ЭКПЕРИМЕНТ ПО ТЕМЕ: «ВОДОРОД»
Успешное изучение основ химии в школе совершенно невозможно без использования учебного химического эксперимента, поскольку он играет большую роль в развитии химической науки. Формирование понятий о веществах и их превращениях в курсе химии, а на основе этого и теоретических обобщений невозможно без конкретного наблюдения за веществами. В то же время для объяснения сущности наблюдаемых химических явлений и процессов, протекающих в ходе выполнения химического эксперимента, от учащихся требуется глубокое знание законов и теорий. Поэтому только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебном процессе можно достигнуть высокого качества знаний у учащихся по химии.
Методическая база ученического эксперимента по химии разработана очень детально в виде подробных и конкретных указаний по технике выполнения лабораторных опытов. Что же касается школьного демонстрационного эксперимента, то его методическая обеспеченность на сегодняшний день ещё не соответствует желаемому уровню и представлена, в основном, отдельными и разрозненными публикациями в методических журналах и книгах. Богатый материал по демонстрационному эксперименту имеется в методической литературе для вузов, однако он, по понятным причинам, совершенно не адаптирован к условиям школы. Поэтому совершенно очевидна острая необходимость в такого рода методической литературе, адресованной школьным учителям.
Данная статья содержит методические указания к демонстрационному эксперименту по теме «Водород». В ней мы приводим тщательно выверенные и подробные методики выполнения каждого опыта, составленные по одному и тому же плану:
тема (темы), при изучении которых целесообразна демонстрация опыта;
оборудование;
реактивы;
подготовка к демонстрации;
демонстрация опыта;
объяснение наблюдаемых явлений.
Все предлагаемые методики проверены экспериментально в условиях учебной лаборатории и не представляют опасности для учителя и учеников.
«Получение водорода взаимодействием цинка с раствором кислоты. Очистка водорода и проверка его на чистоту»
Демонстрацию опыта целесообразно проводить при изучении темы «Физические и химические свойства водорода. Получение водорода».
Реактивы:
• разбавленная (1:2) хлороводородная кислота (НС1) или разбавленная (1:4) серная кислота (H2SО4);
• гранулированный цинк (Zn);
• концентрированная серная кислота. Оборудование:
• аппарат Киппа с предохранительной воронкой Вельтера;
большая стеклянная воронка;
химический стакан;
промывные склянки Дрекселя или Тищенко;
прямые и изогнутые стеклянные трубки;
штатив с пробирками;
кристаллизатор с водой;
спиртовка;
• медная трубка длиной 8—10 см и внутренним диаметром 5—6 мм.
Подготовка к демонстрации
Соберите аппарат Киппа, предварительно обработав шлифы резервуара и воронки смазкой и надёжно укрепив резиновую пробку в нижнем тубусе. Для верхнего тубуса подберите резиновую пробку соответствующего диаметра с газоотводной трубкой и исправным краном. Если для получения водорода используется раствор серной кислоты, то выделяющийся газ может содержать примеси сероводорода, арсина, стибина и паров воды. В случае если будет использована соляная кислота, то выделяющийся газ может быть загрязнён, кроме того, ещё и парами хлороводорода. Поэтому для очистки водорода от указанных примесей аппарат Киппа нужно последовательно соединить с двумя промывными склянками. В первой из них должен содержаться щелочной раствор перманганата калия, который будет поглощать хлороводород, сероводород, арсин и стибин. Во второй склянке должна быть концентрированная серная кислота, которая будет поглощать пары воды. При сборке аппаратуры следите, чтобы склянки друг с другом были соединены правильно («вход на выход») и убедитесь в этом, слегка продув через них воздух. Промывную склянку, из которой будет выходить очищенный газ, соедините с газоотводной трубкой, в середине которой сделайте вставку из медной трубки длиной 8—10 см. В конец газоотводной трубки вставьте стеклянную трубку.
Добавьте в раствор кислоты 4—5 капель раствора соли меди(II) и перемешайте жидкость.
Демонстрация опыта
I. Зарядка аппарата и получение водорода.
Через верхний тубус с помощью пробирки загрузите в средний резервуар аппарата Киппа гранулированный цинк массой 100—150 г. Следите за тем, чтобы гранулы металла не попали в нижнее полушарие аппарата.
При открытом верхнем тубусе осторожно через химическую воронку наливайте раствор кислоты в шарообразную воронку до тех пор, пока он не заполнит нижнее полушарие и не поднимется в средний шар на 1/3 его высоты. При этом весь цинк должен быть покрыт раствором кислоты.
