Организация проектной деятельности в детском саду
(по материалам методического сопровождения к программе «Детство» А.М. Вербенец, О.Н. Сомковой, О.В. Солнцевой)
На настоящий момент одним из ведущих методов воспитания и обучения дошкольников является метод проектов.
Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта (Е.С. Полат).
Участие в проекте дает ребенку возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе со сверстниками, проявить свои способности, применить знания и личный опыт. Воспитателю проект дает возможность решать множество педагогических задач: показать детям способы поиска новой информации, научить планировать собственную и коллективную деятельность, проводить исследование (выдвигать предположения, проверять их, обобщать результаты), применять свои знания и умения в различных, в том числе и новых ситуациях, развивать умение представлять полученный продукт. В проектной деятельности меняется позиция воспитателя: из носителя готовых знаний, которые он стремится передать детям, он превращается в организатора увлекательной познавательной, исследовательской, творческой деятельности дошкольников.
Проекты классифицируются по разным основаниям. Охарактеризуем их основные виды.
1. Виды проектов по предметно-содержательной области:
монопроекты (содержание проектов ограничивается рамками одной образовательной области, цель и задачи имеют направленность на комплексное решение ее основных задач; решение других задач, интегрированных в проект, имеют второстепенное значение);
межпредметные (интегрированные) проекты (содержание проектов и решаемые задачи относятся к разным образовательным областям программы).
2. Виды проектов по доминирующей детской деятельности:
творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы);
исследовательско-творческие (в них дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);
информационно-практические (в них дети осваивают новую информацию и используют ее в создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни, оформлении группы, подготовке к сюжетно-ролевой игре, во взаимодействии с детьми младших групп и т.п.);
творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой или театрализованной игры).
3. Виды проектов по количеству участников:
индивидуальные
парные (объединение двоих детей или ребенка и родителя);
групповые (организуется небольшая подгруппа детей-участников, иногда – совместно с их родителями);
коллективные (в проекте участвуют все дети группы);
массовые.
4. По длительности реализации:
краткосрочные (мини-проекты, включающие 2 – 3 образовательные ситуации и длящиеся 2 – 3 дня; характерны для младших групп);
проекты среднесрочные (проводятся на протяжении 1 – 2 недель, преимущественно в средней группе);
длительные проекты (длятся от месяца и до года, предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта).
Любой проект, реализуемый в дошкольном учреждении, обладает рядом характеристик.
1. Наличие общей темы. При ее формулировании необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости темы для детей, обобщенности и содержательности в зависимости от возраста воспитанников. Проблемность темы может задаваться использованием вопросительной формы в ее формулировке (например, «Осень – это хорошо или плохо?», «Кто я, какой я?» и т.п.).
2. Личная значимость темы и конечного продукта проекта для детей. В выборе темы проекта необходимо идти, ориентируясь на восприятие и освоение мира ребенком. Так, в младшем возрасте в тематике проектов желательно отражать потребности в освоении пространства группы, участка, желания общаться с домашними животными и проявлять активность в демонстрации своих возможностей в различных видах деятельности; в среднем возрасте темы должны показывать потребность детей в активном познании окружающего мира, экспериментировании, совместном игровом взаимодействии; для старшего возраста тематика проектов должна содержать загадку, проблему (реально существующую в группе). Соответственно для младших групп могут быть выбраны темы «Мы гуляем», «Мы обедаем», «Дом, в котором мы живем», «Наши игрушки», «Наши домашние любимцы» и т.п.; в средней группе – «Из чего сделаны предметы?», «Как нам помогает техника в детском саду и дома?» и т.п.; в старшем возрасте – «Загадка космоса», «Тайна света», «Дома – мама и папа, а на работе?», «Как укрепить организм зимой?», «Дружба начинается с улыбки?», «Как порадовать бабушку с дедушкой?» и т.д..
3. Формулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решить в ходе проекта. Важно, чтобы проблема, которую будут решать дети, была актуально, личностно и эмоционально значимой для них (необходимость помочь игровому персонажу, детям младших групп, улучшить условия в группе, сделать атрибуты для новой игры, разработать новые правила и т.д.). Постановка цели проектной деятельности возможна через определение конечного продукта проекта. Он по возможности должен иметь материальное воплощение – чем меньше дети, тем важнее, чтобы продукт можно было подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ним или использовать в другой деятельности. Необходимо совместное с детьми определение частных задач, решаемых по ходу проекта (что необходимо предпринять, что надо сделать в первую очередь, то потом, как объединить все это вместе и т.п.). также необходимо совместное определение средств и способов решения поставленных задач (как можно решить эти задачи, что нам для этого понадобится, где можно найти необходимую информацию, кто нам может в этом помочь, к кому мы можем обратиться и т.д.).
