Обобщающий урок по теме : « Географическая карта»
Цель урока: - повторить тему “Географическая карта”; применить знания по определению географических координат, измерению высот и глубин, направлений на карте; проследить причинно-следственный связи, развивать познавательный интерес к географии.
Задачи урока:
Образовательные:
закрепить и обобщить ранее полученные знания по теме «Географическая карта»
Развивающие:
способствовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы;
развивать умение логически мыслить, обосновывать свой ответ;
решать задачи творческого содержания;
развивать умение воспринимать словесную и наглядную информацию;
расширять познавательный интерес.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно и в группах.
Тип урока: Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний с использованием элементов игры и элементов соревнования.
Средства обучения: атласы 6 класса, физическая карта полушарий, раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация.
Формы работы: Сочетание индивидуальной, фронтальной и групповой работы, практические задания, игровые ситуации
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; формирование представлений о едином географическом пространстве.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Предметные: закрепить умение работы с географической картой: определять географические координаты, расстояние по карте, абсолютные высоты и глубины.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический
Оборудование на доске: физическая карта России, физическая карта Африки, физическая карта полушарий (или мира), настенная контурная карта, маркеры, пунсоны.
Оборудование на партах: атласы 6, 7 классов, контурные карты для детей, цветные карандаши.
При подготовке к уроку детям было предложено ещё раз прочитать произведение
К.И. Чуковского “Доктор Айболит” и подумать над тем, как Айболит попал в Африку.
Организационный момент. Проверка наличия всего необходимого на уроке в игровой форме.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.
Покажите карандаш,
Он дружок сегодня наш.
Карта тоже нам нужна,
Книга, лучше не одна.
Атлас, ручка и пунсон,
И дневник конечно.
Проверка домашнего задания. Повторения понятий по теме “Географическая карта” и детям задаются вопросы:
Что называется географической широтой?
Долготой?
Что такое географические координаты?
Как определить направление по карте?
Через какой город проходит нулевой меридиан?
Какие материки пересекает нулевой меридиан?
Какое детское литературное произведение посвящено одному из этих материков?
Объявление темы: - Сегодня мы попробуем применить полученные ранее знания на практике и поможем доктору Айболиту проложить его путь на карте.
Дети записывают в контурных картах число, название карты “Карта путешествия Айболита”, открывают физическую карту полушарий и карту Африки.
Учитель: Давайте попробуем выяснить, где же живет доктор Айболит? (зачитывается отрывок из сказки)
“Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица….” (Возможно это опушка леса, небольшая поляна и т.д.).
Учитель: “…И прибежала зайчиха,
И закричала “Ай, ай!”
Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай.
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки…”
(Опушка леса должна находиться где-то на окраине большого города, где ходят трамваи).
Учитель:
(ученики приходят к выводу, что это скорее всего город Владикавказ , т.к, “…и пришла к Айболиту лиса,…и прибежал зайчик, и пришел медведь…”, т.е. город должен находиться в лесной зоне. По карте видно, что на Лесистом хребте расположен лес.)
Учитель: А сейчас мы определим по карте координаты Владикавказа и отметим его на контурной карте. ( Учитель параллельно отмечает город на настенной контурной карте).
Владикавказ 43 ͨ с.ш. ; 44 ͨ в. д.
Учитель: - Куда спешил Айболит? (зачитывает отрывок)
“…Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
Вот Вам телеграмма
От гиппопотама…” ( В Африку)
Учитель: “…Ладно, ладно побегу
Вашим детям помогу!
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?...”
“…Мы живем на Занзибаре
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-По
По широкой Лимпопо…”
Ученики ищут названные объекты на карте Африки и, кто первый нашел, выходит и прикрепляет пунсон на настенную карту Африки.
Учитель: Ребята, а что имел в виду К.И.Чуковский, когда говорил о горе Фернандо-По?
(Дети догадываются, что это вулкан Килиманджаро и по заданию учителя определяют его координаты и отмечают его на контурной карте, а учитель отмечает объект на настенной карте).
Килиманджаро 3 ͨ ю.ш.; 37 ͨ в. д.
Учитель: А теперь начнем прокладывать маршрут доктора Айболита на контурной карте. - Куда надо идти из Владикавказа, чтоб попасть в Африку?” (Дети: на юго - запад).
- В какое время года Айболит получил телеграмму? (Дети: летом)
Учитель: “…И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит
И одно только слово твердит:
“Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!”
А в лицо ему ветер, и снег, и град…”
Учитель: Он должен был идти на юг, но по рассеянности побежал не на юго - запад, а на восток.