Внимание! Старайтесь не вдыхать газовую смесь, выходящую из верхнего тубуса!
Быстро закройте верхний тубус пробкой с газоотводной трубкой и убедитесь в герметичности прибора. Для этого закройте кран аппарата и подождите 10 секунд. Если аппарат герметичен, то раствор кислоты под давлением выделяющегося газа будет опускаться из центрального шара в
нижнее полушарие, а из него по трубке подниматься в шарообразную воронку. В противном случае следует обязательно устранить причину негерметичности или заменить прибор на другой. Откройте кран аппарата, а газоотводную трубку опустите в стакан с водой.
Если в аппарате используется соляная кислота, то в отверстие шарообразной воронки вставьте предохранительную воронку Вельтера, предварительно заполнив её водой до половины высоты шарообразных утолщений. Эта воронка предназначена для поглощения газообразной соляной кислоты, которая выделяется из нагревшегося раствора в шарообразной воронке аппарата Киппа.
II. Проверка водорода на чистоту.
Внимание! Смеси водорода с воздухом взрывоопасны! Перед демонстрацией химических свойств водорода его нужно в обязательном порядке тщательно и многократно проверить на чистоту!
На расстоянии не менее 1 м от аппарата Киппа установите спиртовку и зажгите её.
Откройте кран аппарата Киппа и через 1—2 минуты соберите выделяющийся газ в пробирку методом вытеснения воды. Для этого наполненную водой пробирку закройте пальцем, переверните вверх дном и, опустив в воду, откройте отверстие.
Изогнутую газоотводную трубку, из которой выделяется водород, подведите под отверстие пробирки и заполните её газом.
Удерживая пробирку с газом в воде, закройте кран аппарата и уберите газоотводную трубку в сторону от пламени. Под водой закройте пробирку большим пальцем и поднесите к пламени спиртовки. Держа пробирку вверх дном, откройте её и быстро пронесите в вертикальном положении через верхнюю часть пламени.
Если при этом раздаётся резкий «лающий» или «свистящий» звук, водород содержит примесь воздуха и его ни в коем случае нельзя использовать в эксперименте. Процедуру проверки в указанной последовательности повторяйте примерно через каждую минуту до тех пор, пока сгорание водорода не будет сопровождаться лёгким хлопком вроде «п-па». В чистоте водорода нужно обязательно убедиться, повторив процедуру ещё 2—3 раза.
Проверку водорода на чистоту можно провести также следующим образом: наполнить пробирку методом вытеснения воздуха. Для этого газоотводную трубку введите до дна пробирки, удерживаемой вертикально вверх дном, и откройте кран. Через 15—20 с, не закрывая кран, осторожно извлеките трубку и сразу же закройте отверстие пробирки пальцем. Закройте кран и уберите трубку в сторону от пламени. Чистоту водорода определите описанным выше способом. Следует отметить, что данный метод менее надёжен, чем при собирании водорода под водой.
Объяснение наблюдаемых явлений
При контакте гранулированного цинка с раствором кислоты наблюдается «кипение» жидкости — происходит выделение газообразного водорода:
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2↑.
Газ вытесняется из аппарата в промывные склянки и по газоотводной трубке выходит наружу, что вызывает «бурление» растворов в промывалках и воды в стакане.
Гранулы цинка покрываются рыхлым красно-коричневым слоем меди:
Zn + Cu2+ = Zn2+ + Cu0.
При этом образуется гальваническая пара, в которой цинк является анодом, а медь — катодом. Восстановление катионов гидроксония и образование пузырьков водорода происходит на поверхности менее активного металла — меди, а у поверхности цинка происходит гидратация образующихся катионов Zn2+, которой не препятствует слой из газовых микропузырьков. В этом случае выделение газа идёт быстрее, чем без добавления соли меди(II), которую можно считать катализатором процесса.
Интенсивность окраски раствора перманганата калия в первой промывной склянке постепенно ослабевает, и из него может выделиться бурый осадок
гидратированного оксида марганца(IV). Это объясняется тем, что цинк почти всегда содержит микропримеси серы, фосфора, мышьяка или сурьмы. Они восстанавливаются атомарным водородом, образуя газообразные сероводород, фосфин, арсин или стибин. Являясь сильными восстановителями, они окисляются пермаганатом, который при этом восстанавливается до МnO2·nН20, образующего слабоокрашенный буроватый коллоидный раствор или бурый осадок:
Сгорание водорода с резким «лающим» звуком объясняется наличием в нём примеси кислорода (воздуха). Водород, содержащий даже небольшие примеси O2, сгорает очень быстро. При объёмном соотношении водорода с кислородом, равном 2:1, сгорание происходит взрывообразно, чем и объясняется появление характерного звука. Чистый же водород загорается с лёгким хлопком и его почти невидимое пламя беззвучно и медленно поднимается от отверстия ко дну пробирки.
