СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок ""Географические координаты

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка составлена для урока географии в 6 классе. Она позволит закрепить и обобщить ранее полученные знания по теи=ме "Географические координаты"

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок ""Географические координаты»

Обобщающий урок по теме : « Географическая карта»

Цель урока: - повторить тему “Географическая карта”; применить знания по определению географических координат, измерению высот и глубин, направлений на карте; проследить причинно-следственный связи, развивать познавательный интерес к географии.

Задачи урока:

Образовательные:

закрепить и обобщить ранее полученные знания по теме «Географическая карта»

Развивающие:

  • способствовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы;

  • развивать умение логически мыслить, обосновывать свой ответ;

  • решать задачи творческого содержания;

  • развивать умение воспринимать словесную и наглядную информацию;

  • расширять познавательный интерес.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно и в группах.


Тип урока: Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний  с  использованием элементов игры и элементов соревнования.

Средства обучения: атласы 6 класса, физическая карта полушарий, раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация.

Формы работы: Сочетание индивидуальной, фронтальной и групповой работы, практические задания, игровые ситуации

Планируемые результаты:

Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; формирование представлений о едином географическом пространстве.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Предметные: закрепить умение работы с географической картой: определять географические координаты, расстояние по карте, абсолютные высоты и глубины.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический

Оборудование на доске: физическая карта России, физическая карта Африки, физическая карта полушарий (или мира), настенная контурная карта, маркеры, пунсоны.

Оборудование на партах: атласы 6, 7 классов, контурные карты для детей, цветные карандаши.

При подготовке к уроку детям было предложено ещё раз прочитать произведение

К.И. Чуковского “Доктор Айболит” и подумать над тем, как Айболит попал в Африку.

Организационный момент. Проверка наличия всего необходимого на уроке в игровой форме.

Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.
Покажите карандаш,
Он дружок сегодня наш.
Карта тоже нам нужна,
Книга, лучше не одна.
Атлас, ручка и пунсон,
И дневник конечно.

Проверка домашнего задания. Повторения понятий по теме “Географическая карта” и детям задаются вопросы:

  • Что называется географической широтой?

  • Долготой?

  • Что такое географические координаты?

  • Как определить направление по карте?

  • Через какой город проходит нулевой меридиан?

  • Какие материки пересекает нулевой меридиан?

  • Какое детское литературное произведение посвящено одному из этих материков?

Объявление темы: - Сегодня мы попробуем применить полученные ранее знания на практике и поможем доктору Айболиту проложить его путь на карте.

Дети записывают в контурных картах число, название карты “Карта путешествия Айболита”, открывают физическую карту полушарий и карту Африки.

Учитель: Давайте попробуем выяснить, где же живет доктор Айболит? (зачитывается отрывок из сказки)

“Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица….” (Возможно это опушка леса, небольшая поляна и т.д.).

Учитель: “…И прибежала зайчиха,
И закричала “Ай, ай!”
Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай.
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки…”

(Опушка леса должна находиться где-то на окраине большого города, где ходят трамваи).

Учитель:

  • Какого города?

  • Может быть Архангельска?

  • Москвы?

  • Санкт-Петербург?

  • А может это наш родной город?

(ученики приходят к выводу, что это скорее всего город Владикавказ , т.к, “…и пришла к Айболиту лиса,…и прибежал зайчик, и пришел медведь…”, т.е. город должен находиться в лесной зоне. По карте видно, что на Лесистом хребте расположен лес.)

Учитель: А сейчас мы определим по карте координаты Владикавказа и отметим его на контурной карте. ( Учитель параллельно отмечает город на настенной контурной карте).

Владикавказ 43 ͨ с.ш. ; 44 ͨ в. д.

Учитель: - Куда спешил Айболит? (зачитывает отрывок)

“…Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
Вот Вам телеграмма
От гиппопотама…” ( В Африку)

Учитель: “…Ладно, ладно побегу
Вашим детям помогу!
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?...”
“…Мы живем на Занзибаре
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-По
По широкой Лимпопо…”

Ученики ищут названные объекты на карте Африки и, кто первый нашел, выходит и прикрепляет пунсон на настенную карту Африки.

Учитель: Ребята, а что имел в виду К.И.Чуковский, когда говорил о горе Фернандо-По?

(Дети догадываются, что это вулкан Килиманджаро и по заданию учителя определяют его координаты и отмечают его на контурной карте, а учитель отмечает объект на настенной карте).

Килиманджаро 3 ͨ ю.ш.; 37 ͨ в. д.

Учитель: А теперь начнем прокладывать маршрут доктора Айболита на контурной карте. - Куда надо идти из Владикавказа, чтоб попасть в Африку?” (Дети: на юго - запад).

