СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт-терапия как средство развития творческого воображения старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шачнева И.В. Воспитатель МДОУ детский сад № 9 «Цсемицветик» г.о. Серпухов Арт-терапия как средство развития творческого воображения старших дошкольников. Творческое воображение детей 6-7 лет рассматривается как неотделимая часть образовательного процесса образования и воспитания; как закономерно - целенаправленное видоизменение внутренней структуры творческого воображения и внешних форм его проявления, результатом которого становятся новые качественные состояния, где неоспоримой основой выступает единство возможного и действительного; как регуляционный процесс, то есть внутреннее движение, самодвижение детей от начального уровня творческих способностей до высокого, если идет в соответствии с особенностями и возможностями каждого ребенка[20,с.79]. В последние годы возросла заинтересованность педагогов к устройству влияния искусства на дошкольников с вопросами в процессе развития и обучения. Современная педагогика и психология в существенной мере направлена на применение в работе педагогов разнообразных видов искусства как значительного средства формирования гармоничной личности дошкольника, его нравственного и эстетического развития. В настоящее время в практике дошкольного образования обширно используя такой термин, как «арт-терапия». Современные образовательные учреждения используют арт-терапию как метод раскрытия творческого потенциала человека, высвобождения его скрытых энергетических резервов и нахождения им в итоге оптимальных способов решения своих проблем. В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Арт- терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит. В настоящее время в практике дошкольного образования обширно используя такой термин, как «арт-терапия». Термин «Арт-терапия» (дословного - лечение искусством) был внедрен в практику А. Хиллом. По М. Либману, арт-терапия - это применение средств искусства для трансляции чувств и других проявлений психики с целью трансформации структуры его миропонимания. Суть арт-терапии, по определению Л.Д. Лебедевой, в более общем виде устанавливается как «синтез двух разделов научного знания (искусства и педагогического процесса), снабжающих теорию и практику педагогического процесса художественного развития дошкольников, и вопросы воспитания основ художественной культуры через искусство и художественно творческую деятельность». В Большой Российской энциклопедии указано, что арт-терапия - это способы и технологии воспитания детей через искусство и художественную деятельность. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых психологами, психотерапевтами и даже педагогами в своей работе. Слово «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива посредством художественной деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды терапии: изо-терапию (рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве); библио-терапию (литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений); музыкотерапию, сказко-терапию, телесно-двигательную, танцевальную и др. В работе с детьми важно использовать гибкие формы работы. Основные задачи, которые содержит в себе данные методы: развитие самоконтроля; облегчение общения в социуме; своевременное выявление психологических проблем; обучение концентрации на чувствах и ощущениях; комплексное психотерапевтическое лечение (вспомогательный метод); выявление творческих способностей и т. д. Перспективным направлением в развитии творческого воображения на наш взгляд можно считать сказкотерапию. Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит дошкольника понимать эмоциональное состояние окружающих. «При использовании метода сказкотерапии в развитии воображения необходимо учитывать следующие принципы: 1. Принцип осознанности. Основной акцент делается на осознании причинно - следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача психолога - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки. 2. Принцип множественности (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). В этом случае задача - показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон; 3. Принцип реальности (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях . Сказки в литературных источниках классифицируются по разным основаниям. В сказкотерапевтическом процессе на данный момент выделяют пять видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич -Евстигнеевой): художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические, психокоррекционные. Д.Д. Нагишин предложил пять законов, которые нужно учитывать при работе с методом сказкотерапией: «1. Одушевление предметов и явлений природы. 2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы. 3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи. Чудесные превращения и обращения. 5. Гиперболизация». На основе обобщения опыта практиков образования нами были выделены следующие направления работы со сказкой: 1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются. 2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом. 3. «Почему герой так поступил?» - то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» - «плохо». 4. Проигрывание эпизодов сказки (элементы театрализации). Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и «сыграть» эмоции. 5. Использование сказки как притчинравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации. 6. Переделка или творческая работа по мотивам сказки. Таким образом, при использовании метода сказкотерапии с целью развития воображения можно предложить следующий алгоритм работы: Чтение сказки (Выразительное чтение. Чтение по ролям. Различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды. Сопоставление вариантов сказок и другие виды работ. Упражнения на ритмизацию. Например, движение героев сказки. Психогимнастика. Пантомические этюды. Театрализация. Постановка кукольных спектаклей. Имиджтерапия (мгновенное преображение). Изотерапия (рисование по мотивам сказки наиболее значимого для них отрывка). Творческое рассказывание по картинкам или составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Введение в сюжет сказки нового героя. Изменение сказочной развязки и т.д. Список литературы 1. Борецка И. Библиотерапия: лекции/ И.Борецка; пер. с польского И.Ф.Притульчик. – Гродно: ГрГУ, 2007. – 99 с. 2. Колошина Т.Ю.,Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера.-СПб.: Речь, 2010. - 189с. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с. 4. Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми/ О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. - М.: ФОРУМ, 2013. – 152с.

