СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: Игры на переменах «Учусь играя»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования и развития ключевых метапредметных компетенций у, в т.ч. читательской грамотности обучающихся 5-9 классов. В основе разработки система интегрированных уроков русского языка, литературы и других тематически, проблемно связанных учебных дисциплин, содержание которых согласуется с обновленным в 2021 году ФГОС ООО. Методическая разработка может быть полезна учителям русского языка литературы, смежных по проблематике сообщения нового знания школьных дисциплин для организации познавательной деятельности обучающихся 5 – 9 классов на основе межпредметных связей как в урочной, так и во внеурочной деятельностиДанная методическая разработка посвящена проблеме формирования и развития ключевых метапредметных компетенций у, в т.ч. читательской грамотности обучающихся 5-9 классов. В основе разработки система интегрированных уроков русского языка, литературы и других тематически, проблемно связанных учебных дисциплин, содержание которых согласуется с обновленным в 2021 году ФГОС ООО. Методическая разработка может быть полезна учителям русского языка литературы, смежных по проблематике сообщения нового знания школьных дисциплин для организации познавательной деятельности обучающихся 5 – 9 классов на основе межпредметных связей как в урочной, так и во внеурочной деятельностиДанная методическая разработка посвящена проблеме формирования и развития ключевых метапредметных компетенций у, в т.ч. читательской грамотности обучающихся 5-9 классов. В основе разработки система интегрированных уроков русского языка, литературы и других тематически, проблемно связанных учебных дисциплин, содержание которых согласуется с обновленным в 2021 году ФГОС ООО. Методическая разработка может быть полезна учителям русского языка литературы, смежных по проблематике сообщения нового знания школьных дисциплин для организации познавательной деятельности обучающихся 5 – 9 классов на основе межпредметных связей как в урочной, так и во внеурочной деятельностиДанная методическая разработка посвящена проблеме формирования и развития ключевых метапредметных компетенций у, в т.ч. читательской грамотности обучающихся 5-9 классов. В основе разработки система интегрированных уроков русского языка, литературы и других тематически, проблемно связанных учебных дисциплин, содержание которых согласуется с обновленным в 2021 году ФГОС ООО. Методическая разработка может быть полезна учителям русского языка литературы, смежных по проблематике сообщения нового знания школьных дисциплин для организации познавательной деятельности обучающихся 5 – 9 классов на основе межпредметных связей как в урочной, так и во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: Игры на переменах «Учусь играя»»

Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования и развития ключевых метапредметных компетенций у, в т.ч. читательской грамотности обучающихся 5-9 классов. В основе разработки система интегрированных уроков русского языка, литературы и других тематически, проблемно связанных учебных дисциплин, содержание которых согласуется с обновленным в 2021 году ФГОС ООО. Методическая разработка может быть полезна учителям русского языка литературы, смежных по проблематике сообщения нового знания школьных дисциплин для организации познавательной деятельности обучающихся 5 – 9 классов на основе межпредметных связей как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Содержание

Введение 4 стр.

Глава 1. Интегрированный урок как дидактическая единица формирования читательской грамотности учащихся 7стр.

    1. Интегрированный урок как форма реализации

проектов государственного уровня 7стр.

    1. Место интегрированных уроков в учебной

программе. Проектирование интегрированных уроков 9стр.


Глава 2. Задания для формирования читательской

грамотности на основе межпредметных связей 15стр.


Список литературы 18стр.

Приложение. Диагностика эффективности применения технологии интегрированного обучения 19стр.

Введение

Данная методическая разработка предлагает опыт проведения системы интегрированных уроков на основе реализации межпредметных связей в соответствии с Федеральным законом №272-ФЗ «Об образовании в РФ»; в рамках реализации Концепции школьного филологического образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализации Федеральной программы основного общего образования, в том числе программы развития универсальных учебных действий (программы формирования общеучебных действий и навыков) при получении основного общего образования.