Учитель: “…И вот переел ними море
Бушует, шумит на просторе…”
- Какое это может быть море?
По карте дети определяют, что это может быть Черное или Азовское море.
Учитель: “…Но тут выплывает кит-
Садись на меня, Айболит!...”
- Ребята, глубоко ли плавают киты?
- Как определить глубину морей? (Дети – по шкале глубин)
- Давайте определим глубину морей:
-В каком море могут плавать киты?
(Черное море глубже, значит киты могли бы плавать только в Черном море, а вАзовском - слишком мелко). (подписывают глубины в контурной карте, учитель подписывает на настенной карте)
Учитель: Откройте физическую карту России и определите крупный порт на берегу Черного моря.
(Это Новороссийск. Они определяют его координаты и отмечают в контурной .карте). (учитель – на настенной карте)
Новороссийск – 44 ͨ с.ш.; 37 ͨ в.д.
Учитель: Итак, Айболит сел на кита и поплыл в Африку, через пролив Босфор в Средиземное море?
Ученики :Подписывают на карте Средиземное море.
Учитель: Айболит высадился на северо – западном берегу Африки.
Дети: определяют, что на северо-западном берегу Африки.
Учитель: “…И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти…”
- Какие горы встали на пути доктора? И Почему вы так решили? ( Это Атласские горы)
Учитель: - Как определить среднюю высоту гор? (Дети: по шкале высот)
Определите среднюю высоту Атласских гор. Карандашом соответствующего цвета нарисуйте их на контурной карте.
Определите какой город расположен у подножия этих гор? (Касабланка)
Определите координаты Касабланки и отметьте его на контурной карте. (Учитель – на настенной карте).
Касабланка – 33 ͨ с.ш. ; 7 ͨ в.д.
Учитель: “…И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы…” ,
т.е. дальше Айболит полетел на орле.
Учитель выясняет у детей, опираясь на знания, полученные в начальной школе, далеко ли летают орлы, и куда приземлился доктор.
“… Сидит и плачет в Африке
Печальный Гиппо-По.
Он в Африке, он в Африке под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит,
Не едет ли в кораблике доктор Айболит?...”
Дети предполагают, что он должен приземлиться где-то на побережье туда, куда могут добраться и страусята, и носороги, и слоны, и бегемоты, и верблюды
Учитель просит открыть в атласах 7 класса карту “Природных зон” и поясняет, что носороги, страусы и слоны и жирафы живут в саванне. А верблюды (дети знают) в пустыне. Поэтому орёл должен приземлиться где то на границе этих природных зон.
Пользуясь условными знаками карты, ученики определяют, что на границе саванны и пустыни, на побережье, находится город Дакар.
- Определите его координаты и отметьте в контурной карте.
Дакар – 14 ͨ с.ш. ; 17 ͨ в.д.
- Почему город Дакар можно считать конечной точкой путешествия Айболита? ( Туда могут быстро и легко добраться звери из разных зон и акула из океана.)
-А сейчас ответственный момент, вам необходимо соединить все пункты остановок доктора Айболита. Красной пунктирной линией - путь по суше. Синей – морской путь.
- Как можно определить расстояние между пунктами на карте? ( с помощью масштаба)
- Измерьте расстояние между Владикавказом и Новороссийском , Касабланкой и Дакаром и подсчитать путь в км.
Записывают ответ.
Ученикам даётся время на оформление контурной карты, затем они сдают контурные карты на проверку.
Учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учеников, объявляет оценки.
Домашнее задание: Нарисовать то, что мог увидеть Айболит в своём путешествии.
Анализ урока.
Данная выбранная тема способствует формированию и развитию у обучающихся универсальных учебных действий на каждом этапе урока. Опора на знания, полученные ранее и связь с жизнью помогают детям участвовать в практической деятельности. Все это в совокупности даёт возможность развитию потенциала каждого обучающегося, полученные результаты на данном уроке в дальнейшем необходимы как на уроках географии, так и в жизни.
Выбор методов и приёмов оправданно соответствует целям урока. Мотивационное поле создано на разных этапах урока.
Работа на уроке ведётся индивидуально и в то же время в группе, результат труда зависит от вклада каждого ученика. Это способствует развитию коммуникативных умений. При этом каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Работа в парах способствует разрешению конфликтных ситуаций, позволяет управлять поведением партнёра : вести контроль, проводить коррекцию, оценивать действия.
Материал урока имеет ценностные ориентации , научность, доступен для данного возраста детей.