СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы по теме «Использование игровых технологий в развитии мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация работы по теме «Использование игровых технологий в развитии мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста».»

«Использование игровых технологий в развитии мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста».


У большинства современных детей, отмечается слабое развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. Дети с плохо развитой моторикой рук неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. При этом важно помнить, что ведущей деятельностью детей является игровая деятельность. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. В играх наряду с развитием мелкой моторики развиваются мышление, внимание, воображение, усидчивость, наблюдательность, зрительная и двигательная память, а также словарный запас.

Исходя из этого, в начале учебного года я составила перспективный план. Включила следующие задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения педагогической и методической литературы по теме;

  • Разработать проект «С пальчиками играем, речь развиваем»;

  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

  • Пополнить в группе центр речевого развития новыми атрибутами, играми, пособиями для пальчиковых игр.

  • Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

  • Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

  • Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.


Реализацию данных задач начала с изучения методической литературы и подбора материала. Использовала литературу:

1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и

педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;

2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009;

3. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005;

4. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

5. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

6. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры.

Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

7. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2013

8. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.


Работу проводила поэтапно:

  • на первом этапе – организация предметно – пространственной развивающей среды;

  • на втором этапе – совместная групповая и подгрупповая работа с детьми, индивидуальная работа;

  • на третьем этапе – работа по совместной деятельности детей друг с другом, свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Параллельно, в течении всего учебного года, тесно взаимодействовала с родителями по данной теме:

  • Изготовление папки - передвижки о пальчиковых играх и упражнениях, как эффективном средстве развития мелкой мускулатуры пальцев рук детей;

  • Групповые консультации «Умные пальчики», «Массаж кистей»;

  • Индивидуальные консультации «Развиваем мелкую моторику дома»;

  • Участие родителей в творческом конкурсе по изготовлению игр – шнуровок «Мир фантазий», «Мои любимые игрушки» (из теста);

  • Привлечение родителей к созданию пальчикового театра;

  • Буклет для родителей «Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками»;

  • Родительское собрание совместно с детьми «Игровой практикум: «Развиваем мелкую моторику рук у детей»».

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики у детей была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:

- центр творчества, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные шаблоны, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, штамповки, паралон и другое). Центр оборудован таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые ИЗО материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.

- центр сенсомоторного развития, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, шнуровки, бросовый материал.

- театрально-музыкальный центр, в котором есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, би – ба - бо, теневой театр).

Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики и консультации.


Для выполнения поставленных задач использовались различные методы и приёмы работы с детьми:

  • -массаж кистей рук;

  • - пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

  • - изготовление дидактических игр, шнуровок;

  • - лепка из пластилина;

  • - игры с кубиками, конструкторами;

  • - рисование с использованием шаблонов, трафаретов;

  • - пальчиковый театр.


Использовались игры:

  •  -«Геометрические вкладыши»;

  • - «Крупная и мелкая мозаика»

  • - «Пирамидка»;

  • - «Узнай что в мешочке?»;

  • - «Разрезные картинки»;

  • - «Строим из Лего»;

  • - «Пазлы деревянные и картонные»;

  • - «Шнуровка»,

  • - «Прищепки».



Инновационные технологи и техники, используемые в работе:

  • Бусография

  • Пескография

  • Пластилинография

  • Техника беспредметного рисования

  • Техника тычкового рисования


Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, пластилинография, аппликация, конструирование из бумаги (отщипывание, скручивание, комкование, сминание бумажных салфеток).


В течение года мною были изготовлены различные дидактические игры такие как:

  •  «Тактильные дощечки», «Волшебный мешочек»;

  • «Массажные перчатки»;

  • Оборудование для экспериментирования с водой, песком;

  • Игры с бельевыми прищепками, фрутокрышками;

  • Дидактическая игра «Овощи, фрукты»;

  • Игры с применением различных круп и крупных макарон («Золушка», «Письмо на крупе», «Сыщики», «Составь изображение», «Собери бусы» и др.);

  • Счётные палочки для составления фигур (квадрат, треугольник и др.);

  • Подобраны разрезные картинки для составления целого из частей.



Кроме игр и упражнений, развитию моторики также способствует самомассаж кистей и пальцев рук. Использовала в работе мячики с шипами, зубные щётки, массажёры Су-Джок , массажные перчатки. Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики.

На протяжении всего учебного года дети самостоятельно совершенствовали выполнение действий с предметами:

  • индивидуально дети нанизывали деревянные бусы, сухие макароны на нитку;

  • накручивали ленты на палочки;

  • собирали пазлы, вкладыши, пирамдки;

  • составляли изображение, используя различные виды мозаики, природный и бросовый материал;

  • играли с цветными шнурками «Выложи по контуру», «Шнуровка», «Построй дорогу» и др.

В течение года учила ребят усидчивости, последовательности в выполнении задания.


В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!