В основе методической разработки – требования к результатам основного общего образования, представленные в обновленном ФГОС ООО ("Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". Приказ Министерства просвещения РФ № 287 от 31.05.2021).

Интегрированные уроки разработаны в соответствии с Программами по русскому языку, литературе и другим учебным дисциплинам (биологии, физики, изобразительного искусства, музыки).

Методологическим обоснованием для предложения широкой практике данного опыта деятельности является важность реализации системно-деятельностного подхода, позволяющего формировать в урочной и внеурочной деятельности комплекс результатов – личностных, предметных, ключевых метапредметных компетенций обучающихся.

В работе дано описание методов и приёмов формирования комплексных результатов обучающихся 5-9 классов, формирующихся на интегрированном уроке за счет реализации технологии реализации межпредметных связей разных школьных дисциплин: «Русский язык»,

«Литература», «Биология», «Музыка» и др.

При конструировании интегрированного урока учтены и обосновываются дидактические принципы формирования у обучающихся основной школы целостного представления об окружающем мире за счет основных навыков:

- познавательной деятельности: базовые логические, базовые исследовательские, навыки работы с информацией и др.;

- читательских умений обучающихся (базовый компонент функциональной грамотности): выделять главную мысль всего текста, микротемы его частей; понимать информацию текста; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели ее использования в качестве аргументации установленных положений; использовать информацию текста в заданной ситуации выполнения новых задач; критически оценивать информацию текста в фокусе ее достоверности;

Чтение и интерпретация текста, а также создание собственных высказываний – основной вид деятельности на интегрированном уроке.

Именно поэтому основным методическим акцентом, представленным в разработке, является описание ключевого вида деятельности обучающихся– многоаспектная работы с текстом (художественным, научным, публицистическим, научно-публицистическим).

Представленный в разработке комплекс задач и заданий согласуется с основными показателями сформированности читательской грамотности обучающихся: умением школьников ориентироваться в текстовой информации и составлять собственные высказывания, умением находить решение поставленных перед ними учебных и практических задач.

Формирование целостной картины мира становится возможным за счет сопряжения при конструировании интегрированного урока содержания программы воспитательной работы в соответствии со следующими направлениями: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, физическое воспитании, формирование культуры здорового образа жизни, эмоциональное благополучие.

Согласно Примерной программе воспитания в системе предлагаемых интегрированных уроках решается задача формирования главных ценностей у современного школьника, – ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. С учетом этого методологического контекста в разработке представлены элементы решения воспитательных задач на основе метапредметнх связей разных школьных дисциплин.

Цель данной работы – дать методическое обоснование применения технологии реализации межпредметных связей в системе интегрированных уроков как важной дидактической единицы реализации обновленных Федеральных образовательных стандартов для формирования комплексного результата обучающихся основной школы.

Для достижения цели мы ставили пред собой следующие задачи:

  • проанализировать возможности и перспективу применения технологии интегрированного обучения в 5 – 9 классах на уроках русского языка, литературы посредством связей с другими предметными областями: биологией, музыкой, изобразительным искусством, физикой (приведен анализ Примерных образовательных программ по указанным учебным предметам);

  • представить систему интегрированных уроков в 5 – 9 классах;

  • обосновать систему учебных и практических заданий, направленных на формирование комплексного результата обучающихся;

  • провести диагностику эффективности применения технологии реализации межпредметных связей на интегрированном уроке в аспекте формирования комплексного результатов обучающихся, в т.ч. навыков познавательной деятельности и читательских умений.

Данная методическая разработка была апробирована при составлении Учебной программы интегрированного курса «Как я познаю мир» [1,

с.91,98], а также при разработке методических материалов по модернизации образовательной системы и управлению качеством образования (академическая площадка АСОУ «Модель интегрированного урока в системе развития целостной картины мира школьника на этапе начального общего и основного общего образования», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Сергиева Посада, научный руководитель доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, к.пед.н., доцент Трунцева Т.Н.).

