СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале кратко изложен подход разработчиков программы "Детство" А.М. Вербенец, О.Н. Сомковой, О.В. Солнцевой к планированию и организации проектной деятельности в дошкольном учреждении. Материал предназначен для студентов, разрабатывающих проекты на педагогической практике. Информация будет полезной студентам для подготовки к конкурсу "Молодые профессионалы", так как представляет виды проектов, их назначение и алгоритм организации.

Организация проектной деятельности в детском саду

(по материалам методического сопровождения к программе «Детство» А.М. Вербенец, О.Н. Сомковой, О.В. Солнцевой)

 

На настоящий момент одним из ведущих методов воспитания и обучения дошкольников является метод проектов.

Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта (Е.С. Полат).

Участие в проекте дает ребенку возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе со сверстниками, проявить свои способности, применить знания и личный опыт. Воспитателю проект дает возможность решать множество педагогических задач: показать детям способы поиска новой информации, научить планировать собственную и коллективную деятельность, проводить исследование (выдвигать предположения, проверять их, обобщать результаты), применять свои знания и умения в различных, в том числе и новых ситуациях, развивать умение представлять полученный продукт. В проектной деятельности меняется позиция воспитателя: из носителя готовых знаний, которые он стремится передать детям, он превращается в организатора увлекательной познавательной, исследовательской, творческой деятельности дошкольников.

Проекты классифицируются по разным основаниям. Охарактеризуем их основные виды.

1. Виды проектов по предметно-содержательной области:

  • < > (содержание проектов ограничивается рамками одной образовательной области, цель и задачи имеют направленность на комплексное решение ее основных задач; решение других задач, интегрированных в проект, имеют второстепенное значение);

    межпредметные (интегрированные) проекты (содержание проектов и решаемые задачи относятся к разным образовательным областям программы).

2. Виды проектов по доминирующей детской деятельности:

  • < > (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы);< > (в них дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);

    информационно-практические (в них дети осваивают новую информацию и используют ее в создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни, оформлении группы, подготовке к сюжетно-ролевой игре, во взаимодействии с детьми младших групп и т.п.);

  • творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой или театрализованной игры).

3. Виды проектов по количеству участников:

  • индивидуальные

  • < > (объединение двоих детей или ребенка и родителя);< > (организуется небольшая подгруппа детей-участников, иногда – совместно с их родителями);< > (в проекте участвуют все дети группы);< >.< > (мини-проекты, включающие 2 – 3 образовательные ситуации и длящиеся 2 – 3 дня; характерны для младших групп);

    проекты среднесрочные (проводятся на протяжении 1 – 2 недель, преимущественно в средней группе);

  • < > проекты (длятся от месяца и до года, предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта).

    тема проекта;

  • цель проекта;

  • задачи проекта;

  • предварительная работа (методическое обеспечение проектной деятельности);

  • содержание (расписывается по этапам проекта):

Мотивационный этап

Содержание и формы работы: …

Проблемно-деятельностный этап (может излагаться в форме таблицы, включающей разделы, рекомендованные в ФГОС):

Непосредственно организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде

Взаимодействие с родителями

 

 

 

 

Творческий этап

Содержание и формы работы: …

 

Таблица может быть разбита по этапам и задачам проекта:

Задачи проекта

Непосредственно организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде

Взаимодействие с родителями

Мотивационный этап

 

 

 

 

 

Проблемно-деятельностный этап

 

 

 

 

 

Творческий этап

 

 

 

 

 

Более подробно примеры планирования проектной деятельности в разных возрастных группах можно посмотреть в следующей литературе:

Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. А.М. Вербенец, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 288с.

Е.А. Сыпченко. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96с.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности в детском саду»

Организация проектной деятельности в детском саду

(по материалам методического сопровождения к программе «Детство» А.М. Вербенец, О.Н. Сомковой, О.В. Солнцевой)


На настоящий момент одним из ведущих методов воспитания и обучения дошкольников является метод проектов.

Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта (Е.С. Полат).

