СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта работы с опорными конспектами

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом документе описано, как начиналась эта работа, какие методы применялись, как разрабатывались авторские опорные конспекты, по каким принципам строятся схемы. Может быть, кому-нибудь это будет интересно применить в своей работе. Хотя любой учитель одним методом в своей работе не ограничивается. Но уже хорошо то, что с помощью опорных схем дети начинают читать, вникать в смысл прочитанного.

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы с опорными конспектами»

ПОРТФОЛИО

ДОРОФЕЕВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, « ПОЧЁТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ВЕТЕРАН ТРУДА.

Министерство образования Ставропольского края.

2013 год

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

села Соломенского Степновского района Ставропольского края.

Оглавление.



  1. Общие сведения об учителе.



  1. Качество предметной подготовки и здоровья детей.



  1. Уровень профессиональной подготовки педагога.



  1. Внеурочная деятельность педагога.



  1. Научно-методическая деятельность педагога.









































ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ.

  1. ФИО учителя, число, месяц и год рождения – Дорофеева Людмила Михайловна, 17 июля 1959 год.

  2. Образование – высшее, окончила Ставропольский ордена Дружбы народов государственный педагогический институт в 1983 году по специальности – русский язык и литература, квалификация по диплому – учитель русского языка и литературы.

  3. Трудовой стаж: общий – 36 лет 9 месяцев;

педагогический – 35 лет 8 месяцев;

стаж работы в данном ОУ – 36 лет 9 месяцев.

  1. Повышение квалификации –

Курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и ПРО» по теме «Преподавание русского языка и литературы в школе в условиях введения ФГОС ООО» в объёме 108 часов с 25 марта 2013 года по 12 апреля 2013 года.

Краткосрочные курсы в ГБОУ НПО «Профессиональное училище №39 г. Зеленокумска» по программе «Основы компьютерной грамотности» в объёме 20 часов с 19 июня 2012 года по 23 июня 2012 года.

Дистанционные модульные курсы в Педагогическом университете на сайте www. festival.1 september. ru по теме «Навыки профессиональной и личной эффективности» в объёме 60 часов в марте 2013 года.

Краткосрочные курсы повышения квалификации в ГОУ ДПО «Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования» по проблеме «Методика проведения выпускных экзаменов в технологии ЕГЭ по русскому языку» в объёме 16 часов с 6 декабря по 7 декабря 2010 года.

Краткосрочные курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО « СКИРО ПК и ПРО» по проблеме «Организация деятельности экспертов предметных комиссий по проверке экзаменационных работ участников ГИА по русскому языку» 17 мая 2013 года.

Курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО «СКИРО ПК и ПРО» по теме «Преподавание русского языка и литературы в школе в условиях введения ФГОС» в объёме 72 часа с 8 октября по 25 октября 2013 года.

Обучение на региональном семинаре «Организационно-методическое сопровождение ЕГЭ в 2009 году» в ГОУ ВПО «Северо – Кавказский государственный технический университет» НОУ «Центр дополнительного образования» с 3 февраля по 4 февраля 2009 года.

  1. Награды – нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ» - ОО №18102. Приказ от 24. 10. 2000 г.№ 10 – 167.

Удостоверение «Ветеран труда» серия М №823954, выдано 10 октября 2006 года управлением труда и социальной защиты населения Степновского района.

  1. Почётные грамоты – Почётная грамота администрации Степновского муниципального района Ставропольского края от 20 августа 2009 года № 378 за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, многолетний добросовестный труд в Степновском районе и в связи с 50-летием со дня рождения.

Почётная грамота администрации МОУ СОШ № 5 от 5.10. 2010 года за многолетнюю, плодотворную, творческую работу в системе образования и в связи с Днём учителя.

Почётная грамота администрации МОУ СОШ № 5 от 5. 10. 2011 года за творческую и результативную работу в учебно-воспитательном процессе и в связи с Днём учителя.

Почётная грамота отдела образования администрации Степновского муниципального района Ставропольского края в марте 2012 года за плодотворный труд в системе образования Степновского муниципального района и в связи с 35-летием педагогической деятельности.

Почётная грамота администрации МКОУ СОШ № 5 в октябре 2013 года за подготовку учащихся, занявших 1 место в районной олимпиаде по предмету и в связи с Днём учителя.

Почётная грамота администрации МКОУ СОШ № 5 в октябре 2013 года за проведение открытого урока в школьном методическом семинаре.

Грамоты интернет-портала Proshkolu.ru (4 экз.) за участие в проекте «Источник знаний» по темам «Стихи русских поэтов», «Любителям словесности», «Орфографический словарь», «Говорят литературные герои».

  1. Сертификаты- Сертификат участия в педагогическом фестивале «Путь к мастерству», где представляла свой опыт в номинации «Мастер-класс» в марте 2011 года.

Сертификат участия в семинаре Егораевой Г. Т. по теме «Сложные вопросы подготовки учеников к сдаче ЕГЭ по русскому языку в 11 классе и ГИА в 9 классе» 18 апреля 2011 года в г. Ставрополе.

Сертификаты по ИКТ-компетентности 2012 и 2013 года интернет-холдинга «Электронные образовательные ресурсы «1 сентября».

  1. Дипломы – Диплом администрации МКОУ СОШ № 5 за участие в школьном конкурсе «Портфолио учителя – 2012».

Диплом оргкомитета конкурсов ИРШО за организацию сверхпрограммного конкурса Мультитест, объявленного Институтом Развития Школьного Образования. Калининград, март 2013 года.

Диплом «Учитель цифрового века» оргкомитета Общероссийского проекта «Школа цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта. Москва, 2013 год.

  1. Благодарности и благодарственные письма –

Благодарность от выпускников МОУ СОШ № 5 2009 года.

Благодарственное письмо МКОУ ДОД ЦВР педагогу, подготовившему победителя конкурса литературно-краеведческих произведений в районном этапе 25 краевого слёта участников туристско-краеведческого движения «Отечество», посвящённом 70-летию битвы за Кавказ. 18 марта 2012 года. Село Степное.



Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)

Аналитическая справка по итогам диагностических исследований

«Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса.

Дорофеева Людмила Михайловна активно работает в направлении сохранения и повышения работоспособности обучающихся, минимизируя утомительность обучения, обеспечения возрастных темпов роста и развития детей с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья учитель использует различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке проводит: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон».

Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. В системе учитель использует физические упражнения, которые в разное время получала на курсах или находила в литературе, а также видео «Суперфизминутка» с сайта videouroki.net

Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради рекомендует учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.

В процессе обучения использует современные информационные технологии. Постоянно ведется профилактическая работа по предупреждению близорукости, искривлению осанки. Учитель проводит консультации для родительской общественности по вопросам охраны здоровья учащихся, формирования их здорового образа жизни

Людмила Михайловна считает, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика — значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к знаниям. Учитель проводит постоянный мониторинг здоровья обучающихся. В течение последних трёх лет наблюдается положительная динамика снижения заболеваний:

Результаты мониторинга за 2010 - 2013 гг.