Просмотр содержимого документа
«Арт-терапия как средство развития творческого воображения старших дошкольников»

Шачнева И.В. Воспитатель МДОУ детский сад

№ 9 «Цсемицветик»

г.о. Серпухов


Арт-терапия как средство развития творческого воображения старших дошкольников.


Творческое воображение детей 6-7 лет рассматривается как неотделимая часть образовательного процесса образования и воспитания; как закономерно - целенаправленное видоизменение внутренней структуры творческого воображения и внешних форм его проявления, результатом которого становятся новые качественные состояния, где неоспоримой основой выступает единство возможного и действительного; как регуляционный процесс, то есть внутреннее движение, самодвижение детей от начального уровня творческих способностей до высокого, если идет в соответствии с особенностями и возможностями каждого ребенка[20,с.79].

В последние годы возросла заинтересованность педагогов к устройству влияния искусства на дошкольников с вопросами в процессе развития и обучения. Современная педагогика и психология в существенной мере направлена на применение в работе педагогов разнообразных видов искусства как значительного средства формирования гармоничной личности дошкольника, его нравственного и эстетического развития. В настоящее время в практике дошкольного образования обширно используя такой термин, как «арт-терапия».

Современные образовательные учреждения используют арт-терапию как метод раскрытия творческого потенциала человека, высвобождения его скрытых энергетических резервов и нахождения им в итоге оптимальных способов решения своих проблем.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку

возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Арт- терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию.

Сам ребенок, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит.

В настоящее время в практике дошкольного образования обширно используя такой термин, как «арт-терапия». Термин «Арт-терапия» (дословного - лечение искусством) был внедрен в практику А. Хиллом.

По М. Либману, арт-терапия - это применение средств искусства для трансляции чувств и других проявлений психики с целью трансформации структуры его миропонимания.

Суть арт-терапии, по определению Л.Д. Лебедевой, в более общем виде устанавливается как «синтез двух разделов научного знания (искусства и педагогического процесса), снабжающих теорию и практику педагогического процесса художественного развития дошкольников, и вопросы воспитания основ художественной культуры через искусство и художественно творческую деятельность».

В Большой Российской энциклопедии указано, что арт-терапия - это способы и технологии воспитания детей через искусство и художественную деятельность.

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых психологами, психотерапевтами и даже педагогами в своей работе.

Слово «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива посредством художественной деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды терапии: изо-терапию (рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве); библио-терапию (литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений); музыкотерапию, сказко-терапию, телесно-двигательную, танцевальную и др. В работе с детьми важно использовать гибкие формы работы.

Основные задачи, которые содержит в себе данные методы: развитие самоконтроля; облегчение общения в социуме; своевременное выявление психологических проблем; обучение концентрации на чувствах и ощущениях; комплексное психотерапевтическое лечение (вспомогательный метод); выявление творческих способностей и т. д.

Перспективным направлением в развитии творческого воображения на наш взгляд можно считать сказкотерапию.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит дошкольника понимать эмоциональное состояние окружающих.

«При использовании метода сказкотерапии в развитии воображения необходимо учитывать следующие принципы:

  1.  Принцип осознанности. Основной акцент делается на осознании причинно - следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача психолога - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже

если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

  1.  Принцип множественности (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). В этом случае задача - показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон;

  2.  Принцип реальности (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях . Сказки в литературных источниках классифицируются по разным основаниям.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент выделяют пять видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич -Евстигнеевой): художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические, психокоррекционные. Д.Д. Нагишин предложил пять законов, которые нужно учитывать при работе с методом сказкотерапией:

«1. Одушевление предметов и явлений природы. 2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы. 3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи. Чудесные превращения и обращения. 5. Гиперболизация».

На основе обобщения опыта практиков образования нами были выделены следующие направления работы со сказкой:

  1.  Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.

  2.  Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.

  3.  «Почему герой так поступил?» - то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии

«хорошо» - «плохо».

  1.  Проигрывание эпизодов сказки (элементы театрализации). Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и «сыграть» эмоции.

  2.  Использование сказки как притчинравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации. 6. Переделка или творческая работа по мотивам сказки.

Таким образом, при использовании метода сказкотерапии с целью развития воображения можно предложить следующий алгоритм работы: Чтение сказки (Выразительное чтение. Чтение по ролям. Различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды.

Сопоставление вариантов сказок и другие виды работ. Упражнения на ритмизацию. Например, движение героев сказки. Психогимнастика. Пантомические этюды.

Театрализация. Постановка кукольных спектаклей. Имиджтерапия (мгновенное преображение). Изотерапия (рисование по мотивам сказки наиболее значимого для них отрывка).

Творческое рассказывание по картинкам или составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Введение в сюжет сказки нового героя. Изменение сказочной развязки и т.д.


Список литературы

  1. Борецка И. Библиотерапия: лекции/ И.Борецка; пер. с польского И.Ф.Притульчик. – Гродно: ГрГУ, 2007. – 99 с.

  2. Колошина Т.Ю.,Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера.-СПб.: Речь, 2010. - 189с.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО

«Речь», 2000. - 310с.

  1. Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми/ О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. - М.: ФОРУМ, 2013. – 152с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!