СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательное событие как творческий процесс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается об образовательном событии как специальной форме организации и реализации образовательной деятельности, выстроенной как интенсивная встреча реальной и идеальной форм, которая переживается и осознается человеком как значимая (поворотная) в его собственном образовании, когда человек обретает новые знания, расширяет круг компетентностей, наращивает собственную субъективность, вынужден менять стереотипы действий. 

Просмотр содержимого документа
«Образовательное событие как творческий процесс»

Н.И. Чернышова

О.В. Артюх

МБОУ «Лицей № 2», г. Братск



ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.




Период обучения в школе - это значительная часть жизни ребёнка, когда он не только получает знания, образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат успешность в семейной и профессиональной жизни, конкурентоспособность и востребованность в обществе. Организация таких видов деятельности для педагогического коллектива представляет собой творческий процесс, когда первые результаты, полученные по итогам совместной деятельности обучающихся и учителей, дают направления модернизации ранее проведенных образовательных мероприятий и событий.

В нашем лицее созданы все условия для организации полноценной урочной и внеурочной деятельности, для расширения образовательного пространства через разновозрастное сотрудничество и образовательные события.

Образовательное событие - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм, которая переживается и осознается человеком как значимая (поворотная) в его собственном образовании, когда человек обретает новые знания, расширяет круг компетентностей, наращивает собственную субъективность, вынужден менять стереотипы действий. Ученик попадает в другое пространство (не свой класс), осмысливает другое содержание (не предмет), по-другому взаимодействует с участниками события (другие взрослые и дети). При этом каждый из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель!

В 2013 году при подготовке к проведению Недели науки (традиционное лицейское мероприятие, направленное на развитие исследовательских способностей обучающихся), в педагогическом коллективе возникла идея организации клуба с привлечением обучающихся разного возраста для решения одной многокомпонентной задачи (Таблица 1.)

Оценивая результаты первого опыта работы в разновозрастной группе, организаторы мероприятия констатировали некоторые аспекты проведения данного образовательного события:

- участники группы (ученики 7-го класса) на начальном этапе работы, испытав некоторое замешательство: ЧТО и КАК делать, сориентировались, наблюдая за старшими, и определили, какие задачи для решения выбрали старшеклассники, а какие задачи они смогут решить сами;

- все участники образовательного события проявили корректное владение ранее сформированными знаниями;

- все участники в процессе решения неформальной задачи смогли оценить свои знания в области географии, физики, литературы;

- все участники проявили умения формализовать поставленную нематематическую задачу.

- в ходе проведения образовательного события его организаторы смогли методом проб и ошибок найти оптимальный алгоритм выполнения детьми поставленных перед ними учителем задач для получения конечного продукта при условии сохранения мотивации.

Таблица 1

Характеристики мероприятия

Характеристика мероприятия

Опыт работы 2013

Организационные вопросы

Продолжительность образовательного события – 160 мин.

Форма образовательного события – работа клуба любознательных.

Возраст участников – 7 -11 класс.

Тема мероприятия – «Маршрутом Ж. Верна» по роману «Пять недель на воздушном шаре»

Педагогическая задача

Внедрение технологии разновозрастного обучения.

Цель работы обучающихся (формулируется учителем)

- приобрести новые знания в различных предметных сферах: литературе, физике, географии, математики, черчении, моделировании;

- приобрести опыт работы решения комплексной задачи, выходящей за рамки урочной деятельности;

- приобрести опыт решения комплексной задачи в команде.

Задание

для работы обучающихся

1.Составить краткую характеристику творчества Ж. Верна;

- обратить внимание на особенность его творчества;

- кратко передать сюжетную линию романа «Пять недель на воздушном шаре».

2.Дать характеристику воздушного шара как транспортного средства: принцип действия, управление, бытовые условия путешественников.

3.Рассчитать подъемную силу и размеры воздушного шара с гондолой для путешествия группы учащихся Лицея №2.

3.Изготовить модель воздушного шара и гондолы в масштабе.

4.Составить маршрут путешествия героев романа по физической карте. Предложить маршрут путешествия для группы учащихся на воздушном шаре.

5.Сформулировать ответ на поставленный вопрос:

« Что в произведении Жуля Верна «Пять недель на воздушном шаре» является вымыслом, а что – достижением научной мысли и примером применения достижений промышленного производства».

Результат работы обучающихся

1. Макет воздушного шара, выполненный в масштабе 1: 50;

2. Траектория маршрута путешествия героев романа, применительно к современной географической физической карте.

3. Проект маршрута путешествия на современном воздушном шаре над территорией Иркутской области.

4. Опыт работы в коллективе единомышленников разного возраста.

5. Новые знания, приобретенные за рамками учебной программы и опыт применения этих знаний для получения готового продукта – способность к решению нестандартных задач.

Результат работы педагогов

Осмысление принципов организации образовательных событий, ориентированных на приобретение учениками метапредметных знаний


В 2015 году это модернизированное образовательное событие было проведено в рамках региональной стажировочной площадки при активном участии стажеров.

