СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Волшебная кисточка" в младше-средней группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа

Художественно-этетичской

направленности

 «Волшебная кисточка»

для детей от 3 до 5 лет

 

Срок реализации: 2 года

 

 

                                                                                                                                                            Составитель:

 воспитатель

Попко Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

г.о. Егорьевск, 2022

 

Содержание

Введение

1. Пояснительная записка

Новизна и оригинальность

Актуальность

Концептуальная основа и педагогическая целесообразность программы

Цель и задачи программы

Техники рисования

Участники

Сроки реализации программы

Формы организации

Методы и приёмы

2. Планируемый результат

3. Учебно-тематический план занятий кружка

4. Содержание занятий

Перспективное планирование  -  младшая группа

Перспективное планирование  - средняя группа

Заключение

Литература

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бог создал мир из ничего...

Бог создал мир из ничего.

Учись, художник, у него,-

И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса,

Где светит вольная зарница,

Где вечный облачный прибой

Бежит по бездне голубой.

                                      (К. Бальмонт)

 

 

«Школьный возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир».

Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Наша задача – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием её жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное о доброе и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.

Чем раньше ребёнок начнёт осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной действительности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.

Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процессе самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями? Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Принимая во внимание вышеизложенные факты, определим актуальность данной работы.

В программе «Волшебная кисточка » представлены материалы по обучению

дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-5 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изобразительной деятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на два года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей. Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

 

1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебная кисточка» для детей 3-5 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

 

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам нетрадиционных форм художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению

таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Волшебная кисточка» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Занятия кружка проводятся под девизом:

«Я чувствуюà Я представляюà Я воображаюà Я творю».

 

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять,

уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-

то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или

повесить на стену и любоваться.

Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет

детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает

новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность

для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Кружок направлен на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

 

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их

интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Волшебная кисточка».

 

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей

детей 3 – 5 лет.

 

Задачи:

- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

- Развивать мелкую моторику рук;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

- Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

- Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;

- Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

 

Отличительные особенности программы заключаются в том, что работая по примерным образовательным программам дошкольного образования, большое внимание уделяется обучению детей традиционной

технике рисования и недостаточно места отводится нетрадиционной.

 

В ходе реализации программы «Волшебная кисточка» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

 

1.«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

2.монотипия;

3.рисование свечой;

4.рисование по мокрой бумаге;

5.рисование путем разбрызгивание краски;

6.оттиски штампов различных видов;

7.«точечный рисунок»;

8.батик (узелковая техника);

9.граттаж;

10.кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);

11.рисование жесткой кистью (тычок);

12.рисование на полиэтиленовой пленке.

 

Дети в возрасте 3-5 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более 20 человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

 

Сроки реализации программы:

Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на 2  года. Она охватывает:

- младшую группу – дети от 3 до 4 лет,

- среднюю группу – от 4 до 5 лет.

Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня.

Длительность занятий:  младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут.

Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.

 

Форма организации детей на занятии: подгрупповая.

 

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

 

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.

 

Педагогические условия для реализации программы:

- создание художественно-развивающей среды в детском саду;

- разработка занятий по развитию детских художественных способностей

средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.

Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами.

Проводятся следующие формы работы:

- беседы

- консультации

- мастер - классы

- семинары-практикумы

- анкетирование

- выставки и др.

Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

Методы и приемы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);

- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей,

экспериментирование).

 

Алгоритм проведения занятия по нетрадиционному рисованию:

- Создание игровой ситуации.

- Показ воспитателя.

- Использование движения руки.

- Сравнение двух техник.

- Проговаривание последовательности работы.

 

Принципы работы с детьми:

- доступность отбираемого материала;

- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;

- индивидуальный подход к детям;

 

2. Планируемый результат:

 

Дети будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

 

Дети будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

 - анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

 

В программе «Волшебная кисточка» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень

освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).

 

Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

 

Разделы

Уровни развития

Средний Высокий

Средний Высокий

Техника работы с материалами

Дети знакомы с необходимыми навыками

нетрадиционной техники

рисования и умеют

использовать

нетрадиционные

материалы и инструменты,

но им нужна

незначительная помощь.

Самостоятельно используют

нетрадиционные материалы и

инструменты. Владеют

навыками нетрадиционной

техники рисования и применяют

их. Оперируют предметными терминами.