Учебный год

1 полугодие

2 полугодие

2010 – 21011 год

10 чел.

9 чел.

2011 – 2012 год

9 чел.

7 чел.

2012 – 2013 год

10 чел.

8 чел.





По результатам анкетирования численность учащихся с неблагоприятной динамикой состояния здоровья уменьшается. Уменьшается количество случаев заболеваний, приобретенных, вызванных и спровоцированных недостатками организации школьного учебного процесса, отсутствием надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения, заболеваний, вызванных перегрузками и неблагоприятными условиями организации образовательного процесса, не наблюдается.





ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ


2008 – 2009

год

2009 – 2010

год

2010 – 2011

год


2011 – 2012

год

2012 – 2013

год

ЛОР-заболевания

9

8

6

4

3

Заболевания глаз

3

2

2

2

1

Хирургия нарушение осанки, плоскостопие)

6

5

4

3

3

Заболевания ЖКТ

4

3

2

1

-



Учитель создаёт на своих уроках благоприятную для детей атмосферу, используя разнообразные методы и приёмы, что способствует укреплению и сохранению здоровья детей. Число заболеваний снижается.



Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)





























Аналитическая справка по результатам мониторинговых исследований учебной деятельности по предмету учителя Соломенской МКОУ СОШ № 5 Степновского района Ставропольского края

Дорофеевой Людмилы Михайловны.

На протяжении многих лет работы в школе Дорофеева Л.М. добивается 100 -% успеваемости, устойчивой положительной динамики результатов обучения. Показатели качества знаний по русскому языку и литературе за последние 3 учебных года представлены в таблицах.


2010-2011

2011-2012

2012-2013

обученность

качество

обученность

качество

обученность

качество

русский язык

100

45

100

40

100

47

литература

100

56

100

50

100

54

МХК

100

45

100

82

100

68



По диаграмме видно, что результаты работы учителя стабильны из года в год, наблюдается небольшой рост качества знаний.

Такой результат достигается благодаря применению учителем в организации учебной деятельности элементов современных педагогических технологий, обеспечивающих повышение познавательного интереса обучающихся, развитие их творческих способностей и хороший уровень усвоения содержания учебного предмета: личностно-ориентированного, дифференцированного и развивающего обучения, технологии проектной деятельности, межпредметной интеграции, информационных и здоровьесберегающих технологий.

Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)

Аналитическая справка о достижениях обучающихся Дорофеевой Л. М. по данным внешних аттестаций различного типа.

Успеваемость, качество знаний обучающихся Дорофеевой Л. М. подтверждается результатами выпускных экзаменов.

Выпускные классы у Дорофеевой Л.М. были в 2008-2009, 2010-2011 и в 2012-2013 учебных годах.

Результаты сдачи ЕГЭ и ГИА в классах Дорофеевой Л. М.


2008-2009 год

2010-2011 год

2012-2013 год

обучен

кач-во

обучен

кач-во

обучен

кач-во

ЕГЭ

100

71

100

59

100

53

ГИА

100

43

100

62,5

100

43



В течение ряда лет ученики Дорофеевой Л. М. сдают государственные экзамены без «двоек», что говорит о хорошей подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ. Наибольшее количество баллов набрали ученики Резниченко Г. – 82 б, Кожухова Ю.-79 б, Шульц Ю.-84 б (11 класс), Дорофеев К. – 39 б, Шутов А. – 39 б, Иванькина А. – 39 б, Кулиш Е. – 41 б.

В 2013 году для итоговой аттестации выбрали литературу 13 учеников 9-Б класса. Результаты экзамена следующие:

ФИ учащихся

Класс

Форма экзамена

оценка

1.

Ахмедханова Муминат

9-Б

традиционная

3(удовлетворит)

2.

Дубяга Юрий

9-Б

Традиционная

3(удовлетворит)

3.

Иванькина Александра

9-Б

В форме реферата

5(отлично)

4.

Кулиш Елизавета

9-Б

Традиционная

5(отлично)

5.

Кулиш Наталья

9-Б

Традиционная

3(удовлетворит)

6.

Москалик Клавдия

9-Б

Традиционная

5(отлично)

7.

Магомедов Магомедгаджи

9-Б

Традиционная

3(удовлетворит)

8.

Нестеров Александр

9-Б

Традиционная

4(хорошо)

9.

Нечепуренко Сергей

9-Б

Традиционная

3(удовлетворит)

10.

Портнов Максим

9-Б

Традиционная

3(удовлетворит)

11.

Тараскова Марина

9-Б

Традиционная

4(хорошо)

12.

Филатова Любовь

9-Б

Традиционная

4(хорошо)

13.

Кононенко Александр

9-Б

Традиционная

4(хорошо)



Таким образом, обученность по экзамену составляет 100%, качество – 54%.

В 2013 году два выпускника 11 класса выбрали литературу для сдачи ЕГЭ (Патрина А., Дорофеев К.) и набрали соответственно 72 и 65 баллов. Обученность составила 100%, качество – 100%. Эти два выпускника поступили в 2013 году в СГПИ на историко-филологический факультет по специальности «Русский язык и литература».

Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)

Достижения учащихся Дорофеевой Л. М. в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе с 2010 по 2012 год.

  1. Предметные олимпиады:

Год

ФИ участников

класс

место

уровень

1.

2010 г.

Ахундов Тайбек (рус)

9

3

школьный



Дорофеев К.(рус)

9

2

школьный



Руденко А. (рус)

11

1

школьный



Деревянко В.(рус)

11

2

школьный



Патрина А. (лит)

9

2

школьный



Кузьменко Т. (лит)

11

1

школьный



Бондаренко А.(лит)

11

2

школьный



Колесникова А. (МХК)

11

2

школьный



Бондаренко А.(МХК)

1

1

школьный



Берёза Е. (МХК)

9

2

школьный

2.

2011 г.

Дорофеев К. (рус)

10

1

школьный



Комкова А. (рус)

10

2

школьный



Патрина А. (лит)

10

1

школьный



Байрамкулова А. (лит)

10

2

школьный



Берёза Е. (МХК)

10

2

школьный



Дорофеев К. (МХК)

10

1

школьный



Дорофеев К. (МХК)

10

2

Районный



Фурсова А. (Языкознание для всех)

7

участник

«Русский медвежонок»

3.

2012 г.