Участие в проекте дает ребенку возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе со сверстниками, проявить свои способности, применить знания и личный опыт. Воспитателю проект дает возможность решать множество педагогических задач: показать детям способы поиска новой информации, научить планировать собственную и коллективную деятельность, проводить исследование (выдвигать предположения, проверять их, обобщать результаты), применять свои знания и умения в различных, в том числе и новых ситуациях, развивать умение представлять полученный продукт. В проектной деятельности меняется позиция воспитателя: из носителя готовых знаний, которые он стремится передать детям, он превращается в организатора увлекательной познавательной, исследовательской, творческой деятельности дошкольников.

Проекты классифицируются по разным основаниям. Охарактеризуем их основные виды.

1. Виды проектов по предметно-содержательной области:

  • монопроекты (содержание проектов ограничивается рамками одной образовательной области, цель и задачи имеют направленность на комплексное решение ее основных задач; решение других задач, интегрированных в проект, имеют второстепенное значение);

  • межпредметные (интегрированные) проекты (содержание проектов и решаемые задачи относятся к разным образовательным областям программы).

2. Виды проектов по доминирующей детской деятельности:

  • творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы);

  • исследовательско-творческие (в них дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);

  • информационно-практические (в них дети осваивают новую информацию и используют ее в создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни, оформлении группы, подготовке к сюжетно-ролевой игре, во взаимодействии с детьми младших групп и т.п.);

  • творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой или театрализованной игры).

3. Виды проектов по количеству участников:

  • индивидуальные

  • парные (объединение двоих детей или ребенка и родителя);

  • групповые (организуется небольшая подгруппа детей-участников, иногда – совместно с их родителями);

  • коллективные (в проекте участвуют все дети группы);

  • массовые.

4. По длительности реализации:

  • краткосрочные (мини-проекты, включающие 2 – 3 образовательные ситуации и длящиеся 2 – 3 дня; характерны для младших групп);

  • проекты среднесрочные (проводятся на протяжении 1 – 2 недель, преимущественно в средней группе);

  • длительные проекты (длятся от месяца и до года, предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта).


Любой проект, реализуемый в дошкольном учреждении, обладает рядом характеристик.

1. Наличие общей темы. При ее формулировании необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости темы для детей, обобщенности и содержательности в зависимости от возраста воспитанников. Проблемность темы может задаваться использованием вопросительной формы в ее формулировке (например, «Осень – это хорошо или плохо?», «Кто я, какой я?» и т.п.).

2. Личная значимость темы и конечного продукта проекта для детей. В выборе темы проекта необходимо идти, ориентируясь на восприятие и освоение мира ребенком. Так, в младшем возрасте в тематике проектов желательно отражать потребности в освоении пространства группы, участка, желания общаться с домашними животными и проявлять активность в демонстрации своих возможностей в различных видах деятельности; в среднем возрасте темы должны показывать потребность детей в активном познании окружающего мира, экспериментировании, совместном игровом взаимодействии; для старшего возраста тематика проектов должна содержать загадку, проблему (реально существующую в группе). Соответственно для младших групп могут быть выбраны темы «Мы гуляем», «Мы обедаем», «Дом, в котором мы живем», «Наши игрушки», «Наши домашние любимцы» и т.п.; в средней группе – «Из чего сделаны предметы?», «Как нам помогает техника в детском саду и дома?» и т.п.; в старшем возрасте – «Загадка космоса», «Тайна света», «Дома – мама и папа, а на работе?», «Как укрепить организм зимой?», «Дружба начинается с улыбки?», «Как порадовать бабушку с дедушкой?» и т.д..

3. Формулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решить в ходе проекта. Важно, чтобы проблема, которую будут решать дети, была актуально, личностно и эмоционально значимой для них (необходимость помочь игровому персонажу, детям младших групп, улучшить условия в группе, сделать атрибуты для новой игры, разработать новые правила и т.д.). Постановка цели проектной деятельности возможна через определение конечного продукта проекта. Он по возможности должен иметь материальное воплощение – чем меньше дети, тем важнее, чтобы продукт можно было подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ним или использовать в другой деятельности. Необходимо совместное с детьми определение частных задач, решаемых по ходу проекта (что необходимо предпринять, что надо сделать в первую очередь, то потом, как объединить все это вместе и т.п.). также необходимо совместное определение средств и способов решения поставленных задач (как можно решить эти задачи, что нам для этого понадобится, где можно найти необходимую информацию, кто нам может в этом помочь, к кому мы можем обратиться и т.д.).

