«Использование игровых технологий в развитии мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста».
У большинства современных детей, отмечается слабое развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. Дети с плохо развитой моторикой рук неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. При этом важно помнить, что ведущей деятельностью детей является игровая деятельность. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. В играх наряду с развитием мелкой моторики развиваются мышление, внимание, воображение, усидчивость, наблюдательность, зрительная и двигательная память, а также словарный запас.
Исходя из этого, в начале учебного года я составила перспективный план. Включила следующие задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения педагогической и методической литературы по теме;
Разработать проект «С пальчиками играем, речь развиваем»;
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
Пополнить в группе центр речевого развития новыми атрибутами, играми, пособиями для пальчиковых игр.
Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.
Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.
Реализацию данных задач начала с изучения методической литературы и подбора материала. Использовала литературу:
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и
педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009;
3. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005;
4. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
5. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
6. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры.
Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
7. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2013
8. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.
Работу проводила поэтапно:
на первом этапе – организация предметно – пространственной развивающей среды;
на втором этапе – совместная групповая и подгрупповая работа с детьми, индивидуальная работа;
на третьем этапе – работа по совместной деятельности детей друг с другом, свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Параллельно, в течении всего учебного года, тесно взаимодействовала с родителями по данной теме:
Изготовление папки - передвижки о пальчиковых играх и упражнениях, как эффективном средстве развития мелкой мускулатуры пальцев рук детей;
Групповые консультации «Умные пальчики», «Массаж кистей»;
Индивидуальные консультации «Развиваем мелкую моторику дома»;
Участие родителей в творческом конкурсе по изготовлению игр – шнуровок «Мир фантазий», «Мои любимые игрушки» (из теста);
Привлечение родителей к созданию пальчикового театра;
Буклет для родителей «Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками»;
Родительское собрание совместно с детьми «Игровой практикум: «Развиваем мелкую моторику рук у детей»».
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики у детей была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:
- центр творчества, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные шаблоны, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, штамповки, паралон и другое). Центр оборудован таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые ИЗО материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.
- центр сенсомоторного развития, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, шнуровки, бросовый материал.
- театрально-музыкальный центр, в котором есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, би – ба - бо, теневой театр).
Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики и консультации.
Для выполнения поставленных задач использовались различные методы и приёмы работы с детьми:
-массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- лепка из пластилина;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов;
- пальчиковый театр.
Использовались игры:
-«Геометрические вкладыши»;
- «Крупная и мелкая мозаика»
- «Пирамидка»;
- «Узнай что в мешочке?»;
- «Разрезные картинки»;
- «Строим из Лего»;
- «Пазлы деревянные и картонные»;
- «Шнуровка»,
- «Прищепки».
Инновационные технологи и техники, используемые в работе:
Бусография
Пескография
Пластилинография
Техника беспредметного рисования
Техника тычкового рисования
Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, пластилинография, аппликация, конструирование из бумаги (отщипывание, скручивание, комкование, сминание бумажных салфеток).
В течение года мною были изготовлены различные дидактические игры такие как:
«Тактильные дощечки», «Волшебный мешочек»;
«Массажные перчатки»;
Оборудование для экспериментирования с водой, песком;
Игры с бельевыми прищепками, фрутокрышками;
Дидактическая игра «Овощи, фрукты»;
Игры с применением различных круп и крупных макарон («Золушка», «Письмо на крупе», «Сыщики», «Составь изображение», «Собери бусы» и др.);
Счётные палочки для составления фигур (квадрат, треугольник и др.);
Подобраны разрезные картинки для составления целого из частей.
Кроме игр и упражнений, развитию моторики также способствует самомассаж кистей и пальцев рук. Использовала в работе мячики с шипами, зубные щётки, массажёры Су-Джок , массажные перчатки. Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики.
На протяжении всего учебного года дети самостоятельно совершенствовали выполнение действий с предметами:
индивидуально дети нанизывали деревянные бусы, сухие макароны на нитку;
накручивали ленты на палочки;
собирали пазлы, вкладыши, пирамдки;
составляли изображение, используя различные виды мозаики, природный и бросовый материал;
играли с цветными шнурками «Выложи по контуру», «Шнуровка», «Построй дорогу» и др.
В течение года учила ребят усидчивости, последовательности в выполнении задания.
В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.