СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» в 8 классах

Пояснительная записка

Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни, хотя школьники часто не осознают этого и из-за своей химической безграмотности совершают ошибки при обращении с веществами в быту. 

Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

Цели курса «Химия вокруг нас»

  • формирование естественно-научного мировоззрения школьников;
  • развитие исследовательского подхода к изучению окружающего мира;
  • освоение важнейших знаний об основных понятиях химии на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи курса «Химия вокруг нас»

образовательные:

  • формирование первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
  • ознакомление с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;
  • отработка тех предметных знаний и умений (экспериментальные, а также умения решать расчетные задачи;
  • формирование практических умений и навыков, например умения разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
  • расширение представлений учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
  • формирование устойчивого познавательного интереса к химии, коммуникативной компетенции;

развивающие:

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативных умений; навыков самостоятельной работы;
  • расширение кругозора учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
  • развитие умений анализировать информацию, выделять главное, интересное.
  • интеграция знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия»

воспитательные:

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • воспитание экологической культуры.

На изучение курса «Химия вокруг нас» в 8 классе отводится 35 часов, из расчета – 1 учебных часа в неделю, практических работ -5

Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.

Формы организации познавательной деятельности учащихся подбираются в соответствии с целями, содержанием, методами обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. Предпочтение отдается следующим формам работы : самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности; работа в группах при выполнении лабораторных и практических работ, выполнению экспериментальных заданий; публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование и др.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения курса «Химия вокруг нас» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.

Личностные результаты

учащиеся должны:

  • знать основные принципы отношения к живой и неживой природе;
  • иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту.
  • - критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;
  • расценивать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Метапредметные результаты

учащиеся 8 класса должны:

  • овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
  • уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;
  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать и понимать:

  • химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ; классификацию веществ по агрегатному состоянию и составу;
  • важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; жиры, углеводы, белки, минеральные вещества; качественные реакции;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;
  • важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы, серная, солянаяи азотная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, СМС;

уметь:

    • называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
    • выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе;
    • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов).

Тематическое планирование

№ 

 

Тема

 

Кол-во часов

 

Теория

 

Практика

 

1

Первоначальные химические понятия

 

13

 

11

 

1

 

2

Явления, происходящие с веществами

 

5

 

3

2

3

Химия в быту

 

14

12

2

4

Рассказы по химии

 

3

2

-

 

Итого

35

30

5

Содержание

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Предмет химии. Что изучает химия. Понятие вещество и тело. Физические свойства веществ. Вещества в окружающем мире. Характеристики тел и веществ. Краткая история химии. Алхимия.

Методы познания природы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, её получение, анализ и представление его результатов.

Общие правила техники безопасности в химической лаборатории. Знакомство с простейшим лабораторным оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества. Измерительные приборы: весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Состав вещества. Понятия «атом», «молекула», «ион». Простые и сложные вещества. Химический элемент.

Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфные вещества. Агрегатные состояния вещества.

Знаки химических элементов. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная масса. Расчет относительных молекулярных масс веществ. Расчеты по химическим формулам.

Чистые вещества и смеси. Массовая доля вещества в смеси. Расчет массовой доли вещества в смеси.

Растворы. Значение растворов в природе и жизни человека. Концентрация. Расчет массовой доли вещества в растворе. Типы среды растворов: нейтральная, кислотная, щелочная. Понятие об индикаторах. История открытия индикаторов. Природные индикаторы: заваренный чай, сок красной капусты, сок свеклы, лук, чеснок. Синтетические индикаторы: лакмус, фенолфталеин. Изменение цвета индикатора в кислотной и щелочной среде.

Практические работы. 1.  Выращивание кристаллов соли.

Лабораторные опыты. 1. Описание физических свойств веществ. 2.Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. 3. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. 4. Диффузия перманганата калия в желатине. 5. Ознакомление с веществами разного строения. 6. Исследование кислотности различных объектов

Домашние опыты. 1. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина. 2. Исследование кислотности различных объектов при помощи природных индикаторов.