Образовательное событие носило неопределенный характер, как для организаторов, так и для участников, поскольку:

  1. ученикам не объясняли, что надо делать, они были погружены в «экстремальные» условия благодаря не только содержанию, но и формату: когда группы формировались из обучающихся разных классов (7-11 класс) по жребию, в качестве их руководителей выступали новые «лица», решаемую задачу нельзя было отнести ни к одному из изучаемых предметов;

  2. члены команды определяли примерные сроки выполнения задания (от 2 недель до нескольких месяцев)

  3. цели-результаты определяли сами члены команды (Какую проблему мы хотим рассмотреть? Что хотим получить? Каким будет итоговый продукт - схема, карта, модель, стенгазета, сценарий?) (Таблица 2).

Таблица 2

Характеристики мероприятия

Характеристика мероприятия

Опыт работы - 2015

Организационные вопросы

Продолжительность мероприятия – 40 мин. один раз в неделю, 8 недель.

Форма образовательного события – работа клуба любознательных.

Возраст участников – 7 -11 класс.

Тема мероприятия – «Маршрутом Жюля Верна» по роману «Пять недель на воздушном шаре»

Педагогическая задача

Реализация программы внеурочной деятельности

Внедрение технологии разновозрастного обучения.

Цель работы обучающихся

Различные варианты цели сформулированы участниками образовательного события

Задание для обучающихся

1.Найти взаимосвязь понятий:вымысел, литература, художественная литература, наука, научный труд, научное открытие, научная фантастика, творчество.

2. Сформулировать ответ на вопрос: «Что в произведении Жюля Верна «Пять недель на воздушном шаре» является вымыслом, а что - достижением научной мысли и примером применения достижений промышленного производства того времени ».

3.Найти форму «продукта», с помощью которой можно представить другим лицеистам результаты проведенных исследований.

Результат работы обучающихся

1.Приобретение опыта анализа разноаспектных понятий и их взаимосвязи в смысловом пространстве.

2. Приобретение опыта анализа совокупности решения комплекса более мелких задач для ответа на поставленный проблемный вопрос.

3. Приобретение опыта принятия коллективного решения о направлении дальнейшей деятельности группы.

4. Приобретение опыта планирования коллективной работы и определения индивидуального вклада в общее дело.

5. Приобретение опыта реализации принятых на себя обязательств.

6. Формирование метапредметных знаний в процессе решения выбранной проблемы.

Результат работы педагогов

Осмысление принципов организации образовательных событий, ориентированных на приобретение учениками метапредметных знаний

Участники данного образовательного события пытались найти взаимосвязь понятий: вымысел, литература, научная фантастика, наука, творчество.

Далее обсуждали проблемные вопросы, составляя примерный перечень задач, которые надо решить, чтобы ответить на вопрос: «Правда ли, что…?»:

- Жюль Верн никогда не принимал участия в путешествиях и все свои приключенческие романы он придумал за своим письменным столом, руководствуясь сообщениями газет о тех или иных научных открытиях;

- возможно ли пребывание человека на воздушном шаре в течение пяти недель (более месяца), какие должны быть созданы условия для этого;

- какова была реальная, для того времени, дальность полета воздушного шара, наполненного водородом;

как он управлялся, каковы возможности воздушного шара как транспортного средства того времени в сравнении с современными условиями воздухоплавания;

- насколько реален и логичен маршрут путешествия героев романа в соответствии с опубликованными географическими открытиями на момент выхода в свет романа?

В итоге, для разработки ребята выбрали следующие проблемы:

1-я группа: Возможно ли пребывание человека на воздушном шаре в течение пяти недель (более месяца), какие должны быть созданы условия для этого.

2-я группа: Насколько реален и логичен маршрут путешествия героев романа в соответствии с опубликованными географическими открытиями на момент выхода в свет романа.

Разработка конечного продукта, который все группы должны были показать другим лицеистам, осуществлялась в рамках внеурочной деятельности в течение второй четверти, для совместной работы были использованы вторая половина каждой субботы. При этом было важно, что образовательное событие формально закончилось, а в сознании участника остается очень долго, если ребенок понимал, зачем он пришел и что возьмет с собой.

Готовый продукт первой группы – это модель воздушного шара с гондолой в масштабе 1:100, список необходимых продуктов и вещей?

Готовым продуктом, выполненным участниками второй группы, стала географическая карта с нанесенным маршрутом путешествия, описание географических зон с их флорой и фауной.

В своих рефлексивных листах ребята отметили следующее:

- им было интересно работать в группе;

- они научились распределять обязанности и строго их выполнять;

- грамотное планирование обеспечивает системную работу и приводит к получению качественному продукту;

- убедились, что вымысел может стать источником научного открытия.

Таким образом, опыт проведения этого образовательного события наглядно демонстрирует возможность развития педагогического творчества, и внедрение ФГОС не кажется уже таким невозможным.

Смелее экспериментируйте! Ищите новые формы! Задавайте энергетику и мотивируйте учеников!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы. Павлова И.С. учитель русского языка и литературы Макаровской основной общеобразовательной школа Рыбинского МР Ярославской области. www.dissercat.com/.../obuchenie-v-raznovozrastnykh-gruppakh- uchashchikhsya-selskoi-malochislennoi-shkoly

  2. Урок по физике 7 кл Воздухоплавание. Учитель Кириллова Т. Л., МОУ ООШ №12, с. Тереховка Надеждинский районskypeline.ru/uchebnoe-posobie/urok-po-fizike-7-kl


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!