- В какое время года Айболит получил телеграмму? (Дети: летом)

Учитель: “…И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит
И одно только слово твердит:
“Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!”
А в лицо ему ветер, и снег, и град…”

Учитель: Он должен был идти на юг, но по рассеянности побежал не на юго - запад, а на восток.

Учитель: “…И вот переел ними море
Бушует, шумит на просторе…”

- Какое это может быть море?

По карте дети определяют, что это может быть Черное или Азовское море.

Учитель: “…Но тут выплывает кит-
Садись на меня, Айболит!...”

- Ребята, глубоко ли плавают киты?

- Как определить глубину морей? (Дети – по шкале глубин)

- Давайте определим глубину морей:

  • 1 вариант – Азовского моря

  • 2 вариант – Черного моря

-В каком море могут плавать киты?

(Черное море глубже, значит киты могли бы плавать только в Черном море, а вАзовском - слишком мелко). (подписывают глубины в контурной карте, учитель подписывает на настенной карте)

Учитель: Откройте физическую карту России и определите крупный порт на берегу Черного моря.

(Это Новороссийск. Они определяют его координаты и отмечают в контурной .карте). (учитель – на настенной карте)

Новороссийск – 44 ͨ с.ш.; 37 ͨ в.д.

Учитель: Итак, Айболит сел на кита и поплыл в Африку, через пролив Босфор в Средиземное море?

Ученики :Подписывают на карте Средиземное море.

Учитель: Айболит высадился на северо – западном берегу Африки.

Дети: определяют, что на северо-западном берегу Африки.

Учитель: “…И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти…”

- Какие горы встали на пути доктора? И Почему вы так решили? ( Это Атласские горы)

Учитель: - Как определить среднюю высоту гор? (Дети: по шкале высот)

  • Определите среднюю высоту Атласских гор. Карандашом соответствующего цвета нарисуйте их на контурной карте.

  • Определите какой город расположен у подножия этих гор? (Касабланка)

  • Определите координаты Касабланки и отметьте его на контурной карте. (Учитель – на настенной карте).

Касабланка – 33 ͨ с.ш. ; 7 ͨ в.д.

Учитель: “…И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы…” ,

т.е. дальше Айболит полетел на орле.

Учитель выясняет у детей, опираясь на знания, полученные в начальной школе, далеко ли летают орлы, и куда приземлился доктор.

“… Сидит и плачет в Африке
Печальный Гиппо-По.
Он в Африке, он в Африке под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит,
Не едет ли в кораблике доктор Айболит?...”

Дети предполагают, что он должен приземлиться где-то на побережье туда, куда могут добраться и страусята, и носороги, и слоны, и бегемоты, и верблюды

Учитель просит открыть в атласах 7 класса карту “Природных зон” и поясняет, что носороги, страусы и слоны и жирафы живут в саванне. А верблюды (дети знают) в пустыне. Поэтому орёл должен приземлиться где то на границе этих природных зон.

Пользуясь условными знаками карты, ученики определяют, что на границе саванны и пустыни, на побережье, находится город Дакар.

- Определите его координаты и отметьте в контурной карте.

Дакар – 14 ͨ с.ш. ; 17 ͨ в.д.

- Почему город Дакар можно считать конечной точкой путешествия Айболита? ( Туда могут быстро и легко добраться звери из разных зон и акула из океана.)

-А сейчас ответственный момент, вам необходимо соединить все пункты остановок доктора Айболита. Красной пунктирной линией - путь по суше. Синей – морской путь.

- Как можно определить расстояние между пунктами на карте? ( с помощью масштаба)

- Измерьте расстояние между Владикавказом и Новороссийском , Касабланкой и Дакаром и подсчитать путь в км.

Записывают ответ.

Ученикам даётся время на оформление контурной карты, затем они сдают контурные карты на проверку.

Учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учеников, объявляет оценки.

Домашнее задание: Нарисовать то, что мог увидеть Айболит в своём путешествии.



Анализ урока.

Данная выбранная тема способствует формированию и развитию у обучающихся универсальных учебных действий на каждом этапе урока. Опора на знания, полученные ранее и связь с жизнью помогают детям участвовать в практической деятельности. Все это в совокупности даёт возможность развитию потенциала каждого обучающегося, полученные результаты на данном уроке в дальнейшем необходимы как на уроках географии, так и в жизни.

Выбор методов и приёмов оправданно соответствует целям урока. Мотивационное поле создано на разных этапах урока.

Работа на уроке ведётся индивидуально и в то же время в группе, результат труда зависит от вклада каждого ученика. Это способствует развитию коммуникативных умений. При этом каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Работа в парах способствует разрешению конфликтных ситуаций, позволяет управлять поведением партнёра : вести контроль, проводить коррекцию, оценивать действия.

Материал урока имеет ценностные ориентации , научность, доступен для данного возраста детей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!