Даудова Х. (рус)

5

1

Школьный



Кононенко А. (рус)

5

2

Школьный



Хабарова М.(рус)

5

3

Школьный



Хабарова М. (лит)

5

1

Школьный



Шаула В. (лит)

5

2

Школьный



Попкова С. (лит)

5

3

Школьный



Бекетова Е. (рус)

8

1

Школьный



Фурсова А. (рус)

8

2

Школьный



Деревянко О.(лит)

8

2

Школьный



Пурелиани Н. (лит)

8

3

Школьный



Иванькина А. (рус)

9

1

Школьный



Филатова Л. (рус)

9

3

Школьный



Дорофеев К. (рус)

11

1

Школьный



Комкова А. (рус)

11

2

Школьный



Шутов А. (рус)

11

3

Школьный



ДорофеевК. (лит)

11

1

Школьный



Патрина А. (лит)

11

2

Школьный



Матвиенко В. (лит)

11

3

Школьный



Нестеров А. (лит)

9

2

Школьный



Кулиш Е. (лит)

9

3

Школьный



Иноземцев А. (МХК)

9

2

Школьный



Кононенко А. (МХК)

9

3

Школьный



Дорофеев К. (МХК)

11

1

Школьный



Патрина А. (МХК)

11

2

Школьный



Берёза Е. (МХК)

11

3

Школьный



Иванькина А. (рус)

9

1

Районный



Дорофеев К. (лит)

11

2

Районный



Тараскова М. (рус)

9

Участник

«Интеллект»



Дорофеев К. (рус)

11

16

«Интеллект»



Берёза Е. (рус)

11

Участник

«Интеллект»



Жолаева А. (рус)

11

Участник

«Интеллект»



Дубяга М. (рус)

11

Участник

«Интеллект»



Хабарова М. (лит)

5

Участник

Мультитест – ИРШО



Даудова Х. (лит)

5

Участник

Мультитест – ИРШО



Валиева З. (лит)

5

Участник

Мультитест –ИРШО



Кононенко А. (лит)

5

Участник

Мультитест – ИРШО



Магамедова А. (лит)

5

Участник

Мультитест –ИРШО



Пурелиани Н. (лит)

8

Участник

Мультитест –ИРШО



Деревянко О. (лит)

8

Участник

Мультитест – ИРШО



Хвостикова Д. (лит)

8

Участник

Мультитест –ИРШО



Патрин Д. (лит)

8

Участник

Мультитест –ИРШО



Ховалко А. (лит)

8

Участник

Мультитест – ИРШО



Иноземцев А. (лит)

9

Участник

Мультитест –ИРШО



Попкова С. (рус)

5

Участник

Мультитест –ИРШО



Кононенко А. (рус)

5

Участник

Мультитест –ИРШО



ДаудоваХ. (рус)

5

Участник

Мультитест –ИРШО



Ахмедханов М. (рус)

5

Участник

Мультитест – ИРШО



Бекетова Е. (рус)

8

Диплом лауреата, 1 место, книга в награду

Мультитест – ИРШО

Всероссийский



Приступин В. (рус)

8

Диплом лауреата, 4 место, книга в награду

Всероссийский Мультитест – ИРШО



Фурсова А. (рус)

8

Диплом лауреата,5 место, книга в награду

Всероссийский Мультитест – ИРШО



Деревянко О. (рус)

8

Участник

Мультитест –ИРШО



Иванькина А. (рус)

9

Диплом лауреата,2 место, книга в награду

Всероссийский Мультитест - ИРШО



  1. Конкурсы:

  1. Конкурс сочинений «Гагарин в судьбе моей страны». Автор – Руденко Александра, ученица 9 класса МОУ СОШ № 5, 2009 год.

  2. Районный конкурс сочинений «Песни поём на разных языках, а Родина у нас одна – Россия». Автор – Бондаренко Елена, ученица 10 класса МОУ СОШ № 5, 2010 год.

  3. Литературно-краеведческий конкурс, посвящённый 200-летию Отечественной войны 1812 года. Эссе «Ставропольские казаки и калмыки в войне 1812 года». Автор – Дорофеев Кирилл, ученик 10 класса МКОУ СОШ № 5, 2012 год, 1 место.

  4. Конкурс «Проба пера» на 3-м слёте юных журналистов Степновского района – Деревянко Ольга, 1 место, 2012 год.

  5. VIII межрегиональный фестиваль-конкурс юношеских и молодёжных СМИ «На 45-й параллели» в номинации «Лучшая публикация» свидетельство участника вручено Байрамкуловой Алине, 16 мая 2013 года.

  6. VIII межрегиональный фестиваль-конкурс юношеских и молодёжных СМИ «На 45-й параллели» в номинации «Лучшая газета» свидетельство участника вручено Дорофееву Кириллу, Патриной Алёне, 16 мая 2013 года.

  7. VIII межрегиональный фестиваль-конкурс юношеских и молодёжных СМИ «На 45-й параллели» в номинации «Лучшая публикация» специальный приз за оригинальность от кафедры СМИ СКФУ вручён Дорофееву Кириллу, 16 мая 2013 года.

  8. Ученическая работа в конкурсе «Лучший урок письма» в номинации «Мой учитель». Автор – Дорофеев Кирилл, ученик 11 класса МКОУ СОШ № 5, июнь, 2013 год.

  1. Научно-практические конференции, исследовательские работы учащихся.

Год

Уровень

Участник

Тема

результат

1.

2011

Школьный

Разгильдеева Е., 11 класс

«Тайны жизни Ф. М. Достоевского»

Грамота за участие

2.

2012

Школьный

Патрина А., 10 класс

«Неразгаданные загадки романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Грамота за участие

3.

2013

Школьный

Кононенко А., Попкова с., Хабарова М., 5 класс

«Колобок положительный герой или отрицательный?»

Отмечены

4.

2013

Школьный

Дорофеев К., 11 класс

«История моей семьи. Педагогическая династия Кузнецовых – Дорофеевых»

Отмечен

5.

2013

Школьный

Общий про-

ект Клуба юных журналистов

«Почему мы не читаем?»

В процессе подготовки

6.

2013

Школьный

Иванькина А., 9 класс

«Жить, чтобы оставить след» о творчестве И. В. Кашпурова.

отмечена



За годы своей работы в Соломенской МКОУ СОШ № 5 Дорофеева Л. М. выпустила 28 золотых и серебряных медалистов. Восемь выпускников поступили в педагогические вузы по специальности «Русский язык и литература», 6 чел. закончили их, и четверо работают в школах Степновского района. Среди них есть учителя высшей квалификационной категории (Соснова Г. А., МКОУ СОШ № 2 с. Иргаклы).



Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)





































Аналитическая справка о системе работы учителя Дорофеевой Л. М. с одарёнными детьми и детьми, ориентированными на успех.

Дорофеева Людмила Михайловна главным в работе учителя считает личностное развитие ученика, реализацию ребёнка на максимальном для него уровне. Особое внимание уделяет работе с одарёнными школьниками как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного человека, традиций общеобразовательных учреждений, жизненных амбиций родителей». Работа с одарёнными и талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога: желание работать нестандартно, применять поисковую активность, любознательность, знание психологии подростка и психологии одарённых детей, готовность к работе с одарёнными детьми. Все вышеперечисленные требования к личности педагога можно отнести к Дорофеевой Людмиле Михайловне.