Предметное

и сюжетное

изображение

Передают общие,

типичные, характерные

признаки объектов и

явлений. Пользуются

средствами

выразительности. Обладает

наглядно-образным

мышлением. При

использовании навыков

нетрадиционной техники

рисования результат

получается недостаточно

качественным.

Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов,

располагая их на листе в

соответствии с содержание

сюжета. Умело передает

расположение частей при

рисовании сложных предметов

и соотносит их по величине. Применяет все знания в

самостоятельной творческой

деятельности. Развито

художественное восприятие и

воображение. При

использовании навыков

нетрадиционной техники

рисования результат получается

качественным. Проявляют

самостоятельность, инициативу и творчество.

Декоративная

деятельность

Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами

и узорами с использованием

нетрадиционной техники

рисования.

Умело применяют полученные

знания о декоративном

искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами

дымковской и филимоновской

росписи с помощью

нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной

техники рисования. Умеют украшать объемные предметы

различными приемами.

 

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).

 

 

 

Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.

 

Ф.И.О ребенка

Техника

работы

с материалами

Предметное и

сюжетное

изображение

Декоративная

деятельность

 

9

5

9

5

9

5

 

В

В

В

В

С

С

 

В

В

В

С

С

В

 

 

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

3. Учебно-тематический план

 

Программа это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам:

«Овощи, фрукты»,

«Животные»,

«Деревья»,

«Цветы»,

«Птицы»,

«Сказки»,

«Игрушки»,

«Загадки Кляксочки».

Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

 

 

Тематическое планирование младшей группы

Месяц

Занятие

Количество занятий

Октябрь

Овощи, фрукты

4

Ноябрь

Деревья

5

Декабрь

Птицы

4

Январь

Животные

4

Февраль

Сказки

4

Март

Цветы

5

Апрель

Игрушки

4

май

Загадки «Кляксочки»

4

        Всего занятий                                                                              34

1 год обучения

 

 

Тематическое планирование средней группы

Месяц

Занятие

Количество занятий

Октябрь

Овощи, фрукты

4

Ноябрь

Деревья

5

Декабрь

Птицы

4

Январь

Животные

4

Февраль

Сказки

4

Март

Цветы

5

Апрель

Игрушки

4

май

Загадки «Кляксочки»

4

        Всего занятий                                                                              34

2 год обучения

Общее количество часов по программе                                      68

 

4.Содержание программы

 

Перспективное планирование средней группы

 

Месяц

Номер недели

Тема занятий

Программное содержание

октябрь

1

«Собираем ягоды»

Продолжать учить детей

технике пальчикового

рисования.

Закрепить у детей умение

рисовать двумя пальчиками

одновременно.

Развивать мелкую моторику рук.

2

«Огуречик,

огуречик»

Учить детей технике рисования

боковой стороной ладони.

Закрепить у детей

представление о зеленом цвете.

Воспитывать у ребят внимание.

3

«Овощной салат»

Учить ребят технике рисования

боковой стороной пальца.

Развивать чувства ритма и

цвета.

Продолжать развивать мелкую

моторику рук.

4

«Апельсин и

ананас»

Продолжать знакомить детей с

техникой рисования печать от

руки.

Продолжать учить детей

наносить

на ладонь гуашь двух цветов.

Развивать у детей

композиционные умения.

Ноябрь

5

«Деревья»

«Деревья с

разноцветными

листьями»

Познакомить детей с новой

техникой

«печать листьями».

Учить ребят наносить гуашь на

левую поверхность сухого листа.

Развивать ориентировку в

пространстве.

6

«Фруктовые

деревья»

Закрепить умение рисовать

пальчиками ствол дерева.

Совершенствовать умения у

детей рисование ладошкой и

штампом.

Продолжать развивать

ориентировку в пространстве

7

«Облетели с

деревьев последние

листочки»

Продолжать учить детей

технике рисования на

полиэтиленовой пленке.

Сформировать у детей

представления об изменении

внешнего вида деревьев.

Воспитывать интерес к осенним

явлениям природы.

8

«Осенний лес»

Познакомить детей с новой

техникой рисования – трафарет.

Показать прием печати по

трафарету.