Целесообразность и эффективность использования представленного опыта организации интегрированных уроков на основе реализации межпредметных связей подтверждается результатами проведения в 2020- 2022 гг. ВПР и РДР: подтвержден средний и высокий уровень читательской грамотности обучающихся основной школы (215 обучающихся).

Опыт работы над материалами данной методической разработки

отражён в публикациях:
  • Романова В. Н. Интеграция уроков русского языка и литературы как реализация системно-деятельностного подхода в обучении// Филологическое образование в современной школе и новые стандарты обучения. М., 2014;

  • Романова В.Н. Анализ и интерпретация художественного текста в системе интегрированных уроков литературы и искусства, а также дисциплин естественно-научного цикла// Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - №4, 2015. – С.1234 - 1237;

  • Романова В.Н. Интегрированный урок в системе развития ключевых компетенций учащихся 6 – 7 классов (при подготовке к аттестации по литературе) // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - №2, 2016;

  • Трунцева Т.Н., Романова В.Н. Интегрированный урок в системе формирования целостной картины мира школьника // Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2017;

  • Романова В.Н. Авторские методики реализации межпредметных связей в системе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку// Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно- практических конференций. - №2, 2018;

  • Романова В.Н. Развитие речи обучающихся с применением возможностей цифровой образовательной среды: от теории к практике //XIII Международ. науч.-практич. конф.научной школы Управления образовательными системами», 23 января – 1февраля 2021 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 2. – С.489-492;

  • Романова В.Н. Формирование навыков выразительного чтения: от термина к организации учебно-познавательной деятельности // XIV Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения», г. Москва, 22-25 января 2022 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – Москва: Изд-во НШУОС, МАНПО, «5 за знания», 2022. – С.477 – 482;

  • Романова В.Н. Комплекс заданий для формирования читательской грамотности на основе межпредметных связей // XV Международ. науч.- практич. конф. «Шамовские чтения», г. Москва, 21-25 января 2023 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Изд-во НШУОС, МАНПО, «5 за знания», 2023. – С.490 – 495.


Глава 1. Формирование читательской грамотности обучающихся на интегрированном уроке


    1. Интегрированный урок как дидактическая единица формирования читательской грамотности учащихся

Закон «Об образовании» ориентирует педагогическую общественность на необходимость достижения поставленных федеральными образовательными стандартами задач. В рамках государственных проектов, направленных на повышение качества образования в Российской Федерации, был издан Приказ №590/219 от 06.05.19. «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся». Связанный в этом проблемном поле мониторинг качества образования установил вектор на формированность у обучающихся предметных умений и функциональной грамотности. Таким образом, функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества образования.

Функциональная грамотность – категория, имеющая составное содержание. Она включает в себя: математическую, финансовую, естественнонаучную, читательскую грамотность, глобальные компетенции. Обновленные ФГОС определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Другими словами, функциональная грамотность должна восприниматься сегодня как способность человека к актуализации комплекса базовых знаний- умений-навыков для установления комплекса запрашиваемых, востребованных к реализации знаний-умений-навыков [2, с.3-9].

Таким образом, согласно установленным требованиям, в ходе учебно- познавательной деятельности на уроке ученики должны прийти к пониманию того, что изучаемые в школе предметы являются основой выбора их будущей профессии и определения места в жизни общества.

В основе читательской грамотности как компонента функциональной грамотности – умение читать, реализуемое в контексте выполнения важных предметных и метапредметных задач урока. Читательская грамотность на уроке на основе межпредметных связей может быть интерпретирована как умение извлекать «живой смысл из мертвой буквы» (К. Д. Ушинский). Усилим акценты: читательская грамотность – направленное действие,

порождающее способность к выбору актуального круга чтения и приемов, способствующих пониманию прочитанного [5, с.71; 6, с.22].