Тема 2. Явления, происходящие с веществами

Физические явления в химии: кристаллизация, выпаривание, возгонка веществ, фильтрование. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Признаки химических реакций. Реакции горения. Понятие о качественных реакциях. Роль химии в жизни человека.

Практические работы. 2. Очистка загрязненной поваренной соли. 3.Решение экспериментальных задач на распознавание веществ.

Лабораторные опыты. 7. Спиртовая экстракция хлорофилла из листьев комнатных растений 8.Адсорбирующие свойства активированного угля. 9. Признаки химических превращений.

Тема 3. Химия в быту

Состав пищи: органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества, витамины.

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.

«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

Перекись водорода и гидроперит.  Свойства перекиси водорода.

Вода. Свойства воды. Аномальные свойства воды. Понятие о жесткости воды.

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от мыла туалетного.

Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». В чем отличие шампуня от мыла? Гели. Вред и польза.

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Кондиционеры для белья. Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь.

Виды загрязнений и способы их удаления. Средства бытовой химии для удаления пятен и загрязнений. Техника безопасности при работе с ними.

Практические работы: 4Исследование свойств водопроводной воды . 5 Изучение и сравнение состава различных сортов мыла

Лабораторные опыты: 10. Исследование свойств поваренной соли, сахара, питьевой соды. 11. Обнаружение жиров в семенах подсолнечника. 12. Отбеливающие свойства перекиси водорода. 13. Получение кислорода из перекиси водорода, его собирание и определение. 14. Определение среды растворов различных сортов мыла. 15. Удаляем пятна

Домашние опыты. 10. Обнаружение крахмала в продуктах питания. 11. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

        Тема 4. Рассказы по химии

 «Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых

 «Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по химии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №59»










Рабочая программа внеурочной деятельности

«Химия вокруг нас»


в 8 классах

на 2017 - 2018 учебный год



Разработчик:

Лабкова Ирина Васильевна,

учителя химии





















Курск – 2017 год





Пояснительная записка

Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни, хотя школьники часто не осознают этого и из-за своей химической безграмотности совершают ошибки при обращении с веществами в быту. Актуальность введения предлагаемого курса определяется несколькими причинами:

- сложность учебного материала по химии,

-сокращение количества учебных часов на изучение химии,

- уменьшение времени, отводимого на химический эксперимент на уроках,

- неверная химическая информация, почерпнутая школьниками из СМИ до начала изучения предмета.

Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

Цели курса «Химия вокруг нас»

  • формирование естественно-научного мировоззрения школьников;

  • развитие исследовательского подхода к изучению окружающего мира;

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях химии на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи курса «Химия вокруг нас»

образовательные:

  • формирование первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;

  • ознакомление с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;

  • отработка тех предметных знаний и умений (экспериментальные, а также умения решать расчетные задачи;

  • формирование практических умений и навыков, например умения разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

  • расширение представлений учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;

  • формирование устойчивого познавательного интереса к химии, коммуникативной компетенции;

развивающие:

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативных умений; навыков самостоятельной работы;

  • расширение кругозора учащихся с привлечением дополнительных источников информации;

  • развитие умений анализировать информацию, выделять главное, интересное.

  • интеграция знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия»

воспитательные:

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • воспитание экологической культуры.

Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется умение правильно обращаться с веществами. Это важное практическое умение необходимо любому человеку. Выполнение лабораторных работ развивает умения наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения, способствует воспитанию интереса к получению новых знаний, самостоятельности, критичности мышления.

Большинство лабораторных работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться небольшими группами учеников. Этим достигается и другая цель - научить школьников общим приемам современной научной деятельности, коллективному планированию эксперимента, его проведению и обсуждению результатов.

Более раннее изучение химии способствует интеграции химии с другими естественно-научными дисциплинами. В плане содержания это означает значительно более продуктивные метапредметные связи на всем пути прохождения ребенком естественнонаучных предметов (биологии, географии, физики, химии).

На изучение курса «Химия вокруг нас» в 8 классе отводится 35 часов, из расчета – 1 учебных часа в неделю, практических работ -5

Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.