Вставка из медной трубки надёжно предохраняет от случайного «проскока» пламени в прибор и его взрыва. Это объясняется тем, что медь обладает высокой теплопроводностью. Если пламя водорода, загрязнённого воздухом, «проскакивает» в медную трубку, его температура резко понижается и оно гаснет, не причинив вреда.
Опыт № 2
«Получение водорода взаимодействием алюминия с раствором соли меди(II)»
Демонстрацию опыта целесообразно проводить при изучении темы «Физические и химические свойства водорода. Получение водорода».
Реактивы:
кристаллический пентагидрат сульфата меди(II) (медный купорос);
кристаллический хлорид натрия (поваренная соль);
алюминиевая проволока диаметром 1—1,5 см и длиной 60—80 см;
щелочной раствор перманганата калия с массовой его долей 1—2 %;
прямые и изогнутые стеклянные трубки;
штатив с пробирками;
кристаллизатор с водой;
спиртовка;
• медная трубка длиной 8—10 см и и внутренним диаметром 5—6 мм.
Подготовка к демонстрации
Обработайте шлифы резервуара и воронки аппарата Киппа смазкой и надёжно укрепите резиновую пробку в нижнем тубусе. Для верхнего тубуса подберите резиновую пробку соответствующего диаметра с газоотводной трубкой и исправным краном.
Трубку крана соедините последовательно с двумя промывными склянками. В первой из них должен содержаться щелочной раствор перманганата калия, а во второй — концентрированная серная кислота. При сборке аппаратуры следите, чтобы склянки друг с другом были соединены правильно («вход на выход»), и убедитесь в этом, слегка продув через них воздух. Промывную склянку, из которой будет выходить очищенный газ, соедините с газоотводной трубкой, в середине которой сделайте вставку из медной трубки длиной 8—10 см. В конец газоотводной трубки вставьте стеклянную трубку.
Приготовьте солевой раствор для зарядки аппарата из расчёта 250 г пентагидрата сульфата меди(II) и 150 г
хлорида натрия на 1 дм3 воды. Для этого нагрейте воду до температуры 50—60 °С и растворите в ней соответствующие порции хлорида натрия и медного купороса. Приготовленный раствор охладите до комнатной температуры.
Демонстрация опыта
I. Зарядка аппарата и получение водорода.
1. Из алюминиевой проволоки сверните неплотное кольцо диаметром 5 см и поместите его через горловину в центральный шар аппарата и соедините его с шарообразной воронкой. При открытом верхнем тубусе осторожно наливайте в аппарат солевой раствор до тех пор, пока он не
заполнит нижнее полушарие и не поднимется в средний шар на 1/3 его высоты. При этом алюминиевое кольцо должно полностью покрыться солевым раствором.
Внимание! Старайтесь не вдыхать газовую смесь, выходящую из верхнего тубуса!
2. Быстро закройте верхний тубус пробкой с газоотводной трубкой и убедитесь в герметичности прибора. Для этого закройте кран аппарата и подождите 10 секунд. Если аппарат герметичен, то раствор кислоты под давлением выделяющегося газа будет опускаться из центрального шара в нижнее полушарие, а из него по трубке подниматься в шарообразную воронку. В противном случае следует обязательно устранить причину негерметичности или заменить прибор на другой. Откройте
кран аппарата, а газоотводную трубку опустите в стакан с водой.
II. Проверка водорода на чистоту.
Через 1—2 минуты тщательно проверьте выделяющийся газ на чистоту (см. опыт № 1).
Объяснение наблюдаемых явлений
В присутствии катионов Сu2+ и Сl-анионов прочная оксидная плёнка на поверхности алюминия разрушается и он восстанавливает катионы меди(II) до металлического состояния:
2А1 + 3Cu2+ = 2А13+ + 3Cu0.
Медь осаждается на поверхности алюминия в виде рыхлого красно-коричневого слоя. При этом образуется гальванический элемент, в котором алюминий является анодом и восстанавливает воду с образованием водорода:
2А1 + 6Н2O = 2А1(ОН)3↓ + 3Н2↑.