Для решения проблемы успешного развития целостной картины мира школьников, обозначенной в Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации [6, с.1-5], в Программе отражены направления образовательной деятельности, среди которых:

  • изучение учебного материала;

  • формирование внутрипредметных связей предмета «Литература»,

«Русский язык»; «История», «Обществознание» и др.

  • формирование условий для реализации парадигмы учебных предметов на основе межпредметных связей литературы с русским языком, МХК, историей и др.);

  • усиление компонента, направленного на формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно воспринимать тексты разных типов и стилей речи [4, c.141].

В основе системы интегрированных уроков тематическая и проблемная интеграция: разные учебные предметы раскрывают одну тему («Я и мир»); сопряженные учебные предметы способствуют решению комплексной проблемы (Каким я вижу мир? Каково мое место в этом мире? Каково мое назначение в этом мире?)

Тематико-проблемная интеграция становится условием:

      • мотивации и актуализации учебно-познавательной деятельности учащихся;

      • реализации образовательного, развивающего и познавательного аспектов цели обучения;

      • умения формулировать общий вывод на основе изучения различных предметов, углубления уже имевшихся знаний;

      • развития творческого мышления обучающихся,

      • применения полученных знаний ситуационно, в реальных условиях;

      • воспитания культуры, формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к людям, природе – миру в целом.

В практической деятельности на уроке, построенном с учетом возможностей межпредметной интеграции, предполагается развитие универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Это является основой для формирования функциональной грамотности.


    1. Место интегрированных уроков в учебной программе. Проектирование интегрированных уроков

При планировании системы интегрированных уроков важно изучить Примерные программы по предметам, а также Программу по формированию УУД. Виды универсальных учебных действий соотносятся с личностными и предметными планируемыми результатами:

Планируемые

результаты







Универсальные учебные

действия (УУД)

Личностные

Личностные

Метапредметные

Регулятивные

Предметные

Познавательные


Коммуникативные


Эффективное освоений универсальных учебных действий обеспечивается:

  • построением единого образовательного пространства, обеспечивающего включение обучающихся в различные виды деятельности,

  • единством содержания учебных предметов,

  • реализацией единых подходов к реализации учебной и проектной деятельности.

Эти условия являются основополагающими и для формирования функциональной грамотности обучающихся.


Порядок работы при планировании системы интегрированных уроков.


Учебные предметы для интеграции, темы уроков

Тема интегрированного урока, основание для

интеграции

Планируемые комплексные результаты

Предметные результаты

Метапредметные и личностные

результаты

5 класс

1) литература: «В.П.

Природа и человек

Литература:

- умение

Астафьев «Васюткино

(умение

умение

самостоятельно

озеро». Природа и человек

ориентироваться на

анализировать

определить цель

в рассказе»

местности)

художественное

исследовательской

2) география:


произведение,

работы,

«Ориентирование на


пересказывать

- умение выявлять

местности»


важные для

дефициты



аргументации

информации для



своего мнения

решения



эпизоды

поставленной



География: умение

учебной задачи;



определять стороны

- умение работать в



света на основе

группе



наблюдений за

- проявление



природой, умение

интереса к познанию



строить маршрут

родного края;



движения в

- готовность



соответствии с

оценивать своё



анализом местности

поведение и




поступки, а также




поведение и поступки




других людей;




- осознание ценности




жизни с опорой на




собственный жизненный и читательский опыт;

- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира

6 класс

1) литература: «Лирика С.

Пейзаж в литературе

Литература:

- умение

Есенина». «Пейзажные

и живописи (роль

определение

самостоятельно

образы в поэтическом

пейзажа в разных

особенностей

определить цель

тексте».

видах искусства: в

пейзажной лирики

исследовательской

2) изобразительное

литературе и

С.Есенина;

работы, определить

искусство: «Природа и

живописи)

осознание роли

способы действий

художник». «Пейзаж в


пейзажа в

для достижения цели;

русской живописи»


художественной

- умение работать в



литературе

группе



ИЗО: создание

- осознание роли



иллюстраций -

родной природы в



пейзажных

жизни каждого



зарисовок,

человека;



обоснование выбора

- осознание



образов

взаимосвязи разных




областей научных




знаний

  1. литература: «А.Грин.