Закрепить умение рисовать

пальчиками деревья. Раз

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Волшебная кисточка" в младше-средней группе»


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15

140300, Российская Федерация, Московская область, Егорьевск, 6 микрорайон, д.14 а

тел.: 8(49640)3-26-50 ОГРН 1035002351075  ИНН/КПП:  5011019316/501101001

Email[email protected] Сайт: https://egorschool15.obrpro.ru/




Согласованно: Утверждаю:

на педагогическом совете Директор МОУ СОШ № 15

Протокол № 1 от31.08.2022 г. __________ Потеенко Л.А.

Приказ № от31.08.2022 г.









Дополнительная общеразвивающая программа

Художественно-этетичской

направленности

«Волшебная кисточка»

для детей от 3 до 5 лет


Срок реализации: 2 года





Составитель:

воспитатель

Попко Е.А.









г.о. Егорьевск, 2022


Содержание

Введение

1. Пояснительная записка

Новизна и оригинальность

Актуальность

Концептуальная основа и педагогическая целесообразность программы

Цель и задачи программы

Техники рисования

Участники

Сроки реализации программы

Формы организации

Методы и приёмы

2. Планируемый результат

3. Учебно-тематический план занятий кружка

4. Содержание занятий

Перспективное планирование - младшая группа

Перспективное планирование - средняя группа

Заключение

Литература

Приложение









Введение

Бог создал мир из ничего...

Бог создал мир из ничего.

Учись, художник, у него,-

И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса,

Где светит вольная зарница,

Где вечный облачный прибой

Бежит по бездне голубой.

(К. Бальмонт)



«Школьный возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир».

Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Наша задача – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием её жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное о доброе и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.

Чем раньше ребёнок начнёт осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной действительности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.

Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процессе самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями? Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Принимая во внимание вышеизложенные факты, определим актуальность данной работы.

В программе «Волшебная кисточка » представлены материалы по обучению

дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-5 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изобразительной деятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на два года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей. Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.


1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебная кисточка» для детей 3-5 лет имеет художественно-эстетическую направленность.


Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам нетрадиционных форм художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению

таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Волшебная кисточка» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Занятия кружка проводятся под девизом:

«Я чувствуюЯ представляюЯ воображаюЯ творю».


Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять,

уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-

то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или

повесить на стену и любоваться.

Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет

детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает

новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность

для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Кружок направлен на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.


Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их

интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Волшебная кисточка».


Цель программы: развитие художественно – творческих способностей

детей 3 – 5 лет.


Задачи:

- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

- Развивать мелкую моторику рук;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

- Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

- Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;

- Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.


Отличительные особенности программы заключаются в том, что работая по примерным образовательным программам дошкольного образования, большое внимание уделяется обучению детей традиционной

технике рисования и недостаточно места отводится нетрадиционной.


В ходе реализации программы «Волшебная кисточка» дети знакомятся со следующими техниками рисования:


1.«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

2.монотипия;

3.рисование свечой;

4.рисование по мокрой бумаге;

5.рисование путем разбрызгивание краски;

6.оттиски штампов различных видов;

7.«точечный рисунок»;

8.батик (узелковая техника);

9.граттаж;

10.кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);

11.рисование жесткой кистью (тычок);

12.рисование на полиэтиленовой пленке.


Дети в возрасте 3-5 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более 20 человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.


Сроки реализации программы:

Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на 2 года. Она охватывает:

- младшую группу – дети от 3 до 4 лет,

- среднюю группу – от 4 до 5 лет.

Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня.

Длительность занятий: младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут.

Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.


Форма организации детей на занятии: подгрупповая.


Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).


Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.


Педагогические условия для реализации программы:

- создание художественно-развивающей среды в детском саду;

- разработка занятий по развитию детских художественных способностей

средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.

Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами.

Проводятся следующие формы работы:

- беседы

- консультации

- мастер - классы

- семинары-практикумы

- анкетирование

- выставки и др.

Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

Методы и приемы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);

- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей,

экспериментирование).


Алгоритм проведения занятия по нетрадиционному рисованию:

- Создание игровой ситуации.

- Показ воспитателя.

- Использование движения руки.

- Сравнение двух техник.

- Проговаривание последовательности работы.


Принципы работы с детьми:

- доступность отбираемого материала;

- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;

- индивидуальный подход к детям;


2. Планируемый результат:


Дети будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.


Дети будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.


В программе «Волшебная кисточка» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень

освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).


Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста


Разделы

Уровни развития

Средний Высокий

Средний Высокий

Техника работы с материалами

Дети знакомы с необходимыми навыками

нетрадиционной техники

рисования и умеют

использовать

нетрадиционные

материалы и инструменты,

но им нужна

незначительная помощь.

Самостоятельно используют

нетрадиционные материалы и

инструменты. Владеют

навыками нетрадиционной

техники рисования и применяют

их. Оперируют предметными терминами.

Предметное

и сюжетное

изображение

Передают общие,

типичные, характерные

признаки объектов и

явлений. Пользуются

средствами

выразительности. Обладает

наглядно-образным

мышлением. При

использовании навыков

нетрадиционной техники

рисования результат

получается недостаточно

качественным.

Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов,

располагая их на листе в

соответствии с содержание

сюжета. Умело передает

расположение частей при

рисовании сложных предметов

и соотносит их по величине. Применяет все знания в

самостоятельной творческой

деятельности. Развито

художественное восприятие и

воображение. При

использовании навыков

нетрадиционной техники

рисования результат получается

качественным. Проявляют

самостоятельность, инициативу и творчество.

Декоративная

деятельность

Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами

и узорами с использованием

нетрадиционной техники

рисования.

Умело применяют полученные

знания о декоративном

искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами

дымковской и филимоновской

росписи с помощью

нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной

техники рисования. Умеют украшать объемные предметы

различными приемами.


Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).




Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.


Ф.И.О ребенка

Техника

работы

с материалами

Предметное и

сюжетное

изображение

Декоративная

деятельность


9

5

9

5

9

5


В

В

В

В

С

С


В

В

В

С

С

В



В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

3. Учебно-тематический план


Программа это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам:

«Овощи, фрукты»,

«Животные»,

«Деревья»,

«Цветы»,

«Птицы»,

«Сказки»,

«Игрушки»,

«Загадки Кляксочки».

Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.



Тематическое планирование младшей группы

Месяц

Занятие

Количество занятий

Октябрь

Овощи, фрукты

4

Ноябрь

Деревья

5

Декабрь

Птицы

4

Январь

Животные

4

Февраль

Сказки

4

Март

Цветы

5

Апрель

Игрушки

4

май

Загадки «Кляксочки»

4

Всего занятий 34

1 год обучения



Тематическое планирование средней группы

Месяц

Занятие

Количество занятий

Октябрь

Овощи, фрукты

4

Ноябрь

Деревья

5

Декабрь

Птицы

4

Январь

Животные

4

Февраль

Сказки

4

Март

Цветы

5

Апрель

Игрушки

4

май

Загадки «Кляксочки»

4

Всего занятий 34

2 год обучения

Общее количество часов по программе 68


4.Содержание программы


Перспективное планирование средней группы


Месяц

Номер недели

Тема занятий

Программное содержание

октябрь

1

«Собираем ягоды»

Продолжать учить детей

технике пальчикового

рисования.

Закрепить у детей умение

рисовать двумя пальчиками

одновременно.

Развивать мелкую моторику рук.

2

«Огуречик,

огуречик»

Учить детей технике рисования

боковой стороной ладони.

Закрепить у детей

представление о зеленом цвете.

Воспитывать у ребят внимание.

3

«Овощной салат»

Учить ребят технике рисования

боковой стороной пальца.

Развивать чувства ритма и

цвета.

Продолжать развивать мелкую

моторику рук.

4

«Апельсин и

ананас»

Продолжать знакомить детей с

техникой рисования печать от

руки.

Продолжать учить детей

наносить

на ладонь гуашь двух цветов.

Развивать у детей

композиционные умения.

Ноябрь

5

«Деревья»

«Деревья с

разноцветными

листьями»

Познакомить детей с новой

техникой

«печать листьями».

Учить ребят наносить гуашь на

левую поверхность сухого листа.

Развивать ориентировку в

пространстве.

6

«Фруктовые

деревья»

Закрепить умение рисовать

пальчиками ствол дерева.

Совершенствовать умения у

детей рисование ладошкой и

штампом.

Продолжать развивать

ориентировку в пространстве

7

«Облетели с

деревьев последние

листочки»

Продолжать учить детей

технике рисования на

полиэтиленовой пленке.

Сформировать у детей

представления об изменении

внешнего вида деревьев.

Воспитывать интерес к осенним

явлениям природы.

8

«Осенний лес»

Познакомить детей с новой

техникой рисования – трафарет.

Показать прием печати по

трафарету.