Формы организации познавательной деятельности учащихся подбираются в соответствии с целями, содержанием, методами обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. Предпочтение отдается следующим формам работы : самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности; работа в группах при выполнении лабораторных и практических работ, выполнению экспериментальных заданий; публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование и др.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения курса «Химия вокруг нас» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.

Личностные результаты

учащиеся должны:

  • знать основные принципы отношения к живой и неживой природе;

  • иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту.

  • - критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;

  • расценивать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Метапредметные результаты

учащиеся 8 класса должны:

  • овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.

  • уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать и понимать:

  • химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ; классификацию веществ по агрегатному состоянию и составу;

  • важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; жиры, углеводы, белки, минеральные вещества; качественные реакции;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;

  • важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы, серная, солянаяи азотная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, СМС;

уметь:

    • называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

    • выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе;

    • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов).

Тематическое планирование

№ 


Тема


Кол-во часов


Теория


Практика


1

Первоначальные химические понятия


13


11


1


2

Явления, происходящие с веществами


5


3

2

3

Химия в быту


14

12

2

4

Рассказы по химии


3

2

-


Итого

35

30

5

Содержание

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Предмет химии. Что изучает химия. Понятие вещество и тело. Физические свойства веществ. Вещества в окружающем мире. Характеристики тел и веществ. Краткая история химии. Алхимия.

Методы познания природы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, её получение, анализ и представление его результатов.

Общие правила техники безопасности в химической лаборатории. Знакомство с простейшим лабораторным оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества. Измерительные приборы: весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Состав вещества. Понятия «атом», «молекула», «ион». Простые и сложные вещества. Химический элемент.

Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфные вещества. Агрегатные состояния вещества.

Знаки химических элементов. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная масса. Расчет относительных молекулярных масс веществ. Расчеты по химическим формулам.

Чистые вещества и смеси. Массовая доля вещества в смеси. Расчет массовой доли вещества в смеси.

Растворы. Значение растворов в природе и жизни человека. Концентрация. Расчет массовой доли вещества в растворе. Типы среды растворов: нейтральная, кислотная, щелочная. Понятие об индикаторах. История открытия индикаторов. Природные индикаторы: заваренный чай, сок красной капусты, сок свеклы, лук, чеснок. Синтетические индикаторы: лакмус, фенолфталеин. Изменение цвета индикатора в кислотной и щелочной среде.

Практические работы. 1. Выращивание кристаллов соли.

Лабораторные опыты. 1. Описание физических свойств веществ. 2.Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. 3. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. 4. Диффузия перманганата калия в желатине. 5. Ознакомление с веществами разного строения. 6. Исследование кислотности различных объектов

Домашние опыты. 1. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина. 2. Исследование кислотности различных объектов при помощи природных индикаторов.

Тема 2. Явления, происходящие с веществами

Физические явления в химии: кристаллизация, выпаривание, возгонка веществ, фильтрование. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Признаки химических реакций. Реакции горения. Понятие о качественных реакциях. Роль химии в жизни человека.

Практические работы. 2. Очистка загрязненной поваренной соли. 3.Решение экспериментальных задач на распознавание веществ.

Лабораторные опыты. 7. Спиртовая экстракция хлорофилла из листьев комнатных растений 8.Адсорбирующие свойства активированного угля. 9. Признаки химических превращений.

Тема 3. Химия в быту

Состав пищи: органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества, витамины.

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.

«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

Перекись водорода и гидроперит.  Свойства перекиси водорода.

Вода. Свойства воды. Аномальные свойства воды. Понятие о жесткости воды.

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от мыла туалетного.

Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». В чем отличие шампуня от мыла? Гели. Вред и польза.

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Кондиционеры для белья. Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь.

Виды загрязнений и способы их удаления. Средства бытовой химии для удаления пятен и загрязнений. Техника безопасности при работе с ними.