«Алые паруса»: Ассоль и Грей».

  1. изобразительное искусство: «Роль цвета в портрете».

Портрет как средство характеристики героя (роль портретных характеристик в разных областях искусства: в

литературе и живописи)

Литература: умение характеризовать человека, ориентируясь на детали портрета.

ИЗО: умение определять роль и место портрета в искусстве, создавать портретные зарисовки- иллюстрации

  • умение определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение;


  • умение создавать устные тексты для решения учебной задачи;


  • планировать деятельность,




- определять способы достижения цели;




- высказывать отношение к позиции одноклассников




- воспитание чувства гордости за свою страну;




- формирование уважительного и




доброжелательного отношения к другому человеку;


  • формирование коммуникативной компетентности в

общении со сверстниками;


  • формирование целостного мировоззрения

  1. литература (Знакомство с «Повестями Белкина».

«Метель»)

  1. музыка (Г.Свиридов

«Метель»)

«Судьбу метелью назову».

Нравственные уроки новеллы А.Пушкина

«Метель» (музыкальная иллюстрация к художественному произведению – основа для

интеграции)

По литературе: осознание нравственных уроков новеллы; определение роли образа метели.

По музыке: умение осознанно слушать музыку, проводить анализ и синтез музыкальных и литературных образов.

  • умение определять цель и находить способы для её достижения, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение;


  • умение анализировать и создавать тексты разных стилей,

  • осознание роди музыки для

характеристики художественного образа;

  • владение навыками исследовательской деятельности

  • осознание себя гражданином своей страны,


  • развитие морального сознания в решении моральных проблем на основе личностного выбора ,

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения

  1. русский язык (Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи)

  2. литература (А.Платонов

«Прекрасное вокруг нас» (общее понятие

– цветок/ цветковое растение, художественное

По русскому языку: умение составлять текст-описание цветка с помощью

прилагательных, в

- умение определять цель и находить способы для её достижения,

участвовать в диалоге

«Неизвестный цветок»)

3) биология (Рост и развитие растений)

произведение как иллюстрация биологического явления)

том числе и эпитетов.

По литературе: умение характеризовать цветок, способный выжить, несмотря на суровые условия По биологии: умение характеризовать части цветкового растения, процессы, связанные с ростом и размножением растений.

с учителем, с одноклассниками, в группе,


  • умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы,


  • осознание роли человека для сохранения природы;


  • умение анализировать и создавать собственные тексты художественного и научного стиля,


  • приобретение навыков исследовательской и проектной деятельности

  • воспитание любви и уважения к Родине,


  • формирование целостного мировоззрения,


  • формирование основ экологической культуры;


  • формирование коммуникативной компетентности в

общении со сверстниками

7 класс

  1. литература (Ф.Абрамов

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа)

  1. биология

(Происхождение и разнообразие млекопитающих)

«Едины Божие создания…» (совпадение при изучении – роль животных в жизни человека)

По литературе: умение формулировать проблему текста на основе анализа, осознание ответственности за всё живое.

По биологии: знание о роли

  • умение определять цель и находить способы для её достижения, участвовать в диалоге с учителем, с одноклассниками,


  • умение работать с текстами разных



лошади в жизни человека

стилей -источниками информации для ответов на вопросы урока,


- умение создавать развёрнутое речевое высказывание


- проявление интереса к истории своей страны;


- формирование коммуникативной компетентности в

общении со сверстниками;


- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм

  1. литература (Е.Носов

«Живое пламя»)

  1. изобразительное искусство (Текст и изображение)

«Цветы из

негасимого огня». Искусство иллюстрации (общее при изучении – текст и создание

иллюстрации к тексту)

По литературе: определение идейного замысла рассказа, осознание нравственных уроков