Интенсивность окраски раствора перманганата калия в первой промывной склянке постепенно ослабевает и из него может выделиться бурый осадок гидратированного оксида марганца(1У). Это объясняется тем, что технический алюминий почти всегда содержит микропримеси серы и фосфора. Они восстанавливаются атомарным водородом, образуя ядовитые газообразные сероводород и фосфин. Они восстанавливают ионы Мп04~ до МnO2•nН2O, образующего слабоокрашенный буроватый коллоидный раствор или бурый осадок:
Опыт № 3
«Доказательство лёгкости водорода путём его взвешивания»
Демонстрацию опыта целесообразно проводить при изучении темы «Получение и физические свойства водорода».
Реактивы:
разбавленная (1:2) хлороводородная кислота (НСl) или разбавленная (1:4) серная кислота (H2SO4);
гранулированный цинк (Zn);
раствор любой соли меди(II) с массовой её долей 10 %;
• концентрированная серная кислота. Оборудование:
аппарат Киппа с предохранительной воронкой Вельтера;
большая стеклянная воронка;
2 химических стакана (0,2 дм3);
промывная склянка Дрекселя или Тищенко;
прямые и изогнутые стеклянные трубки;
штатив с пробирками;
кристаллизатор;
спиртовка;
• весы (технохимические или электронные).
Подготовка к демонстрации
Соберите аппарат Киппа и зарядите его для получения водорода (см. опыт № 1).
Соедините аппарат с промывной склянкой, содержащей концентрированную серную кислоту. В газоотводную трубку, отходящую от промывной склянки, вставьте изогнутую под прямым углом стеклянную трубку.
Тщательно проверьте водород на чистоту (см. опыт № 1).
На нижнюю часть каждого из двух стаканов на расстоянии 5 см от дна наденьте прочное резиновое кольцо так, чтобы оно не скользило свободно по стеклу. К этим кольцам с противоположных сторон стаканов надежно прикрепите концы тонкой проволоки так, чтобы стаканы можно было подвесить вверх дном к весам.
Подвесьте оба стакана к крючкам над чашками весов и уравновесьте их с помощью кусочков бумаги или мелкого песка. Выключите арретир.
В дне картонной коробки, имеющей размеры примерно 10x10x10 см, и в двух её противоположных стенках вырежьте по центру квадратные отверстия размером 5x5 см.
Демонстрация опыта
I. Демонстрация на технохимических весах
Включив арретир, обратите внимание учеников на то, что весы находятся в равновесии.
Под один из стаканов осторожно подведите изогнутую газоотводную трубку, не касаясь ею весов или стенок стакана, и пустите слабый ток водорода.
После того как равновесие весов нарушится и стаканы окажутся на разной высоте, ток газа прекратите и уберите газоотводную трубку в сторону от пламени спиртовки.
4. Поднесите горящую лучинку сначала к отверстию стакана, расположенного ниже, и обратите внимание, что характер её горения не меняется. Затем поднесите лучинку к отверстию стакана, расположенного выше. При этом раздастся характерный хлопок и стенки стакана запотеют.
И. Демонстрация на электронных весах
Включите весы в сеть и аккуратно поставьте на них коробку так, чтобы отверстие в её дне было направлено вверх. Сверху над отверстием коробки установите перевёрнутый вверх дном стакан. Он должен полностью закрывать отверстие коробки. Запишите показания весов.
Аккуратно через боковое отверстие в коробке введите в стакан изогнутую газоотводную трубку и пустите слабый ток водорода. Обратите внимание на то, что показания весов сразу же начинают изменяться в сторону уменьшения. Примерно через 1 минуту прекратите ток газа и уберите газоотводную трубку в сторону от пламени.
Не переворачивая стакан, снимите его с коробки и в вертикальном положении быстро пронесите через пламя спиртовки. При этом раздастся характерный хлопок «п-па», и стенки стакана запотеют.
Объяснение наблюдаемых явлений
Плечо весов со стаканом, наполненным водородом, поднимается вверх. Это объясняется тем, что водород примерно в 14,5 раза легче воздуха и, поднимаясь вверх, вытесняет его из стакана. Масса стакана с водородом оказывается меньше массы того же стакана с воздухом.
При поднесении горящей лучинки к отверстию стакана, наполненного чистым водородом, газ воспламеняется и сгорает с характерным хлопком «п-па». Стенки стакана сразу же запотевают, из-за того что при сгорании водорода образуются пары воды:
2Н2+O2=2Н2O (газ).
Они конденсируются на холодном стекле, образуя на внутренней поверхности стакана мельчайшие капельки жидкости.