4. Использование в ходе проекта разных форм организации деятельности детей (фронтальные, групповые, индивидуальные и т.д.). Выбор формы организации зависит от поставленных задач, содержания деятельности и возможностей детей.
5. Включение детей в разные виды деятельности по ходу реализации проекта (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, художественной). Такая характеристика является типичной для интегрированных проектов.
6. Участие родителей воспитанников в реализации содержания проекта. В зависимости от активности родителей, их желания участвовать в жизни дошкольного учреждения ищутся возможности их вовлечения в проектную деятельность. Так, для менее активных родителей можно предусмотреть только помощь своему ребенку (поиск информации в энциклопедии или словаре, интернете, фотографирование, участие в составлении коллажа или оформлении рисунка и т.п.); более активным родителям можно предложить участие в организации целевой прогулки, экскурсии, театрализованном представлении и т.д.. Проекты могут предполагать участие родителей в проекте не только в качестве зрителей, но и участников презентации вместе с детьми.
7. Презентация промежуточных результатов и конечного продукта проекта детьми. Необходимо создать условия для того, чтобы дети-участники получили удовлетворение и истинное удовольствие от презентации и оценки своих усилий, затраченных для реализации проекта и создания конечного продукта. Для этого необходимы зрители, которым будет представлен продукт проекта. Это могут быть родители, сотрудники детского сада, дети других групп, жители микрорайона и т.д. важно подчеркнуть значимость детской деятельности по созданию продукта проекта, создать необычную торжественную обстановку для его презентации. Только при таких условиях проект станет стимулом для последующей активной проектной деятельности детей. В старших группах с детьми необходимо обсудить успехи и трудности, подумать об их причинах и возможностях предупреждения в будущих проектах.
Какова логика работы над реализацией проекта?
Алгоритм работы по реализации проекта включает три этапа: мотивационный, проблемно-деятельностный и творческий.
На мотивационном этапе проекта осуществляются постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса етей к ее изучению, актуализация их опыта по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Этот этап позволяет решать множество коммуникативных, речевых, познавательных задач.
На проблемно-деятельностном этапе основным содержанием является обогащение представлений детей по теме проекта посредством организации познавательно-исследовательской деятельности детей, сопровождаемой участием педагога – чтением книг, рассказывания, рассматривания репродукций и иллюстраций, демонстрации компьютерных презентаций и т.д.. Идет формирование исследовательских умений детей: самостоятельного поиска информации, ее обработки и использования в совместной со сверстниками деятельности. Совершенствуются умения в различных видах деятельности – коммуникативной, игровой, продуктивной и др.. Для обеспечения самостоятельной деятельности детей воспитателем организуется и (или) преобразуется предметно-пространственная среда группы; к этому могут активно привлекаться сами дети. На данном этапе проекта родители могут активно включаться в образовательную деятельность сада (сопровождение ребенка в поиске информации, оказание помощи в изготовлении промежуточных продуктов проекта и т.п.).
На творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.
Для удобства планирования проекта предлагается следующая схема:
тема проекта;
цель проекта;
задачи проекта;
предварительная работа (методическое обеспечение проектной деятельности);
содержание (расписывается по этапам проекта):
Мотивационный этап
Содержание и формы работы: …
Проблемно-деятельностный этап (может излагаться в форме таблицы, включающей разделы, рекомендованные в ФГОС):
Непосредственно организованная образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде | Взаимодействие с родителями |
| | | |
Творческий этап
Содержание и формы работы: …
Таблица может быть разбита по этапам и задачам проекта:
Задачи проекта | Непосредственно организованная образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде | Взаимодействие с родителями |
Мотивационный этап |
| | | | |
Проблемно-деятельностный этап |
| | | | |
Творческий этап |
| | | | |
Более подробно примеры планирования проектной деятельности в разных возрастных группах можно посмотреть в следующей литературе:
Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. А.М. Вербенец, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 288с.
Е.А. Сыпченко. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96с.