Закрепить умение рисовать

пальчиками деревья. Развивать

чувство композиции.

9

«Осень нашего

края»

Учить детей рисовать по

мокрому слою бумаги.

Продолжать учить рисовать

деревья.

Подбирать колорит осени.

Вызвать у детей эмоциональный

отклик на художественный образ

пейзажа.

Декабрь

10

«Птицы»

«Два петушка

ссорятся»

Совершенствовать умение

делать отпечатки ладонью и

дорисовывать их до

определенного образа петушка.

Учить наносить гуашь на ладонь

несколько цветов одновременно.

Развивать творческое

воображение.

11

«Каких я видел

попугаев»

Продолжать учить детей

использовать технику

монотипия.

Развивать у детей чувство цвета

и формы.

Закрепить основные цвета.

12

«У солнышка в

гостях»

Продолжать знакомить детей с

новой техникой «рисование по

сырой бумаге».

Совершенствовать навыки

рисования гуашью и кисточкой.

Развивать мелкую моторику рук

13

«Грач»

Продолжать учить детей новой

технике «рисование по сырой

бумаге».

Развивать у детей навык в

дополнении рисунка деталями.

Поощрять детское творчество.

Январь

14

«Животные»

«Ежик»

Познакомить детей с новой

техникой- кляксография.

Учить детей дорисовывать

детали, полученные в ходе

изображения.

Развивать у детей фантазию,

интерес к творческой

деятельности.

15

«Кто-кто в

рукавичке живет»

Продолжать знакомить детей с

техникой - трафарет.

Развивать у детей

цветовосприятие и чувство

композиции.

Развивать фантазию.

16

«Звери под

елочкой»

Продолжать знакомить детей с

техникой кляксография.

Развивать творчество у ребят

через выбор цвета.

Развивать усидчивость.

17

«Лев – царь зверей»

Закрепить у детей умения

использовать в работе технику

пальцеграфия, набрызг.

Развивать воображение.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность в

работе с гуашью.

Февраль

18

«Сказки»

«Жители страны

Фантазии»

Продолжать учить детей

рисовать кляксы.

Учить детей фантазировать.

Закрепить название теплых

оттенков.

19

«Мышь и воробей»

Упражнять детей в технике

рисования с помощью трафарета.

Развивать у детей навыки

легкого прикосновения к бумаге

тампоном с краской.

Воспитывать аккуратность.

20

«Ожившая сказка»

Развивать у детей образную

память, воображение, умение

видеть необычное в обычном.

Формировать умение работать

над замыслом, мысленно

представлять содержание своего

рисунка.

Развивать творческую

фантазию, умение передавать

характер рисуемого объекта,

добиваясь выразительности с

помощью цвета, движения,

мимики, дополнительных

деталей.

21

«Рисуем сказку

«Колобок»

Продолжать учить детей

рисовать при помощи трафарета.

Закрепить умение пользоваться

трафаретами.

Развивать воображение,

наблюдательность, внимание.

Март










22

«Открытка для

мамы»

Совершенствовать навыки детей

при использовании техники

рисования «печатка».

Развивать цветовосприятие,

чувство композиции.

Развивать глазомер.

23

«Одуванчики»

Совершенствовать навыки

рисования кляксами.

Закрепить представление у

детей о цвете и геометрической

форме (круг).

Воспитывать эстетический вкус

24

«Астры»

Продолжать совершенствовать

навыки рисования кляксами.

Развивать у детей координацию

и силу движений.

Воспитывать радостное

настроение от полученного

результата.

25

«Цветы на клумбе»

Закрепить навыки детей при

использовании техник

рисования: монотипия, штампы,

кляксы.

Продолжать учить детей

подбирать яркие, контрастные

цвета.

Развивать творчество,

воображение.

26

«Весенние цветы»

Совершенствовать навыки

нетрадиционного рисования,

используя знакомые техники.

Продолжать учить детей

подбирать цветовую гамму.

Развивать творческое мышление

и воображение.

Апрель

27

«Игрушки»

«Лошадка»

Учить детей способу

раскрашивания, используя яркие

краски и технику рисования

тычком и пальцами.

Развивать эстетическое

восприятие.

Воспитывать интерес к

народной игрушке.

28

«Веселые зайчики»

Продолжать учить детей

рисовать поролоновой губкой.

Совершенствовать умения детей

подбирать цвета.