Учитель старается повысить интерес учащихся к русскому языку и литературе, к олимпиадному движению, к проектной деятельности. В 2012 году ученик 10 класса Дорофеев Кирилл занял 2 место в районной олимпиаде по искусству, а в 2013 году он занял 2 место в районной олимпиаде по литературе, ученица 9 класса Иванькина Александра заняла 1 место в районной олимпиаде по русскому языку. В школьной олимпиаде по русскому языку, литературе и МХК принимают активное участие такие ученики как Даудова Хамиз, Попкова Светлана, Кононенко Алёна, Тараскова Марина, Бекетова Екатерина, Деревянко Ольга, Фурсова Алевтина и др. На юбилее села Соломенского ученики Дорофеевой Людмилы Михайловны принимали участие в конкурсе стихов собственного сочинения о родном селе. Тараскова М., Кулиш Е., Бекетова Е. были награждены Почётными грамотами и персональными подарками.

Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Дорофеева Людмила Михайловна активно участвует в их разработке, предлагает и применяет самые разнообразные методы и формы проведения мероприятий. Это открытые уроки по русскому языку, литературе, МХК; КВН по русскому языку и литературе между 7-ми и 8-ми классами ( победила команда 8-ых классов), конкурсы предметных газет, конкурсы на самого грамотного ученика, выпуск газеты о проведении Недели русского языка и литературы (Клуб юных журналистов, рук. Дорофеева Л. М.), сообщения учеников на лингвистическую тему (кружок «Юный лингвист»), читательские викторины, диспуты, конференции.

В 2009 году учащиеся 10 и 11 классов приняли участие в интеллектуальной игре по литературе в с. Иргаклы, где заняли 2 место и были награждены Почётной грамотой и энциклопедиями для школьной библиотеки (Кожухова Ю., Панченко Т., Евстафьев Д., Резниченко Г.).

Посещённые уроки показывают, что взаимоотношения учителя и учеников на уроках деловые, доброжелательные. Учитель с пониманием относится к ошибкам и просчётам учеников, даёт им время на обдумывание трудных проблем, ставит в ситуацию успеха. Людмила Михайловна выполняет функцию носителя информации, организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся. Преобладающие методы работы учителя: проблемный, эвристический, репродуктивный. На уроках преподаватель удачно сочетает самостоятельную работу, групповую и коллективную. Одарённых детей учитель часто использует на уроках в качестве консультантов.

Большое внимание учитель уделяет исследовательской работе. В 2012 году Дорофеев Кирилл принял участие в районном литературно-краеведческом конкурсе, посвящённом 200-летию Отечественной войны 1812 года, эссе «Ставропольские казаки и калмыки в войне 1812 года» и занял 1 место. В 2013 году Иванькина Александра выступила с работой «Жить, чтобы оставить след» о творчестве ставропольского поэта И. В. Кашпурова на школьной научной конференции, была отмечена грамотой. Учащийся 11 класса МКОУ СОШ № 5 Дорофеев Кирилл выступил с творческим проектом «История моей семьи. Педагогическая династия Кузнецовых – Дорофеевых», а учащиеся 5 класса Кононенко А., Попкова С., Хабарова М. представили групповой проект по исследованию проблемного вопроса «Колобок положительный или отрицательный герой?»

Большую роль в воспитании одарённых и мотивированных на успех детей играет их участие в работе Клуба юных журналистов, которым вот уже 8-й год руководит Дорофеева Л. М. Клуб выпускает регулярную газету «Школьная жизнь», участвует в общественных и социальных проектах школы и села, работает в содружестве с волонтёрами, приветствует литературные опыты детей. Дети участвуют в слётах юных журналистов района, в мае 2013 года участвовали в межрегиональном фестивале-конкурсе юношеских и молодёжных СМИ «На 45-й параллели». Неизменными членами клуба в течение 4 лет являются Дорофеев К., Патрина А., Байрамкулова А., Пурелиани Н., Деревянко О., Фурсова А., Тараскова М., Кулиш Е., Иванькина А.





Директор МКОУ СОШ №5: В.И.Баранникова





















План работы с одарёнными детьми

учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 Дорофеевой Л. М.

на 2012 – 2013 учебный год.

Содержание мероприятия

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Составление плана работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе.

Утверждение на ШМО

август

2.

Изучение интересов обучающихся. Составление списков одарённых детей.

Анкетирование, собеседование.

Сентябрь

3.

Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе, МХК.

Практикум.

Сентябрь, октябрь

4.

Разработка тематики исследовательских работ.

Практикум

сентябрь

5.

Подготовка к участию во всероссийских олимпиадах ИРШО, «Грамотей-марафон», краевой многопредметной олимпиаде «Интеллект»

Индивидуальные занятия и консультации

Сентябрь - декабрь

6.

Оформление творческих исследовательских работ.

Практикум, индивидуальные консультации

Декабрь

7.

Участие в конкурсах и проектах различных направлений.

Практикум, индивидуальные занятия

В течение года

8.

Работа в Клубе юных журналистов:

  • Выпуск газеты;

  • Подготовка творческого проекта;

  • Проведение социологических опросов;

  • Съёмки видеорепортажа;

  • Создание фоторепортажей.

Практикум, общее планирование, «мозговой штурм»

В течение года

9.

Работа элективного курса «Принципы русской грамматики»

Практикум

В течение года

10.

Работа элективного курса «Условия успешной коммуникации»

Практикум

В течение года

11.

Завершение работы по оформлению исследований. Рецензирование.

Просмотр презентаций на заседании МО

февраль

12.

Участие в школьной научно-практической конференции.

Конференция

март

13.

Публикация работ учащихся в печати, на сайтах www. proshkolu, www.openclass, на сайте школы.

Индивидуальная работа

апрель

14.

Планирование работы на следующий учебный год.

Составление плана с учётом пожеланий уч-ся

май

Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)



Аналитическая справка по реализации разноуровневого подхода к освоению общеобразовательной программы обучающимися на уроках Дорофеевой Л. М.



Анализ посещенных уроков показал, что в своей педагогической работе Дорофеева Людмила Михайловна реализует разноуровневый подход в обучении, что позволяет ей учитывать особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, эмоциональной сферы), особенности характера, темперамента. Она всегда учитывает базовую подготовку обучающихся. Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений обучающихся разработана и апробирована система разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят: тренировочные задания и тесты, лингвистические задачи и разнообразные диктанты, индивидуальные карточки-задания, домашние контрольные работы, самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера, практические работы. Все формы и методы контроля и проверки знаний, используемые педагогом, предназначены для активизации усвоения учебного материала, осуществления индивидуального подхода к учащимся, разработки и постепенного совершенствования определѐнной системы повторения и закрепления учебного материала. Обучающий и корректирующий контроль позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления возникающих проблем. Людмила Михайловна использует различные приемы активизации деятельности всех учащихся: как успевающих по предмету, так и имеющих затруднения. Мотивированные учащиеся выступают в роли консультантов, помощников, экспертов, получив опережающее задание, участвуют в объяснении нового материала, выполняют более сложные задачи. Ученики, имеющие затруднения, также могут почувствовать себя успешными, так как получают посильные задания. Работая по УМК под редакцией М. М. Разумовской, педагог имеет возможность проверить усвоение содержания темы на разных уровнях: I уровень – репродуктивный, учащиеся воспроизводят признаки понятий, выполняют по образцу. II уровень – аналитико-синтетический, где задания ориентированы на базовый (стандартный) уровень усвоения и учащиеся должны самостоятельно делать вывод. III уровень – продуктивный, в нем учащиеся получают трудные, но интересные задания, при выполнении которых они работают не механически, а делают обобщѐнные выводы, устанавливают причинно-следственные связи. Учитель постоянно отслеживает динамику успеваемости каждого ученика с целью поддержки, коррекции, продвижения к положительным результатам. Итогом такой работы стала 100% обученность учащихся и стабильный уровень качества знаний.



Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)







Аналитическая справка о наличии ИКТ- компетенции учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 села Соломенского Дорофеевой Л. М.



Дорофеева Людмила Михайловна в феврале 2006 года прошла обучение на курсах повышения квалификации в СКИПРО по теме «Базовая ИКТ-подготовка преподавателей общего и начального профессионального образования» (72 часа), окончила учебный курс «Основы компьютерной грамотности» (2012 г.). Владеет компьютером на уровне пользователя. Дома имеет персональный компьютер, подключённый к сети Интернет. В кабинете имеется компьютер Formoza, мультимедийный проектор Acer, интерактивная доска Star Board Softwar, принтер HP. Людмила Михайловна работает над созданием кабинета русского языка и литературы, оснащённого компьютерной и мультимедийной аппаратурой, в педагогической деятельности использует ЦОРы, интерактивные задания для уроков русского языка и создает собственные проекты и методические материалы с использованием компьютерных технологий. В своей практике применяет различные электронные мультимедийные пособия. Во-первых, это ЦОРы по русскому языку, разработанные для средних школ по учебнику В. Бабайцевой. Во-вторых, это ЦОРы с электронных дисков к учебникам русского языка М. М. Разумовской. В-третьих, это видеоуроки и презентации по разным темам школьного курса, полученные по подписке с сайта videouroki.net., а также электронные версии журнала «Литература. 1 сентября», «Русский язык. 1 сентября», «Искусство.1 сентября». А также это самостоятельно разработанные и придуманные презентации по различным темам школьной программы, слайды для интерактивной доски, творческие работы учащихся в виде электронных презентаций. В кабинете есть журнал учёта применения ИКТ на уроках русского языка, литературы, МХК. Учитель использует современные информационные технологии как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Людмила Михайловна пользуется мультимедийной аппаратурой, в педагогической деятельности использует ЦОРы, создаёт собственные проекты - презентации и методические материалы с использованием компьютерных технологий. Учитель в своей работе применяет современные информационные технологии для проведения нестандартных уроков по русскому языку, литературе, классных часов, родительских собраний. Дорофеева Л. М. выступала на педсоветах, заседаниях школьного и районного МО по вопросам использования в своей работе компьютера и интерактивной доски, активно сотрудничает с сайтом www.festival.1 september.ru , где подписывается на методические журналы, прошла модульные курсы в 2013 г, за что имеет сертификаты по ИКТ-компетентности за 2012 и 2013 год.



Директор МКОУ СОШ № 5- (Баранникова В. И.)

Открытые мероприятия с использованием ИКТ.

Год

Форма мероприятия

Тема мероприятия

Класс

1.

2009 г.

Презентация

Открытый урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

11

2.


Тесты по ЕГЭ

Дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

11

3.

2010 г.

Презентация

Родительское собрание «Родителям – о ЕГЭ»

11

4.


Презентация

Классный час «Неформалы»

10

5.

2011 г.

Презентация

Слёт юных журналистов района

8 – 11

6.


Презентация

Урок МХК «Искусство доколумбовой Америки»

9

7.

2012 г.

Видеорепортаж

Занятие Клуба юных журналистов «С Днём учителя!»

8-11

8.


Презентация

Урок литературы Р. К. «Лермонтов – самая великая из вершин Кавказа»

8

9.


ЦОР

Урок русского языка «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова»

5

10.


Презентация

Урок русского языка «Как определить спряжение глаголов»

5

12.

2013 г.

Презентации

Интегрированный урок литературы и биологии «От экологии природы – к экологии души»

11

13.


Видеорепортаж

Слёт юных журналистов района

8-11

14.


Презентация

Научно-практическая конференция. Творческий проект «История моей семьи»

11

15.


Презентация

Научно-практическая конференция.

Тема «Колобок положительный или отрицательный герой?»

5

16.


Презентация

Научно-практическая конференция.

Тема «Жить, чтобы оставить след» об И. В. Кашпурове.

9

17.


Видеоматериалы

Урок МХК «Танцевальная культура народов мира»

9

18.


Видеоурок

Урок литературы «Романтизм»

9

1.


Презентация

Урок – конференция по поэме А. А. Ахматовой «Реквием».

11







Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)









Аспектный самоанализ урока

Предмет: литература

Аспект:

1. Использование коммуникативной компетенции на уроке.

2. Мотивация и стимулирование познавательной деятельности.

Цель анализа: выявление целенаправленности действий учителя по созданию

ситуации мотивации и стимулирования познавательной

деятельности.

Ф.И.О. учителя: Дорофеева Людмила Михайловна

Класс: 11

Дата: 25 февраля 2013 года.

Тема урока: Урок – конференция по поэме А. А. Ахматовой «Реквием»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с художественными особенностями поэмы, её композицией. 2. Развивать навыки самостоятельного анализа произведения. 3. Воспитывать нравственные понятия: долг, честь, совесть.

Оборудование:

1. Презентация к уроку

2. Музыкальное сопровождение.

3. Текст литературного произведения.

4. Рабочие листы для творческих групп.

1 этап – организационный.

2 этап – сообщение темы и цели урока.

3 этап – чтение текста поэмы, используя видео- и звукоряд;

4 этап – закрепление ( работа в творческих группах под руководством учеников-лидеров).

5 этап – подведение итогов (рефлексия, выставление оценок).



Директор МКОУ СОШ №5: /В.И.Баранникова/

Аналитическая справка о работе учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 Дорофеевой Л. М. со слабоуспевающими детьми.

С момента прохождения аттестации в 2008 году в классах Дорофеевой Л. М. нет неуспевающих детей (100%-ная обученность) по русскому языку и литературе. Это результат целенаправленной и непрерывной работы учителя со слабоуспевающими детьми и их родителями. Причины недостаточной успеваемости у каждого ребёнка могут быть разные (психологические, социальные, педагогические и др.) Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам: 1. Слабое физическое развитие; 2. Пропуски занятий по болезни; 3. Хронические заболевания; 4. Задержка психического развития (ЗПР). Очень часто дети с таким диагнозом обучаются вместе со всеми детками в общеобразовательном классе. В школе или отсутствуют классы компенсирующего обучения, или родители не желают своих деток переводить в специализированный класс; 5. Прогулы; 6. Педагогическая запущенность: отсутствие навыков самостоятельной работы, отсутствие у школьника наработанных учебных умений и навыков. В таких случаях ребёнок не может сам справиться со своими проблемами, поэтому вести работу со слабоуспевающими нужно в контакте учителя русского языка и литературы, классного руководителя, психолога школы, социального педагога.