По ИЗО: создание иллюстрации к тексту

  • осознание взаимосвязи текста художественного произведения и иллюстраций как произведений изобразительного искусства (взаимосвязь образа слова и художественного образа иллюстрации);

  • развитие чувства прекрасного, наблюдательности и творческих способностей учащихся;

-умение ставить цель работы, выбирать способы решения задач, работать в группах;

  • владение навыками




исследовательской

деятельности

  • уважение к историческому наследию, памятникам,

  • умение ориентироваться на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

- формирование целостного

мировоззрения

8класс

  1. русский язык (Способы передачи чужой речи)

  2. родная литература

(А.Платонов

«Возвращение»)

  1. биология (Виды речи)

«Наш дар бесценный

– речь» (общее при изучении – характеристика видов речи)

Русский язык: умение правильно оформлять прямую и косвенную речь.

Литература: умение характеризовать героев, опираясь на особенности их речи.

По биологии: умение различать виды речи

  • умение определять цели и способы решения задач на уроке,

  • умение работать в группе,

  • умение, анализируя тексты разных стилей, выявлять информацию, необходимую для решения поставленных задач,

  • владение навыками исследовательской деятельности,

  • осознание взаимосвязи внутренней и внешней речи




- формирование целостного мировоззрения,




  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

  • ценностное отношение к родному языку, культуре, к историческому

наследию;




- овладение языковой и читательской культурой как средством познания

мира



Безусловно, анализ содержания учебных программ позволяет выявить общие категории для интеграции. В современных условиях формирования читательской грамотности обучающихся учителю важно ориентироваться на тексты различных стилей, при этом обращать внимание на единство образовательного пространства: предмет исследования не должен быть оторван от реальности, а наоборот, должен ориентировать обучающихся на актуальные в современном мире вопросы и проблемы.



Глава 2. Задания для формирования читательской грамотности на основе межпредметных связей

В основе конструирования интегрированного урока – задания, в основе которых смысловой, стилистический анализ по текстам разных функциональных стилей речи. В результате выполнения аналитических заданий у учащихся формируется ценностное отношение к родному слову, самому по себе являющемуся ценностью и обладающему большим потенциалом формирования ценностного отношения к общечеловеческим, в т.ч. национальным, категориям: «Родина», «человек», «семья», «дружбе»,

«сотрудничество», «природа», «знание», «здоровье», «труд», «культура»,

«красота» и др. [8, с.256] Для осознания учеником ценностного отношения к обозначенным выше ориентирам необходимы дидактические условия – оптимальная организация учебной деятельности учащихся. И это может быть не только сам интегрированный урок, но и один этап урока, предполагающий создание условий для реализации поставленных задач посредством выполнения заданий по тексту, составленных на основе интеграции учебных дисциплин.

К примеру, при изучении повести А.Платонова «Возвращение» в 8 классе разработана система заданий на основе интеграции учебных предметов «Литература», «Биология», «Русский язык».

Обратимся к примеру заданий по данному материалу[5, с.492-494].

Текст 1

Главное отличие человека от других существ — это сознание и владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни. В головном мозге каждого человека имеются речевые центры. Но на каком языке заговорит человек, зависит не от головного мозга, а от окружающей его языковой среды. На каком языке его научат говорить, таким он и будет пользоваться.

Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы.

Речь, труд и общение во многом изменили и самого человека, содействовали развитию его сознания. Параллельно с развитием внешней речи у каждого человека формируется и внутренняя речь. Она позволяет нам мысленно представить, что мы собираемся сделать, отобрать наилучший вариант, осуществить выбор, короче, действовать сознательно. Именно эти осознанные действия, обдуманные человеком, а не условные и безусловные рефлексы определяют его поведение. (§55. «Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы». Учебник биологии. 8 класс)

Текст 2

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, а монолог – речь одного лица. Эпилог – заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о дальнейшей судьбе героев; пролог – вводная часть, подготавливающая к последующему развёртыванию сюжета. (Упражнение 472. Учебник русского языка. 8 класс)

Текст 3

  • Что ж у тебя мало вещей — одна сумка?