Практические работы: 4Исследование свойств водопроводной воды . 5 Изучение и сравнение состава различных сортов мыла

Лабораторные опыты: 10. Исследование свойств поваренной соли, сахара, питьевой соды. 11. Обнаружение жиров в семенах подсолнечника. 12. Отбеливающие свойства перекиси водорода. 13. Получение кислорода из перекиси водорода, его собирание и определение. 14. Определение среды растворов различных сортов мыла. 15. Удаляем пятна

Домашние опыты. 10. Обнаружение крахмала в продуктах питания. 11. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

Тема 4. Рассказы по химии

«Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых

«Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества.




Календарно – тематическое планирование

№ занятия

№ занятия по теме

Тема занятия

Примечание



Тема1. Первоначальные химические понятия


1

1

Методы познания природы.


2

2

Предмет химии. Вещества. Общие правила техники безопасности и при работе в кабинете химии


3

3

Роль химии в жизни человека.


4

4

Краткая история развития химии. Алхимия.


5

5

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Ознакомление с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.


6

6

Физические свойства веществ.


7

7

Состав вещества. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества


8

8

Строение вещества. Кристаллические решетки. Аморфные вещества


9

9

Практическая работа №1 Выращивание кристаллов соли.


10

10

Описание химического элемента по положению в ПСХЭ


11

11

Расчеты по химическим формулам


12

12

Чистые вещества и смеси. Растворы. Значение растворов в природе и жизни человека


13

13

Расчеты на массовую долю вещества в смеси




Тема 2. Явления, происходящие с веществами


14

1

Физические явления в химии. Способы разделения смесей.


15

2

Практическая работа №2 Очистка загрязненной поваренной соли


16

3

Химические явления. Признаки химических реакций


17

4

Понятие о качественных реакциях


18

5

Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач на распознавание веществ




Тема 3. Химия в быту


19

1

Состав пищи


20

2

Поваренная соль, ее свойства и применение


21

3

Сахар, его свойства и применение


22

4

Сода пищевая и кальцинированная, их свойства и применение


23

5

Столовый уксус и уксусная эссенция, их свойства и применение


24

6

Душистые вещества и приправы. Пищевые добавки.


25

7

Йод, его свойства и применение


26

8

«Зеленка», ее свойства и применение


27

9

Перекись водорода, ее свойства и применение


28

10

Вода, ее необычные свойства


29

11

Практическая работа №4 Исследование свойств водопроводной воды.


30

12

Мыло Самодельное мыло

Практическая работа №5 Изучение и сравнение состава различных сортов мыла


31

13

Стиральные порошки и другие моющие средства


32

14

Средства бытовой химии для удаления пятен




Тема 4. Рассказы по химии


33

34

1-2

«Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых


35

3

Итоговое занятие


Литература:

  1. Алексинский В.Н. “Занимательные опыты по химии”: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.

  2. Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  3. Высоцкая Е.В. Программа пропедевтического курса как «погружение» в предмет МАРО г. Москва.

  4. Габриелян О.С. Химия.8 класс: учебное пособие М.: Дрофа, 2007.

  5. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Сорокин В.В. Химия: 8-й класс: Учебник для общеобразовательных заведений, – М.: Дрофа, 1997

  6. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика и химия”: Проб. Учеб. Для 5–6 кл., общеобразовательных учреждений, – М.: Просвещение, 1994.

  7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. «Химия для любознательных».-3-е изд.- Ленинград: «Химия», 1987.

  8. Дерябина Н.Е. Введение в химию (учебник-тетрадь): М , 2004.

  9. Дмитриева А.И., Ильина Л.В. «Наш дом – наш быт» - М.: «Знание», 1992.

  10. Зуева М.В., Гара Н.Н. “Школьный практикум. Химия. 8–9-е классы”, – М: Дрофа, 1999.

  11. Ткаченко Л.Е. Мир химии : 7-й класс : книга для учителя : рабочая программа, календарное, тематическое и поурочное планирование : пропедевтический курс : учебно-методическое пособие (соответствует ФГОС). –Ярославль: «Легион», 2014

  12. Юдин А.М., Сучков В.М. «Химия в быту». – М.: «Химия», 2015.
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!