Ежегодно Дорофеева Л. М. составляет план работы со слабоуспевающими учащимися.

План работы учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 Дорофеевой Л. М. со слабоуспевающими учащимися.

Мероприятие

Срок проведения

1.

Определение фактического уровня знаний уч-ся, выявление пробелов в знаниях.

Сентябрь

2.

Входной контрольный диктант, контрольные срезы, тесты.

Сентябрь

3.

Установление причин слабой успеваемости (индивидуальные беседы с уч-ся)

Сентябрь

4.

Составление индивидуального плана работы с каждым слабым уч-ся.

Сентябрь

5.

Индивидуальные беседы с классным руководителем, психологом, врачом, родителями.

В течение года

6.

Ведение учёта знаний и успехов каждого ученика.

В течение года

7.

Дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях .

В течение года и на каникулах

8.

Посильные индивидуальные задания на дом.

В течение года

9.

Создание ситуации успеха.

На уроках в течение года

10.

Итоговые контрольные срезы, тесты

Май

11.

Подведение итогов работы вместе с уч-ся.

май



Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)

Аналитическая справка об использовании учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 с. Соломенского Дорофеевой Людмилой Михайловной технологий индивидуального и группового обучения.

Для формирования у учащихся устойчивого интереса к предмету, для развития их познавательной активности Дорофеева Людмила Михайловна использует при организации учебной деятельности элементы технологии сотрудничества. Удачное сочетание индивидуальной, коллективной, групповой и парной работы создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимного обучения, позволяет приобщить к процессу познания каждого ученика. Работа организуется как в парах, так и в больших по составу группах, объединённых вокруг лидера – сильного ученика, который контролирует участие в работе всех членов группы. Эти группы могут быть как устойчивыми, так и меняющимися. Учитель, разбивая класс на группы, учитывает способности каждого ученика, чтобы в маленьком коллективе были и сильные, и слабые ученики. Но лидера выбирает группа. На уроках русского языка чаще всего работа идёт в парах. Пары обычно состоят из сильного и слабого ученика. Взаимодействие начинается с первого этапа урока. Если нужно проверить домашнее задание, то применяется самопроверка и взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями, проверяют выполненную работу карандашом и выставляют оценки, с которыми учитель может согласиться, а может поставить свою, объяснив причину. Также работа в парах проводится и во время объяснения нового материала, когда сильный ученик контролирует его усвоение более слабым. Это бывает составление плана, выполнение тестов, составление словарных диктантов, написание выборочных и свободных диктантов. На этапе закрепления сильный ученик играет роль консультанта, указывая на то, как правильно выполнить задание. При этом задание дифференцируется. Подобная работа развивает орфографическую и пунктуационную зоркость. Дети учатся сами и обучают друг друга. На уроках литературы группы более свободные, меняющиеся, с разными лидерами. Работа в группах ведётся на этапе закрепления и обобщения прочитанного. Например, на дом даются вопросы для повторения, а на уроке детям предлагаются карточки с выбором «Все – всё», «Выбор», «Делегат», «Доверие». Сначала вопросы обговариваются в группах, консультант опрашивает членов группы, выставляет им оценки, которые нужно будет защитить, а потом лидер выбирает карточку. Если выпало «Доверие», то учитель выставляет оценки консультанта, если «Делегат», то группа сама выбирает отвечающего (чаще всего сильного ученика), и если он подтверждает свою оценку, то учитель ставит все оценки в журнал. Карточка «Выбор» означает, что учитель выбирает отвечающего (чаще всего не самого сильного ученика), и если он не защищает оценки, то они ставятся на балл меньше. Если выпадает карточка «Все – всё», то каждый ученик защищает свою оценку. Такая групповая работа помогает опросить всех учащихся класса, а также включает в себя элемент соревновательности, удачи, риска. Этот вид работы нравится детям. Задания подобного типа помогают учащимся развивать коммуникативные способности, учат ясно и чётко излагать свои мысли. Людмила Михайловна считает, что технология индивидуального и группового обучения способствует повышению качества знаний учащихся.

Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)

Аналитическая справка о реализации учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 Дорофеевой Людмилой Михайловной дифференцированного подхода к освоению общеобразовательных программ обучающимися.

Дорофеева Людмила Михайловна в своей работе эффективно использует дифференцированный подход к учащимся. Обычно среди детей выделяются три группы: 1) увлечённые, легко усваивающие материал, 2) испытывающие определённые затруднения, 3) имеющие существенные пробелы в знаниях, неуверенные в себе. Тщательно продумывая все этапы урока, Дорофеева Л. М. ведет целенаправленную ра-боту по повышению эффективности учебного процесса. Уроки Людмилы Михайловны отличаются яркостью, оригинальностью, нешаблонностью. Ведущая цель ее работы заключается в постоянном стимулировании познавательных интересов учащихся. Большое внимание педагог уделяет стимулированию мыслительной деятельности ребенка. В этом ей помогает дифференцированный подход в обучении. Она стремится так организовать учебный процесс, чтобы дать каждому ученику возможность максимально проявить свои способности. Дифференцированное обучение, как часть личностно-ориентированного обучения, обеспечивает индивидуальный подход в развитии каждого ребенка. Слабым ученикам необходимо давать такие задания, чтоб они могли с ним справиться самостоятельно и доказать, что достигнутый результат – полностью их заслуга. Сильные учащиеся требуют постоянного продвижения вперёд, усложнения задачи, заданий нестандартных, творческого характера. На уроках Людмилы Михайловны всегда царит атмосфера сотворчества и сотруд-ничества. Разноуровневые задания, предлагаемые учителем, позволяют учащимся с разными способностями чувствовать себя на уроке комфортно. Но постепенное ус-ложнение заданий, комплексное использование наиболее рациональных методов и приемов обучения стимулируют самостоятельную работу детей. К уроку контроля Дорофеева Людмила Михайловна подбирает задания разных уровней с учётом подготовленности ребят по предмету, их развития. Задания даются по вариантам на выбор самих учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизведения материала, содержат определённую дозу помощи. Задания второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково. Предлагая задания различной трудности, учитель даёт всем учащимся возможность справиться с ними, поверить в свои силы, поддерживает интерес к учению, даёт возможность почувствовать радость посильного труда. Формы работы, используемые учителем, разнообразны: рассказ, объяснение, толкование понятий, интервью, беседа, лекция, самостоятельное чтение книги и прочее, но всегда это глубокая осмысленная работа над словом. Исследовательские и аналитические методы развивают логическое и образное мышление, подготавливают школьников к самостоятельной аналитической работе, развивают их творческие способности. Такой подход в обучении позволяет Л. М. Дорофеевой добиваться высоких результатов, что отражается в итоговой аттестации ее учеников.

Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)



План проведения Недели русского языка и литературы в МОУ СОШ № 5 в 2010 – 2011 учебном году.

Дата

Мероприятие

Ответственные

1.

16.01.2011

Конкурс на самого грамотного ученика класса.

Глушко Л. М.

Дорофеева Л. М.

Назарова О. А.

Ситникова И. В.

2.

17.01.2011

Конкурс на самого грамотного ученика школы.

Глушко Л. М.

Дорофеева Л. М.

Назарова О. А.

Ситникова И. В.

3.

18.01.2011

Лингвистические пятиминутки на уроках.

Глушко Л. М.

Дорофеева Л. М.

Назарова О. А.

Ситникова И. В.

4.

19.01.2011

Выступление членов кружка «Юный лингвист» по теме «Я знаю силу слов».

Глушко Л. М.

5.

20.01.2011

Марафон по русскому языку и литературе среди 7 – 8 классов.

Глушко Л. М.

Дорофеева Л. М.

6.

21.01.2011

Выпуск газеты «Школьная жизнь» о проведении Недели русского языка и литературы (Клуб юных журналистов).

Дорофеева Л. М.

План проведения Недели русского языка и литературы в МКОУ СОШ № 5 в 2011 – 2012 учебном году.

Дата

Мероприятие

Ответственные

1.

В течение недели

Выставка книг в библиотеке «Наш великий и могучий русский язык».

Библиотекарь школы Пересада А. П.

2.

17.12.2011

Выпуск газеты «Школьная жизнь» о проведении Недели русского языка и литературы (Клуб юных журналистов)

Дорофеева Л. М.

3.

18.12.2011

Пробная ГИА по русскому языку в 9 классах.

Дорофеева Л. М.

Глушко Л. М.

Назарова О. А.

Ситникова И. В.

4.

В течение недели

Чтение5 лингвистических сказок для уч-ся начальных классов (кружок «Юный лингвист»)

Глушко Л. М.

5.

20.12.2011

Пробный ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Дорофеева Л. М.

Глушко Л. М.

Назарова О. А.

Ситникова И. В.

6.

21.12.2011

Конференция, посвящённая освобождению Кавказа от фашистских захватчиков.

Дорофеева Л. М.

Глушко Л. М.

Пересада А. П.

7.

22.12.2011

Конкурс на самого грамотного ученика школы.

Дорофеева Л. М.

Глушко Л. М.



Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)

Аналитическая справка о проведении открытых уроков учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 с. Соломенского Дорофеевой Л. М. с 2009 – 2010 уч. г. по 2012 – 2013 уч. г

За данный период времени Дорофеева Людмила Михайловна провела открытые уроки в рамках проведения предметных и методических недель, семинаров учителей русского языка и литературы, семинара завучей и директоров школ Степновского района: урок литературы по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс), урок русского языка «Словарное богатство русского языка»(7 класс), видеоурок по МХК «Дома вечности» богов и фараонов» (9 класс), творческий урок-инсценирование басен И. А. Крылова» (6 класс), видеоурок по МХК «Танцевальная культура народов мира» (9 класс), интегрированный урок биологии и литературы «От экологии природы – к экологии души» (11 класс), комбинированный урок по технологии критического мышления «Загадка дуэли» (9 класс). Данные уроки являются демонстрацией педагогических возможностей и достижений Дорофеевой Л.М.

Уроки проводились на высоком методическом уровне: учитель владеет методикой проведения и самоанализа урока. В ходе проведения уроков были достигнуты поставленные цели и задачи. На уроке применялись современные педагогические технологии: развивающее, личностно-ориентированное и дифференцированное обучение, технология критического мышления, использование ИКТ, нестандартную технологию использования опорных конспектов Ю. С. Меженко. Дорофеева Л.М. демонстрировала на открытых уроках индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы с учащимися. Творческие задания, игровые моменты и проблемные вопросы помогают ученикам лучше усвоить изученный материал, развивают их зрительную память и коммуникативные способности. С целью контроля усвоения знаний учитель проводит тестирование, дифференцированные самостоятельные работы, фронтальный опрос учащихся, коллективное составление опорных конспектов; терминологические, словарные, объяснительные, выборочные диктанты.

На открытых уроках учитель стремится показать самостоятельную работу детей, их готовность самостоятельно мыслить, принимать решения, делать логические выводы. Учащиеся показывали своё умение выделять главное, обобщать, оформлять пройденный материал в виде краткой записи с использованием схем и символов, а потом воспроизводить его полностью с аргументами и примерами.

Открытые уроки стимулируют и учителя, и учащихся на дальнейшие находки, двигают вперёд творческую мысль. Уроки Дорофеевой Л. М. интересны и познавательны для детей, проходят в обстановке поиска нового, дают материал для размышлений.



Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)







Открытые уроки, проведённые учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 с. Соломенского Степновского района Дорофеевой Людмилой Михайловной за период с 2009 по 2013 год.

Дата

Формы мероприятия

Тема мероприятия

Класс

Используемая технология

уровень

2009 - 2010

презентация

«Сочетание фантастических и философско-библейских мотивов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

11

Технология коллективно-групповых способов обучения

школьный


практикум

«Словарное богатство русского языка»

7

Дифференцированный подход к обучению

районный


комбинированный урок

«Загадка дуэли» по романам А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

9

Групповая форма работы

школьный


комбинированный урок

«Стихотворение С. Есенина «Собаке Качалова» - «Та, что всех печальней и грустней…»

11

Технология проблемного обучения

школьный

2010 - 2011

нетрадиционная форма урока

«Суд над помещиками» по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

9

Технология игрового обучения

школьный


Презентация

«Образ русской женщины в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»

9

Технология формирования информационной компетентности

школьный


Презентация

МХК «Идеал благородного рыцарства»

9

Технология формирования информационной компетентности

школьный

2011 - 2012

Комбинированный урок

«Горит его звезда» (по творчеству Н. Рубцова)

6

Технология коллективно-групповых способов обучения

школьный


Нетрадиционная форма урока

Заседание PR-агентства по повести А. Грина «Алые паруса»

7

Технология игрового обучения

школьный


Киноурок

«Образ мечтателя в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»

9

Технология проблемного обучения

районный

2012 - 2013

Интегрированный урок

«От экологии природы – к экологии души»

11

Технология коллективно-групповых способов обучения

школьный


Презентация

Урок-конференция по поэме А. А. Ахматовой «Реквием»

11

Технология коллективно-групповых способов обучения

школьный


Театрализованный урок

Инсценировка басен И. А. Крылова

6

Технология игрового обучения

школьный


Видеоурок

МХК «Дома вечности» богов и фараонов

9

Технология коллективно-групповых способов обучения

школьный


Видеоурок-лекция

«Романтизм»

9

Технология проблемного обучения

школьный







Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)

























Справка о работе над собственным педагогическим исследованием учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 Дорофеевой Людмилы Михайловны.