Развивать творческое

воображение детей, создавать

условия для развития творческих

способностей.

29

«Плыви, плыви,

кораблик»

Продолжать учить детей

технике рисования по сырой

бумаге.

Совершенствовать навыки

рисования при помощи

трафарета.

Продолжать развивать мелкую

моторику рук.

30

«Петушок да

курочка»

Учить детей изображать

игрушки, передавая сходство с

реальным предметом.

Упражнять в проведении

толстых и тонких линий при

помощи пальцев.

Развивать творчество у ребят.

Май

«Загадки кляксочки»

31

«В гостях у красок»

Закрепить знания и умения детей

применять в рисунке

нетрадиционные техники

рисования.

Поддерживать интерес к

изодеятельности.

Доставить детям радость и

удовольствие.

32

«Сегодня мы

волшебники»

Совершенствовать навыки

нетрадиционного рисования

кляксография.

Развивать умение узнавать того,

кто прячется в цветном пятне.

Развивать у детей фантазию,

воображение.

33

«Подарки для

кошки Мурки»

Закрепить навыки и умения

использования различных

материалов для создания

выразительного образа.

Воспитывать аккуратность в

работе с гуашью.

Воспитывать желание помочь

друг другу.

34

«В гостях у

Королевы-кисточки

и Кляксочки»

Выявить знания детей

полученные за год.

Активизировать процесс выбора

сюжета, цветовой гаммы.

Вызвать эмоциональный отклик,

побуждать активно участвовать в

развлечении.



Тематическое планирование в младшей группе


Месяц

Номер недели

Тема занятий

Программное содержание

октябрь

1

«Веселый горох»

Познакомить детей с техникой

«пальчиковая живопись».

Учить детей набирать краску на

палец.

Развивать мелкую моторику рук.

2

«Ягодки и яблоки на

тарелке»

Продолжать учить детей

набирать краску на палец.

Учить ритмично наносить

точки, не выходя за пределы

контура.

3

«Собираем урожай»

Познакомить детей с техникой

рисования «печать от руки».

Учить ребят наносить краску на

часть ладони и оставлять отпечаток на бумаге.

4

«Приглашаем снегирей»

Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой

Учить изображать ягоды

ритмично располагая точки на ветке рябины.

Ноябрь

5

«Осенний пейзаж»

Познакомить детей с новой

техникой рисования на

полиэтиленовой пленке.

Учить детей наносить гуашь на пленку.

Закрепить знание детей о

цветах.

6

«Маленькой елочке

холодно зимой»

Познакомить детей с новой

техникой «монотипия».

Учить детей наносить краску не

выходя за контур. Закрепить умение держать правильно кисть.

7

«Деревья у озера»

«Деревья у озера»

Продолжать знакомить детей с

техникой «монотипия».

Продолжать учить детей

набирать гуашь на кисточку.

8

«Рябинка»

Учить детей рисовать на ветке

ягодки (пальчиками) и листики

(примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

9

«Сирень в корзине»

Продолжать учить детей рисовать пальчиками.

Побуждать детей к самостоятельности. Вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы.

Декабрь

10

«Веселые цыплята»

Продолжать знакомить детей с

техникой «монотипия». Побуждать детей дополнять изображение деталями. Развивать у детей чувства цвета

и формы.

11

«Жили у бабуси два

веселых гуся»

Продолжать использовать ладонь как изобразительное

средство. Стимулировать желание детей дополнять изображение деталями. Развивать воображение.

12

«Лебеди на озере»

Продолжать учить детей рисовать птиц при помощи

ладони. Развивать тактильную

чувствительность и зрительно-

двигательную координацию.

Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы.

13

«Люли, люли, люли,

прилетели гули».

Совершенствовать у детей умение делать отпечатки двумя

пальчиками одновременно. Закрепить представление о цветах. Развивать ориентировку в пространстве, координацию.

Январь

14

«Котенок»

Познакомить детей с новым

способом раскрашивания

«бумажная трубочка».

Развивать творчество детей

через выбор цвета.

Учить детей рисовать

трубочкой.

15

«Зайчонок»

Продолжать учить детей использовать трубочку как изобразительное средство. Развивать мелкую моторику рук.

Продолжать формировать навыки рисования.

16

«Ёжик»

Совершенствовать умение рисовать ладонью. Закрепить умение дорисовывать при помощи пальцев. Воспитывать воображение.