4. Использование в ходе проекта разных форм организации деятельности детей (фронтальные, групповые, индивидуальные и т.д.). Выбор формы организации зависит от поставленных задач, содержания деятельности и возможностей детей.

5. Включение детей в разные виды деятельности по ходу реализации проекта (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, художественной). Такая характеристика является типичной для интегрированных проектов.

6. Участие родителей воспитанников в реализации содержания проекта. В зависимости от активности родителей, их желания участвовать в жизни дошкольного учреждения ищутся возможности их вовлечения в проектную деятельность. Так, для менее активных родителей можно предусмотреть только помощь своему ребенку (поиск информации в энциклопедии или словаре, интернете, фотографирование, участие в составлении коллажа или оформлении рисунка и т.п.); более активным родителям можно предложить участие в организации целевой прогулки, экскурсии, театрализованном представлении и т.д.. Проекты могут предполагать участие родителей в проекте не только в качестве зрителей, но и участников презентации вместе с детьми.

7. Презентация промежуточных результатов и конечного продукта проекта детьми. Необходимо создать условия для того, чтобы дети-участники получили удовлетворение и истинное удовольствие от презентации и оценки своих усилий, затраченных для реализации проекта и создания конечного продукта. Для этого необходимы зрители, которым будет представлен продукт проекта. Это могут быть родители, сотрудники детского сада, дети других групп, жители микрорайона и т.д. важно подчеркнуть значимость детской деятельности по созданию продукта проекта, создать необычную торжественную обстановку для его презентации. Только при таких условиях проект станет стимулом для последующей активной проектной деятельности детей. В старших группах с детьми необходимо обсудить успехи и трудности, подумать об их причинах и возможностях предупреждения в будущих проектах.


Какова логика работы над реализацией проекта?

Алгоритм работы по реализации проекта включает три этапа: мотивационный, проблемно-деятельностный и творческий.

На мотивационном этапе проекта осуществляются постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса етей к ее изучению, актуализация их опыта по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Этот этап позволяет решать множество коммуникативных, речевых, познавательных задач.

На проблемно-деятельностном этапе основным содержанием является обогащение представлений детей по теме проекта посредством организации познавательно-исследовательской деятельности детей, сопровождаемой участием педагога – чтением книг, рассказывания, рассматривания репродукций и иллюстраций, демонстрации компьютерных презентаций и т.д.. Идет формирование исследовательских умений детей: самостоятельного поиска информации, ее обработки и использования в совместной со сверстниками деятельности. Совершенствуются умения в различных видах деятельности – коммуникативной, игровой, продуктивной и др.. Для обеспечения самостоятельной деятельности детей воспитателем организуется и (или) преобразуется предметно-пространственная среда группы; к этому могут активно привлекаться сами дети. На данном этапе проекта родители могут активно включаться в образовательную деятельность сада (сопровождение ребенка в поиске информации, оказание помощи в изготовлении промежуточных продуктов проекта и т.п.).

На творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.

Для удобства планирования проекта предлагается следующая схема:

  • тема проекта;

  • цель проекта;

  • задачи проекта;

  • предварительная работа (методическое обеспечение проектной деятельности);

  • содержание (расписывается по этапам проекта):

Мотивационный этап

Содержание и формы работы: …

Проблемно-деятельностный этап (может излагаться в форме таблицы, включающей разделы, рекомендованные в ФГОС):

Непосредственно организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде

Взаимодействие с родителями





Творческий этап

Содержание и формы работы: …


Таблица может быть разбита по этапам и задачам проекта:

Задачи проекта

Непосредственно организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде

Взаимодействие с родителями

Мотивационный этап






Проблемно-деятельностный этап






Творческий этап






Более подробно примеры планирования проектной деятельности в разных возрастных группах можно посмотреть в следующей литературе:

Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. А.М. Вербенец, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 288с.

Е.А. Сыпченко. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!