  • Мне больше не нужно.

  • А у кого сундук, тому воевать тяжело? — спросил сын.

  • Тому тяжело, — согласился отец. — С одной сумкой легче. Сундуков там ни у кого не бывает.

  • А я думал — бывает. Я бы в сундуке берег свое добро — в сумке сломается и помнется. (А.Платонов. «Возвращение»)

Текст 4

«Никак не угомонятся, — думал Петрушка на печи, — помирились, и ладно; матери на работу надо рано вставать, а она все гуляет — обрадовалась не вовремя, перестала плакать-то».

Предлагаемые задания:

  1. Опираясь на признаки функциональных стилей речи, определите стиль текстов, аргументируйте ответ.

  2. Установите, что объединяет предложенные для анализа тексты? (В текстах научного стиля представлена информация о речи, в текстах художественного стиля иллюстрации видов речи)


  3. Опираясь на информацию, содержащуюся в текстах, заполните схему:


  1. Отметьте, какие виды речи проиллюстрированы художественными текстами (текст 3 – диалог, текст 4 – внутренняя речь)

  2. Найдите в тексте 1 информацию о том, каковы функции речи.

  3. Характеризует ли человека его речь? Проанализируйте текст 3 и расскажите о героях, опираясь на особенности их речи. (Иванов представляется настоящим солдатом, человеком, который готов жизнь отдать в

бою за Родину. Ему не нужны вещи, т.к. живут на фронте одним днем, одним мгновением, не задумываясь над тем, какие у них есть вещи, сбережения, их мысли – о тех любимых, дорогих сердцу людях, которые остались дома, всё их богатство всегда с ними в душе! Петр же, рано повзрослев, занимаясь хозяйством, думает о том, как бы сохранить хоть то немногое, что еще остается у них, как бы не потерять ничего, что может пригодиться)

  1. Проанализируйте текст 4 и расскажите о характере героя, опираясь на особенности его внутренней речи. (Петр заботливый сын, переживающий за мать, которой приходится трудиться на тяжелой работе)

  2. Речь обладает и определенными свойствами. Заполните таблицу, анализируя отрывки из произведения А.Платонова:

Свойства речи

Литературный пример


— Только по тебе мы сильно скучали, и страшно

было…


  • Где работаешь? — не понял Иванов.

  • На кирпичном заводе, на прессу.


  1. А тебе какое дело — чего мне надо? —

отозвался отец. — Ишь ты, сержант какой?

  1. Ты что, Настенька моя?


—А вам ничего не жалко, — равнодушно сказал Петрушка. — А я хочу, чтоб вам больше досталось.

Отец и мать поглядели друг на друга и содрогнулись от слов сына.


(Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, воздейственность)

  1. Подумайте, почему И.Бунин назвал речь «бесценным даром»? Напишите рассуждение, приведите в качестве аргументов примеры из текста А.Платонова и из своего жизненного опыта.

Методический комментарий: данный комплекс заданий помогает учащимся осознать важность осмысленного чтения текста любого стиля, при этом учитывается тесная взаимосвязь учебных дисциплин. Ребятам предлагается не только односложно ответить на вопросы, но и доказать свою позицию, Это важно при обучении составлению текстов рассуждений: отрабатывается умение доказать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу речи, умение анализировать тексты разных стилей речи. Так, опираясь на ресурсы различных учебных предметов, мы можем развивать читательскую грамотность обучающихся. На основании выполнения таких заданий может быть установлена степень овладения обучающимися базовым компонентом функциональной грамотности личности – читательской грамотностью.

Список литературы
    1. Трунцева Т.Н. Гносеологическое моделирование школьниками картины мира в системе развития текстовой и речевой компетенций на уроках русского языка и литературы: 5 – 9 классы.- М.: АСОУ, 2018.

