СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2018 г. Семинар по вопросам развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта для руководителей и педагогических работников образовательных организаций программа мастер-класса "Олимпийский урок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи СУВАГ

Семинар по вопросам развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта для руководителей и педагогических работников образовательных организаций. Программа мастер-класса "Олимпийский урок" в рамках «Всероссийской спартакиады для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ СПАРТАКИАДЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Проблема физического развития является одной из значимых в процессе социализации современной молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями, далее – ООП) [1]. Ее актуальность подтверждается исследованиями известных отечественных специалистов (Б.В. Белявский [2], С.П. Евсеев [3], В.М. Мозговой [4]). Стратегическими задачами государственной политики в области физического воспитания обучающихся с ООП являются положения, определяемые отечественным законом, указами Президента, распоряжениями и постановлениями Правительства Российской Федерации [5]. Среди мер, направленных на повышение качества жизни, здоровья подрастающего поколения и образования, изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», обозначена необходимость формирования модели здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, создания условий, обеспечивающих систематические занятия физической культурой, спортом; достижение к 2024 г. таких критериев: конкурентоспособность на международном рынке образования российских образовательных моделей, занятие Россией места в десятке опережающих по качеству образования стран мира; становление гармоничной разносторонне развитой личности, обладающей социальной ответственностью, духовно-нравственными качествами, народными традициями, историческими и национально-культурными ценностями; реализация на всех уровнях общественного образования инновационных моделей, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих активизацию положительных мотивов к обучению и самоорганизацию обучающихся в образовательном процессе; усовершенствование системы раннего выявления, помощи, развития потенциальных возможностей и способностей к творчеству у подрастающего поколения, созданной на принципах гуманизации, доступности; повышение качества образования, путем реализации адаптированных, вариативных, практико-ориентированных образовательных программ.

Актуальная ситуация, как в нашей стране, так и в мире, может быть представлена тенденцией к увеличению численности обучающихся с ООП, нуждающихся в обеспечении специальными условиями образования, физического воспитания, создании коррекционно-развивающих режимов [6–8]. По данным Росстата на 13 апреля 2018 г. среди несовершеннолетних в России насчитывалось 651 000 детей с инвалидностью [9]. Согласно данным заместителя министра просвещения России Т.Ю. Синюгиной, общее количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), нуждающихся в обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) – более одного миллиона человек [10]. Примерно половина детей с ОВЗ обучается в специальных образовательных организациях и пропорционально по четверти от общей численности детей с ОВЗ обучаются в специальных классах общеобразовательных организаций и в обычных классах совместно с детьми с нормативным развитием.

Цель исследования: вовлечение лиц с ООП в процесс регулярных занятий физической культурой и спортом, сопровождаемое укреплением их здоровья, пропагандой здорового образа жизни с помощью проведения Всероссийской спартакиады для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (далее – Спартакиада).

Материалы и методы исследования

Для реализации цели в период с 17 по 21 сентября 2018 г. в Москве была организована и проведена Всероссийская спартакиада для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Организатором Спартакиады выступило Министерство просвещения Российской Федерации с помощью научно-методического центра образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ», выступившего исполнителем проекта «Проведение спартакиады для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ», имеющего богатейший опыт проведения Всероссийских мероприятий (Ставропольский край, 2014; Брянск, 2015; Ульяновск, 2016; Московская область, 2017) [11; 12]. Задачами Спартакиады были определены следующие положения: пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата; популяризировать физическую культуру и спорт, гуманистические идеалы Паралимпийского (Сурдлимпийского) движения; обобщать и распространять опыт организации адаптивного спорта обучающихся с ООП; социально адаптировать обучающихся с ООП с помощью расширения жизненного опыта и социальных контактов; привлечь внимание общества к проблемам функционирования физической культуры и спорта для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Участие в Спартакиаде приняли 298 обучающихся из пятидесяти регионов Российской Федерации обоего пола в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, обучающихся в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы: для детей с нарушениями слуха, с нарушениями зрения; с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учет различных функциональных возможностей отдельных категорий спортсменов способствовал их дифференциации по следующим категориям: группа «А» – обучающиеся с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие или позднооглохшие, перенесшие операции по кохлеарной имплантации; группа «В» – обучающиеся, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата с различной степенью поражения: от незначительных ограничений двигательных функций до значительных ограничений функций нижних конечностей, с последствиями детского церебрального паралича; группа «С» – обучающиеся с нарушениями зрения: слепые, слабовидящие. В Официальном Положении о Всероссийской спартакиаде для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (Письмо Министерства просвещения от 13 августа 2018 г. № ТС-1715/07) были установлены условия проведения Спартакиады по видам адаптивного спорта, формы проведения соревнований и критерии оценки. В личном, командном и общекомандном зачете определялись победители и призеры среди юношей и девушек, отдельно для групп «А», «В» и «С»: а) в каждой дисциплине, по лучшему результату; б) по каждому виду адаптивного спорта, по наименьшей сумме мест, занятых участником / командой в отдельных дисциплинах. При проведении соревнований по легкой атлетике и гимнастике внутри группы «В» применялись разные нормативы выполнения упражнений для участников с детским церебральным параличом и участниками с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Например, по легкоатлетической дисциплине «Метание мяча»: юноши с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 2 кг, девушки с с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 1 кг, участники с детским церебральным параличом – 1 кг. Были созданы специальные условия проведения соревнований для тотально слепых участников Спартакиады (бег в тандеме, шашки для слепых, предоставление информационных и раздаточных материалов с использованием рельефно-точечного шрифта). Для глухих участников Спартакиады обеспечивался перевод на русский жестовый язык.

Мероприятия проводились в «Центральном спортивном клубе Армии».

Заключение

В ходе исследования было подтверждено предположение об эффективности проведения Всероссийской спартакиады для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ для их привлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни. Было доказано, что внеурочная деятельность, включая дополнительное образование, существенно дополняя урочные формы работы, являясь наиболее предпочтительной для обучающихся с особыми образовательными потребностями, выступает мощным эффективным фактором успешной социализации, самореализации и интеграции обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в современное общество, опираясь на добровольный выбор технических, естественно-научных, творческих, художественных, спортивных доступных видов деятельности [13–15].

Библиографическая ссылка

Евтушенко И.В., Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г., Котова Г.Л., Тихонова М.Ю., Чернышкова Е.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ СПАРТАКИАДЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 6. – С. 155-159; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37567 (дата обращения: 07.07.2020).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!