17

«Киска, киска, киска

брысь»

Продолжать учить детей рисовать при помощи пальцев.

Побуждать детей самостоятельно рисовать дорожку. Воспитывать радостное настроение у ребят.

Февраль

18

«Сказки»:

«Рыбки плавают,

ныряют»

Продолжать учить детей

рисовать при помощи

полиэтиленовой пленки море.

Закрепить умение рисовать всей

ладонью рыбок.

Развитие творческого

воображения.

19

«Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом»

Рисование +

аппликация.

Закрепить навыки рисования

полиэтиленовой пленкой. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу. Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы.

20

«Храбрый петушок»

Закрепить навыки рисования

ладонью. Познакомить детей с новым приемом рисования « штампом». Развивать эстетическое восприятие.

21

«Тень, тень, потетень»

Закрепить у детей навыки

использования нетрадиционной

техники рисования пальцеграфия. Развивать мелкую моторику. Воспитывать радостное настроение от полученного результата.

Март







Март




22

«Цветы»

«Мимоза для мамы»

Совершенствовать технику рисования пальцами. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о

природе.

23

«Цветок радуется солнышку»

Упражнять детей в технике рисования с помощью печаток-

штампов. Развивать чувство композиции. Воспитывать радостное настроение у детей.

24

«Цветик- семицветик»

Совершенствование техники «монотипия». Закрепить умение владения кистью. Развивать мышление и творческое воображение.

25

«Цветочек»

Закрепить умение рисовать

пальчиками. Совершенствовать умение рисовать двумя пальчиками одновременно.

Воспитывать у детей аккуратность при рисовании пальцами.

26

«Цветы в вазе»

Совершенствовать умения и навыки рисования ладонью и пальчиками. Закрепить у детей знание цветов. Воспитывать радостное настроение.

Апрель

27

«Конь ретивый, с длинной гривой»

Учить детей наносить отпечатки

пальчиками не выходя за контур.

Продолжать совершенствовать

навыки рисования двумя пальцами одновременно. Воспитывать аккуратность

28

«Разноцветная юла»

Учить детей рисовать при помощи бумажных трубочек разных видов. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося отпечатки трубочкой равномерно по всей поверхности рисунка. Воспитывать интерес к работе.

29

«Самолет, самолет, ты вези меня в полет»

Учить детей рисовать пятна,

катанными шариками из салфеток. Закрепить название цветовой гаммы. Развивать творческое воображение детей.

30

«Мячики»

Познакомить детей с техникой

печатания пробкой, печаткой из

картофеля. Показать прием получения отпечатка. Воспитывать радостное настроение от полученного результата.

Май

«Загадки кляксочки»

31

«Волшебные картинки»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для

работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать цветовосприятие у детей.

32

«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

Совершенствовать у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования. Закрепить знания и умения полученные за год.

Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, доводить

начатое до конца, следуя игровой мотивации занятия.

33

«Вот и лето пришло»

Закрепить умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа, используя

материал: трубочки, печатки. Закрепить умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму. Развивать воображение и творчество.

34

«Выставка рисунков

детей данной группы»

Учить детей рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся рисунков.












Заключение

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие

способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих

способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так

же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные

технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается

познавательный интерес.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет

радость, дает новый толчок к творчеству.



Список литературы


1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.


2.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.


3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.


4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.


5.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.


6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.


7. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.


8.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.


9.ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».


10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009


11.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.


12.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.









Приложение


Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу

в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти

же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более

сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо

вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет

ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие

листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска

разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь

легко смывается.

Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого

цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю

кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь

легко смывается.

Оттиск пробкой.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской

и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск печатками из ластика.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы:

восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения

изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем

закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками

остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча,

плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок

рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Печать по трафарету.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик

из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или

поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на

бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и

трафарет.

Монотипия предметная.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на

одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока

не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после

рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает

гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются

пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже.

Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой.

Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,

пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой

краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это

пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги.

При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг.

Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо

пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет

кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на

бумагу.

Акварельные мелки.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью

губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования

торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Тычкование.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см),

журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей

ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением

края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот

не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает

квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура

повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Монотипия

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия,

изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная

плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной

половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели

высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На

последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным

листом бумаги. Пейзаж получается размытым.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!