Департамент образования Ивановской области
ОГБ ПОУ Фурмановский технический колледж
Методическая разработка олимпиады
по учебной дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия
Разработчик: преподаватель математики Ершова М.В.
г. Фурманов
2018 г
Пояснительная записка
Олимпиада по математике проводится в первом полугодии учебного года среди студентов 1 и 2 курсов профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей.
Задания олимпиады составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования по математике и программой учебной дисциплины «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия».
Целью олимпиады по математике является выявление одаренных студентов, умеющих находить оптимальные и верные решения, способных логически рассуждать и готовых к индивидуальному соревнованию.
Задачи олимпиады:
- проверить наличие у участников необходимого понятийного аппарата и инструментария для решения проблем математики;
- развивать у обучающихся логическое мышление, умения интегрировать знания и применять их для решения нестандартных задач;
- вовлечь студентов в самостоятельную работу по углублению и совершенствованию знаний по математике.
-повысить интерес к изучаемому предмету через решение олимпиадных задач.
Олимпиада состоит из 14 заданий разной степени сложности (от 1 до 10 баллов). Максимальная сумма баллов за всю работу – 20. Победителем и призерами олимпиады признаются студенты, набравшие наибольшее количество баллов.
Продолжительность олимпиады 1час 20 минут.
Критерии оценивания заданий
Задача 1. За правильный ответ без обоснования-1 балл.
Задача 2. За правильный ответ без обоснования-1 балл, за обоснование 2 балла и полное решение - 3балла.
Задача 3. За правильный ответ без обоснования-3 балла, с обоснованием-4 балла и полное решение 6 баллов.
Задача 4. За правильный ответ без обоснования-3 балла, с обоснованием-5 баллов и полное решение 7 баллов.
Задача 5. За правильный ответ без обоснования-4 балла, за полное решение и ответ -8 баллов.
Задача 6. За правильный ответ без обоснования- 6 баллов, за полное решение -8 баллов.
Задача 7. За правильный ответ без обо снования-2 балла, за обоснование 3балла
Задача 8 . За правильный ответ без обоснования- 3 балла, за обоснование 4 балла
Задача 9 Решено квадратное уравнение 3 балла, использовано условие задачи для уравнения, но допущена вычислительная ошибка – 5 баллов. Полное решение - 10 баллов
Задача10. За правильный ответ без обоснования- 3 балла, за обоснование 6 баллов.
Задача11. За правильный ответ без обоснования-2 балла, за обоснование 3балла и полное решение - 5 баллов.
Задача12. За правильный ответ без обоснования-2 балла, за обоснование 3балла и полное решение - 5 баллов.
Задача13. За правильный ответ без обоснования-4 балла, за обоснование 6баллов и полное решение - 8 баллов.
Задача14. За правильный ответ без обоснования-1 балл, за обоснование 2балла и полное решение - 3 балла.
Критерии оценки:
Ответ без обоснования 1-4 балла.
Решена задача для частного случая - 2-балла.
Составлено уравнение, но не решено –3балла
Составлено уравнение, решено, но допущена вычислите6льная ошибка – 5 баллов
Полное решение до 10 баллов
Распределение мест
I место – 57- 77 баллов
II место – 56 -40 баллов
III место – 39-35 баллов
IV место – 34-30 балла
V место – 29-25 баллов
Менее 25 баллов участники
Олимпиада по математике
1. Каких чисел не бывает?
а) простых; b) натуральных; с) рациональных; d)естественных; e) действительных.
Какое самое маленькое значение может принимать периметр неравнобедренного треугольника с целыми длинами сторон?
а) 3; b) 4; c) 9; d) 6; e) 10
Найдите значение выражения:
а) 30 b). 300 c). d). 90000
Когда три подруги — Надя, Валя и Маша — вышли гулять, на них были белое, красное и синее платья. Туфли их были тех же трех цветов, но только у Нади цвета туфель и платья совпадали. При этом у Вали ни платье, ни туфли не были синими, а Маша была в красных туфлях. Определите цвет платьев и туфель каждой из подруг.
В одном магазине молоко подешевело на 40%, а в другом – сначала на 20%, а затем еще на 25%. Первоначально цена на молоко в каждом из магазинов была одна и та же. Где молоко стало стоить дешевле?
В равенстве 101 - 102 = 1 передвиньте одну цифру так, чтобы оно стало верным.
