры здорового образа жизни и интереса к олимпийскому движению у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.