    2. Урок реализации внутрипредметных и межпредметных связей в системе гносеологического моделирования школьниками индивидуальной картины мира (Коллективная монография)// Вопросы современной науки. Глава 2. Урок реализации внутрипредметных и межпредметных связей в системе гносеологического моделирования школьниками индивидуальной картины мира. Коллективная научная монография / Под редакцией А.А. Еникеева. М.: Изд. Интернаука, Коротаева О.В., Троценко А.А., Трунцева Т.Н., Филатов Н.В., Чижкова М.Б. Москва, 2018. Т.30. – 68 с. – С.29-49.

    3. Интегрированный урок: теоретическое и практическое обоснование реализации в современной школе (Коллективная монография)//Интегрированный урок: теоретическое и практическое обоснование реализации в современной школе. Трунцева Т.Н. 3 гл. «Новые педагогические технологии общеобразовательной школы». В книге: Инновационные технологии российского и зарубежного образования Нагорнова А.Ю., Файн Т.А., и др. Коллективная монография. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2018. С. 382-396.

    4. Громова Л.А Функциональная грамотность: новое понятие или хорошо забытое старое? / Л.А.Громова, С.С.Пичугин, Т.Н.Трунцева// Школьные технологии, научно-практический журнал. // - М.: «Народное образование», 2021. №4. С.3-9.

    5. Романова В.Н. Развитие коммуникативной компетентности участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО и ООО// XV Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские чтения», г. Москва, 21-25 января 2023 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Изд-во НШУОС, МАНПО, «5 за знания», 2023. – С.490 – 495

    6. Трунцева Т.Н. Формирование навыков смыслового чтения при работе с текстом// Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2021. – № 3. – С. 141-150.

    7. Трунцева Т.Н. Реализация концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации

/ Т.Н.Трунцева // Академический вестник. Москва: АСОУ, 2018. №1. Вып. 27. С.15-30.

    1. Трунцева Т.Н. Обновленный ФГОС ООО: методологические аспекты организации учебно-познавательной деятельности//Т. Н. Трунцева

// Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно- практических конференций. – 2022. – № 4. – С. 255-260.

Приложение

Диагностика эффективности применения технологии интегрированного обучения

Применение технологии интегрированного обучения эффективно при правильном планировании системы уроков: обучающиеся осознают, что об одном и том же предмете изучения они узнают информацию из разных источников – так у них складывается представление о целостной картине мира. Мы применяем следующие формы диагностики эффективности применения данной технологии:

  1. участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах,

  2. участие в НПК,

  3. анкетирование,

  4. технология эксперимента.

Во-первых, мы проанализировали статистику участия обучающихся в олимпиадном движении. В тех классах, в которых проводились интегрированные уроки, заметно увеличилось число участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ряду предметов.



Как видим, применение технологии интегрированного обучения способствует повышению интереса школьников к применению полученных знаний.

Во-вторых, интеграция разных учебных дисциплин способствует и развитию исследовательских навыков обучающихся: они становятся членами научного общества «Юный искатель» и готовят исследовательские работы по литературе, русскому языку, биологии и другим учебным дисциплинам.

В-третьих, были обработаны анкеты, которые предлагалось заполнить обучающимся после проведения интегрированных уроков. Данные

результаты свидетельствуют о том, что проведение уроков на основе интеграции способствует повышению интереса школьников к чтению, открытию нового.

В-четвёртых, для изучения эффективности применения технологии интегрированного обучения мы намеренно применяли данную технологию в одном из классов параллели. Таким образом, мы отнесли обучающихся в тех классах, где интегрированные уроки проводились в системе, к группе экспериментальной. В результате данного эксперимента, мы наблюдаем:

  • повышение уровня самооценки обучающихся экспериментальной группы (при работе с текстами на всех уроках)


  • повышение уровня владения читательской грамотностью (результаты РДР среди учащихся экспериментальной группы выше результатов других обучающихся на 15,8%).

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!