В 2011-2013 учебном году Людмила Михайловна Дорофеева работала над темой «Использование ИКТ и технологии опорных конспектов на уроках русского языка и литературы». Учителем был изучен и отобран теоретический материал, необходимый для работы по этой теме. Ей подготовлены выступления на заседаниях ШМО и РМО, педсоветах, а также в марте 2011 года она представляла свой опыт по этой теме на 6-м районном педагогическом фестивале «Путь к мастерству» в номинации «Мастер-класс», за что имеет сертификат участия. Данная тема близка Дорофеевой Л. М., потому что опыт её работы по теме «Опорные схемы и логические конспекты на уроках русского языка и литературы» был обобщён в Степновском районе в 2000 году. Учитель считает, что опорные схемы-конспекты на уроках литературы позволяют передавать информацию, отражая самые важные сюжетные моменты и проблемы произведения. Такой схемой удобно пользоваться на уроке в процессе обсуждения или монологического ответа. На уроках русского языка блоки – модули помогают выделить в материале главное и сосредоточиться на нём, не отвлекаясь на второстепенные детали. Продолжая эту работу, учитель оформляет опорные схемы-конспекты в виде слайдов для интерактивной доски. С такими конспектами легко работать при выявлении причинно-следственной связи. Конечно, когда материал перед глазами, да ещё и красочно оформлен, ученик легче запоминает и воспроизводит новый и пройденный материал. Схемы очень помогают и при повторении материала при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Дорофеева Л. М. изучила исторические обоснования использования этой темы. Оказалось, что художественное произведение как логическую схему рассматривали ещё в 18 веке, а также психолог Л. Выготский, Л. Гумилёв, И. Анненский. По литературе учитель использует опорные схемы Любимова О. И., но и составляет свои схемы-конспекты. Так, составлены схемы «А. П. Чехов» (биографическая), по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» (место рассказа в системе художественных произведений 20 в.), по поэме А. А. Ахматовой «Реквием» (связь поэмы и музыкального произведения). Эти конспекты оформлены в виде слайдов. Логика движения работы над темой такова: продолжить работу по составлению схем и оформления их в виде электронного справочника. Можно сказать, что эта работа привлекает детей, поэтому ученики-консультанты помогают в оформлении слайдов. Общая работа развивает не только взаимный интерес, но и подталкивает ребят к собственным находкам.



Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)









Рецензия на программу факультатива для 7 класса «Секреты хорошей речи».





Данный курс актуален. Пояснительная записка сформулирована чётко, с определением целей, задач; лаконична, убедительна. По степени новизны для учащихся программа включает новые для ребят знания, не содержащиеся в базовых программах. По профилирующему потенциалу программа содержит знания, вызывающие интерес учеников и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. По полноте содержания все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки. По научности содержания в программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека. По инвариантности содержания включённый в неё материал применим для различных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний: их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильной подготовки, а также модульным принципом построения программы. Степень обобщённости включённых в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников. По практической направленности курса программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. По связности и систематичности учебного материала развёртывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи. Способ развёртывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения. По выбору методов обучения программа даёт возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается её содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения. По степени контролируемости программа обладает достаточной для проведения контроля операциональностью и иерархичностью описания включённых в неё знаний. По эффективности затрат времени на реализацию учебного курса, программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путём» в достижении целей; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти материал.

Вывод: практическое применение курса возможно.

Директор МКОУ СОШ №5: (В.И.Баранникова)







Наличие публикаций и размещение авторских материалов в сети Интернет.

Название публикации

Место публикации

год

1

Урок-конференция по поэме А. А. Ахматовой «Реквием».

Сайт Степновского ОО

OO23.ru

2012

2

Статья «В основе – творчество».

Газета «Степновские вести» от 5 декабря 2-12 г.

2012

3

Опыт работы (файл и презентация), тесты по литературе, интегрированный урок истории и литературы ко Дню славянской письменности.

www. Proshkolu.ru

2013

4

Заявка на участие в конкурсе «Презентация к уроку»

www. festival.1septenber.ru

2013





Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)





































Аналитическая справка о работе Клуба юных журналистов в МКОУ СОШ № 5

(Руководитель – Дорофеева Л. М.)



В МКОУ СОШ № 5 с. Соломенского уже 8-й год работает детское школьное объединение Клуб юных журналистов. Постоянным руководителем этого Клуба является учитель русского языка и литературы Дорофеева Людмила Михайловна. Целью работы Клуба является выявление талантливой молодёжи и оказание помощи в реализации их творческого потенциала путём объединения их в редакции подростковой молодёжно-информационно-развлекательной газеты «Школьная жизнь». Клуб юных журналистов состоит из редакции, группы фотокорреспондентов, социологической группы, спортивного комментатора, ответственного секретаря. Клуб создаёт газету, собирается еженедельно для её обсуждения, организует экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие командировки журналистов, участие в слётах юных журналистов района, конкурсах и проектах.

Дети обучаются методике создания журналистских материалов (статей, видео- и фотосюжетов), созданию макета, дизайну и вёрстке газеты, работе с оргтехникой, диктофоном, фотоаппаратом, работе с печатными материалами. Клуб ведёт патриотическую, содействует организации сплочённого дружеского коллектива, расширяет кругозор подростков, учит их замечать интересные подробности повседневной жизни.

В Клубе наиболее активными являются подростки 8-11 класса, но принимают и детей 5 – 7 классов, поэтому коллектив делится на старшую и младшую группы. Малыши пишут стихи, сказки, рассказы, обучаются основам журналистского дела, старшая группа осваивает публицистические жанры – статьи, очерки, репортажи, интервью. Старшая группа обучает младших, передаёт опыт.

Клуб в своей деятельности добился неплохих результатов: на 3-м слёте юных журналистов района в с. Иргаклы 7 декабря 2012 года в конкурсе «Проба пера» 1 место заняла Деревянко Ольга, член Клуба юных журналистов с. Соломенского. Статьи наших детей часто публикуются в районной газете «Степновские вести», с которой Клуб работает в тесном контакте. В мае 2013 года Клуб участвовал в работе VIII межрегионального фестиваля – конкурса юношеских и молодёжных СМИ «На 45-й параллели», где получили свидетельства участников в номинациях «Лучшая газета», «Лучшая публикация»; в конкурсе лучших публикаций на фестивале Дорофеев Кирилл получил специальный приз от кафедры СМИ СКФУ за оригинальность.

Клуб планирует продолжать работу по привлечению и развитию творческих детей, впереди много замыслов и творческих проектов. На диаграмме видно, что количество детей в Клубе растёт.



Директор МКОУ СОШ № 5 - (Баранникова В. И.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!