В каких случаях число называют фруктом?
В какой ситуации выражение 23+2 = 1 становится верным?
. Найдите все значения параметра b , при которых отношение дискриминанта уравнения bx2 + 3x + 5 = 0 к квадрату разности его корней равно 5b + 6
Какой номер парковки скрывается за машиной?
11. Пароль состоит из четырех цифр. Цифры могут повторяться. Сколько различных паролей можно создать?
12. Сергей сдает экзамены и получает оценки в баллах. На трех первых экзаменах он набрал в среднем 89 баллов. Сколько баллов он должен получить на следующем экзамене, чтобы в среднем за все экзамены у него было 90?
13. Решите ребус: АX*УХ=2001.
14. У госпожи Ивановой большой огород, план которого показан на рисунке.
Она разделила его на 4 части. Какая часть больше?
№ заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответы | d | c | b | Маша п-б, т-к Надя п-с, т-с Валя п-к, т-б | Одинаково | 101-102=100 | 1000000- лимон 10-яблочко (спорт) |
Максимальные баллы | 1 | 3 | 6 | 7 | 8 | 8 | 3 |
№ заданий | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответы | 1 час ночи | b1 =6 и b2 =-1 | 87 | 10*10*10*10=10000 | недобрал 3 балла (90+3)=93 и (89+89+89+93)/4 =90 | 69*29 | А |
Максимальные баллы | 4 | 10 | 6 | 5 | 5 | 8 | 3 |
Ответы и решения:
1. d) естественных чисел в природе не существует
Примеры: простые числа: 3,5,11,89,…., натуральные числа: 1,2,3,4,5,…; рациональные числа -5,-6,- …. действительные числа - ,5,15,2222,…
2. с) 9.. Исходя из неравенства сторон треугольника: Сумма двух других сторон больше третьей стороны
3. = 22 *3*52=4*3*25=300
4.
Валя | Маша | Надя |
Платье красное | Платье белое | Платье синие |
Туфли белые | Туфли красные | Туфли синие |
5. Ответ: одинаково
Решение: Пусть х рублей первоначальная цена молока.
В первом магазине цена уменьшилась на 40%, то есть составила 0,6х рублей. Во втором магазине после первого понижения цена была 0,8х рублей, а после второго - 0,75(0,8х)=0,6х. Таким образом, молоко в каждом из магазинов вновь стоит одинаково.
6. Ответ: 101-102=100
7. Ответ:1000000- лимон и 10-яблочко (спорт)
8. Ответ: 23+2=1 если к 23 ч. Вечера + 2 часа, то получим 1 час ночи.
9. Решение: Д=32- 4*5*b= 9-20 b, х1= (-3±√9-20 b)/2 b, потом найти (9-20 b)/ ((-3+√9-20 b)/(2 b)-(-3-√9-20 b)/(2 b))2= 5b + 6 или Д/(((-3+√Д)/(2 b)-(-3-√Д)/(2 b) )2= 5b + 6 При возведении в квадрат и делении получим Дb2/Д= 5b + 6, b2-5b -6=0, Д=25+24= 49, b1 =6 и b2 =-1
13 Ответ: Имеем 2001 = 3 . 23 . 29. Поэтому число 2001 можно представить в виде произведения двузначных чисел лишь следующими способами: 69 . 29 или 23 . 87. Подходит только первый вариант.
14. Сосчитать количество клеточек. А
Литература:
Коннова Е.Г. Математика. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. 5-8 класс. Часть 1/Под ред.Лысенко Ф.Ф. – Ростов – на –Дону: Легион;Легион – М,2010
Коннова Е.Г. Математика. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. 6-9 класс. Часть 2/Под ред.Лысенко Ф.Ф. – Ростов – на –Дону: Легион;Легион – М,2010
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи – М.:Дрофа,2006
Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы – М.: Айрис-пресс,2007
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М.:Айрис-пресс,2006
Ершова, А. П. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10 – 11 кл. [Текст] / А.П. Ершова, В. В. Голобородько. - М. : Илекса, 2010. – 176 с.
Зив, Б. Г. Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс: базовый и профильный уровни [Текст] / Б. Г. Зив. – М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
Коликов, А. Ф. Изобретательность в вычислениях / А. Ф. Коликов, А. В. Коликов. - 2-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2009. - 78, [1] с. : ил.; 21 см. - (Познавательно! Занимательно!).
Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kvant.info/